С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА! | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 1.7. ПОД ЗВЕЗДАМИ ИНДИИ 1.7.1. Уличный гадатель или астролог в шумной толчее Дели или Бомбея - такое же обычное дело, как у нас газетный ки- оск. В делах рождения и смерти, в отношениях бизнесменов и торговцев, в делах служебных и семейных, астролог - лицо очень значимое. В одном лице он, порой, совмещает - и успо- каивающего психолога, и советующего врача, и хитрого полити- ка, и смышленого экономиста. Все это, впрочем, подается под видом "влияния звезд". В давние времена ни один правитель не смел, скажем, ысту- пать в военный поход, принимать бой или наступать, не посо- ветовавшись с астрологом. Врач - не смел назваться врачом, ежели не знал астрлогии. Впрочем, надо всегда помнить, что под "астрлогией" раньше пониали совсем другую дисциплину, и, прежде всего - метеорологию(о сезонных погодных явлениях) и фенологию(о сезонных явлениях вообще). И астролог прогнозиро- вал "летную погоду" для военных походов. И современные врачи, без всякого обращения к астрлогии, прекрасно знают, что состояние больных и здоровых людей ухудшается или улучается, в зависимости от погоды или сезона года, лунных фаз, времени суток. В давние времена же все это смешивали с астрономией и получали некую обощенную науку. Ясно, что зимою и летом родятся совершенно разные дети, по- являются совершенно разные болезни, делаются поступки и т.п. 1.7.2. Все это было и в Индии. Страна эта вырастила немало выдающихся математиков и астрономов, которые, попутно, зани- мались и астрологией(поскольку науки раньше были почти не- разъдинимы). Самые давние индийские сочинения на эту тему, "сиддханты"(решения). Они были переписаны, частично, с еще более давних рукопи- сей. Пятая, Сурья-сиддханта(Сурья - бог Солнца в Индии) очень-очень смахивала на "Альмагест" Птолемея, только в ин- дийском варианте. Здесь излагались описания движения пяти планет, лунных и солнечных затмений и всего прочего. Многие данные, по тем временам были очень точны и важны, но не обходилось и без глупостей. Скажем, известный матема- тик и философ, Брахмагупта, так критиковал астронома Ариаб- хату: "Пселдователи Ариабхаты говорят, что Землядвижется, что если бы это было так, то камни и деревья упали бы с Зем- ли..." Он ошибался. Ныне мы знаем, что Земля несется вокруг Солн- ца с огромной скоростью. К тому же - непрерывно вращается. Глупостей было немало. Вдобавок, в древнеиндийской мифоло- ии затмения Солнца и Луны "объяснялись" действием огромной оотрубленной головы страшного дракона Раху. Голову эту "от- тяпали", когда дракон, на пиру у богов, совсем "не по чину" приложился к чаше с напитком бессмертия, амритой. Разгневанные боги тут же отрубили глову, но... часть "обесмерчивающего" напитка успела впитаться в пасть. Голова так и осталась жить "сама по себе", оставаясь при этом до- вольно вредной и агрессивной, причем, время от времени, то к Луне. то к Солнцу. "Среди людей есть такие, - возмущенно писал Брахмагупта, - которые думают, что затмения не вызываются Головой. Это аб- сурдное мнение, ибо это именно она вызывает затмения и боль- шинство жителей мира говорят, что именно она вызывает их..." Ариабхата же утверждал, что "Голова" тут не при чем, а что затмения Солнца вызываются Луной, заслоняющей Солнце... Ошибок таких было немало, и потому долгое время считалось, что, скажем, в центре всего мира лежит - Земля(геоцентризм, от "geos" - земля). Смену времен года, поэтому, объясняли вращением Солнца вокруг Земли, хотя, как знаем, все происхо- дит совсем наоборот. 1.7.3. Своеобразным, специфическим для Индии было, напри- мер, деление недели по дням. Напомним, что по всей земле дни недели, фактически названы по именам 7 "светил": Солнца, Лу- на и 5 планет, видимых невооруженным глазом. 1) Воскресенье, Рави-Вала, было - днем Солнца(Рави), как и во всем мире, Солнце, как ни странно, здесь считалось звез- дой "неблагоприятной", видимо, из-за приносимой жары. Согласно астрологам, Солнце наделяло человека беспокойным характером, навевающим болезни и прочие страдания: изгнание, тюремное заключение, потерю жены, детей и собственности. Правда, в то время, как в "Риг-веде" бог Солнца(Сурья) воз- величивался, как весьма благое божество. Ему посвятили целых десять гимнов. В качестве жертвоприношения Солнцу скармлива- ли щепку от дерева "арка". Знаком Рави служил металлический диск, диаметром в 12 пальцев. 2) Понедельник, Сома-вара, был днем Луны(Чандра или Сома). Луна изображалась в виде мужчины с кожей медного цвета, на повозке, запряженной черно-белой антилопой, под красным фла- гом. Полная Луна считалась благоприятным светилом. Полагали, что счастливец, рожденный под Луной, будет иметь много дру- зей, словно, лошадей, паланкин, будет могучим и почитаемым. У него будет прекрасная пища и спать он будет на лучших ложах. У индийских астрологов Луне посвящалось растение "па- ласа" и обозначение в виде полумесяца, длинной с локоть. У европейских астрлогов, заметим, Луна и Солнце несли свосем иные функции. 3) Вторник, Мангала-вара, как и в Европе, был днем Мар- са(раскаленного Мангала, вспомним "мангал" для шашлыков), который отождествлялся с Картинейей, младшим сыном великого бога Шивы. Считалось, что Марс - планета неблагоприятная и человек, связанный с Марсом, всегда полон беспокойных мыс- лей, будет ранен оружием и прочее. По звездочетам выходило, что человек-Марс, рано или позд- но, потеряет все свои земли, скот и доброе имя. Марсу посвя- щалось растение "кхадира" и треугольник, шириною в шесть пальцев. Здесь стандарты соблюдались твердо. 4) Среда, третий день недели, Будха-вара, был днем Мерку- рия(Будха) и изображался человеком в желтой одежде, едущим на льве, тоже "желтом" животном. Меркурий считался планетой нейтральной, ни плохой, ни хорошей(как и в Европе). Поэтому судьба рожденного под ним человека, как считалось, "зави- сит" от других планет. Посвящали Меркурию растение "апара- маргу" и знак - золотой лук, шириной в два пальца. 5) Четверг посвящали Юпитеру, Брихаспати, и назывался день, естественно, Брихаспати-вара. Изображался он человеком с желтой кожей(Юпитер светит ярко-желтым светом), восседаю- щим на водяной лилии. Примечательно, что так же изображался и Будда. Астрологи утверждали, что Юпитер оказывает благое влияние. Согласно индийским астрлогам, человек, рожденный под его знаком - будет наделен любезным расопложением духа, обладать дворцами, садами, землями, богат деньгами и зерном, желания его будут удовлетворены, особенно в области религии. Брихас- пати у астрологов обозначался предметом в форме лилии. 6) Пятнице, во всем мире посвящена Венера. То же было и в Индии, где Венера, Шукра, давала имя пятому дню, Шукра-вара. Звездочеты утверждали, что она - самая благоприятная из пла- нет. Ее рисовали в виде белокожего человека(Венера светит голубовато-белым), так же, в цветке водяной лилии. Астрологи утверждали, что рожденный под знаком Венеры - будет обладать способностью провидца: знать настоящее, прош- лое и будущее. Ему обещают много жен, царский "зонт" - эмб- лему власти. Шукру обозначали квадратным кусочком серебра. 7) Суббота, шестой день, наконец, был днем Сатурна(как и в Европе), Сани-вара. Планета Сани была самой отдаленной и тусклой, и потому изображалась(вспомним цвета этажей Вави- лонской башни) человеком с черной кожей, одетым во все чер- ное и сидящим на черном коршуне. Звездочеты охотно пугали Сатурном, намекая, что это - самая "неблагоприятная" плане- та, от ее влияния, согласно астрологам, и присходили все несчастья и беды. Человек, родившийся под знаком Сани - будет убит, утверждали они. Его жена, сын и друзья - тоже бужут убиты, его богатство рассеется. Сам же он будет жить во вражде и несогласии с окружающими и испытает много страданий. Знаком Сани служила кривая железная сабля(подобно было и в Европе, инструмент Сатурна - серп, и коса - у символического скелета -Смерти, Сатурн же изображался хромым или, даже, безногим, подобно Дьяволу). 1.7.4. Любопытно, что и расположение цветов и фигуры-знач- ки, символы планет, весьма напоминают цвета и знаки широко рекламируемых нынешними "целителями" гипотетических центров энергии - чакр, скопированных со старинных учений. Понятие "чакр"(вращающихся "колес") возникло в древнеиндийской и ти- бетской медицине, как обозначение разных отделов позвоночни- ка "вращающихся" относительно друг друга, и употреблялось в те годы в весьма специфическом смысле. Ныне довольно многочисленная армия "чудодеев" от медицины, активно подхватила это древнее учение, прикрывая ею собс- твенную безграмотность в анатомии, физиологии, фармакологии, физиотерапии и прочих клинических дисциплин. Шарлатаны эти объявляют "чакры" как главную основу здоровья и болезней, не подозревая о том, что даже древние врачи отмечали, что чак- ры, это... чисто воображаемые абстрактные образования, при- нимаемые ля удобства обозначения уровней тела. Можно напомнить, нижней, Муладхара-чакре - приписывают красный цвет, а самой верхней, Сахасрара-чакре, соответство- вал фиолетовый или черный цвет. Чакр выделили семь. Ясно, что если бы было открыто больше планет, стало бы и больше жизненных центров, разноцветных чакр. 1.7.5. Впрочем, в Индии, кроме деления зодиака на 12 до- лей, по числу знаков зодиака, существовал и лунный зодиак, и лунное исчиление дней, и лунный год. У индусов он состоял из 27 (или же - 28) делений по линии движения Солнца(эклипти- ки). В каждую такую "дольку"-сектор, так же попадало одно созвездие, которые называли "накшатрами". Созвездия эти счи- тались дочерьми Чандра, бога Луны. Легенды собщали, что из всех своих звездных жен Чандра особенно любил четвертую накшатру, по имени Рохини. Тогда остальные жены(Чандра - был многоженец с гаремом) стали жа- ловаться отцу, Дакша. Дакша попытался образумить зятя, но все было безупешно. Тогда он в гневе проклял Чандру и... наслал на него - чахотку! Сильно похудев и истощившись от болезни, бог Луны раскаял- ся, и тогда Дакша постепенно, через 15 дней(после 15 дней болезни, от новолуния, до полнолуния) поправил его здоровье. Иными словами, эта история, миф, иносказательно, символичес- ки, повествовала об убывающей Луне(ее ущербе) и "зарожде- нии" новой. Соответственно, дни месяца, как и у древних египтян, делили на две половины - светлую, до полнолу- ния(шукла) и темную, до новолуния(кришна). Вообще же, древние индийцы делили Вселенную на три части: Землю, Небо и разделяющее их пространство, заполненное воз- духом. Между Землей и Небом постоянно шла война. Здесь, по- середине действовали: Бваю - боги ветра, Рудра - бог грозы и бури, и главенствующий бог, Индра, владеющий молнией, громом и прочими разрушительными стихиями. Индра был вожаком среди довольно-таки "пестрой" компании богов и постоянно наводил порядок во "Вселенной", поражая темные плохие силы с помощью "космической молнии", ваджры. Теем самым, он весьма смахивал, одновременно, и на главного хозяина горы Олимп, могучего Зевса-громовержца, и на нашего Илью-пророка, катающегося по облакам и швыряющего молнии. Все эти боги, в той или иной степени, "участвовали" в аст- рологических прогнозах и вся эта густая звездно-мифологичес- кая мешанина позволяла астрологу безбоязненно ссылаться, то на Сурью, то на Чандру, то на Шиву или Индру, легко оправды- ваясь в случае неудачи. Однако, есть и другие астрологи, другие обычаи.


Next