С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА! | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 1.16. ЗВЕЗДОСЛОВЦЫ ОКАЯННЫЕ 1.16.1. Когда астрономия и астрология впервые "по-настоя- щему" шагнули на Русь, там царили жестокие годы средневе- ковья. В то время по всей Европе неудержимыми шагами рвались перед - наука, культура, искусство. Рвались вперед, не взи- рая ни на что, через растерзанные тела и растоптанные книги, через свист кнутов и стрел, сквозь лязг мечей и тук топоров на плахе. Яркими звездами сияли в истории науки и памяти народов имена звездных первопроходцев: Джордано Бруно, Галилео Гали- лей, Иоганн Кеплер и многие другие. Так было в одной лишь астрономии, не говоря уже о других науках. И только в России все было крепко и неизменно, в науках особо не нуждались, а просещение держали в узде. Точнее, на- уки, как таковой и не было. Была церковь, была религия и ве- рования, были многочиленные суеверия, навязывание безграмот- ных воззрений и, отсюда - крайне смутное представление об окружающей природе. "Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, - поучал один из святых отцов, - А се душеные грехи - учиться астрономиии и эллинским(греческим - А.А.) книгам. По своему разуму верующий легко впадает в различные заблуждения. Люби простоту больше мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, а какое дано тебе от Бога учение, то и держи..." Даже в Испании, где сотнями пылали костры инквизиции, ду- ховенство вынуждено было отступать перед наукой, поскольку ее, науку, защищала знать, нуждающаяся в знаниях, в развитии ремесел. На Руси же, даже церковная, когда-то извне привне- сенная грамотность и знание священных писаний были в таком плачевном состоянии и так дико "импровизировались", что даже один ученый богослов, швед Иоанн Ботвид ухитрился в 1620 го- ду защитить диссертацию в Упсальской академии(Швеция) на те- му "Христиане ли московиты?" Церковь настолько усердно исстребляла и без того малочис- ленные "колдовские" книги с опасной "цифирью", что, в 1492 году для относительно несложных рассчетов "пасхалий" потре- бовалась даже специальная "экспедиция" в Италию, в Рим, за "грамотностью", организованная новгородским архиепископом Геннадием Гонзовым. Своих математиков, увы, отечественная инквизиция в живых - не оставила... 1.16.2. Впрочем, влияние идущей впереди просвещенной Евро- пы все же проникало на Русь. Не всегда, правда, оно было по- ложительным. Чаще оно лишь вносило дополнительную смуту в неискушенные умы. В Новгороде, например, это выразилось в подавлении в 1490- и и 1504-м годах, так называемой "ереси жидовствующих", обозначеннной так, поскольку "ересь" была занесена евреем Схарией, прибывшим в Новгород из Литвы в 1471 году. Сожженные книги "жидовствующих" состояли, в основном, из переводов с ерейского и арабского, что, по всей логике, восприниалось православной церковью как пропаганда чуждых верваний, в частности иудаизма. Преобладали в книгах фило- софские и астрологические темы. "Остронумия, Звездотечья, Сонник, Волховник, Птиченьграй, Чарове, Землемерье, Чаромерье, Степем знамение лунные и сол- нечные", - перечислял, ставшие модными в ХХ веке книги, ав- тор "Слова от Святого Евангелия", и подытоживал: "Все Марто- лои проклятые..." В старинном "Азбуковнике"(энциклопедии), наример, под словом "Планеты" можно было прочесть: "Планиты - суть седьмь звезд, иже на аерных(т.е. на воз- душных - А.А.) седьми полих, кояждо на особом поясе: Арис, Ермис, Зевс, Солнце, Афродите, Крон, Квате, еже есть Луна. Сими звездами окаянные звездословцы(астрологи - А.А.) мнят ся(бя способными) угадывати человечие нравы и счастие..." В этих пяти строчках - вся астрология. 1.16.3. Бестолковые книги по астрологии запрещали и жгли вместе с их незадачливыми хозяевами. Но в ногу с занятной, но не слишком-то полезной астрологией приближались и столь необходимая для навигации - астрономия, и метеорология, и сезонная агрономия(о которых современные астрологи даже не вспоминают, хотя все это входило именно - в астрологию!) и, потому, ересь проявлялась все более и более. Первые русские цари начали, по примеру европейских монар- хов, держать возле себя придворного советника-астролога. У Василия II-го Васильевича, "Темного"(1415-1462 гг) был, по слухам, астролог, Василий Немчин(немец), предугадавший, якобы, что царь Василий будет ослеплен(отсюда и прозвище - "Темный"), за что предсказателя едва не посадили на кол. Он же, как утверждают, на столетие предвосхитил модного ныне Нострадамуса, рассчитав(правда, верно или нет, неведомо) со- бытия в стране, вплоть до XXI века. Был астролог и у Василия III-го Ивановича(1479-1533 гг), немецкий врач и философ, Никола Булев(Люев), распротранявший на Руси немецкий альманах с астрономией и астрологией. Мно- гие в окружении царя ив стране были просто взбешены подобным обстоятельством. "Лже глаголет астроложь неистовство!" - убеждал проветитель Максим Грек(1480-1556 гг), прибывший в России из Греции и астрологию прекрасно знавший. Критика бы- ла, правда, больше эмоциональная, чисто религиозная, и не особо научная... Именно протестуя против присутствия Булева, в 1524 году, старец Филофей написал дьяку Мисюрю Мунехину "Послание на звездочетцев"(критика астрологии). Само послание это мало кому известну, хотя именно там высказано мнение о непреемле- мости и "греховности" всего западного и латинского(т.е. ка- толического, или протестантского, не православного) отец Фи- лофей утверждал неизбежность падения церковных твердынь. По его мнению, неминуемо было падение "первого Рима"(Рима в Италии) и "второго Рима"(Константинополя), поскольку они впали в ереси и упали в глазах Бога и хритсианства. На смену им, греховным и "погрязшим", Филофей пророчил руский "третий Рим". "Два... Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти..." - писал старец, на все корки ругая астрологов. 1.16.4. Предсказатели на Руси, были, однако же, как и вез- де, весьма, мягко говоря, "слабоваты". Скажем, уже упомяну- тый астролог Никола Булев не смог, конечно же, предречь ско- ропостижной кончины царя от заражения крови("мала болячка... в булавочную голову"). Он же сам - и "залечил" родного госу- даря бестолковыми и безграмотными знахарскими способами, пы- таясь одолеть чирей... мукой с медом и печеным луком! Согласно "правилам" тогдашней медицины, царю сделали ис- кусственное воспаление, но явно перестарались. В астрологи- ческом же плане, со смертью Василия народ связал некое "не- бесное явление", опять -таки, не предсказанное придворным звездочетам солнечное затмение 24 августа. "...В первом часу дня круг солнца казался вверху будто срезанным: что оно мало-помалу темнело среди ясного неба, и что многие люди, смотря на то с ужасом, ожидали какой-нибудь великой государственной перемены", - писал известный историк Н.М.Карамзин. С состоянием Солнца всегда связывали состояние царского дома, поэтому суеверный ужас росиян был понятен. В данном случае он, чисто случайно, оправдался. 1.16.5. Любопытно, но, если верить летописи, то "знамени- ем" было отмечено и рождение сына у Василия III-го в 1530 году. Это случилось 25 августа, в 7-м часу ночи, когда, во время страшной ночной грозы - на свет появился будущий Иван Грозный(1530- 1584 гг), великий Иван IV Васильевич. Прибавка "грозный", возможно появилась уже поэтому. Писали, что "...в самую ту минуту земля и небо потряслися от неслыханных громовых ударов, которые следовали один за другим, с ужасною непрерывною молнией..." Логично, правда, предположить, что, конечно же не роды "повлекли" молнию, а наоборот - гром и молния ускорили роды, напугав царицу-роженицу(у маленького Ивана возможно была ро- довая травма). Недаром, у некоторых народностей во время ро- дов и по сей день, мужчины, время от времени стреляют из ру- жей, чтобы, внезапно напугав роженицу, помочь ей родить, а заодно - отпугнуть злых духов... Возмужав, Иван Грозный и сам весбма интересовался астроло- гией и прочими предсказаниями(пусть, даже и "бесовскими") науками, поскольку всюду подозревал предательство и зловред- ное колдовство. И, занятно, хотя вне дворца репресии на кол- дунов и звездочетов шли широко, во дворце они были в относи- тельной безопасности. 1.16.6. В народе, однако, подобные не слишком нужные "муд- рости" искоренялись. Скажем, в знаменитом "Стоглаве"(сто глав "отчета" церковного собора) составленном в 1551 году, отмечалось с негодованием: "В Аристотелевы Врата и в Рафли смотрят(гадальные "разг- РАФЛенные" таблицы - А.А.), и по звездам, и по планетам га- дают, и смотрят дней и часов, и теми дьявольскими дейтвами мир прельщают и от бога отлучают". Впрочем, при дворе у Ивана Грозного был личный астролог. Под годом 1570-м Псковская летопись сокрушенно сообщала: "Прислаше немцы к Иоанну немчина, лютого волхва(отчаянного волшебника - А.А.), нарицаемого Елисея, и бысть(тот) ему лю- бим. А (будучи) приближении положил на царя страхование... отвел царя от веры. На русских людей возложил царь свирепство, а к немцам - на любовь преложи(л), понеже безбожнии(немцы) узнали своим га- данием, что было им до конца разогнанными быти. Того ради - такового злого еретика и прислали к нему: понеже руские люди прелестены(доверчивы - А.А.) и падки на волхование..." И, действительно, астролог Елисей Бомелий пользовался ог- ромным уважением у Ивана Грозного, даже учил царя составлять гороскопы, а также, втихомолку, приготовлял яды, которые царь, то и дело пользовал на отдельных провинившихся верно- подданных. Впрочем, свою судьбу астролог, видимо, предвидеть не сумел, звезды ничего ему не сказали, иначе он бы в Россию и не унулся. Он, в конце концов запутался в интригах, попы- тался бежать, но, на границе с Полшей был схвачен и заживо поджарен на огромном вертеле. Как видим, звездочет не смог предсказать даже собственной бесславной кончины. Не смог он обнадежит и царя. Грозный то- же протянул немного, тем более, что его "психологически" до- канало очередное небесное знамение, объявившаяся "звезда хвостата". Тогда, в 1584 году жители Москвы видели комету с "крестообразным" хвостом. Грозному она явилась между церквами Иоанна Великого и Бла- говещения. По преданию, царь, глядя на комету, еле вымолвил: "Вот знамение моей смерти!" Чтобы убедиться окончательно, он повелел собрать по Руси и Лапландии колдунов и колдуний, числом около 40-60, но те в один голос подтвердили "проро- чество". Видимо, с легкой руки тех же колдунов(ожидавших казни под- валах) Борис Годунов и Бельский отравили царя малиновым си- ропом, за шахматами, а затем придушили его, "для надежности", когда тот упал... 1.16.7. По примеру западных королей приглашал к себе аст- рологов и царь Алексей Михайлович(1629-1676 гг). Одним из приглашенных был известный путешественник тех времен Адам Олеарий. По мнению современников, царь честью великой почи- тал "альманашников"(от слова "альманах" - звездная сводка). При Алексее Михайловиче в почете был, опять же, немец, "немчин", Николай, который, например, в 1665 году предрекал великие события "по случению высочайших небесных планид - Сатурна и Ювиса(Юпитера - А.А.)". Православные подданные взывали к царю тщетно. Дьякон Федор открыто упрекал царя, в том, что тот "альманашников любил", а поп Лазарь буквально умолял в сочинении "О изгублении правоверных государей власти", где писал: "Царю благородный! Како времени сего не испытаешь: имеешь у себя мудрых философов, рассуждающих (о) лица небеси и зем- ли, и звезд хвосты аршином измеряющих. (О) сих Спас(Христос - А.А.) глаголет - лицемеры быти!" 1.16.8. Астрологов неудачно пытались применять и в прогно- зе предстоящих государственных переворотов, что вскрылось, скажем, в "деле Шакловитого", в 1691 году. Здесь в допросах проходил иноземец - поляк, Митька Силин, признавший под пыткой, в стрелецком приказе, что три года жил в Заиконо-Спасском монастыре у Сильвестра Медведева. Там он лечил заговорами и колдовством, гадал по солнцу с коло- кольни Ивана Великого. На пытках астролог "раскололся", заявив, что Медведев раскрыл ему весь заговор: учинить бунт, убить молодого царя Петра, царицу Наталью Кирилловну, и "весь род их изгубить". Князю Василию Голицыну жениться на царевне Софье и стать ца- рем. Шакловитому - быть "под царем первым князем", а патри- архом "быть ему, Сеньке". Силин утверждал, что Медведев га- дал по звездам и вычислил, будто "...все бояре стоят за Голицына, а стрельцы - за царей". Астрологи ошиблись. Ошиблись - в очередной раз. 1.16.9. Более терпимо, легко и просто стали относиться к астрологии лишь при Петре I-м Великим(1672-1725 гг), когда государю потребовались ученые и землемеры, флотоводцы и пу- тешественники, когда возникла острая необходимость в прик- ладной астрономии и в "спецах" по навигации. Навигацкая школа была открыта в знаменитой Сухаревой баш- не, прославившейся тем, что именно на ней проводил свои ноч- ные бдения главный "астролог" и "чернокнижник" тех времен, сподвижник царя Петра, выходец из Шотландии, Яков Вилимович Брюс(1670-1735 гг). Брюс имел огромную, в полторы тысячи томов, великолепную библиотеку, впоследствии переданную Российской Академии На- ук. У него были феноменальная память и наблюдательность: мог, например, с одного взгляда сосчитать число горошин в рассыпанной по столу кучке. После его смерти в комнате нашли "страшные" и "колдовс- кие", непонятного предназначения предметы, как, скажем вог- нутые зеркала и линзы, что, по тем временам было просто ужасно и причислялось к колдовству. Именно Брюс начал выпускать, фактически первый в России, великолепно оформленный календарь, доныне известный, как "Брюсов календарь", где прогноз событий был рассчитан на 200 лет перед, начиная с 1800 года. Впрочем, "прогноз" был весь- ма стандартен. Почти на каждый год там предказывалась "...великая перемена в некотором знаменитом государстве, но- вый образ правления в некоей республике, славное побоище, воцарение великого государя". Сам Брюс, однако, астрологии не доверялся, а в календаре, на 6-й странице, поместил даже карикатуру на астролога. После Петра I-го гонений на астрономию и астрологию прак- тически уже не было. Поэтому известный механик-самоучка из Нижнего Новгорода, И.П.Кулибин(1735-1818 гг) кроме знамени- той "самобеглой" коляски, химического прожектора, арочного моста, часов "яичной фигуры" и прочего, славного и неповто- римого, спроектировал и "планетные часы". Часы, и по нынешним временам, по механизму очень сложные, но размером - не больше будильника. Там, на циферблате с шестью стрелками были все 7 "светил", все 12 знаков зодиака, время дня и ночи, положения Солнца и Луны и многое другое, как, например, фазы, кульминации, всходы, заходы. Астрологии уже не опасались. Ее бестолковость и относи- тельная безвредность для духовенства и высшего общества ста- ли очевидна, крестьянство же пользовало свои, чисто "народ- ные" способы предсказания.


Next