ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 1. АНТИЧНОСТЬ. ДРАКОНЫ ДИКТУЮТ ЗАКОНЫ. Мне сказал мой отец - на последнем году: "Я - Драконом пришел, и Драконом - уйду" Памяти отца, ушедшего в 2000 году, в Год Дракона. Он и рожден был в Год Дракона, в Год 1928-й. 1. "ДРАКОНЫ" ИЗ СЛОВАРЯ. Если заглянуть в учебник по исто- рии Древней Греции или в хороший энциклопедический словарь, чтобы взглянуть, кто такое и что такое - "дракон", то сразу же выяснится маленькая любопытная деталь: "Дракон" - отнюдь не огнедышащее чудовище, а человек, живший в Афинах, имени- тое лицо, знаменитый древнегреческий законодатель. Уже в 621 год до нашей эры он составил свод реально дейс- твовавших законов. Суровость этих законов вошла в поговорку. И потому фраза "драконовские" меры обозначает отнюдь не страшное сверхъестественное животное, а - сурового, до бес- пощадности, человека. Но, дальше, по словарями - все в порядке. Кто такой "дра- кон" выясниятся из определений. Правда, согласно энциклопе- дии или словарю, получается так, что Дракон - это нечто на редкость скучное. "ДРАКОН(греч. drakon), сказочное чудовище - крылатый огне- дышащий змей". - лаконично гласит "Энциклопедический сло- варь"(М.: Сов.энциклопедия, 1963). И все. Вполне достаточно. "ДРАКОН, крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы(часто нескольких голов) и туловища пресмыкаю- щегося(змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы; иногда в состав такого комбинированного образа входили и части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.)..." - столь же суховато сообщают "Мифы народов мира" (т.1, М.: Сов.энциклопедия, 1992) "ДРАКОН. Дракон обладает способностью принимать различные облики, которые, однако для нас непостижимы..." - утешает Хорхе Луис Борхес в известной своей "Энциклопедии вымышлен- ных существ"(Минск, "Старый Свет-Принт", 1994). "ДРАКОН. В мифах и фольклоре различных народов гигантский крылатый змей. Обычно у дракона голова(или несколько голов) и туловище пресмыкающегося и крылья птицы или летучей мы- ши..." - собщает еще один автор. "Дракон - образ водной стихии - представлялся часто огне- дышащим (соединение противоположных символов воды и огня). - неумолимо разубеждают "Мифы народов мира". - По гипотезе ря- да ученых (А.Леруа-Гуран, В.Я.Пропп), формирование гибридно- го мифологического образа Дракона относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы живот- ных как таковых уступают место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Соединение разных животных в од- ном мифологическом символе приводит к такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с..." Что же касается, например, книги "Энциклопедия чудес"(Ца- рев И. М.: "Голос", 1998), то слова "Дракон" в чудесах не оказалось. Драконы, похоже, оказались полностью не у дел! 2. РЕЕСТР ДРАКОНОВ. Если заглянуть в античную, а, конкрет- нее, в древнегреческую мифологию, то там найдется немало сю- жетов с волшебными драконами, часто исполняющими, однако, функцию простого сторожа - присмотра и надзирания за чем-ли- бо(этимология слова Дракон - "страж" или "хвататель"). Мифи- ческие герои постоянно вмешиваются в мирную жизнь драконов и убивают их, чтобы прославиться. Вот небольшой список из дю- жины наиболее знаменитых драконов: 1) Дракон Андромеды. Дракон, которому принесли в жертву красавицу, царскую дочь Андромеду. Персей, случайно оказав- шийся в этих местах, вооруженный крылатыми сандалиями, шап- кой-невидимкой и головой медузы-Горгоны, легко одолел чудо- вище, а затем и Андромеду, которую взял потом в жены. 2) Дракон Александра Македонского. Жизнь этого античного полководца послужила поводом рождения "мифического" Алек- сандра, героя, в частности, сербской повести "Александрия", богато иллюстрированной и весьма популярной в Европе, проник- шей и на Русь в XV-XVII веках. В бургунской версии XIII века, хранящейся в Брюсселе, сре- ди многих подвигов, запечатленных художником в красочных картинках, есть сражения с царем Дарием, "псиглавцами", "шестируками", черепахами и т.п., а, также - и с огромным трехрогим драконом, на редкость напоминающим ящера трицера- топса из юрского периода. Впрочем, на изображениях Ближнего Востока этот же подвиг смахивает на поединок с обычной крупной змеей, правда, с не- большими лапками(у удавов, заметим, есть, подчас редуциро- ванные лапки) 3) Дракон Аполлона. Дельфиний, живший возле источника в Дельфах, который он охранял, попутно опустошая окрестности Дельф и стороживший место будущего прорицалища. Дельфиний был убит Аполлоном, после чего получил имя Пифон, т.е. "гни- ющий", поскольку лучи солнца быстро превратили его тело в гниющий прах. На месте убитого Пифона был устроен храм со знаменитым Дельфийским оракулом, в котором главную роль играли жри- цы-пифии, пророчествующие, предварительно надышавшись одур- манивающих испарений из земной расщелины. Пифону приписыва- ется роль воспитателя Тифона, сына Геры. 4) Дракон Геракла, Ладон, сын морских божеств Форкия и Ке- то, бдительно стороживший сад с яблоками Гесперид, яблоками вечной молодости. Он был убит Гераклом с помощью стрелы, пропитанной ядом лернейской гидры, которую Геракл также предварительно прикончил. 5) Дракон Зевса. В одном из древнегреческих мифов Зевс обернулся драконом, чтобы спрятаться от Кроноса. В другом мифе - в столь же неприглядном облике явился к Персефоне (своей же дочери), супруге Аида, богине царства мертвых и та понесла от него Загрея, позже растерзанного титанами. 6) Дракон Кадма. Фиванский дракон - сын Ареса(аналог Ареса - бог войны Марс), т.е. бога вероломной войны, убитый Кадмом возле источника, который этот дракон оберегал(подробности конфликта см.ниже). 7) Дракон Полиида. Именно этот дракон научил Полиида, как излечить Главка, сына Посейдона и одной из морских нимф. 8) Дракон Протея. Один из образов, в которые был способен перевоплощаться морской бог Протей. 9) Драконы Сатурна. В аллегорических изображениях планеты и бога Сатурна(аналог греческого Кроноса, "хронос" - время), колесница бога нередко показана запряженной двумя драконами. 10) Драконы Триптолема. Сыну элевсинского Царя Келея, Триптолему, богиня Деметра подарила золотую колесницу с кры- латыми драконами и вручила зерна пшеницы. Триптолем рассеял эти зерна по свету и обучил людей, как их взращивать. 11) Дракон Троянский. Он был прислан Зевсом к грекам, как знамение перед осадой Трои и превращен им затем в камень. 12) Дракон Ясона. Дракон охранявший золотое руно в кол- хидском лесу. Согласно одной из версий, при первой попытке украсть руно, Ясон был проглочен драконом-охранителем. Афина решила спасти Ясона, но дракона убивать не стала, а лишь да- ла тому рвотное. Момент, когда дракон, истекающий слюной, извергает Ясона из пасти к ногам богини Афины, изображен на хорошо известном круглом краснофигруном килике, хранящемся в Ватикнском музее Рима(490 г.до н.э.). Впоследствии, по легенде, волшебница Медея усыпила дракона и помогла Ясону украсть заветное руно. 4. КАДМ И ДРАКОН. Миф о созвездии Дракона нередко сводится к мифу о Драконе убитом Кадмом - легендарном основателе Фив. После похищения Европы Зевсом отец послал Кадма искать сест- ру. Дельфийский оракул рекомендовал ему, однако, оставить бесполезные поиски и выстроить город, Кадмею, т.е., впос- ледствии - "Стовратные Фивы", столица Древнего Египта. Указанное богами место занимал, однако, огромный дракон, который погубил нескольких людей Кадма, посланных за водой к местному источнику. Кадм вынужден был убить его. В поле, ко- торое Кадм засеял зубами дракона вновь выросли воины, среди которых после взаимостолкновения осталось только пять. Они и помогли Кадму основать его город(народный миф пересказан ла- тинским поэтом Публием Овидием, 43 до н.э. - 17 н.э.) Вариант рисунка "Кадм убивает дракона" есть во многих кни- гах по греческой мифологии, например в предельно лаконичной, но очень емкой и прекрасно иллюстрированной книге Рене Мена- ра "Мифы в искусстве, старом и новом"(СПб., 1900). Там Кадм, пришедший за водой, нагой, с амфорой, в одной лишь шапочке и куцем плаще(не считая сандалий) замахивается камнем на испуганно свернувшегося и предостерегающе припод- нявшегося дракона. За сценой столкновения возбужденно наблю- дают зрители - всевозможные богини и боги. Дракон, если верить масштабу рисунка, отнюдь не такой ис- полин, как повествуют мифы, однако крупноват - толщиной с человеческое бедро и, примерно, 3-4 метра длины(впрочем, на иных рисунках и того меньше). Тем не менее, аналогичный дра- кон в небе, он величественно простерся едва ли не на всю приполярную область. По другим же сведениям, это - дракон убитый Персеем. Но, так или иначе, драконы в небе есть и к ним мы еще вернемся. 5. ЛЕКАРСТВА ИЗ ДРАКОНА. У древних греков и римлян мнение о драконах было предельно реалистичным. На античных изобра- жениях это просто, без приукрас - змея, или огромная, как в изображении богини Афиной и Ясоном(который беспомощно и по- зорно торчит из истекающей слюной пасти извергшего его об- ратно чудовища) или просто крупная, как в саду Гесперид, нимф, в саду которых росли чудесные золотые яблоки, умело украденные, тем не менее, Гераклом. Впрочем, были мифы и без мифических героев. Так, Плиний(23 -79 гг) сообщал, что летом дракон охотно пьет слоновью кровь, потому что она холодная. Дракон нападает на слона внезапно, и, обвившись вокруг него, вонзает в него клыки. Обескровленный слон падает на землю и умирает, также, под- час, умирает и дракон, придавленный тяжестью своей жертвы. Ситуация такая и "объяснение", разумеется, даже для неис- кушенного взора "шиты белыми нитками", хотя, биологичес- ки(этологически, "поведенчески") крупная змея, в ветвях тро- пического леса вполне может перепутать хобот слона с другой змеей - самкой или конкурентом. Таким сходством руки или ве- ревки с телом змеи издавно пользуются заклинатели змей. Еще мы читаем у Плиния, что эфиопские драконы в поисках лучших пастбищ регулярно переплывают Красное море, направля- ясь в Аравию. Для этого 4-5 драконов, переплетясь, образуют некое подобие плота, причем головы их торчат над водой. При- водимое "объяснение" нелепо, но, описание, биологически, на- поминает, типичную "змеиную свадьбу" крупных питонов, или по крайней мере, щупальца всплывшего на поверхность крупного головоногом моллюска, спрута, в те годы еще не редкого. Забавно, что один раздел у Плиния посвящен своеобразным лекарствам, изготовляемым из органов дракона: 1) "глаза дракона" - высушенные и растолченные с медом, есть основа мази, помогающей от ночных кошмаров; 2) "жир сердца дракона" - обернутый в шкуру газели и при- вязанный к руке оленьими сухожилиями, приносит успех в тяжбе (впрочем, жир многочисленных, когда-то, ужей широко исполь- зовался и в старой Руси, в мазях и для... свечей!); 3) "зубы дракона" - хранящиеся на теле, обеспечивают бла- госклонность господ и милость царей(в древних Китае и Много- лии пользовли толченые зубы... ископаемых динозавров); 4) "голова дракона"(с "примесью" хвоста), с измельченной шкурой льва и львиным костным мозгом, в смеси с пеной коня, только что победившего в скачках и когтями собаки - делает человека непобедимым(видимо, как временное возбуждающее). Впрочем "рецепт" последнего вышеописанного снадобья много- опытный Плиний(в отличие от современных мистических авторов) приводит уже с известной долей скептицизма и иронии. В наши дни в странах Азии и Африки крупных дрессированных змей нередко используют в магазинах, выпуская их на ночь в помещения. Впрочем, мифы о драконах-охранниках(по-гречески, "dracon" - "пристально смотреть") могли родиться и по иной причине. Драконы на деревьях, охраняющие "яблоню Гесперид", "золотое руно", висящее на дереве, или дерево с "драконовой кровью" могли быть объяснимы довольно просто. Змеи, крупные и мелкие, водившиеся когда-то во множестве, не исстребленные еще людьми, подчас целыми сотнями спасались от жары на крупных деревьях и, соответствено, расцениались как "охранители" этих деревьев! Впрочем, "драконову кровь" любой может получить и в насто- ящее время. Так называется смолистый сок, источаемый дере- вом, которое так и называется - "драконово дерево", драцена киноварно-красная(Dracaena cinnabari). "Кровь дракона" использовали в одном из самых таинственных процессов древности - в бальзамировании трупов. "Кровью дра- кона", так же, называли иногда и красную киноварь, соль, со- держащую ртуть. В Древнем Китае, во всяком случае, именно киноварью(вместо крови) смазывали глаза и губы статй, "ожив- ляя" их или принося жертву. На острове Сокотра крупное живописное драконово дерево, с частыми близко расположенными сучьями и с длинными мечевид- ными листьями встречается почти повсюду на скалах и утесах, предпочитая высотные гористые участки. О нем упоминал уже автор античного трактата "О лекарствен- ных средствах", Педаний Диоскорид(1 век н.э.) - известный врач и ботаник Древней Греции. Наиболее известное драконово дерево на погибло при урагане 1868 года на острове Тенерифе. Оно достигало в обхвате 15 метров, при высоте 23 метра! Итак, по всей видимости под словом "дракон" и Плиний, и другие ранние писатели весьма недвусмысленно имели в виду - змею, вероятно, удава. В античные времена они водились во многих местах Средиземноморья. Но человек начал осваивать именно "те" экологические ниши, что и пресловутые "драконы", а именно - удобные побережья, устья рек и источники пресной воды, где "драконы" ловили животных, вынужденно приходящих на водопой. Так начинался закат драконов.


Next