ЛУКАВАЯ АСТРОЛОГИЯ | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 34. ПЯТЕРИЧНОСТЬ. ПРИНЦИП "У-СИН" Принцип "У-син", то есть, буквально, принцип "Пяти", прин- цип "пятеричности", принцип "Пяти великих начал" - один из основных философски-логических принципов Древнего Востока. Без понимания его будет непонятен сам Восток, все его цвета, формы, запахи, звуки, все его многобразные символики и, не- сомненно, восточная астрология. Принцип "У-Син" воплощает пятеричную астро-модель Древнего Востока. 34.1.ПРОСТРАНСТВО. ---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬ ¦ ¦ Вода ¦ Огонь ¦ Металл ¦ Дерево ¦ Земля ¦ +--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+ ¦а.¦Меркурий¦ Марс ¦ Венера ¦ Юпитер ¦ Сатурн ¦ ¦б.¦ Черный ¦ Красный ¦ Белый ¦ Синий ¦ Желтый ¦ ¦ ¦ Север ¦ Юг ¦ Запад ¦ Восток ¦ (Центр) ¦ ¦в.¦ Черная ¦ Красный ¦ Белый ¦ Синий ¦ ¦ ¦ ¦Черепаха¦ Феникс ¦ Тигр ¦ Дракон ¦ ¦ ¦г.¦ Кань ¦ Ли ¦ ¦ Чжень ¦ ¦ L--+--------+----------+-----------+-----------+------------ 34.1а. Планеты: Делили на пять и планеты в небе. Правда, очень даже возможно, что именно пять планет(а не пять паль- цев руки или пять стихий), оказались первичными, имено из-за них все и стали делить на пять(как в европейской астрлогии, магии и философии пытались делить все на семь, число видимых "светил"). 1) Желтая земля - Сатурн(любопытно, что в Европе, Сатурн объявлялся именно земледельцем!); 2) Черную Воду - Меркурию; 3) Красный Огонь, конечно же красному Марсу, 4) Белый металл (железо) - посвящен ослепительной бело-голубой Венере; 5) Синее Дерево - Юпитеру. 34.1б. Стороны света. Их делили в соотвествии с теми, чис- то погодными тенденциями, которые наиболее сответствовали каждой стороне. Стороны света. Стороны света: 1) холодной Воде - холодный север; 2) жаркому Огню - жаркий юг; 3) деревьям и травам - восток, откуда приходит Солнце; 4) губительному для трав Ме- таллу - противположную сторону, запад; 5) середину, центр - земле, пдчеркивая, попутно древнейшие тенденции геоцентриз- ма... 34.1в. Животные сторон света В соответствии с делением стихий по сторнам света, были подлены и символические живот- ные четырех сторон, занимающие 4 небесных сектора. 1) На юге был красный сектор Огня и жиотвное того же цве- та, встрпанный живой теплый Красный Феникс(или - павлин); 2) на севере черный сектор Воды(две пртивположности) и гладкая холодная Черная Черепаха; 3) На востоке синий сектор Дерев - Синий Дракон(крокодил); 4) на западе белый сектор Метал- ла(еще две противположности) - Белый Тигр; 5) Стихия Земли лежала в центре. Занятно, что белые тигры(не альбиносы) действительно имеются в природе. У них синие глаза и абсо- лютно белый цвет полосатой шкуры. 34.1г. Триграммы(по Каптен Ю.Л."Основы медитации"(СПб., 1991) Их составляли из полосок, обозначающих Ян-Инь свойс- тва: Ян - сплошная, "плотная"(активное, мужское); Инь - ра- зорванная посередине, "полая"(пассивное, женское). -----------T----------T-----------T-----------T------------¬ ¦ Вода 010 ¦ Дерево001¦ Огонь 101 ¦ Земля ¦ Металл 011 ¦ ¦ Кань ¦ Чжэнь ¦ Ли ¦ ¦ Дуй ¦ ¦ - - ¦ - - ¦ --- ¦ ¦ - - ¦ ¦ --- ¦ - - ¦ - - ¦ ¦ --- ¦ ¦ - - ¦ --- ¦ --- ¦ ¦ --- ¦ L----------+----------+-----------+-----------+------------- Любпытно, чисто геометрически сопоставить очертания триг- рамм и символизируемые ими предметы и понятия: 1) триграмма "Кань", вода... 2) триграмма "чжэнь", внизу сплошная черта - ствол, вверху две полые - ветви, слабые листья вверху; 2) триграмм "дуй" пртивоположна дереву по виду. 34.2 ВРЕМЯ. ---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬ ¦ ¦ Вода ¦ Огонь ¦ Металл ¦ Дерево ¦ Земля ¦ +--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+ ¦а.¦Ночь ¦ День ¦ Вечер ¦ Утро ¦ ¦ ¦ ¦Полночь ¦ Полдень ¦ Закат ¦ Рассвет ¦ ¦ ¦б.¦Зима ¦ Лето ¦ Осень ¦ Весна ¦ Межсезонья¦ ¦ ¦Холод ¦ Жара ¦ Сухость ¦ Ветер ¦ Влажность ¦ L--+--------+----------+-----------+-----------+------------ 34.2а. Время суток. 1) Черной стихие Воды, само собой - "черное", т.е. темное время, ночь и полночь; 2) яркому и красному Огню - праздник красного солнышка, день и полдень; 3) распускающимся цветам и растущим навстречу Солнцу травам, конечно же утро и рассвет; Металлу, который "обрубает" все, что только можно - вечер и закат. 34.2б. Сезоны года. Многие ассоциации очень просты и ес- тественны. 1) К стихии жаркого Огня относили - жаркое "ог- ненное" лето; 2) к холодной Воде - холодную зиму; 3) К Ме- таллу, которым срезают плоды урожая - урожайную осень; 4) к Дереву, поскольку растительность расцветает весной - весны; 5) к Земле - межсезонья(или же - "долгое лето"). 34.3. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА. ---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬ ¦ ¦ Вода ¦ Огонь ¦ Металл ¦ Дерево ¦ Земля ¦ +--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+ ¦а.¦ Почки ¦ Сердце ¦ Легкие ¦ Печень ¦ Селезенка ¦ ¦б.¦Мч.пуз. ¦Тон.кишеч.¦Тол.кишеч. ¦Желч.пузырь¦ Желудок ¦ ¦в.¦ Уши ¦ Язык ¦ Нос ¦ Глаза ¦ Рот ¦ ¦г.¦ Кости ¦ Кровь ¦ Кожа ¦ Сухожилия ¦ Мышцы ¦ L--+--------+----------+-----------+-----------+------------ 34.3а. Органы плотные(Цзан-органы, "цзан" - по аналогиии со свучанием тугого органа, типа печени). Наблюдая реальное анатомичекое расположение органов в теле человека и сравни- вая их с китайской схемой распредления органов по принципу "У-Син", нетрудно разглядеть явные аналогии. ------------------------------------------------------------¬ ¦ --о---о-¬ --о---о-¬ ¦ ¦ ---------- = L--------¬ ----------- = L---------¬ ¦ ¦ ¦ Сердце ¦ ¦ Тонк.кишечник ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Легкие---Печень---Селез. ¦ ¦Тол.киш.-Желч.пуз.-Желудок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Почки ¦ ¦ ¦ ¦ Моч.пузырь ¦ ¦ ¦ ¦ L--+ -----¬ +-- L---+ -----¬ +--- ¦ ¦ L-------- L-------- L-------- L-------- ¦ L------------------------------------------------------------ 1 ) Нетрудно догадаться, что мочевую("водяную") систему, согласно "логике" у-син, отнесли к стихие "Воды". 2) Зелено- ватого оттенка печень с еще более зеленым желчным пузырем, чисто за цветовые качества отнесли к стихии "дерева" 3) Красное и горячее сердце, такое же живое, как живой огонь в очаге, естественно, отнесли к Огню. 4) к желтоватой Земле относили желчный пузырь с желтой желчью(или же - селезенку); 5) Беловатые пленки обескровленных легких - послужили анало- гией к Металлу; Для древнего человека в таких ассоциациях не было ничего необычного. 34.3б. Органы полые(Фу-органы). К полым органам(буквально, по звучанию, к "фукающим", как пустой мешок) относили желу- док, кишки, всевозможные пузыри. 1) Вода - мочевой пузырь; 2) Огонь - тонкая кишка 3) Металл - толстая кишка; 4) Дерево - желчный пузырь; 5) Земля - же- лудок. Заметим, что, если исходить из анатомии человека, возмож- но, что раньше, вместо "тонкой кишки" был - пищевод. 34.3в. Органы чувств(напр."Иглоукалывание" М.: Медицина, 1989). К каждой из стихи относили определенные органы чувств на голове: 1) к Воде - уши; видимо не только за "шум" воды но и за то, что, при дожде вода течет "по ушам"; Когда говорят 2) язык - напоминает буквально "язычок пламени" 3) все что вы- ращено на Земле попадает -в рот; 4) Дереву с дулами придали глаза, которые можно неосторожно выколоть веткой; 5) нос -отрезали "металлом" при наказаниях, и обозначили также - металлом; 34.3г. Ткани тела. 1) к Огню, несомненно, отнесли сосуды, несущие красную, как огонь, кровь; 2) к Дереву с его спутан- ными ветками - сухожилия; 3) к Земле, требующей руда и пос- тоянного напряжения - мышцы; 4) к Металлу(железу) - режущему и рубящему людей относили повреждаеую при этом белую кожу; 5) к воде, уносящей бренные останки - кости. 34.4. ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬ ¦ ¦ Вода ¦ Огонь ¦ Металл ¦ Дерево ¦ Земля ¦ +--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+ ¦а.¦ Черный ¦ Красный ¦ Белый ¦ Синий ¦ Желтый ¦ ¦б.¦ Соленый¦ Горький ¦ Острый ¦ Кислый ¦ Сладкий ¦ ¦в.¦ Гнили ¦ Гари ¦ Затхлый ¦ Гниющий ¦ Приятный ¦ ¦г.¦ Стон ¦ Смех ¦ Плач ¦ Крик ¦ Пение ¦ ¦е.¦ Страх ¦ Радость ¦ Печаль ¦ Гнев ¦ Беспокойс.¦ L--+--------+----------+-----------+-----------+------------ 34.4а. Цвета. "Фирменные" цвета каждой из стихий достаточ- но естественны: 1) к Огню - красный, как огонь; 2) к Дереву - синий, или если быть точнее, темно-зеленый цвет; 3) к Зем- ле - лессовый желтоватый цвет; 4) к Металлу, правильнее, к железу - несомнено бесцветный, белый; 5) к черной в глубине колодца Воде - цвет черный. 34.4б. Вкус. Появление тех или иных "вкусов" совершенно четко связаны со свойствами "стихий": 1) вода в море "соле- ная"; 4) Зеленые плоды "дерева" и листья, как правило, имеют "кислый" вкус; 2) подгоревшая пища горька, сихии Огня припи- сали "горечь"; 3) белые как металл чеснок и лук - "режут" язык, это вкус острый; 5) земля "сладка", как производитель урожая, но, кое-где на Востоке и впрямь встречаются так на- зываемые "сладкие" глины, которые - применяются в пищу! 34.4в. Запахи. В классическом китайском трактате "Бо ху тун"(см.напр.кн."Древнекитайская философия. Эпоха Хань". М.: 1990) имеется замечательно четко и конкретно написанная гла- ва "О природе пяти первоэлеметов" откуда нами взято немало материалов для этой главы. В главе этой недвусмысленно раск- рывается тот несложный символизм, который получался на осно- ве принципа "У -Син"(принципа "пяти"). 1) запах Дерева - запах гниющей растительности("разит как от козла"); 2) запах Металла - затхлый запах лежалого желе- за; 3) запах Огня - естественно, запах гари; 4) запах Зем- ли(центра) - "земля ведает пркормлением, поэтому запах здесь благоуханный"; 5) запах Воды - запах гнили: "Вода к тому же принимает в себя и грязь и нечистоты, поэтому она воняет смрадной гнилью". 34.4г. Звуки человека(по вьет.игл. Звки производимые чело- веком: смех, вопли, стенания, плач и прочее, также, для простоты делили на пять. Каждой стихии относили свой звук: 1) Вода - стон. Стонущий звук морской волны; 2) "Крякаю- щее" звучание падающего дерева передали как "крик". 3) "Пох- лопывающий! звук бьющегося в печи пламени - как "смех"; 4) урожайные земли вызывали радостное пение землепашца, с сти- хией Земли связыавали - пение; 5) Покольку же при ранении о металл, при сражениях "металлом" возникают боль и смерть, ему отдали "плач". Вдобавок "белый" - цвет мертвого челове- ка, что опять-таки сязано с "плачем", плкали при резке бело- го лука и так далее. 34.4д. Звуки инструментов. Согласно "Ли Цзи", "Книге обря- дов"(см.Древнекитайская философия. т.2., М.: Мысль, 1973), характерной особенностью китайской музыки была... пентатони- ка - пятизвучие. Китайскую гамму, сложившуюся еще в древнос- ти образовывали пять тонов - гун, шан, цзюэ, чжи и юй. Такой 5-ступенчатый лад был связан с бщей музыкальной системой, основанной на 12-ступенном хроматическом ряде "люй". Пять звуков давали 6 "светлых" и 6 "темных" аккордов. 34.4. Эмоции. Каждая стихия "живет" своей жизнью, каждой стихие - свою эмоцию. Костру, ручью, чему угдно: 1) Воде - страх; 2) Огню - радость; 3) Металлу - печаль; 4) Дереву - гнев; 5) Земле - беспокойство. И здесь все - по простым ассоциациям. 1) Бурная затаплива- ющая волна - вызывает страх; 2) У теплого очага светло, сыт- но и радостно; 3) Ранение и убийство металлом - вызывает пе- чаль; 4) Дерево волнуется под ветром, словно гневно "топчется" на месте; 5) земля беспкоит земледельца. 34.5. ПРОЧИЕ КЛАССИФИКАЦИИ 34.5а. Животные. Первичная классификация животных была на редкость проста: 1) животные покрытые, как дерево корою - чешуей, относили к чешуйчатым, т.е. к рыбам("дракон"); 2) гладких, "как" спокойная вода - к рептилиям(черепаха); 3) с торчащей, как заусенницы "металла" шерстью - к мохнатым, млекопитающие(тигр); 4) с длинными перьями, словно языка- ми"огня" - к пушистым, к птицам(феникс, павлин). 34.5б. Растения. Сравнивая одно с другим нетрудно обнару- жить ассоциативные связи, которые, при поиске, подтверждают- ся и из древнейших истчников. Пример - растения. 1) К Воде - относили просо; 2) к Огню - бобы; 3) к Металлу - коноплю; 4) к Дереву - пшеницу; 5) к земле - метельчатое просо(гаолян). 1) С Водой возможна и ошибка идущая из древности, вместо проса - необычайно водолюбивый рис; 2) К красному Огню, по всей логике отнесли "красные" бобы; 3) к Металлу - отливаю- щую металлом копноплю; 4) К Дереву же относили "чешуйчатых" животных, сюда же отнесли и "чешуйчатый" колосок пшеницы; 5) к земле-кормилице относили главную "кормящую" культуру древ- ности - гаолян. 34.5в. Погода. Погодные деления были таковы: Воде - холод; Огню - жару; ме таллу - сухость; дереву - ветер; земле - влажность. 1) Ассоциации стихии Дерева и Ветра были просты - деерво, гнущееся на ветру, под порывами бури. 2) Одно из важнейших в южных странах сельскохозяйственных свойств отдали стихии Земли - наличие воды, влажность; 3) срубающий металл(коса, серп) валил траву, т.е. тем сушил ее - отсюда и "сухость"; По мнению восточных медиков, некоторыеболезни могли быть вызваны климатическими условиями. "Так, когда дует сильный ветер, наблюдаются болезни печени, при наступлении сильной жары обычны заболевания сердца и т.д.", - читаем во вьет- намском курсе "Иглоукалывание"(М., Медицина, 1989) 34.5г. Свойства(см.напр. Каптен Ю.Л."Основы медита- ции"(СПб., 1991). 1) Вода - исчезновение, исходя из букваль- ной поговорки, что в воду упало, то пропало; 2) Огонь - раз- витие. После выжигания травы произвили новые посадки; 3) После серпа или косы трава мгновенно увядает. Это свойство и поставили в ассоциацию дейтвия стихии Металла. 4) Дерево - рождение. Древо можно обрубать, резать, но с веснй оно снова зацветает. 5) В землю сажают зерно и вырастает стебель пше- ницы. Земля - изменение. 34.5д. Числа(по "Календарные обычаи и обряды народов Вос- точной Азии. Годовой цикл". М.: 1989), каждой стихии прида- вали свое число: 1) Вода - 6; 2) Огонь - 7; 3) Металл - 9; 4) Дерево - 8; 5) Земля - 5. Некую разгадку, на наш взгляд, приносит один из "магичес- ких квадратов". Расположим стихии, квадратом властных связей (Земля - в центре, по часовой стрелке): 1) Металл властвует над Деревом; 2) Дерево - над Водой; 3) Вода - над Огнем; 4) Огонь - над Металлом. Тогда 7+8=15, 6+9=15, 15 х 4 = 60, священный 60-ричный цикл. -----------------------------------------------------------¬ ¦ (Огонь) (7) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (Вода)---(Земля)--(Металл) (6)----(5)----(9) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (Дерево) (8) ¦ L----------------------------------------------------------- 34.5е. Императорские одежды. Любопытно, что течению стихий пытались следовать имераторы Китая, каждый из них выступал как бы от имени определенной стихии, согласно порядку "ка- лендаря". Одни носили желтые одежды - стихии Земли, другие - краные одежды, стиххи Огня и так далее! Так, согласно символике цветов, принятой в "Бо ху туне"(см."Древнекитайская философия. Эпоха Хань". М.: 1990) магическим цветом династии Ся являлся черный, сященным цве- том династии Инь представлялся белый, династии Чжоу - крас- ный и так далее. 34.5ж. Цвета слоев общества. Деление на "синие воротнич- ки", "белые воротнички" и т.д. началось еще в давние време- на. В комментарии к "Гуньсунь Лун -Цзы"(см.Древнекитайская философия. т.2. М.: 1973) омечается, что теория "5 начал" модная до начала первого тысячелетия, впервые была изложена в трактате "Шан Шу" и, если поначалу использовалась лишь в работах философов, то зтем распространилась и далее(цит.нуе- рация наша): "К периоду Чжаньго эта схема мироздания первых натурфило- софов распространилась и на общество: 1) белый цвет стал цветом правителя, 2) синий - цветом подданных, 3) желтый - цветом государства, 4) черный - цветом смуты, 5) красный - цветом правосудия". Почему так, догадться несложно по ассоциациям: 1) белый - клинок карающего металла(железа); 2) синий(темно-зеленый) - цвет полей и садов; 3) желтый - земля, общая для всех; 4) черный - цвет клубов дыма при бунтах; 5) красный - цвет кро- ви и казни. Кстати сказать, и казней был - пять видов: клеймление, от- резание носа, обрубание ног, оскопление и отсечение головы. 34.6. Впрочем, насколько своеобразно было применение "принципа пяти", можно видеть, например, на небольшой вы- держке из работы древнекитайского мыслителя Ван Чуна(26-7 год н.э.) в его труде "Лунь хэн"(Критические рассуждения): "Некоторые полагают: Циклический знак Инь(т.е. 3-й в зоди- аке - А.А.) соответствует дереву, его животное - тигр. Знак сюй соответствует земле, его животное - собака. Знаки чоу и вэй также соответствуют земле. Животное знака чоу - бык, жи- вотное знака вэй - овца. Дерево побеждает землю, поэтому тигр пересиливает собаку, быка и овцу". "Знак хай соответствует воде, его животное - свинья. Знаку сы соответствует огонь, его животное - змея... Вода побежда- ет огонь, поэтому свинья пожирает змею". "Знак цзы так же соответствует воде, его живтное - мышь(у нас, Крыса - А.А.). Знак У тоже означает огонь, его животное - лощадь... Огонь тушится водой, поэтому, если лошадь съест мышиный помет, то ее брюхо вздуется..." Так, наивно, подчас, рассуждали древние мудрецы. И не надо "делать" их глупее чем есть, или мудреее, чем они были. Это просто были - люди своей эпохи...


Next