ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 12. ДРАКОНЫ И СИСТЕМАТИКА 1. ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ДРАКОНА. Систематизировать можно все что угодно. Тем более - драконов, которых десятки, и которые относятся к животным, пусть и мифическим. Зоология, наука о животных, не случайно одна из первых наук, овладевших ис- кусством систематики и классификации. Для начала драконов можно попытаться классифицировать - по возрасту, поскольку, как утверждалось легендами, драконы, перерождаясь каждые 500 лет, переходят в некую новую фазу (см.напр. ж."Азия и Африка - сегодня", 1990.9). 1) первая фаза, От 0 до 500 лет. Это обычная змея "сы" ка- ких много повсюду("сы" - от шуршания при переползании); 2) вторая фаза, змея "сы", наконец, прожила свои 500 лет и из нее получился дракон "цзяо"; 3) третья фаза, дракон "цзяо" прожил далее от 500 до 1000 лет, и из него вырос дракон "лун". 4) четвертая фаза, за период от 1000 до 1500 лет, из "лу- на" возник дракон "Рогатый Лун", у него отросли рога; 5) пятая фаза, последняя, от 1500 до 2000 из "рогатого лу- на" сформировался дракон "шэнь лун", "Крылатый Лун". У него отрастают еще и крылья. Это - священный дракон. Именно он посылает на Землю дождь. Он - самый главный из всего много- численного драконьего племени. 2. ДРАКОН ПО ФУНКЦИЯМ. Другую классификацию драконов можно составить по типовому месту их расположения на предметах обихода и культа. "У дракона большое и разноликое семейство. - пишет С.Шев- цов(ж.Азия и Африка - сегодня, 1990.9). - Среди сыновей чаще всего фигурируют следующие(нумерация далее наша - А.А.): 1) Цюню - любитель музыки, чье изображение встречается на музыкальных инструментах; 2) Чивзнь(или Маньвэнь) - зоркий наблюдатель и непоседа, поселившийся на коньках крыш, часто пригвожденный мечом, чтобы не оставил свой пост; 3) Биси - дракон-черепаха, силач и любитель словесности, поддерживавший на своей спине-панцире массивные каменные стелы; 4) Пулао - горластый карлик, восседавший на колоколах в виде ушка; 5) Бихань - однорогий драчун, похожий на тигра, страж Ада, изображавшийся на воротах тюрем; 6) Яцзы - кровожадный и злой монстр, поселившийся на эфе- сах мечей и рукоятках кинжалов; 7) Чаофэн - чувствовавший приближение опасности и несущий свою вахту под карнизами жилых построек; 8) Бася - любитель воды, изображения которого вырезали на столбиках мостов; 9) Суаньни(или "Золотой Кипа") - питавший слабость к огню, благовониям и проповедям, его изображения можно увидеть на курильницах и пьедесталах Будды в храмах. 10) Одним из сыновей дракона считался и Цзяоту - нелюдимый грубиян, никого не пускавший в дом, поселившийся на воротах с кольцом в зубах". Конечно, всех драконов не упомнишь, но и этого достаточно. 3. О ТОМ ЖЕ - ДРУГИМИ СЛВАМИ. Нечто подобное, но в то же время, совершенно иное, пишет американский исследователь Ки- тая Вильямс К.А.(цит. по "Энциклопедия восточного символиз- ма". М.: Золотой век, 1996): "Считается, что существовали 7 вымерших видов "родственн- ников" дракона. Они нуждаются в особой характеристике. Эти создания, согласно Чьен Чуей Лей Шу, принадлежащей перу Чьен Ен-хси, имели следюущие черты: 1) Пу-лао, вырезанный в верхней части колоколов и гонгов, говорит об его "привычке" громко кричать во время атаки его клавнейшего врага - кита. 2) Чиу-ниу вырезался на колках скрипки изза своей любви к музыке. 3) Пи-хси вырезался в верхней части каменных табличек из-за своей любви к литературе. Также он выражал самку и самца черепахи, склоненных к горе и использовался в качестве пьедестала для надгробных камней сголовой, направленной во все стороны. Это речной бог, надаленный сверхъестественной силой. 4) Па-хся вырезался в нижней части каменных памятников, так как считалось, что он способен поднимать огромные тяжес- ти. 5) Чао-Фенг вырезался на карнизах храмов, так как счита- лось, что он способен увидеть опасность. 6) Чих-вен вырезался на перилах мостов из-за своей тяги к воде. Также его изображение можно увидеть на крышах домов, так как считалось, что он способен уберечь жилище от пожара. Он стоит настороже с раскрытой пастью и иногда символически изображается в виде фигуры рыбы с поднятым хвостом. 7) Суан-ни вырезался на троне Будды из-за своей предраспо- ложенности к отдыху. Так же его отождествляют Чих-цу, т.е. символическим львом. 8) Йай-цу вырезался на поверхности лезвия сабли в месте, где лезвие соединяется с рукояткой. На сабле он изображался из-за своей тяги к битве. 9) Пи-кан вырезался на воротах тюрьмы, так как имел склон- ность к суду и спорам и любил использовать свою силу и энер- гию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог". Что и говорить, иноформация близка и схожа, но... для пол- ноты картины лучше иметь двух авторов, чем ни одного. 4. ДРАКОН - СЕМЕЙСТВО, РОД И ВИД. Известный китаевед В.Я.Сидихменов в статье "Дракон - древний символ Китая (ж."Проблемы Дальнего Востока". 1990.5) приводит еще нес- колько небольшщих классификаций. Так, в Китае, по народным верованиям, существовали: 1) Небесный дракон, который оберегал обитель божеств на небе, поддерживал их, чтобы они не упали на землю(у нас см.Синий Дракон в Восточном Дворце среди 4-х небесных живот- ных); 2) божественный дракон, который создавал ветер и дождь во имя благоденствия людей(см.весенний дракон); 3) земной дракон, контролировавший моря и течения рек(см.дракон и тигр в искусстве "фэн-шуй"); 4) Дракон, оберегавший подземные и морские сокровища(см.морской царь-дракон). "В морских глубинах в великолепных дворцах, сооруженных из цветных прозрачных камней, с хрустальными дверьми обитали морские драконы. - пишет В.Я.Сидихменов. - Они питались жем- чугом и опалами, их окружали многочисленные служители, наве- щали божества и духи. Таких драконов насчитывалось пять. Длина каждого из них представлялась необъятной. Чудовища считались настолько ог- ромными, что, изменяя свое местонахождение, сталкивали одну гору с другой. Главный дракон занимал центральное место, а остальные четыре - северную, западную, южную, восточную сто- роны. Народная легенда утверждала, что на дне моря хранятся бесчисленные сокровища и все они принадлежат царю-дракону. Отсюда появилось выражение: "Богат, как царь-дракон". Морской дракон имел пять лап с пятью острыми когтями на каждой. Весной он взлетал на небо, а осенью укрывался в вод- ной стихии. Он был владыкой всех - и соленых, и пресных - водоемов". Места где обитали эти драконы, носили, соответствено наз- вания: восточное море, южное море, западное море и северное море. Впрочем, народная фантазия создала множество разновид- ностей Драконов - повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются особыми драко- нами, которые не способны подниматься в небо. Они известны под названиями: желтый дракон(Хуан лун), змеевидный дра- кон(Цзяо лун), извивающийся дракон(Пань лун). Впрочем, на Востоке, драконов - десятки и сотни. Классифи- кации их можно встретить самые разные. Кратко упомянем еще одну из них(Е.Кислухиной, опубликованной в "Internet"). Сог- ласно ей различаются драконы: 1) Ван Лун - стражи морских просторов; 2) Пан Лун - охра- нители тайных кладов; 3) Тай Лун - драконы, повелители бурь, властители и воды; 4) Тин лун, желтые небесные драконы, за- щитники небесных богов и императора, бога на земле; 5) Тун Ми Лун - грозные драконы-разрущители, таящиеся на дне моря; 6) Фу Цин Лун - драконы подземных богатсв; 7) Шен лун - красно-голубые драконы ветра и дождя; 8) Чанг Лун - красные обитатели рек. 4. И ВНОВЬ - ДРАКОН И КРОКОДИЛ. По поводу возможных биоло- гических прототипов легендарного дракона К.А.Вильямс выстра- ивает целую теорию. Он, например, пишет: "Словарь Шоу Вена(200-й год н.э.) утверждает, что среди 369 -ти видов чешуйчатых рептилий(примерно по числу дней в году, как принято было в Китае - А.А.), таких, как рыбы, змеи и ящерицы, дракон занимает ведущее положение. Он обла- дает способностью в зависимости от воего желания становиться видимым или невидимым, а также спообен к превращением. Весной он поднимается в небо, а в августе хоронит себя в толщах воды. Дракон покрывает себя грязью в осеннее равно- денствие и появляет весной, своим пробуждением возвещая воз- рождение природы. Из-за этого он и стал символом живительной силы воды, а значит, и весны, когда природа обновляется и возвращается к жизни посредством приветливых дождей. Можно отметить, что древние египтяне исполняли обряда бо- голужения крокодилам, и эта теория была просто развита и из- менена в приложении к китайскому дракону, который является просто другой формой аллигатора, которого и в наши дни можно обнаружить в реке Янцзы. Зимняя спячка этих животных кончается с приходом весны в то же время, когда и силы дракона начинают оказывать свое благотворительное влияние на природу. Однако, трудно просле- дить аналогии между этими сказочными животными и представи- телями реально существующих в природе видов. Тело дракона по форме напоминает тела вымерших животных, а его голова имеет элементы многих других животных, зубы дра- кона напоминают зубы млекопитающщих, хотя лапы и когти у не- го птичьи. Более того, так как по мнению китайцев, это доб- рое животное, то оно ничего не имеет общего ужасными драко- нами геральдики и средневековой мифологии". 5. ТИПИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Итак, драконов, буквально, де- сятки, но, пожалуй, только существование дракона вида "лунг"(лун) считается наиболее достоверным. Дракон "лунг" описывался, как уже сказано, через черты других животных, а именно: голову верблюда, рога оленя, глаза кролика, уши ко- ровы, шею змеи, брюхо лягушки, чешую карпа, когти ястреба и лапы тигра. На шее и голове он имеет гребень. По обе стороне пасти у него большие усы, на подбородке бо- рода, на которой находится яркая жемчужина. Он глух. Его ды- хание вырывается из пасти как облако, а иногда превращается в воду, а в некоторых случаях - в огонь. Его рев напоминает звук звяканья медных тазов. Некоторые разновидности этого дракона имеют рога, некото- рые безрогие. Кое-кто - без чешуи, иные - без крыльев. Счи- талось, что дракон умирает по своей доброй воле. Питается же он крайне скромно - мясом... ласточек! "...поэтому, люди, охотящиеся на дракона во время дождя, при этом кидают в воду ласточек". Другой дракон, "чиао", обитавший в озерах и болотах, мало чем отличается от драконов в небе. Его описание очень смахи- вает на самца крупной рыбы, ярко раскрашенного в брачный пе- риод - небольшая голова без рогов, грудь красного цвета, на спине зеленые полосы, а бока у него желтые. Тем не мене, он имеет четыре лапы, а в некоторых случаях похож на змею. "...необходимо отметить Чиао-ту, - пишет К.А.Вильямс, - изображение которого вырезалось на дверных ручках потому, что он похож на закрытую вещь. Тао-тьех вырезался на крышках и поверхностях емкостей для пищевых продуктов, так как считалось, что он способен убе- речь от обжорства. И Ча-йу, имевшего голову дракона, хвост лошади, когти тиг- ра. Эти монстры были в длину 4 чанга(40 футов) и обожали че- ловеческое мясо. Эти существа появлялись тогда, когда управ- ление монархов оказывалось недостаточно добродетельным". Итак, дракон не всегда был беспредельно добр и безвреден. Зубы он все-таки применял. И не только человек - ел "драко- на", иногда и дракон баловался человечинкой.


Next