ПИРАМИДЫ | Back | Next | Begin |

.

ГЛАВА 7. ФОРМА ПИРАМИД
Знаменитая четырехгранная форма пирамид возникла не сразу. Холмик над могилой - нечто само собой обязательное у многих народов. Скифы делали захоронения знатных лиц в виде огром- ных земляных холмов - курганов. Египтяне ставили "холмы" из камня - пирамиды. Впервые это случилось после объединения Верхнего и Нижнего Египта, в XXVIII веке до нашей эры, когда перед основателем III-й династии, фараоном Джосером(Зосером) стояла задача ук- репления единства страны. И здесь, по мнению историков, важ- ную роль в укреплении центральной власти сыграла "новая кон- цепция обоготворения царя". Первоначально6 хотя царские погребения и отличалтсь большей пышностью, но они, в принципе, не отличались от гробниц придворных вельмож, представляли собой одни и те же сооружения - мастабы. Над камерой с саркофагом, содержащим мумию, насыпался прямоугольный холм из мелких камней, где ставилось, затем, небольшое здание из крупных каменных бло- ков("мастаба" по-арабски - "скамья"). На месте мастабы своего рпредшественника, Санахта, фараон Джосер и поставил первую египетскую пирамиду. Была она сту- пенчатой, поскольку, как и во многих отраслях техники, явля- лась зримым переходным этапом от одной архитектурной формы к другой, от мастабы к пирамиде. Таким способом фараона "возвысил" мудрец и архитектор Им- хотеп, считавшийся, впоследствии волшебником и отождествляв- шийся греками с богом медицины Асклепием. Были воздвигнуты, как бы, шесть мастаб подряд. Причем, уже эта, первая пирами- да занимала площадь 125 х115 метров, с предположительной вы- сотой 66 метров(по египетским мерам - ровно 1000 "ладоней"). Сперва архитектор замышлял построить мастабу не продолго- ватую, а квадратную в плане. Позже, ее расширили, и, пос- кольку пристройку следалли ниже, образовалось как бы две ступени. Такая ситуация не удолетворила и на ерхней площадке огромной плоскй мастабы Имхотеп потавил еще три, уменьшаю- щихся кверху. Усыпательница находилась под площадкой. Известно еще несклько ступенчатых пирамид. Но, дажее сту- пени как бы "уменьшились" до высоты стандартного блока и сроители перешли к пстройке более приычных для нас пирамид - четырехгранных("куча"). Почему, однако, не трехгранных, или, скажем, шестигранных? Косвенный ответ на это дает тот факт, что, практически все пирамиды великолепно съориентированы по 4-м сторонам света, почему и имеют 4 стороны. К тому же пирамида была "домом" умершего, оболочкой 4-угольного погребального помещения. Но чем был обусловлен характерный угол наклона граней? В упоминавшейся книге "Принцип пропорций"(Шевелев И.Ш. М., 1986) этому посвящена, даже, целая глава "Что могло обусло- вить углы наклона пирамид". Там, в частности, указывалось, что "...образ, к кторому тяготеют Великие пирамиды Древнего царства - треугольник с прямым углом в вершине. В пространстве это полуоктаэдр: пи- рамида, в которой ребра и стороны основания равны, грани - равноторонние треугольники". Определенные рассмотрения по этому поводу даны и в книгах Жэмбиджа, Гика и других. Чем выгоден угол полуоктаэдра? Согласно описаниям археоло- гов и историков, некоторые пирамиды обвалились под собствен- ной тяжестью. Нужен был "угол долговечности", угол, наибо- лее энергетически выгодный. По предложению физика Л.Б.Флмина, угол этот, чисто эмпирически, можно было полу- чить из вершинного угла в куче осыпающегося сыхого песка данной местности, поскольку песок везде различен. Но, чтобы получить идеализированые данные, можно восполь- зоваться наглядной моделью. Взяв четыре, уложенных в квад- рат, прочно закрепленных шара, нужно положить на них пятый, вершинный и - измерить углы наклона касательных. Впрочем и здесь можно ошибиться, поэтому выручает чисто теоретический рассчет: следует мысленно соединить линиями центры шаров. В основании получится квадрат, со стороной, равной удвоенному радиусу. Квадрат - будет как раз основани- ем пирамиды, длина ребер которой также будет равна удвоенно- му радиусу. Таким образом плотная упаковка шаров, 1: 4, даст нам правильный полуоктаэдр. Однако, почему же многие пирамиды, тяготея к подобной фор- ме, тем не менее не сохраняют ее? Вероятно, пирамиды все-та- ки стареют. Вопреки знаменитой поговорке, что "время боится пирамид", постройки пирамид должны стареть, как и все вок- руг, в них могут и должны происходить не только процессы чисто внешнего выветривания, но и скрытые процессы внутрен- ней "усадки", от чего пирамиды, по логике, становятся ниже. Усадка возможна и потму, что как выяснено работами Д.Дэ- видсона(Давидовиц, США), древние египтяне применяли техноло- гию изготовления блоков из... известковой крошки, проще из "бетона", что гораздо экономичнее, чем вырубание и перевозка многотонных блоков. Характерно, что именно подобные процессы "усадки" легко объясняют, например, причину разрушения пирамиды в Медуме, в 50 км южнее Каира. Возраст ее - 4600 лет, размеры основания 146 х 146 м, высота 118 м. "Отчего она так изуродована? - удивленно вопрошает египто- лог Войцех Замаровский. - Обычные сылки на губительное воз- действие времени и "использование камня для других постро- ек" тут не подходят. Ведь большинство ее блоков и облицовочных плит и поныне осталось на месте, в развалинах у ее подножия". Как увидим, ряд положений заставляет задуматься даже над тем, что "усохла" и знаменитая пирамида Хеопса. Во всяком случае на всех древних изображениях, пирамиды - остроконеч- ны... Еще по одной(нашей) версии, форму пирамид могло породить и следование известному в древней философии и магии "принципу подобия", подражание неким высшим природным образцам, "неру- котворному совершенству", скажем, неким кристаллам в форме октаэдров. Подообными кристаллами могли оказаться кристаллы алмаза и золота. Характерно большое количество "пересекающихся" признаков для таких понятий, как Фараон, Солнце, Золото, Алмаз. Везде пристутствуют эпитеты - благородный, блистающий(блистатель- ный), великий, безупречный и так далее. Сходства не случайны. Солнечный культ, как известно, сос- тавлял важную часть религии Древнего Египта. "Как бы мы не переводили назание величайшей из пирамид, - отмечается в од- ном из современных пособий("История Древнего Встока". М., Наука, 1988), - "Небосклон Хуфу" или "Небосклонный Хуфу", оно означало, что царь есть солнце". Если Хуфу, в блеске своего могущества, возомнил себя вто- рым солнцем, то его сын Джедеф-Ра стал первым из египетских царей, кто стал именовать себя "Сыном Ра", то есть - "Сыном Солнца". Солнце же, практически у всех народов ассоциирова- лось и символизировалось "Металлом Солнца" - желтым золотом. "Большой диск яркого золота", - так называли египтяне наше дневное сетило. Золото египтяне знали и обрабатывали превос- ходно, знали его самородные формы, где кристаллы золота мо- гут выглядеть в форме октаэдров. Как " образец формы" интересен здесь и "Камень Солнца", алмаз. Название алмаза ришло как раз из арабского мира, "ал- мас" - самый твердый, наитвердейший, несокрушимый. Древние египтяне знали алмаз и его свойства весьма нелпохо. Согласно некоторым авторам, ни даже использовали для бурения бронзовые трубки с алмазными резцами. Ныне сновным поставщиком алмазов в Африке является ЮАР, но алмазами богата и Северо-Западная Африка. Территорию респуб- лики Мали, даже и именуют "Алмазным краем". Меж тем на тер- ритории Мали проживают догоны, с которыми сторонники гипоте- зы палеовизита связывают немало надежд(см.главу 10). Алмазы же могли послужить причиной контактов древних египтян с этим краем. Так или иначе, но, возможно, именно к о п и р у я октаэдры алмаза и золота, древние египтяне олицетворяли, тем самым, "несокрушимых", как алмаз и "блистательных", как золото, фа- раонов, сынов Солнца, сравнимых лишь с самыми эффектными творениями природы.


Next