ЛУКАВАЯ АСТРОЛОГИЯ | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 35. СЕЗОНЫ "ПО-ВОСТОЧНОМУ" 35.1. Для анализа восточной астрологии, поиска в ней чего- либо объективного и, даже, возможно, полезного на будущее, иногда любопытно процитировать тексты старинных книг. Подоб- ные цитирования, думается, полезны и умудренным специалис- там, и, тем более, многочисленным наивным и невежественным "энтузаиастам", которые всячески, и сознательно, и неосозна- но, путают - понятия астрологии(науки о звездах) и фенологии (науки о сезонах года). Одной из цитируемых здесь книг является трактат "Гу- ань-Цзы", глава "Четыре времени года"(по кн."Древнекитайская философия". т.2, М.: 1973): "Инь и Ян - это основной закон природы. Четыре времени го- да - это основной порядок[действия] Инь и Ян. Наказания и нравственное [управление страной должны] согласовываться с четырьмя временами года. [Если] наказания и нравствен- ное[управление страной] согласовываются в четырьмя временами года, то возникает счастье; [если они их] нарушают, то воз- никает беда. В таком случае чем [следует] заниматься весной, летом, осенью и зимой?" Далее следуют сответствующие "сезонно-административные" советы, самого разного свойства(им мы почти не упоминаем). 35.2. Год начинали с Весны и далее, по порядку сезонов. 1) "Восток - это звезды. Его время - весна. Его жизненная сила - ветер. Ветер порождает дерево и кости. Его нравствен- ность - радоваться произрастанию. Это период возникновения и роста..." 2) "Юг - это солнце. Его время - лето. Его жизненная сила - Ян. Ян порождает огонь и пар. Его нравственность - прояв- лять доброту и создавать веселье..." 3) "Центр - это земля. Его нравственность - действительно помогать смене 4-х времен года и при помощи ветра и дождя воздействовать на землю и увеличивать [ее] силы. Земля по- рождает кожу и мясо. Ее нравственность - согласие и равенс- тво, беспристрастность и бескорыстие. [Она] помогает 4-м временам года: весне - раскрыться и произвести; лету - вскормить и взрастить; осени - собрать урожай; зиме - зак- рыть закрома..." 4) "Запад - это Чэнь. Его время - осень. Его жизненная си- ла - инь. Инь порождает металли когти. Его нравственность - строгость и подчинение, отсуствие разврата в [собственном] доме..." 5) "Север - это луна. Его время - зима. Его жизненная сила - мороз. Мороз порождает воду и кровь. его нравственность - чистота, разделение, мягкость, прощение, сохранение". 35.3. В Европе, как помним, в астрологии и магии, для оп- ределенных действий "предназначались" дни, "принадлежащие" определенной планете. Добрые дела вершились под знаком "доб- рой" планеты(Венеры или Юпитера), злые - под "злой"(Сатурна или Марса) и т.д. Нечто подобное было и на Востоке. Так, считалось, что пра- вителю страны, в течение 3-х месяцев каждого сезона для от- дачи "пяти" приказаний "данного сезона" следует использоавть лишь определенные, свойственные данному сезону(стихии) дни. Что же это были за дни? Для каждой из пяти стихий выделяли два ее качества: стихию в избытке(Ян-состояние) и стихию в недостатке(Инь-состоя- ние). Это были: Дерево Огонь - Бин и Дин, Земля - У и Цзи, Металл - Гэн и Синь, Вода - Жэнь и Гуй. Соответственными именами называли отдельные дни 60-ричного дневного цикла. ---------T------------T--------T----------------------------¬ ¦ Стихия ¦ Сезон ¦ Дни ¦ Дни данной стихии ¦ +--------+------------+--------+----------------------------+ ¦ Дерево ¦ Весна ¦ Цзя ¦ 01 11 21 31 41 51 ¦ ¦ ¦ ¦ И ¦ 02 12 22 32 42 52 ¦ +--------+------------+--------+----------------------------+ ¦ Огонь ¦ Лето ¦ Бин ¦ 03 13 23 33 43 53 ¦ ¦ ¦ ¦ Дин ¦ 04 14 24 34 44 54 ¦ +--------+------------+--------+----------------------------+ ¦ Земля ¦ Межсезонья ¦ У ¦( 05 15 25 35 45 55 ) ¦ ¦ ¦ (Центр) ¦ Цзи ¦( 06 16 26 36 46 56 ) ¦ +--------+------------+--------+----------------------------+ ¦ Металл ¦ Осень ¦ Гэн ¦ 07 17 27 37 47 57 ¦ ¦ ¦ ¦ Синь ¦ 08 18 28 38 48 58 ¦ +--------+------------+--------+----------------------------+ ¦ Вода ¦ Зима ¦ Жэнь ¦ 09 19 29 39 49 59 ¦ ¦ ¦ ¦ Гуй ¦ 10 20 30 40 50 60 ¦ L--------+------------+--------+----------------------------- Сх.35.1. Дни каждой из стихий L------------------------------------------------------------ Напомним, что аналогичные приставки добавлялись к названиям годов. Например, Год Красного Тигра - Бинь-Инь и т.д. 35.4. Еще одним важным источником, на наш взгляд, может считаться глава "О природе пяти первоэлементов" из конфуци- анскго трактата "Бо ху тун"(Диспут в зале Белого Тигра), 79 года нашей эры(цит.по "Древнекитайская философия. Эпоха Хань". М.: 1990, нумерация далее везде наша - А.А.): 35.4а. Весна. "Сезоном [слабой силы Ян] является весна. Слово чунь - "весна" тождественна [другому] слову чунь, оз- начающему то же, что дун - двигаться. Местонахожнение [сла- бой силы Ян] - в восточной части света. Ее цвет - зеленый. Ее музыкальный тон - цзюе; цзюе означает, что ци [лабой силы Ян] находятся в движении и скачут. Ее первопредок - Тайхао; тайхао означает "общий подъем", когда тьма вещей возбуждается. Ее бог - Гоуман; гоуман обоз- начает начало жизни вещей, ман тождественно слову мэн - "прорастать". Ее священный покровитель - Зеленый дракон". -----------------------------------------------------------¬ ¦ СЛАБАЯ СИЛА ЯН ВЕЛИКАЯ СИЛА ЯН ¦ ¦ ВЕСНА -------------> ЛЕТО ¦ ¦-------------T-------------¬--------------T--------------¬¦ ¦¦ Мао (заяц) ¦ Чэнь(дракон)¦¦ Сы (змея) ¦ У (лошадь) ¦¦ ¦+------------+--------------L-------------+--------------+¦ ¦¦ Инь (тигр) ¦СИНИЙ ДРАКОН КРАСН.ФЕНИКС¦ Вэй (овца) ¦¦ ¦L------------- -¬ L---------------¦ ¦-------------¬ L- ---------------¬¦ ¦¦ Чоу(буйвол)¦ЧЕРН.ЧЕРЕПАХА БЕЛЫЙ ТИГР¦Шэнь(обезьяна)¦¦ ¦+------------+-------------¬--------------+--------------+¦ ¦¦ Цзы (крыса)¦ Хай (свинья)¦¦ Сюй (собака)¦ Ю (петух) ¦¦ ¦L------------+--------------L-------------+---------------¦ ¦ ЗИМА <--------------- ОСЕНЬ ¦ ¦ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИНЬ СЛАБАЯ СИЛА ИНЬ ¦ L----------------------------------------------------------- Сх.35.2. L----------------------------------------------------------- 1) "Слабая сила ян обнаруживается в зодиакальном знаке инь (тигр - А.А.). Инь однозначно с янь - "распрострняться". Его музыкальный лад(люй) точно соответствует созвучию тай цу; люй(музыкальный лад) означает то же, что люй - "направлять". 2) "[Слабая сила ян] достигает свеого подъема в зодиакаль- ном знаке мао(заяц - А.А.). Мао однозначно с мао - "расцве- тать". Его музыкальный лад соответствует созвучию цзя чжун. 3) "[Слабая сила ян] приходит в упадок в зодиакальном зна- ке чэнь(дракон - А.А.). Чэнь однозначно со словом чжэнь - "удар грома". Его музыкальный лад соответствует созвучию гу си. Дни[слабой силы ян] падают на циклические знаки Цзя и И(т.е.Дерева - А.А.)". 35.4б. Лето. "Сезоном [великой силы Ян] является лето(ся). Слово ся - "лето" тождественно слову да - "великий". Место- нахождение [великой силы ян] - в южной части света. Ее цвет - красный. Ее музыкальный тон - чжи, чжи означает то же, что чжи - "остановиться". [Здесь] великая сила ян достигает пре- дела. Ее первопредок - Янь-ди, яньди обозначает то же, что тай ян - "великая сила ян". Ее бог - Чжуюн; чжуюн означает то же, что и шу сюй - "содеиниться и преемствовать". Ее [велкой силы ян] священный дух-покротивитель - Красная Пти- ца, потому что она становится священной птицей-фениксом, когда покидает [свое горящее гнездо]". 1) "Великая сила Ян(тай ян) обнаруживается в зодиакальном знаке сы(змея - А.А.). Сы означает неизбежный расцвет вещей. Его музыкальный лад сответствует созвучию чжун люй. 2) "Самой полной силы она достигает в зодиакальном знаке У (лошадь - А.А.). У означает, что вещи достигли полного раз- вития; его музыкальный лад сответствует созвучию шэн бинь. 3) "Она [великая сила Ян] ослабевает в зодиакальном знаке вэйовца - А.А.). Вэй означает то же, что вэй - "смаковать", его музыкальный лад соответствует созвучию линь чжун. Дни [великой силы Ян] падают на циклические знак бин и дин (т.е.Огня - А.А.)". 35.4в. Осень."Сезоном [слабой силы инь] является осень. Слово цю - "осень" тождественно слову чоу - "плакать от го- ря". Местонахождение ее [слабой силы инь] - в западной части света. Ее цвет белый. Музыкальный ее тон - шан. Шан означает то же, что и цян - "сильный". Ее первопредок - Шаохао. Шаохао означает то же, что шао лянь - "малая жатва". Ее бог Жушоу; жушоу имеет тот же смысл, что и су - "сокращаться". Ее священный покровитель - Белый тигр. Это так потому, что ху "тигр" означает "схватить и наказать". 1) "Слабая сила инь обнаруживается в зодиакальном знаке шэнь(обезьяна - А.А.). Зодиакальнаый знак шэнь означает то же, что шэнь - "тело", его музыкальный лад сответствует соз- вучию и цзэ. 2) Она [слабая сила инь] достигает зрелости в зодиакальном знаке Ю(петух - А.А.). Зодиакальный знак ю однозначен со знаком лао - "старший", что означает [наступление сезона] сбора урожая для [тьмы] вещей; его музыкальный лад сответс- твует созвучию нань люй. 3) Она [слабая сила инь] ослабевает в зодиакальном знаке сюй(собака - А.А.). Зодиакальный знак сюй означает то же, что и ме - "уничтожать". Его музыкальный лад соответствует созвучию у и; у и означает то же, что у шэн - "беззвучие". Дни [слабой силы инь] - под циклическими знаками гэн или синь(т.е.Металл - А.А.)." 35.4г. Зима. "Сезоном [великой силы инь] является зима. Слово дун - "зима" тождественно слову чжун - "кончаться". Местонахождение [великой силы инь] - в северной части сета. Ее музыкальный тон - юй; юй тождественно понятию шу - "поко- иться". Тогда начинает размножаться тьма вещей. Ее [великой силы инь] первопредок - Чжуань-сюй. Чжуань-сюй обозначает то же, что ханьсу - "холод отступает". Ее бог - Юань-мин; юаньмин означает жуюань - "еликая тьма". Ее свя- щенный дух-покровитель - Черная черепаха..." 1) "Великая сила инь обнаруживается в зодиакальном знаке хай(свинья - А.А.). Хай однозначен со словом ху - "зерно", его музыкальный лад соответствует созвучию ин чжун. 2) Она [великая сила инь] достигает своей полноты в зоди- акльном знаке Цзы(крыса - А.А.). Знак цзы однозначен со ло- вом цзы - "порождать", его музыкальный лад сответствует соз- вучию хуан чжун. 3) Она приходит в упадок в зодиакальном знаке чоу. Чоу од- нозначен со словом ню - "связать", его музыкальный лад соот- ветствует созвучию да люй. Дни [великой силы инь] под циклическими знаками жэнь и гуй (т.е. Воды - А.А.)". Как видим, на свет выступают явные астрологические аналоги троек знаков 4-х годовых сезонов Востока и Запада. А. В цитированной восточной рукописи это: 1) "обнаруживаю- щие силу"(знаки, начинающие сезон - Тигр, Змея, Обезьяна, Свинья); 2) "наивысшего подъема силы"(средние - Заяц, Ло- шадь, Петух, Крыса); 3) "сила приходит в упадок"(конечные знаки сезона - Дракон, Овца, Собака, Буйвол). Б. В 4-х сезонах европейского зодиака, астрологи именуют их как: 1) "кардинальные"(начанающие сезон - Овен, Рак, Ве- сы, Козерог); 2) "фиксированные"(средние - Телец, Лев, Скор- пион, Водолей); 3) "мутабельные"(конечные знаки сезона - Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы). 35.5. Довольно любопытные замечания содержатся в ряде ста- ринных медицинских книг(см.напр.Дубровин Д.А."Трудные вопро- сы классической китайской медицины. Л.: 1991, с.98): "В пятнадцатой трудности говорится: В трактатах сказано, что весной пульс струнобразный, лето пульс крючкообразный, осенью пульс подобен волоску, зимой пульс как камешек..." 1) "Весной пульс струнообразный, что соответствует печени, Востоку, первоэлементу "Дерево".[Весной] все зарождается и начинает жить. [На растениях] появляются [молодые] ветви и листья. [В это время] пульсовая волна становится мягкой(ху- ань), слабой(жуо) и длинной(чан). Пооэтому про него говорят "как струна"(ассоциация: тонкая ветка Дерева - А.А.). 2) "Летом пульс крючкообразный, что соответствует сердцу, Югу, первоэлементу "Огонь". [Летом] все в цветении и в изо- билии. [У растений] ветви свободно свешиваются, а листва становится раскидистой. [Ветви с листьями] изгибаются книзу, подобно крючку. [В это время] пульсовая волна начинается быстро и сильно, а заканчивается замедленно. Поэтому[про та- кой пульс] говорят, что он "как крючок"(напоминая, ассоциа- тивно, "крючковатый" язычок Огня, т.е. - А.А.). 3) "Осенью пульс подобен волоску, что сответствует легким, Западу, первоэлементу "Металл". [Осенью] все завершается. Все растения увядают. Ветви деревьев одиноко [свешиваются], подобно волосам. [В это время] пульсовая волна становится легкой(цин), пустой(сюй) и поверхностной(фу). Поэтому [про такой пульс] говорят, что он "как волосок". 4) "Зимой пульс как камешек(ассоциация с круглой черепахой - А.А.), что соответствует почкам, Северу, пероэлементу "Во- да". [Зимой] все становится плотным и твердым. На пределе зимней поры вода застывает, становясь, как камень. [В это время] пульс глубокий(чэнь),скользящий и гладкий(хуа). Поэ- тому[про такой пульс] говорят, что он "как камешек". Таковы пульсы четырех сезонов года". Считалось, что, в норме, пульс всех органов, по всем пара- метрам, должен изменяться в соответствии с четырьмя сезонами года. Всякое нарушение этого совершенного уклада, предосте- регает Наньцзин, возымеет длительные, отдаленные последс- твия и связано с возможной болезнью. 35.6. В "седьмой трудности" медицинского трактата Наньцзин сообщается о предположительном распределении Ян-Инь по годо- вому циклу пульсов. Люй Гуан пишет(цит. по Дубровин Д.А.): 1) "Малый Ян правит от 1-го месяца весны и года по китайс- кому календарю, до 2-го месяца. Силы ци природы в это время еще крошечные и малые. Поэтому и пульсовая волна наступает и отступает без своей обычной силы". 2) "Светлый Ян правит в 3-м и 4-м месяце, когда силы ци природы заставляют набухать почки на верхушках деревьев и начинают цветелние. Тогда и пульс становится поверхностням, большим, но коротким". 3) "Великий Ян правит в 5-м и 6-м месяце, когда силы ци природы все приводят в наибольшее цветение. Тогда и пульс становится увеличенным, подобно потоку; большим и длинным". 4) "Малый Инь правит в 7-м и 8-м месяце, когда осень по- беждает избыток Ян и иньская Ци начинается расцветать. Тогда и пульс становится твердым, большим и длинным" 5) "Великий Инь правит в 9-м и 10-м месяце, когда янская Ци окончательно уменьшается, а Иньская Ци расцветает. Тогда и пульс становится твердым, тонким и крошечным". 6) "Недостаточный Инь правит в 11-м и 12-м месяце, когда иньская Ци расцветает до предела. Тогда и пульс становится глубоким, коротким и как бы стоящим торчком..." -----------------------------T-----------------------------¬ ¦ ---------¬ ---------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ --¬ ¦ ¦-- L------ L--¦----- L------------ L------- ¦ +----------------------------+-----------------------------+ ¦ Контрастность пульса "Великий Ян"(5-6 месяцы года) и "Не-¦ ¦ достаточный Инь"(11-12 месяцы) по астро-модели ¦ L----------------------------------------------------------- Сх.35.3. L----------------------------------------------------------- 35.7. Разумеется, для древнего восточного врача одним из главных информаторов был пульс со многими его сложными про- явлениями(см.напр. 1) сб."Пульсовая диагностика тибетской медицины". Новосибирск, Наука, 1988; 2) "Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. Справовч- ник". М.: Медицина, 1986 и др.). Однако для пациентов пре- доставлялись более простые и чисто бытовые советы, например о пище "по сезону". "Конечно, рацион китайцев во многом зависел от времени го- да. - отмечает сборник "Цветы китайской мудрости"(Орел, 1992). - Еще Конфуций, как говорят, не ел продуктов, которые "не сответствовали сезону". Врач Сунь Сымяо дает более подробную рекомендацию(нумера- ция наша - А.А.): 1) Весной нужно есть поменьше кислого и побольше сладкого, чтобы стимулировать работу селезенки. 2) Летом нужно есть поменьше горького и побольше вяжущего, чтобы благотворно влиять на легкие. 3) Осенью нужно есть поменьше вяжущего и побольше кислого, ибо это полезно для желчного пузыря. 4) Зимой нужно есть поменьше соленого и побольше горького - это полезно для сердца. 5) А в последнюю декаду каждого года и сезона нажно есть поменьше сладкого и побольше соленого, чтобы укрепить поч- ки". Сами советы эти(конечная часть фраз), возможно, во многом и впрямь полезны, но, схематика вся(начальные части фразы), если присмотреться, опять-таки, в который раз, исходит от- нюдь не от практики, а от чистой теории, от... модели! Модель такая называется "звездой пяти стихий" и о ней речь пойдет в следующей главе.


Next