ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 11. "БИОЛОГИЯ" ВОСТОЧНОГО ДРАКОНА 1. ФУ-СИ И ДРАКОН. Говорят, согласно легенде, когда-то, великий мудрец и первоучитель Фу-Си("Фу" - отец, по-китайс- ки) сидел в глубоком раздумье на берегу Хуанхэ(Желтая река). Он пытался сочинить "код", описывающий все существующие фи- лософские понятия одновремнно, но это никак не удавалось. И вдруг он увидел как рядом с ним из-под воды медленно поднял- ся огромный "лошадь-дракон". При виде чудовища Фу-Си оцепенел. Но еще более, чем само появление, изумило, что на спине вновь ушедшего под воду зверя пораженный Фу-Си увидел то, чего ему так недоставало - предельно лаконичный символ: перемежающиеся черточки, кото- рые тут же подтолкнули его к мысли, как простыми символами можно обозначить все необходимые процессы и предметы. Цельная черточка у Фу-Си обозначила Ян - прямое поня- тие(1), а прерванная Инь - понятие обратное и дополнительное прямому(0). Так, тысячи лет назад, появился древний аналог современного "бита" (от "binary digit" - двоичная единица) в информатике и кибернетике, 1 или 0, "Да" или "Нет". Такое странное совпадение - появление столь нужного симво- ла в столь ответственный момент Фу-Си счел знамением Неба и, вскоре, создал знаменитую по сей день гадальную "Книгу пере- мен", "И-Цзин", основанную имено на таких символиках. Это происшествие из серии "Эврика!", когда появление "дра- кона" явилось "спусковым крючком" мыслительного процесса приводится в десятках книг. Легенду эту, правда, нередко пу- тают с аналогичной, про императора Юя, перед которым из реки Ло вышла черепаха, на спине которой он увидел магическое со- четание девяти чисел(Ло Шу). Поэтому, ошибочно и Фу-Си иног- да рисуют с маленькой ничтожной черепахой, вместо огромного таинственного "дракона". Но, кого же увидел в воде - легендарный Фу-Си? 2. ЧУДЕСА ЖИВОГО МИРА. В стародавние времена китайцы, вер- ные своей изощренной, словно на крыльях парящей фантазии, сочинили десятки легенд и сказок, с упоминанием всвозможных гигантских чудовищ, всепожирающих змей, пронырливых драко- нов, причудливых черепах, населяющих многочисленные китайс- кие реки, моря, болота и озера. В причудливых китайских старинных книгах по зоологии и ге- ографии содержались десятки описаний удивительных существ, которые, однако, явно имели своих биологических прототипов, с которых и были списаны: 1) двуглавых змей и черепах(явление у пресмыкающихся до- вольно частое); 2) рыб с 10-ю туловищами и одной головой(яв- но, осьминогов или кальмаров); 3) стремительно летающих рыб, как простых, так и с 5-ю парами передних плавников(первые - явно рыбы, но последние, видимо, опять-таки - кальмары, выс- кавающие из воды и летящие по воздуху); 4) рыб, ходящих по дну на птичьх ногах (типа бентозавра или черноморской триглы с шипами грудных плавников); 5) рыб-людей, морских змей с одним единственным глазом и многое другое. Такими восхитительными расказами и картинками была, напри- мер, наполнена "Шан-хай-кина", "Книга гор и морей". Впрочем, в отличие от упомянутых существ, по восточным по- верьям, Дракон, все же, приносил людям пользу: дарил им столь нужную влагу, был повелителем водной стихии. Счита- лось, что все моря, реки и озера управлялись драконами, правда, особыми, не летающими. Называли их по разному: "хуан лун"- желтый дракон, "цзяо лун" - змеевидный дракон, "пань лун" - извивающийся дракон. В этих драконах просматрировалось явно биологическое, живот- ное, а не просто выдуманное и сказочное. Дракон во всех странах Юго-Восточной Азии был фигура почи- таемая и известная, на третьем месте после Земли и Неба. В легендах и сказках - дракон. На барельефах и фигурах из бронзы - дракон. В карнавальных шествиях - гигантские "пля- шущие драконы" в знаменитом "Танце дракона" когд на длинных бамбуковых палках десятки человек, создавали отработанные "извивы" гигантского матерчатого туловища. Воздушные змеи - в виде гигантских ярко раскрашенных дра- конов. Змеи эти применялись даже в войнах и наводящили ужас на проивника, подлетая вплотную, и... - выпуская из пасти десятки горящих стрел. Все это и придуманное, и релаьное создавало ослепительный ореол волшебства и всемогущества са- мому образу Дракона, и всему, что связывалось с его именем. 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРАКОНА. Происхождение деталей внешнего изображения дракона объясняется по-разному. Одни считают, что это - составной, чисто надуманный образ. Другие - ищут сходство в морской змее, удаве или аллигаторе, которые води- лись в долинах великой реки Хуанхэ. Третьи - мечтают об ар- хаичном животном, типа ящера. "У него блестящий панцирь из желтой чешуи, волосистый хвост и косматые лапы, под длинной мордой - борода. Его лоб выдается вперед над пылающими огнем глазами, уши - маленькие и толстые, пасть широко раскрыта, язык - длинный, зубы - ос- трые", - таково одно из описаний. Внешние черты драконов на изображениях, хотя и отличаются в деталях, но, в общем, все же, достаточно сходны и сочета- ются между собюой достаточно органично. Но при словесных описаниях драконов(а "слово сказанное есть ложь") буквально оторопь берет от того винегрета свойств, которые приписыва- ются дракону: "Дракона изображают самым причудливым образом, - пишет В.Я.Сидихменов(ж.Проблемы Дальнего Востока. 1990.5), - иног- да его глаза похожи на кроличьи, уши - на коровьи, туловище - на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти; у него растут длинные усы. В другом варианте голову дракона рисуют как у верблюда, усы как у зайца, глаза - быка, шея - змеи, брюхо - ящерицы, чешуя - карпа, когти - орла, лапы - тигра". Индусы же утверждали, что "У дракона хвост и пасть кроко- дила, хобот и ноги слона, хвост рыбы". В Китае встречается изображение дракона в виде большой змеи или животного, напоминающего одновременно и тигра, и лошадь. Чаще других дракона изображают с головой лошади и хвостом змеи, с крыльями по бокам туловища, четырьмя лапами. Дракона наделяли "девятью сходствами": "его рога - панты оленя, голова - верблюда, глаза - демона, шея - змеи, брюхо - моллюска, чешуя - карпа, когти - орла, лапы - тигра, уши - быка". Во всех случаях облик этого мифического животного выглядит величественным, суровым и воинственным..." По убеждению верующих, существовали драконы хорошие и пло- хие, покровительствуюшие семье или приносящие ей несчастье. Злых драконов привнесли в Китай буддисты, использовав обще- распространенные легенды о драконах, обитавших в горах. Эти горные драконы губительны, а обитавшие в озерах и реках - дружелюбны и полезны. Дракон приписывали исключительно острое зрение - он мог на дальнем расстоянии разглядеть любые, почти невидимые предме- ты. Здесь можно напомнить, что в греческом языке слово "дра- кон" переводится как "надзирать", "пристально смотреть" яв- ный намек на пресловутый "гипноз" змей. Однако же со слухом у него было плохо. Дракон был... глу- ховат! И само название "лун" - глухой, на это указывало. 4. ДРАКОНЫ И ЗМЕИ. Про змей можно много рассказывать осо- бо, но важно упомянуть - в Китае Дракона нередко отождест- вляли со змей. Змее приписывали свойства водянаго божества. Считалось, что через сотни лет любая змея может перевопло- титься в дракона и сам дракон когдато произошел от огромной морской змеи или гигантского удава, водившегося в водах реки Янцзы. Этнографы объясняют этим ритуальные почести, которые воз давались змее во время засухи или наводнения. В 1872 управи- тель города Тяньцзиня после неудачных попыток предотвратить наводнение, угрожавшее городу, покончил жизнь самоубийством, бросившись в реку. Самоотверженный поступок главы города якобы привел к тому, что вода начала убывать. С тех пор для населения Тяньцзиня и окрестных деревень этот человек превратился в духа, нявшего образ маленькой змеи. Спустя некоторое время какой-то крестьянин выловил в воде вполне обыкновенную змейку. Тем не менее, по каким-то причинам он принял ее за Бога Дождя, и доставил ее в городской Храм Дракона, где этому пресмыкающе- муся были оказаны высокие почести. И, когда в начале XX в. воды реки Хуанхэ вновь сильно раз- лились, видный сановник Ли Хунчжан получил личное импера- торское повеление покинуть провинциальную столицу Тяю цзинь и посетить тот самый городок на берегу Хуанхэ, где случайно обнаружили змею, спасшуюся от наводнения. Эта змея была дос- тавлена в храм, и сановник Ли Хунчжан, униженно молясь перед ней, просил усмирить разбушевавшуюся стихию. Спасаясь от наводнения, змеи оставляли свои убежища и пе- реселялись на возвышенности. Их принимали за воплощение дра- кона, умоляли предотвратить бедствие, устраивали пышные про- цессии в их честь. Сооружались даже особые храмы, посвященные культу змей, где за священными пресмыкающимися присматривли монахи. В го- родах нередко устраивались торжествественные процессии, во время которых в клетках проносили по улицам змей-богинь. После окончания процессии их выпускали на свободу. Недаром имено Змея считалась покровительницей Великого ка- нала - одного из грандиозных сооружений средних веков кото- рый начинается у Пекина и заканчивается у города Ханчжоу, провинции Чжэцзян. Его длина - более 1800 километра Великий канал - творение многих поколений. Его строительство было в основном завершено в XIII в. Ежегодно перед проходом по ка- налу джонок с казенным рисом местные власти приносили змее-покровительнице богатые жертвы. 5. ДРАКОН И... КРОКОДИЛ. Быстро вьющийся, перидически вы- совываемый красный язычок змеи когда-то, кем-то непросвещен- ным(возможно, человеком подслеповатым, ибо очки были ред- костью) был отождествляен с язычком пламени. "Теоретически" же, в произвезедниях фантастов изрыгаемое пламя можно, с большой натяжкой изобрести - от несварения, от пожирания нефти или от придонного сероводорода, который самовоспламе- няется, при выдохах всплывшего дракона. Но - как объяснить язычки "огня" возле ног? Возможно, это вовсе не пламя. Среди азиатских крокодилов есть некоторые, такие, как например, гавиал, которые вполне могли бы "сойти" за легендарного дракона. В таком случае до- вольно легко объяснимы загадочные причудливые "плавнички", язычки "пламени", которые вьются позади головы, вокруг "лок- тей" и "колен" на лапах. Тогда это есть, всего лишь... водо- росли, намотавшиеся во время преследования добычи или несго- ворчивой самки! Крокодил - заместитель дракона не только на словах. На празденствах в Китае, порою, вместо изображения Дракона но- сят чучело... крокодила! Или даже - самого крокодила, живо- го! Это наблюдал например Л.С.Хопкинс(Великобритания), о чем и сообщал в Журнале Королевского Азиатского Общества в соот- ветствующей статье - "Дракон и аллигатор"(1913). Другие этнографа тоже подтверждали, что, иногда во время религиозных церемоний роль "дракона" исполнял... крокодил! "Я видел,- вспоминал другой китаевед, этнограф американец К.Вильямс,- как во время засухи по улицам Нанкина несли на небольших носилках маленького крокодила, а рядом шли верую- щие с курительными свечами. Это делалось для того, чтобы вызвать дождь". "Образ дракона в искусстве постоянно видоизменялся. - пи- шет этнограф Ван Зунг(ж.Вьетнам, 1988.3). - На заре истории дракона - тотем лаквьетов - изображали в виде крокодила, что можно увидеть на многих памятниках культуры Донгшонского пе- риода. В эпоху династий Ли и Чан драконы изображаются с го- ловой чудовища. Она несколько увеличена в размерах и непро- порциональна туловищу. Порой дракон изображался в виде земляного червя с несколькими изогнутыми туловищами". 7. ДРАКОН, НЕ ЖИВОТНОЕ, А - РЫБА? Драконы всюду разные. Эту истину следует помнить всякому, кто хоть сколько-нибудь серьезно стремится выявить не мистико-мифические, а вполне биологические признаки странного животного, которое именует- ся "дракон". В изображениях средневековой Европе сухопутные "драконы" очень напоминают огромных удавов. В Северной Африке - дра- кон" явно похож на крокодила. В античном Средиземноморьи - на огромную змею. В Древнем Китае(по нашему мнению) - на... большую рыбу, типа полиптера(многопера). Вымершую кистеперую или дожившую до наших дней двоякодышащую - гадать не стоит. Именно - рыбу. Более того, по целому ряду признаков можно, даже, предположить куда она относится: 1) Длинное утолщенное, в меру извивающееся туловище; 2) крупная "ганоидная" чешуя; 3) Голая голова и широкие задние закраины головы, напоми- нающие большие жаберные крышки; 4) сомоподобные крупные усики около рта; 5) плавникообразные выросты("пламя") около лап, со стороны "локтя", как у двоякодышащего протоптеруса; 6) отчетливо изображаемый крупный рыбий хвост "лопаточ- кой" с выраженными лучами; 7) явный спинной плавник с торчащими шипами(как у многопе- ра, рыбы довольно загадочного происхождения) 8) типично водный образ жизни и зимняя "спячка"; 9) движение тела - волнообразно, боковыми изгибами. И - так далее. Признаки дракон - явно рыбьи. Кто не верит - пусть проверит. 8. МИКРОДРАКОНЧИКИ. Размеры драконов, однако, приводятся от сверхгигантских - до крайне малых, с дождевого червя. И построение его тела на изображениях вызывает сомнения, пос- кольку животных со столь "разлохмаченным" телом(плавники, рога, отростки) среди крупных - крайне маловато, а вот среди мелких - они достаточно часты. Поэтому, возможен и другой вариант - эффектный облик дра- кона создан... художниками! Он - перенесен из "микромира" в макромир", взят, например, с... простой аквариумной рыбки! Вот как, например, комментировал в свое время встречу Года Дракона-1988 собственнй корреспондент газеты "Труд" С.Бунин в своем кратком репортаже из Токио(10.01.1988): "Изображение драконов желто-зеленых и коричневых оттен- ков(шел год Земляного Дракона, иначе Желтого Дракона - А.А.) в эти дни встречаешь в Японии повсюду и в любом виде. На Востоке этот сказочный персонаж почиаем особо - он символи- зирует удачу и обладает веселым и счастливым нравом. В этой связи в токийских зоомагазинах идет бойкая торговля живыми морскими коньками. Эти диковинные зверьки с жабрами удивительно похожи на мифическое животное. Они так и называ- ются по-японски - "дракончики". Еще со старины у жителей Японских островов сложилось соз- нание, что эти грациозные морские создания приносят "мир в супружескую жизнь", сулят "благополучный исход родов". Сами, однако, "дракончики" капризны и чутко реагируют на перепады температуры и состав воды". Поверья, что и говорить, любопытные. Но... к огорчению сторонника "сохранившмихся" динозавров(по мотивам японского приключенческого фильма "Легенда о динозавре") поверья эти происходят вовсе не из брачных привычек "недовымерших" яще- ров, а из конкретных особенностей поведения самих же морских коньков. Если немного коснуться их биологии, то выяснятся любопыт ные вещи, касающиеся именно "родов" и ухода за малышами. У самцов морских коньков снизу на брюшке есть два похожих на клапаны кожных выроста. При откладке икры, самка откладжыва- ет ее как раз между этит клапанами, на... живот самцу! Икра тут же прилипает, а клапаны начаинают разрастаться, закрывая икру, образуя детородную сумку. Поэтому "роды" у морского конька всегда исключительно благополучны - когда мальки вы- водятся, сумка у самца легко лопается по шву! Однако "обычный" морской конек более напоминает, все же не сказочного дракона, а, скорее, шахматного конька. Другое де- ло, что типические изображения дракона очень напоминает, своими разлохмаченными, как язычки пламени, плавниками осо- бая разновидность коньков - морской конек-тряпичник. Именно у него есть - и характерно "рыльце", дракона, и вь- ющиеся, как огненные язычки - плавники-выросты по бокам тела и общий облик, и манера прятаться в водорослях(дракон скры- вается в облаках). И - многое другое. Неужто дракон явился - из китайской аквариумистики?!


Next