С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА! | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 1.3. ПОД НЕБОМ ЭЛЛАДЫ 1.3.1. Небо для всех одно. И преодолев синие волны при- вольно раскинувшегося Средиземного моря, попав в совершенно другой мир, на другие берега и в другие страны, древний мо- реход мог, однако, быть совершенно спокоен - небо, как ги- гантская карта было постоянно над его головой. Он не мог по- теряться и заблудиться в огромных бушующих просторах. Небо было общим для всех, вечным и неизменным. И, хотя все смотрят на него по разному, изображения неба имеют и сходную структуру само по себе, а, поскольку народы проживают близко друг от друга, откуда так же происходят многочисленные сходства. В Древней Греции каждое из 7 видимых светил(Солнце, Луна и пять планет) имели свое название: Гелиос(и Аполлон), Селена, Гермес, Афродита, Арей, Зевс, Кронос. С каждым из них связа- ны были десятки легенд, забытых и сохраненных. 1.3.2. Гелиос, бог солнца и солнечного света, карал слепо- той, но мог и исцелять слепых. Согласно мифу, Гелиос каждое утро выеждает с востока на золотой сверкающей колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней, а вечером спускает- ся в Океан на западе. Ночью Гелиос объезжает землю в челнок(золотой чаше) чтобы вновь возвратитья и появиться на востоке. Семь стад быков, по 50 голов, принадлежавших Гелиосу, паслись на мифическом острове Тринакрин(Сицилия), число 7 х 50 = 350 являлось оли- цетворением 350-дневного греческого года(вместо 365 дней). С развитием греческой религии культ Гелиоса все более вы- теснялся культом другого, не менее блистательного бога, Аполлона(имя это присходит от малоазийского "дверь", почему, как полагают, Аполлон был сперва богом дверей, предотвращаю- щим несчастья.). Теперь уже лучи могущественного Аполло- на-солнца отождествлялись с золотыми стрелами, которыми бог поражал своих неприятелей. Соответственно и внешние черты лица, волос, частей тела Аполлона были "стрелоподобны" - от- крыты, прямы, светлы. 1.3.3. Селена - богиня луны, несет свое имя от греческого слова "селас" - светящая, блестящая, лучистая. Как и бог солнца Гелиос(позже - Аполлон), Селена мчится по небу в се- ребрянной колеснице, запряженной парой белоснежных коней(в другой версии - быков, с "луноподобными" рогами). Согласно одному из мифов Селена влюблена в прекрасного юношу Эндимиона, который получил от богов вечную юность, но за это был обречен спать непробудным сном(заметим вскользь, что, действительно, в ряде случаев летаргии, чрезмерно дли- тельноого сна, спящие остаются на период сна неизменными в своей внешности). Селена, промчавшись по ночному небу, спускается в пещеру горы Латма в Карии и с грустью любуется его красотой. Впро- чем, один из мифов собщает, что Селена, так или иначе, умуд- рилась родить от Эндимиона 50 дочерей(пять, как и в случае с Гелиосом - по числу недель гречского года, 50 х 7 = 350). 1.3.4. Планету Меркурий олицетворял бог Гермес, первона- чально, бог, приносящий благосостояние, покровитель стад и пастбищ. Он и изображался, подчас, именно, как пастух, с но- ворожденным ягненком на плечах. Любопытно, что впоследствии изображение "языческого" Гермеса, как "доброго пастыря" было заимствоано христианами и перенесено на образ Иисуса Христа. В "классическое время" Гермес, легконогий бегун, считался вестником богов, проводником в Аид, царство мрака, для душ умерших. Попутно он был покровителем красноречия и гимнасти- ческих остязаний. Любопытно, что именно его называли изобре- тателем алфавита, мер, весов. Поэтому он более вего почитал- ся как бог почты, дорог, путешественников, купцов. Изображали его, как и древнеримского Меркурия, в крылатых снадлиях, на босу ногу, в дорожной шляпе, с кадуцеем - жез- лом вестника. 1.3.5. Кто такая Афродита, подробно описывать, вероятно не надо. Афродита - по религизным предтавлениям древних греков, богиня любви и женской красоты, любимая дочь Зевса. В римс- кой мифологии ей сответствовала Венера. Родилась она, тем не менее, согласно мифу, весьма своеобразно - из морской пены, но не простой, а сбитой из капель семени(иногда пишет - кро- ви) оскопленного Кроносом Урана("афрос" - пена). Согласно пышной и красочной древнегреческой мифологии, Афродита была довольно свободна и любвеобильна. От Гермеса(Меркурия) у нее сын - Гермафродит. От Анхиса - Эней. От Арея(Марса) - сразу пять: Гармония, Эрос, Антерос, Фобос и Деймос(последние два, "Страх" и "Ужас" воплощены ны- не в названиях двух спутников планеты Марс). В то же время, "официально" Афродита является супругой бо- га огня и кузнечного ремесла хромоногого Гефеста, но, поль- зуясь постоянной загруженностью мужа в кузнице, то и дело изменяла ему, то с богами, то со смертными. 1.3.6. Арей - греческий аналог древнеримского бога войны, бога-воителя, Марса. Сын Зевса и Геры, который явно пошел в своих суровых родителей. Он воинственен, даже свиреп, жесток и дик. Впрочем, в греческих верованиях он занимал далеко не самый высокий пост, а в мифах далеко не всегда одерживал по- беды. Но, воин - есть воин. Атрибуты его - столь же воинс- твенны: копье и пылающий факел, собака и коршун. 1.3.7. Зевс-громовержец, которому в древнеримской мифоло- гии соответствует Юпитер(два культа этих богов там слилсь воедино) являлся верховным божеством Олимпийской религии. Это царь и отец всех богов и людей. На зодиаках он, как пра- вило изображается крайне величественным, в ниспадающем плаще и с пучком занесенных молний, нередко в виде своеобразного "трезубца". Мифы про Зевса и их вариации трудно поддаются исчислению и перечислению. Обитает он, как нетрудно догадаться, на горе Олимп. Основ- ная жена его - многотерпеливая Гера. Дети от нее - Арей, Ге- ба, Гефест. Масса "незаконорожденных", то есть детей, от других богинь. Здесь и Аполлон с Артемидой - от Латоны, Пер- сефона - от Деметры, Афродита - от Дионы, Гермес - от Майи, Горы и Мойры - от Фемиды, Хариты - от Эвриномы и т.п. 1.3.8. Кронос(аналог Сатурна), отец Зевса, был предупреж- ден предсказателями, что он будет свергнуть одним из своих детей. Полагая, однако, что он сам - хозяин своего счастья, Кронос решил пресечь подобный ход событий и взялся активно "корректировать деторождаемость". Проявлялось это в том, что он, попросту, проглатывал всех произведенных на свет детей. Именно этот эпизод, или пред- шествующий ему, в большом количестве встречается в астроло- гических иллюстрациях и в зодиаках для Сатурна. Однако, когда родился Зевс, Рея, которой надоело подобное самоуправство мужа, подсунула ему огромный камень, завернутый в пеленки и одеяльце. Камень Кронос проглотил вместе пелен- ками и потоу обмана не заметил. Быстро подросший Зевс восс- тал против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных братьев и сестер, но убивать не стал, а предоставил место в огромном подземном царстве, Тартаре(в другой версии, на острове Бла- женных). Такова, вкратце "раскладка" основных астральных(звездных, отвечающих семи светилам) богов в греческой мифологии. 1.3.9. Знаменитый древнегреческий астроном и математик Птолемей(1 -я пол. II века н.э.), автор знаменитого "Фль- агеста"(аль-Магест - "Высочайшее"), сводного трактата о гео- центрической основе мироздания, несомненно, верил в таинс- твенную связь между движением небесных светил и судьбами народов или отдельных людей. Астрономия была для Птолемея неразрывна от астрологии, связь небесных и земных явлений - неоспорима. Как Птолемей толковал небесные явления? Это проще будет понять непосредственно процитировав этого всемирно известно- го ученого. Вот характерный фрагмент из его трактата: "Сатурн - есть звезда, преиущественно приносящая холод. Он также сушит, но в незначительной степени, и это вполне ес- тественно, так как он находится дальше всех и от теплоты Солнца и от влажности Земли. Впрочем, его силы, как и все- хостальных звезд находятся в зависимости от их положений от- носительно Солнца и Луны. Юпитер - умеренная, благосклонная звезда. Он расположен в центре, между холодным Сатурном и жарким удушающим Марсом. Он дает тепло и влажность, но, так как сила теплоты преобла- дает, то от него исходят ветры, производящие плодородие. Марс - сушит и сжигает. Его цвет, цвет огня(красный), сог- ласуется с его свойствами. Он находится вблизи Солнца, круг которого лежит внутри его сферы(астрономы судили по расстоя- нию до Марса и до Солнца, полагая, что Солнце обращается вкруг Земли - А.А.). Венера, по своей умеренности, имеет сходство с Юпитером, но причина для этого совершенно иная. Так как она находится вблизи Солнца, то несколько согревает, но при этом, подобно Луне, возбуждает гораздо больше влажности, ибо при содейс- твии этого большого светила(Луны), она притягивает влажность из ближайших к ней мест Земли. Меркурий - сушит и в довольно значительной степенит всасы- вает влажность, так как он лежит недалеко от Солнца. Но иногда он немного и увлажняет, ибо находится вблизи Земли, ближе всех остальных планет, за исключением Луны... Луна - имеет влажное действие, потому что она ближе всего к Земле, из которой поднимаются влажные пары. Таким образом она размягчает вещи, подверженные ее влиянию и способствует их гиению. Благодаря своему сходству с Солнцем, она обладает способностью согревать". Откуда взялись понятия о жаре и холоде, сухости и влажнос- ти? Из простого - из характеристик окраски, яркости, свеет- лости или мутности цветов видимых планет. Теплые и яркие цвета говорят о "жаре" и "сухости" планет. Тусклые и холод- ные цвета - об "холодности" и "влажности". Скорость движения в небе среди неподвижных звезд определяла, попутно, даль- ность от Земли с ее "влажной" поверхностью. И - так далее. 1.3.10. Птолемей делал некоторые выводы от себя, но, в об- щем -то ничего не выдумывал. Он пытался соблюдать логику, цвета, света, ярксти, навязанную ему более давними авторами. И, как положено в научных трудах, Клавидус Птолемей постоян- но ссылался на более ранних(и явно более информационно "сла- бых", чем он сам) авторов, довольно наивно доверялся им, приспосабливался под них: "Древние утвержали, что Юпитер, Венера и Луна суть благот- ворные светила, потому, что их природа более умеренная и мягкая, и у них более всего теплоты и влажности. К неблагоприятным звездам следует отнести Сатурна и Марса, имеющих противоположную природу и дейтвие, так как один очень холоден, а другой, напротив, пламенно горяч. Между этими группами находятся Солнце и Меркурий, которым присущи свойства тех и других, ибо их действия одинаковы с действиями тех звезд, с которыми они имеют общие свойства". Подобно тому, как в Древнем Китае все подразделяли на "Ян" и "Янь", т.е. активное мужское и пассивное женское, Так и Птолемей делит светила по "полу". Он, например, указывал: "Звезды делятся на мужские и женские. Женские суть те, у которыхпреобладают влажность и плодородие, так как эти свойства лучше всего выступают у женского пола. Остальные планеты - мужские. Поэтому Венера и Луна - называются женскими, так как в них преобладает влажность. Напротив, Сатурн, Юпитер, Марс - мужские. Меркурий принадлежит обоим группам, как обладающий в рав- ной степени совйствами, как влажности, так и сухости..." Астрономически свойства такие не давали никакой информа- ции. Однако "информация" возникала чуть позже, когда пресло- вутые, как на модели просчитанные, жар и холод, сухость и влажность, начинали сочетать со строением тела, типом лица, характером и темпераментом и т.п. Здесь вступала в силу уже - магия, ее Принцип Подобия и Принцип Параллелизма. 1.3.11. И, все же Птолемей был более астроном, нежели аст- ролог. Об астрологических выкладках он сообщает весьма крат- ко, предельно лаконично, подчас - лишь мимоходом. Астрологию, в отличие от времен современных, тогда крити- ковали весьма смело и вполне умело. Известный философ школы скептиков, Секст Эмпирик(см."Сочинения". т.1,2. М.: 1976) составил не очень большой, но весьма емкий труд "Против аст- рологов", в начале которого писал про астрологию так(астро- логов он именует "халдеями", поскольку большинтво тех было происхождением из Вавилона - Халдеи): "Украшая ее торжественными наименованиями, халдеи объявля- ют себя самих математиками и астрологами(астрономами, в на- шем понимании, т.е. - А.А.), с одной строны, доставляя раз- нообразный вред людям, а с другой - укрепляя в нас зако- ренелые предрассудки и не позволяя в то же время действовать согласно здравому смыслу". "Итак, они кладут в основу то, что земные вещи находятся в симпатическом отношении к небесным, и что они каждый раз пе- рестраиваются заново в связи с истечениями этих последних", - пишет он чуть далее, раскрывая для непосвященных основу критикуемого астрологического учения. - "...Всматриваясь с излишним любопытством в окружающее, халдеи утверждают, что семь звезд(планет - А.А.) стоят в положении действующих при- чин всего того, что происходит в жизни, и что, с другой сто- роны, этому содействуют части зодиака". 1.3.12. Занятно, что уже во времена Секст Эмпирика прояви- лась столь модная ныне "медицинская астрология", дисциплина крайне искусственная, что(к прискорбию для современных, безграмотных в этом и верящих этому, врачей) прекрасно пони- мали уже современники античных родоначальников астрологии. Эмпирик с насмешкой замечает: "Были и некоторые такие халдеи, которые возводили каждую часть человеческого тела к каждому из животных(т.е. своему знаку зодиака - А.А.), как находящуюся в симпатическом к ним отношении. Так, Овна они называли головой, Тельца - шеей, Близнецов - плечами, Рака - грудью, Льва - ребрами, Деву - задом, Весы - частью от ребер до пахов, Скорпиона - половым членом и мат- кой, Стрельца - бедрами, Козерога - коленями, Водолея - го- ленями, Рыб - ногами(порядок сверху вниз - А.А.). И это опять не без рассуждения, но потому, что когда в ка- ком-нибудь из этих животных появляется та или иная звезда, приносящая своим зарождением зло, то она производит повреж- дение одноименной части(человеческго тела - А.А.)". Иными словами, по мнению "халдеев", последовательность из 12 созвездий в небе(или, что то же, 12 сезонов в году) напо- минала последовательность органов в теле человека, от головы к ногам. Созвездия, при этом "влияли" на соответствующие части тела. Показательно, что и современные звездочеты и старинные "халдеи" нарочито или невольно маскируют и "забывают" то об- стоятельство, что все было наоборот - порядок созвездий и их названия в зодиакальном поясе ночного неба создался как раз - от схемы человеческого тела, органы которого использова- лись... для запоминания созвездий зодиакального пояса, сле- дующих одно за другим! 1.3.13. Уже в те, столь далеки от нас годы Эмпирик очень метко находил уязвимые точки звездочетов. Так, и по сей день можно слышать, как новоявленные "астрологи" бахвалятся, что могут предсказать, например, вид смерти новорожденого, что дата рождения, фактически определяет эти различия. "Но и рассуждение, противоположное ыставленному аргументу, как оказывается, весьма значительно уличает халдеев... - возражает Эмпирик. - Мы ведь наблюдаем, что многие различные по возрасту, по виду своего тела и по множеству других приз- наков и присущих им свойств приходят к одинаковому концу, когда они или погибают на войне, или умираюю под развалинами жилищ, или тонут вследствие кораблекрушения". Не менее убедителен он и в других частях своей работы. "...нет никаких оснований ставить жизнь в зависимость от звездных движений, или если для этого есть основание, то это совершенно для нас неуловимо. Отправляясь от того же самого принципа, мы, однако, посра- мим их и в том, что они хотят связать с видом зодиакальных животных наружность и нравы людей, говоря, например, что ро- дившийся подо Львом будет мужественным("как лев", т.е. - А.А.)., а под Девой - будет с длинными гладкими волосами,ми- ловидным, с белой кожей, бездетным и скромным. Ведь это и подобное этому больше достойно осмеяния, чем изучения. ...нужно было бы, чтобы нитко из эфиопов не имел Деву в качестве гороскопа(сезона рождения - А.А.), потому что иначе надо было бы согласиться, что эфиоп - белый, миловидный и имеет длинные гладкие волосы. А это уж нелепее всего". Да, были здравые люди! Жаль - в столь отдаленные времена!


Next