ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 7. ДРАКОНЫ И ЗМЕИ АЛХИМИИ 1. ТЕЛО ДРАКОНА - ЦИКЛ. "Не стой между драконом и яростью его..." - говорится у Вильяма Шекспира в пьесе "Король Лир". Ярость дракона, который не может броситься на обидчика, вы- ражалась в многозначительной символике: "дракон кусает собс- твенный хвост". Эта, уже тысячелетия существующая эмблема, от древнегре- ческого "Уробороса", до взбешенного дракона на гравюре Мари- уца Эшера (Эсхера), по сей день сохранила свой смысл - неко- их яростных сил, которым не дают вырваться наружу, словно веществу, прокаливаемому или перегоняемому в колбе. Дракон, кусающий свой хвост, стал яркой эмблемой алхимии, древней науки постижения богатств и таинственной премудрости. Дракон алхимический был одним из наиболее часто упоминае- мых и применяемых "драконов" , который, в зависимости от контекста обозначал состояние, процесс или вещество. В магических схемах длинное тело символического дракона, было построено по схеме "абраксас"(откуда и двоякообращенное слово-заклинание "абракадабра", abrac-ad-abrac), то есть по бинарному(двойственому) типу: 1) крылатое, "летучее", "возвышенное" в верхней части; ползущее или плывущее, "приземленное" в нижней; 2) спереди - неровные и острые бьющие вперед зубы; сзади гладкий и ровный - бьющий поперечно хвост; 3) вверху - голова, логика и разум; внизу - низменные половые чувства и похоть. И - так далее. Чисто визуально, дракон был также очень удобен: тело-сим- вол можно было гнуть, растягивать, вить, соединять в кольца, рубить, делать многоглавыми и т.п. Одним из символических драконов был знаменитый "Уроборос" или "Ауроборос" средневековых алхимиков, безнадежных искате- лей легкого в своей добыче золота и эликсира вечной жизни, где "ауро"(auro) переводится примерно как "завиток", напри- мер, уха (аурикулюс) или самородка золота(аурум), что явно сходно с "аеро"(клубящийся воздух), "аура", и "ореол". Такой "дракон, кусающий свой хвост", глубочайший по сути символ вечного цикла, использовался, в частности, для обоз- начения некоторых этапов перегонки и возгонки, например, при очистке от примесей, когда вещество, испаряясь, поднимается вверх, а затем, охладившись, вновь стекает вниз. Тот же Ауроборос, но уже более абстрактный, в известной мере ассоциировался с течением времени и с вечным циклом зо- диака - круга созвездий, по которому тысячелетиями проходит Солнце(для земного наблюдателя, разумеется). На его теле или внутри его кольца иногда имелись девизы, типа "В едином - все"(Hen to Pan), как, например, в сочинении "Кодекс Марциа- на"(II в.н.э.). Кусание или проглатывание собственного хвоста интерпрети- ровали именно как "самовозрождение", вечный цикл, подобный проглатыванию детей-звезд у египетской богини Нут - прароди- тельницы обычного астрологического зодиака. Одна половина Уробороса изображалась темной, а другая светлой - это сбли- жало принципы Уробороса с восточным принципом Ян-Инь. 2. ДРАКОН ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ. Конечной целью алхимии было - получение Философского Камня, вещества, способствующего, как уверяли, получению многих благ сразу, в частности: 1) Бессмертия - раствор Камня подчеркнуто назывался "живой эликсир", "великий эликсир", "квинэссенция"; 2) Здоровья - поскольку это универсальное лекарство, "уни- версальный медикамент", "великая тинктура"; 3) Богатства - ибо Философский Камень, "великий магистери- ум"("маг" - волшебник, мастер), по легенде, позволял, при малом своем количестве обращать в "совершенное" золото во много раз большее количество "несовершенных" металлов(свин- ца, олова, ртути и пр.); 4) Мудрости - потому что человек, оказавшийся способным получить "Философский Камень", "Камень Мудрецов" явно достиг некоей наивысшей ступени, осознание которой позволяет объяс- нить все и вся. Считалось, что великая тайна "магистериума" уже давно кем- то получена и надо лишь отыскать "адепта"(охранителя, масте- ра) знающего и хранящего секрет, или попытаться найти пра- вильный рецепт среди пестрой алхимической литературы. В рецептах-то и "водились" драконы. Вот образец такого текста, приписываемого знаменитому алхимику и логику Раймон- ду Луллию(XIII в.), который привел английский алхимик Джордж Рипли(XV в.) в своем трактате "Книга двенадцати врат": "Возьми Меркурий Философов("Философами" именовали алхими- ков - А.А.), обжигай его, пока он не превратится в Красного Льва. На песчаной бане нагрей Красного Льва с Кислым Спиртом винограда и выпаривай - Меркурий обратится в род камеди, ко- торую можно резать ножом. Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй - получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегон- ного куба покроются, как тенью, легким налетом, а в приборе останется истинный Дракон, ибо он съедает свой хвост. Возьми этого Черного Дракона, разотри его на камне, при- коснись раскаленным углем. Он воспламенится - воспроизведешь Зеленого Льва. Пусть он съест собственнй хвост. Снова пере- гоняй - получишь жгучую воду и человеческую кровь - это и есть эликсир". Причины, почему алхимики изъяснялись столь витиевато, были просты: какой-либо общей системы обозначений(химической но- менклатуры) ни в античные времена, ни в годы средневековья практически не сущестовало. Каждый пользовался своей терми- нологией, использовал привычные для себя и своей эпохи(но не для нас) слова и, к тому же, стремился, "объясняя", предель- но зашифровать свой заветный секрет. "Я не представляю себе, - пишет алхимик XIV века Николай Фламель, - возможности написать это понятным языком, так как Бог тотчас покарал бы меня". 2. ПРОСТЫЕ ДРАКОНЫ. Изысканные витиеватые тексты алхимиков с причудливыми ярко раскрашенными рисунками, с фантастичес- кими символиками, увлекательные по форме, не раз прельщали популяризаторов, многие из которых, почему-то, и по сей день считают, что тайна "драконов" алхимии все еще не разгадана. "Драконы" и "Львы" и впрямь долгое время были не расшифро- ваны, пока, наконец, в XIX веке во Франции, химик Жан Батист Дюма(1800-1884) не взялся проверить ряд основных известнызх рецептов. И тут выяснилось - речь шла о довольно тривиальных и хоро- шо понимаемых к тому времени реакциях. Под разноцветным "зверинцем" понимались соединения таких веществ как свинец, мышьяк, сурьма и пр. И, в целом ряде алхимических рецептур описывались всего лишь... способы выделения золота из соеди- нений с другими веществами, восстановление золота! "Алхимические термины, содержащиеся в рецепте, на первый взгляд, совершенно непонятны, - отмечал химик В.Л.Рабинович, в книге "Образ мира в зеркале алхимии"(М.: Энергоиздат, 1981). - Французский химик XIX века Жан Батист Андре Дюма толкует их так. Философскую ртуть он называет свинцом. Прокалив ее, Рипли получает массикот(желтую окись свинца). Это - Зеленый Лев, который при дальнейшем прокаливании превращается в Красного Льва - красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом - винным уксусом, который растворяет оксиь свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар - нечистый аце- тат свинца[чистый Pb(2H2O2)3 x 3H2O - это бесцветные проз- рачные кристаллы]. При его постепенном наревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода(флегма), затем горючая вода - "пригорелоуксусный спирт"(ацетон) и, наконец, - краснобурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или Черный Дракон. Эта масса представляет собой мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем она начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца. Алхимик говорит, что Черный Дракон сожрал свой хвост(т.е. совершил "цикл", вер- нулся в прежнее исходное состояние - А.А.) и обратился в Зе- леного Льва. Его опять переводят в свинцовый сахар и повто- ряют описанную процедуру". Чудесный "дракон", как видим, оказался на редкость прост. 3. ДРАКОНЫ НЕ ПОМОГЛИ. Книги алхимиков мало кто понимал. Тайные формулы и неуклюжие причудливые символики, словесные или живописные, воспринимались несведущими людьми как опас- ные вредоносные заклинания, чернокнижие, а, например, явле- ние в тексте "дракона", как - вызывание дьявола. Инквизиция не дремала и некоторых алхимиков, время от времени, жгли на кострах, вместе с их пестрыми "львами" и "драконами". Впрочем, чаще их казнили как простых фальшивомонетчиков и, как правило, не без основания. Так, например, был позорно повешен в Мюнхене алхимик Брагадино(XVI в.), ухитрившийся, поначалу, обвести вокруг пальца германского императора, ве- нецианского дожа и пол-дюжины других европейских государей. Вытянув из них большие деньги и соблазнив мнимым превраще- нием простых металлов в золото, он долгое время водил всех за нос, но был уличен и казнен. Попутно под виселицей были застрелены две его огромные черные собаки, которые из-за своей свирепости слыли демонами. Но "демоны" не помогли. Разумеется, в отличие от дилетантов, алхимик прекрасно по- нимал, что имеет дело отнюдь не с реальными "драконами", а только лишь с изощренными вычурными символиками. "Львом", царем зверей, алхимики нередко изображали - серу, "орлом", царем птиц, - ртуть, "меркурий". Лев - часть устой- чивая, орел - часть летучая. Поэтому, например, орел(или - дракон), пожирающий льва означал улетучивание твердых час- тей, и наоборот, лев, пожирающий орла, означал осаждение ле- тучего("меркурия", "ртути") с помощью "серы". Аналогично, в том же символическом смысле применяли изоб- ражение драконов(или змей): 1) дракон крылатый - отображал "летучую природу" вещест- ва(например, пар - для воды); 2) дракон бескрылый - символизировал устойчивую, фиксиро- ванную фазу(например, лед или же - саму воду); 3) Соединение краылатого и бескрылого драконов выражало наличие и того и другого свойства, одновременно, взаимопере- ход и борьбу их между собой, например, во время простой хи- мической перегонки. Как витки коры(знак гонца, "змеи") в символическом кадуцее(жезле) Меркурия, так и эти два дракона - то соединены друг с другом, то разъединены. 4) Сражение драконов знаменовало собой разделение состав- ляющих компонентов("пурфакцию"). "В сочинении Авраама Еврея находится изображение Змея, пригвозденного к кресту. - отмечает Альберт Пуассон в книге "Теории и символы алхимиков"(М.: Новый Акрополь, 1995). - Алхимически это означает, что летучее должно быть сделано устойчивым. Драконы имеют одинаковое значение со змеями. Дракон без крыльев, изображение которого мы находим в книгах Авраама Еврея и Николая Фламеля, - это "сера", мужское и ус- тойчивое. Крылатый дракон - это "меркурий": летучее, женс- кое. Эти два дракона суть истинные начала философии мудрых". Фламель(1330-1418), алхимик XIV века, которого подозревали в мошенничестве, рассуждая о данном вопросе, писал: "Находящееся внизу без крыльев, пердставляет устойчивое или мужское, тогда как вверху - летучее, или женское, черное и темное, которое возьмет верх в продложении нескольких ме- сяцев. Первое называется "серой", или холодом и сухостью, а второе "меркурием" или сыростью и теплотой(т.е. четыре сти- хии, Воздух, Земля, Вода, Огонь - А.А.). Это солнце и луна, извлеченные из меркуриального и серного источников". Забегая вперед, заметим, что очень сходные рассуждения можно встретить в древнекитайских алхимических рукописях, где символиками являлись уже "дракон" и "тигр", Ян и Инь. 4. РАЗНОЛИКИЕ ДРАКОНЫ. Итак, как и все прочие символы, в алхимии изображение "дракона" было довольно многозначным. Среди четырех стихий, Огня, Воды, Земли, Воздуха(в Древнем Китае, это были Огонь, Вода, Дерево, Металл и Земля в цент- ре) "Драконом" или "саламандрой в огне", обозначался, соот- ветственно - огонь. Дракон, лежащий под ногами человека, как основа и опора - обозначал единство материи. Два дракона, ловящие себя за хвосты - взаимопревращения веществ, а один дракон ловящий себя за хвост - взаимопревращения состояний одного вещества. Три коронованных змеи вокруг треугольника в сочинении Ва- силия Валентина - три исходных начала, триединство, а дракон в центре треугольника - первичную материю. Знаменитый "Уроборос" из "Хризопеи" Клеопатры, долгое вре- мя присутствовал как эмблема одной из занимательных рубрик журнала "Химия и Жизнь". Эмблемой "Уробороса" древние греки, философы-гностики изображали первичную материю, сразу в трех лицах: существующую, созидающую и уничтожающую саму себя(по- добно индийскому троебожию, "Тримурти"). Как уже упомянуто, в центре круга, составленного телом такого дракона, они пи- сали формулу: "Единое - есть все". Для алхимии подобная триада выражалась в символах метал- личности, неметалличности(вспомните Металлы и Неметаллы) и смешения этих свойств, выражаясь значками Ртути, Серы и Соли (по Парацельсу). Эти же принципы означались тремя драконами (змеями) или одним драконом, но с тремя голвами, чтобы пока- зать, что все они имеют один корень - первичную материю, по- добное Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. "Один дракон может также изображать три начала, но тогда у него бывает три головы, - пишет, например, де Эспанье в трактате "Арканы философии Гермеса". - Золотое руно(т.е.сек- рет изготовления Философского Камня и золота - А.А.) сторо- жит дракон о трех головах. Одна есть вода, вторая - земля, третья - воздух. Эти три головы должны соединиться в одну, которая будет достаточно сильна и достаточно могущественна, чтобы пожрать всех других драконов". Иногда, как уже упомянуто, средняя фаза и состояние лишь подразумевались, тогда от трех начал оставалось два: "Сера" и "Меркурий". Их изображали тогда двумя драконами, состав- лявшими единый круг. В кругу этом дракон с крыльями, предс- тавлял, соответственно, летучего Меркурия(неустойчивость, слабость, "женские" свойства), а дракон без крыльев изобра- жал "Серу" (устойчивость, крепость, "мужские" свойства). Условность есть условность. В биологической реальности(но не у человека) - все наоборот: самцы - активны, крылаты и усаты, а самки - пассивны, бескрылы и брюхаты. Например, у светлячков. Справедливость торжествует. 5. ДРАКОНЫ КЕКУЛЕ. Многозначительная алхимичсекая символи- ка, "дракон, кусающий свой хвост", сыграла свою роль еще раз, когда речь зашла об определении структурной формулы од- ного из основополагающих веществ органической химии, биохи- мии и биофизики - бензола, C6H6. Знаменитое бензольное "кольцо" ароматических соединений появилось не сразу, а после многих предложений, рассуждений и догадок. Различными учеными предлагалось до дюжины разных вариантов построения молекулы. Строго говоря, реальное стро- ение бензола на плоскости - не отразить. CH CH CH CH//\ CH CH /¦\ CH CH /¦\ CH ¦ ¦ ¦\¦/¦ ¦¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦/¦\¦ ¦¦ ¦ ¦¦ CH\\/ CH CH \¦/ CH CH \¦/ CH CH CH CH формула формула Формула Кекуле Клауса Дьюара Наиболее удовлетворительный вариант, цикл, впервые предло- жил в 1865 немецкий химик-органик Фридрих Август Кекуле(1829 -1896), ученик знаменитого Ж.Б.А.Дюма, "борца с алхимиками". "Говорят, Менделеев увидел свою таблицу во сне, - пишет С. М.Иванов в популярной книге об изобретателях и первооткрыва- телях("Абсолютное зеркало". М.: Знание, 1977). - Во сне и Кекуле увидел структурную формулу бензола. То есть не то, чтобы формулу, но нечто чрезвычайно на нее похожее - огнен- ного дракона, пожирающего свой хвост..." Сам Кекуле, впрочем, рассказывал об этом событии двояко. Дело происходило в Генте, когда он писал книгу по химии. Утомленный, повернувшись к камину, он задремал. Образы ато- мов и молекул заплясали в его воображении. "Мое умственное око, искушенное в видениях подобного рода, различало теперь более крупные образования... Длинные цепоч- ки, все в движении, часто сближаются друг с другом, извива- ясь и дергаясь, как змеи!... Одна из змей ухватила свой собственный хвост, и фигура эта насмешливо закружилась перед моими глазами. Пробужденный как бы вспышкой молнии, я провел остаток ночи, детально разраба- тывая следствия новой гипотезы". Впрочем, история - лукава. Тот же самый Кекуле повествует об открытии и иначе: "Однажды вечером, будучи в Лондоне, я сидел в омнибусе и раздумывал, как изобразить формулу бензола C6H6 в виде структурной формулы... В это время я увидел клетку с обезь- янами, которые ловили друг друга, то схватываясь между со- бою, то опять расцепляясь, и один раз схватились так, что образовали кольцо. Каждая одной задней лапой держалась за клетку, а следующая держалась за другую ее заднюю лапу обеи- ми передними, хвостами же они весело размахивали по возду- ху... Пять обезьян составили круг, и у меня сразу же блесну- ла мысль: вот изображение бензола!" Так, кто же помог химику - величественный торжественный дракон или шаловливая проказница обезьяна?


Next