ЛУКАВАЯ АСТРОЛОГИЯ | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 6. ФЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Итак, приведем ряд материалов из книги "Медицинская метео- рология" (Мезерницкий П.Г.Ялта.: 1937). Глава 12."Влияние се зонов". В текст мы , практически, не вмешивались, давая лишь мелкие пояснения в скобках и схемы круговых диаграмм. 6.1. Кровь. "1.Минимум гемоглобина Vogel(Гамбург) находил зимой, вес- ной и летом - нарастание и снова понижение осенью. То же от- метили мы в Крыму(Ялта, Бернштейн-Соркина, тогда как Haeberlin(Wyk) нарастание Hb у анемичных("анемия", малокро- вие - А.А.) детей отметил осенью. Количество эритроцитов и ретикулоцитов весной наибольшее, зимой - наименьшее, а лей- коцитов - наболее весной(Griffith). 2.Резистентность(устойчивость - А.А.) эритроцитов меняется в зависимости от времени года: летом она в 10 раз больше, чем зимой(Монгирд, Черняк), как это показали работы ГИМКК. 3. Содержание иода в крови увеличивается весной, достигая максимума - в мае-июне(Lunde, Kendall и др.) - 12% dvtcnj 7- 9% зимой. 4. Фосфор в крови у грудных детей в минимальных количест- вах находили в марте(3,58 мгр.%), в максимальных - среди ле- та(4,35 мгр.%), у более старших - разница меньше(Hess и Lun- dagen). 5. Кислотность крови несколько большая весной и зимой, чем осенью". ----------------------------T------------------------------¬ ¦ /¦\ ¦ /¦\ Y ¦ ¦ ---+--->--¬ ¦ ---->--+--¬ ¦ ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ ¦ ЗИМА ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ ¦ ЗИМА ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -+------+--+-------> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ X ¦ ¦ -+--+------+-> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВЕСНА ¦ ЛЕТО ¦ ¦ ¦ ВЕСНА ¦ ¦ L--+--<---- ¦ L---<--+--- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Кислотность крови ¦ Содержание гемоглобина ¦ L---------------------------+------------------------------- Сх.6.1. L----------------------------------------------------------- 6.2. Сердечно-сосудистая система. "1. Систолическое давление("систола", сокращение сердца - А.А.) в холодные сезоны выше, чем в теплые(Hopmann и Remen). 2. Частота пульса большая зимой, чем летом(Coste и др.). 3. Стойкость сосудистых стенок наименьшая весной(Михаль- ченко)... 4. В капиллярах наибольшие измения находят весной. Зимой они сужены, ток крови более медленный; летом расширены, ток крови более бытрый(Bettmann). В янврае и сентябре просвет капилляров уже(Hagen)". 6.3. Легкие. "1. Частота дыхания, приведенная к 100, дает следующие ко- лебания по сезонам: зимой(в январе) - 113, летом(в июле) - 87 (Lindhard, Гренландия, Копенгаген). Наши данные с этими не сходятся и в большинстве случаев - противоположны. 2. Дыхательный коэффициент зимой(в феврале) 88, в июле 115 (ДК, соотношение объема выдыхаемого углекислого газа к объ- ему потребляемого кислорода - А.А.). 3. Альвеолярное("альвеола", единичная ячейка легких - А.А.) напряжение СО2 в феврале 104, в июле 94(Staud). 4. Величина дыхания весной(вдох) на 30% больше , чем в конце лета(E.Smith). 5. Способность крови связывать СО2 наибольшая зимой, наи- меньшая - летом..." ----------------------------T------------------------------¬ ¦ /¦\ ¦ /¦\ Y ¦ ¦ ---+--->--¬ ¦ ---->--+--¬ ¦ ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ 113¦ ЗИМА ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦88¦ ЗИМА ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -+------+--+-------> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ X ¦ ¦ -+--+------+-> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЛЕТО ¦87¦ ¦ ВЕСНА ¦ ЛЕТО ¦115 ¦ ¦ ВЕСНА ¦ ¦ L--+--<---- ¦ L---<--+--- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Частота дыхания ¦ Дыхательный коэффициент ¦ L---------------------------+------------------------------- Сх.6.2. L----------------------------------------------------------- 6.4. Эндокринные железы. "1. Щитовидная железа по сезонам может изменяться не толь- ко функционально, но даже и структурно(Cramer, Abelin и др.). Особенно убедительно это отмечено в работах Hait'a и Adler'a в эксперименте над животными(кролики, мыши, ежи, ле- тучие мыши). 2. Половые железы. Ряд авторов утверждает, что весенните месяцы(май) и ранние летние(июль) способствуют зачатию. Так- же продолжительность беременности колеблется, по-видимому, в сязи с различными сезонами, достигая зимой 277 дней, летом 281 (Kustner). Явление течки - сезонны, активность тети- кул(testis, "яичко" - А.А.) тоже..." 6.5. Вегетативная нервная система Помимо центральной нервной системы, представленной голов- ным и спинным мозгом, существует вегетативная нервная систе- ма, образуемая двумя отделами, которые выполняют в организ- ме, зачастую, четко противоположные функции. Это - симпатическая и парасимпатическая системы. В настоящее время характер их действия изучен достаточно полно, чего не ска- жешь о времени работы П.Г.Мезерницкого. Однако, цитируем: "Осенью и весной учащаются случаи повышенной кислотности желудочного ока, по-видимому, вследствие нарушения равнове- сия между блуждающими и симпатическими нервами. Это будет не вегетативный невроз, а физиологическое явление, отмечаемое не только в различные времена года(сезоны, месяцы), но даже и в различные часы одного и того же дня... С точки зрения физической химии, мы можем на основании ра- бот проф.Крауза и Цондека, установивших связь электролитной системы К и Са (калия и кальция - А.А.) вегетативной систе- мой - попытаться начертить следующую схему(со всеми недос- татками схемы) взаимоотношений ммежду симпатической-парасим- патичекой системами: Симпатическая система--> Са--> адреналин--> холестерин. Парасимпатическая система--> К--> холин--> лецитин. Если принять во внимание происходящие изменения, крови и эндокринных железах - во время различных сезонов - с одной тсороны, изменения различных обменов(веществ - А.А.)- с другой, и изменеия со стороны симпатической и парасимпатичексой системы - с третьей стороны, то принимая во внимание влияние симпатикуса на центральную нервную систему и влияние таламической области("таламус", отдел промежутчного мозга - А.А.) через симпатикус на спи- нальные рефлексы(Орбели) - логически напрашивается вывод о влиянии сезонов, на организм, при посредстве нейрогумораль- ных реакций". 6.6. Обмен веществ. "Мы мало касались во всем разделе метеорофизиологии - наб- людений над животными, приводя лишь данные, относящиеся к человеку, но в этом разделе и в следующем("рост") в виде особого интереса полученных данных - придется сказать нес- колько слов по поводу наблюдений и над животными. Дикие утки, гуси, - вообще вся крупная и елкая дичь, осо- бенно жирными становятся осенью, так же, как и домашние пти- цы("когда утка ледку хватит"). Млекопитающие осенью больше едят и также отлагают больше жира. По-видимому, главным фактором сезонных влияни явля ется температура, что подтверждается опытами над изолированными органами - сердцами и почками(Mansfeld, Ellinger) кроликов и лягушек. Zwaardemaker нашел, что радиоактивные элементы(Ra, Em, Th, Rb) в гораздо меньших количествах могут заменять К, у летних лягушек, чем зимних, т.к. летом образуются адреналиноподоб- ные соединения, обладающие сенсибилизирующими свойствами. Эти соединения могут быть отмыты при пропускании через изоб- лирванные органы - Рингер-локовского раствора, после чего из "летних органов" получаются органы со свойствами "зимних". Сезонные изменения обмена отмечаются и у людей. Резкое влияние езонов отмечено на Южном берегу Крыма в Ялтинском детском дневном санатории на местных детях. При сопоставле- нии клинических данных 4-х сезонов, оказалось, что общее на- растание веса и коэффициента веса в граммах на 1 сантиметр роста резко преобладают у детей осенней группы, затем идут зимняя группа, летняя и весенняя..." ----------------------------T------------------------------¬ ¦ /¦\ ¦ /¦\ ¦ ¦ -------+--¬ ¦ ---+------¬ ¦ ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ ¦ ЗИМА ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ ¦ ЗИМА ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -+--+------+-------> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ X ¦ ¦ -+------+--+-> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЛЕТО ¦ ¦ ¦ ВЕСНА ¦ ЛЕТО ¦ ¦ ¦ ВЕСНА ¦ ¦ L------+--- ¦ L--+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Сезонная прибавка в весе ¦ Интенсивность роста тела ¦ L---------------------------+------------------------------- Сх.6.3. L----------------------------------------------------------- 6.7. Рост. "Дети растут интенсивнее всего весной, что некоторые авто- ры(Malling-Hansen), объясняют солнечной специфической энер- гей роста, совершенно отрицаемойц другими(Camerer). Mouriquand ввел термин "весенняя дистрофия"(Dystrophie printanniere), под которой он разумеет ряд явлений, происхо- дящих в организме, особенное значение придавая фосфорному и кальциевому балансу... Максимум минерализации костей отмечается в августе и янва- ре, минимум - в ноябре и феврале(Stettner). У животных в марте отмечен провышнный рост. Так, например, Fisdall и Broven нашли быстрый подъем кривой роста в марте у рахитичных крыс, что объяснили богатством ультрафиолетовой частью спектра - весеннего солнца". 6.8. Итак, просмотрев хотя бы некоторые сезонные влияния на организм человека, попытаемся, теперь, смоделировать че- тыре типа формирующихся новорожденных детей: зимнего и лет- него, весенеего и осеннего. В качестве исходного графика из- берем сезонную прибавку в весе(см.сх.6.4). Если принять, что период вынашивания при беременности дос- таточно длителен - 9 месяцев, а организм матери и ребенка, фактически, на этот момент предсталвляет единое целое, можно предполагать(и это подтверждается практикой), что дети раз- ных сезонов будут разного роста и разного веса. ----------------------------T------------------------------¬ ¦ Сезонная прибавка в весе ¦ Интенсивность роста тела ¦ +---------------------------+------------------------------+ ¦ 1. Рожденный весной и зачатый осенью ¦ ¦ ---->--+--¬ ---+->----¬ ¦ ¦ ОСЕНЬ ¦------¦--¦ ЗИМА ОСЕНЬ ¦--¦------¦ ЗИМА ¦ ¦ ¦------¦--¦ -+--+------+-------> ¦ ¦ -+------+--+-> ¦ ¦------¦ ¦ ¦ ЛЕТО ¦ ¦--¦ ВЕСНА ЛЕТО ¦ ¦------¦ ВЕСНА ¦ ¦ L---<--+--- L--+-<----- ¦ +----------------------------------------------------------+ ¦ 2. Рожденный летом и зачатый зимой ¦ ¦ ---->--+--¬ ---+->----¬ ¦ ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦--¦ ЗИМА ОСЕНЬ ¦ ¦------¦ ЗИМА ¦ ¦ ¦ ¦--¦ -+--+------+-------> ¦ ¦ -+------+--+-> ¦--¦------¦ X ¦ ¦ ЛЕТО ¦------¦--¦ ВЕСНА ЛЕТО ¦--¦------¦ ВЕСНА ¦ ¦ L---<--+--- L--+-<----- ¦ +----------------------------------------------------------+ ¦ 3. Рожденный осенью и зачатый весной ¦ ¦ ---->--+--¬ ---+->----¬ ¦ ¦ ОСЕНЬ ¦------¦ ¦ ЗИМА ОСЕНЬ ¦--¦ ¦ ЗИМА ¦ ¦ ¦------¦ ¦ -+--+------+-------> ¦ ¦ -+------+--+-> ¦--¦------¦ X ¦ ¦ ЛЕТО ¦------¦--¦ ВЕСНА ЛЕТО ¦--¦------¦ ВЕСНА ¦ ¦ L---<--+--- L--+-<----- ¦ +----------------------------------------------------------+ ¦ 4. Рожденный зимой и зачатый летом ¦ ¦ ---->--+--¬ ---+->----¬ ¦ ¦ ОСЕНЬ ¦------¦--¦ ЗИМА ОСЕНЬ ¦--¦------¦ ЗИМА ¦ ¦ ¦------¦--¦ -+--+------+-------> ¦ ¦ -+------+--+-> ¦--¦ ¦ X ¦ ¦ ЛЕТО ¦------¦ ¦ ВЕСНА ЛЕТО ¦--¦ ¦ ВЕСНА ¦ ¦ L---<--+--- L--+-<----- ¦ L---------------------------+------------------------------- Сх.6.4. L----------------------------------------------------------- Подчеркнем, что, сейчас речь идет - о моделировании. 1) Рожденные весной, зачатые осенью - прибавку веса имели лишь в начальный период вынашитвания, когда эмбрион еще мал. Зато прибавка роста - в конце вынашивания. Вывод: на свет появится "модельный" ребенок-Весна(астрологически, например, ребенокОвен), худощавый, достаточно высокий. 2) Рожденные летом, зачатые зимой - прибавку в веcе имеет- ся уже к концу вынашивания, когда плод уже большой, ткая прибавка сказывается. Весенний максимум роста, однако уже прошел. Вывод: "модельный" ребенок-Лето - увесистый, но не самого высокого роста. 3) Рожденные осенью, зачатые весной - основную прибавку в весе имеют перед самым рождением. Плод будет очень крупным по весу. Но по росту - минимум. Вывод: "модельный" ребе- нок-Осень - очень упитан, но не слишком высок. 4) Рожденные зимой, зачатые летом - основную прибавку в весе имеют в середине формирования, когда плод еще не слиш- ком велик и прибавка существенно не сказывается. Аналогично по росту - весеннего пика плод не достигает. Вывод: "модель- ный" ребенок-Зима - не самый тяжелый, и не самый низкий, эдакий средний крепыш... 6.9. Разумеется, можно сказать, что все это лишь "модели" и что это даже "скучно". В таком случае можно назать более чем обширную литературу о периоде беременности и моменте развития зародыша, например: 1) Аршавский И.А."Физиологичес- кие механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982; 2) Савченков Ю.И., Лобынцов К.С."Очерки физио- логиии и морфологии функциональной системы мать-плод". М.: Медицина, 1980 и т.д. и т.п., не считая ценнейших трудов А.Л.Чижевского. Или же предоставить читателю, самому "разбираться" с дос- таточно громоздкими математизированными работами, типа: 1) Блехман И.И."Синхронизация в природе и технике". М.: Наука, 1981; 2) Резников А.П."Предсказание естественных процессов обучающейся системой". Новосибирск, Наука, 1982; 3) Андроно- ва Т.И. и др."Гелиометеотропные реакции здорового и больного человека". Л.: Медицина, 1982 и прочее. После прочтения или просмотра всей этой литературы, свя- занной и с практикой, и с моделями, поверьте, становится, воистину, "очень весело"... Приведенные же модельные ситуации, разумеется, должны быть проведены на более строгих данных и на более высоком уровне. Однако ход моделирования должен быть именно таким. И именно такой подход позволяет, до известной степени сравнить "се- зонные" выводы астрологии(а она, суть - модельная фенология человека, не более!) с реальной фенологией человека.


Next