КОЛДОВСКОЙ СЛОВАРИК | Back | Next | Begin |

.



  

           н1. НАСЬКА-ЧЕРНИГОВКА.  В 1638 году, по делу Дарья Ломано-
         вой проходили ведьмы, "вещунки", "вещие жонки": Улька, Нась-
         ка-Черниговка, Дунька, Феклица, Машка-Козмиха.
           Чем же, однако, занимались эти страшные" колдуньи? Обычным
         своим "колдовским" делом.  "Чаровницы" предлагали, фактичес-
         ки, психо-секс-услуги.  В  те годы это вершилось посредством
         наговоров над какой-либо вещью.  Так, к московской чародейке
         Наське-Черниговке прибегали  женщины,  страдавшие от побоев,
         которыми награждали их мужья.
           Колдунья должна  была  "отымать сердца и ревность от мужь-
         ев", а когда жены жаловались на холодность мужей -  приворо-
         жить их и отнять "сердцо и ум".
           Наська наговариала "волшебные слова" на "соль,  мыло и бе-
         лила". После  -  приказывала  женщинам  мылом  умываться,  а
         белилами - белиться. Соль же(зачастую с соответствующей екс-
         хим-добавкой) велено было класть в питье и яство мужьям. Еще
         забирали у женщин ворот рубашки("мужнин ошейник")  и сжигала
         его, наговаривала  на  пепел и - так же приказывала сыпать в
         питье мужу.
           Завораживая соль,  чародейка приговаривала:  "Как тое соль
         люди в естве любят,  так бы муж жену любил..."  Над  мыло  -
         другое: "сколь скоро мыло с лица смоются, столько бы муж же-
         ну полюбил..."
           Когда сжигался ворот рубашки, колдунья говорила: "Как кова
         была рубашка на теле,  такое бы муж к жене  был..."  Сжженый
         ворот рубашки  служил также и для умилостивления господ. Вот
         для этого-то и надобно было подсыпать пеплом на  след, когда
         господин или госпожа будут идти.
           Одна из таких жертв наивно призналась,  что, когда она ис-
         полнила все наученное над своим мужем, то муж вместо ожидае-
         мой желанной перемены к добру,  вместо любви и ласки -  чуть
         не убил ее. Тогда она, увидев, что от "чардейства" нет ника-
         кой помощи,  выбрсила скусно  "заколдованные",  заговоренные
         вещи.
           Увы, как показывает практика,  колдовство почти всегда сос-
         тояло лишь из эффектной мишуры слов и ритуалов,  и небольшо-
         го, обычно довольно простого знания секретов химии и физики,
         биологии и медицины.
н2. НЕСТЕРЕНКО САВВА. В 1746 году в Кременецком городском суде рассматривалась тяжба между неким Зеневичем и его же- ною, и тестем Саввою Нестеренко. На суде выяснилось, что дочь Нестеренко была матерью насильно выдана замуж за Зене- вича, когда ей было всего лиш еще... 9 лет от роду! Выросши, она почувствовала отвращение к своему мужу, кото- рый был намного старше ее, и, режила расстаться с ним, при помощи чародейства. До смертного яда, правда, дело не дошло. Муж, правда, жа- ловался суду, что жена насыпает ему что-то в сапоги. Обвиня- еая этого факта не отрицала, но объяснила суду, что этот по- рошок безвредный и долженлишь внушить мужу -отвращеие к жене. Суд признал, что это дело "исполнено соблазна", то есть, иными словами, что обстоятельства были таковы, что и впрямь - толкали на какое-то преступление...
о1.ОТРЕМЬЕВ КАЛИНКА, БОБЫЛЬ. Некоторые обстоятельства сра- зу же подводили расследующего к мысли о намечаемом колдовстве. Например, в следующем примере: "В 1677 году приведен был в съезжую избу бобыль Калинка Ортемьев, и вынуты у него из узлов(узлов не магических, а прстых, "походных"): травы, коренья, табак, кость жженая с воском, змея и летучие мыши, а в распросе и с пытки показал, что все эти снадобья дал ему коновал Симон-немчин(иноземец, немец - А. А.). Велено было пытать его вторично и допрашивать с еликим пристрастием(с усиленной пыткой - А.А.), и что он покажет - в том донести государю..." Чем кончилось это дело, правда, неизвестно, но весь список "колдовских" веществ и предметов, в общем-то говоил за то, что речь шла о простом наборе лекаря-знахаря...
п1.ПОПОВ СЕМЕН. Каждая эпоха была труднадля живущих в ней. И если одни справлялись, то другие не совсем. Такие нуждаю- щиеся делились на несколько групп: одни, по привычке, взыва- ли к небесам, но другие, убедившись что эти молитвы большого прока не приносят, искали пути наладить контакты с противо- положной строной, с... чертом! Так, скажем, попытался псту- питть солдат Семен Попов. В 1758 году, в крепости Кронштадт, будучи на гаупвахте, в карауле, он "желая ... получить себе ч(е)рез дьявола богатс- тво и ч(е)рез т богатство отбыть от военной службы, и для того принял намерение отрещись от бога, и отдатца дьяволу". Согласно ходячему мнению следовало найти "нечистое место" и написать кровью "договор" с чертом. что и было сделано: "Во особо уединенном месте, разрезав ножом правую свою но- гу, и напустил крови в пузырек, написал на бумаге своею ру- кою... богоотметное пис(ь)мо". Письмо это, как важнейшее вещественное доказательство, бы- ло приложено к делу: "Аз(т.е. "я" - А.А.), раб божий Симеон, отрицаюся (от) бо- га, и (от) неба и земли, и (от) святыя божии веры, (от) со- борныя божии церкви и не хощу нарицатися христианином и предаюся во улужение диаволу и длжин (буду) вево волю тво- рить(отсюда, кстати, слова "вор", "вориха" - А.А.), в том ему и пис(ь)мо своеручное дал ему". С этим письом Попов "в разные пустые места ходить раз де- сять и то пис(ь)мо читал и дьявола к себе призывал и богатс- тва от него требовал, но токмо дьявол к нему не прихаживал, почему видя он, Семен, что по тому ево пис(ь)му де(й)ствия никакова ему не чинится, то возымел намерение, чтоб в том ево богоотступлении принесим господу богу покаяние и то письмо объявить(заявить на себя - А.А.). Итак, в который раз, дьявол - так и не явился, поскольку не было ни бога, ни дьявола. Зато расторопные доносчики, как всегда, были тут как тут. Поскольку, в отличие от разочаро- вавшегося "дьяволопоклонника" так "отца тьмы" и не сыскавше- го, они-то уж в наличие "дьявола" верили яро и - нисколько в его существовании не разочаровались!


Next