ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 15. ДРАКОНЫ - СИМВОЛЫ АЗИИ 1. ДРАКОН КАК СИМВОЛ ВОСТОКА. В многих китайских сказках и преданиях дракон, почему-то нередко приобретает чисто чело- веческий облик и, на протяжении всей сказки, в дракона даже не превращается. И, раз за разом, создается впечатление, что "дракон", это своеобразный титул, обозначение типа людей или какого-то племени. "Любопытно отметить, что первый целый череп пекинского че- ловека, Человека прямоходящего(Синантропа - А.А.), чья жизнь, очевидно, была связан с использованием огня, был най- ден в конце 1929 года в Китае, в месте, носящем название "Гора Дракона", - пишет американский биолог Карл Саган в книге "Драконы Эдема"(М.: Знание, 1986). Любопытно, в связи с этим отметить и другое: "просто чело- век" и "человек с огнем" - могли стать "разными" людьми. Второго, непонятного и всемогущего покорителя природы отны- не, могли причислить к... драконам! Но, это означает, что "великим драконом" мог стать - практически, любой?! "...если задаться вопросом, что же является наиболее ха- рактерным символом самого Китая, его истории и культуры, то можно с полной уверенностью сказать: дракон". - пишет С.Шве- цов(ж.Азия и Африка - сегодня, 1990.9). Именно - дракон. Любимый всеми дракон. Дракон, который в Европе, напротив, оказался ненавистен, как дьявол. В Китае, например, по сей день, поются песни, прославляю- щую дракона. В одной из них такие слова: "Китай - родина дракона. Китай - родина моя. Дракон - воплощение мужества, непобедимости. Его воля устремлена к солнцу, к людям. Дракон велик, дракон могуч. Китай - родина дракона". Те, кому довелось побывать в Китае, бывали поражены тем, как много повсюду изображений этого "предводителя" мифичес- ких животных, наделенного, по народным поверьям, неукротимой мощью, стремительностью и внутренней силой. Его грациозное тело и свирепый ощеренный лик можно увидеть в любых магази- нах и лавках на ярких изделиях из керамики и фарфора, тради- ционных лампах-фонарях, лодках и воздушных змеях, вырезках из бархатной бумаги и лубочных картинах... Затейливые народные поделки из глины и камня, изделия из яшмы и нефрита, драгоценных металлов и слоновой кости, кар- тины, каллиграфические свитки и открытки, назнания замысло- ватых изысканных блюд, рассчитанных на гурмана,- все это дракон, дракон, дракон. Дракон - в самых разнообразных его видах, превращениях и обличьях. Дракон - это символ Азии. Дракон - символ Востока. Восток, это - Дракон, Дракон - это Восток. Дракон и Восток - едины. Дракон и Восток - одно. 2. ДРАКОН ПРИХОДИТ НЕ ЗРЯ. Если даже в относительно "прос- вещенной", богатой коммуникациями Европе в реальность драко- нов веровали долго и рьяно, то что говорить о заброшенных одиноких азиатских селениях, где за целую жизнь местные жи- тели подчас не видели ни одного постороннего человека? Постоянным и простым "объяснением" чего-либо странного бы- ли - драконы. Буйная фантазия расселила драконов в заливы мо- рей и устья рек, в озера и болота, даже в родники и колодцы, откуда они распоряжался водными запасами. В этом, заметим, с точки зрения этнографа можно усмотреть в драконе просто - символ "воды", но, с позиций биолога эта подозрительное тяготение - весомый признак что речь могла идти о конкретном животном. Как уже рассказывалось, анало- гично, дракон охранял ручьи(жил в них и возле них) и в мифах Древней Греции, предпочитал колодцы в Англии и Франции, и в целом ряде других подобных случаев. В периоды губительной засухи и сокрушительных наводнений взоры всех людей, от императора до простолюдина, были обра- щены к дракону. Лишь он один мог великодушно ниспослать бла- годатный дождь, приостановить сокрушительные разливы рек или усмирить морскую бурю. Не случайно храмы царя-дракона "Лун-вана" были весьма многочислены в старом Китае. Парадокс, но у всех народов Восточной Азии зубастый дракон никогда не олицетворял зло, явление дракона расценивали как знак счастливых изменений. Дракон мыслился воплощением свет- лой силы Ян в единении с земной силой Инь, и потому из глу- бин вод он воспарял к небу, был повелителем всех плавающих и чешуйчатых существ. Дракон был символом мощи и власти. Многочисленные мифы народов Восточной Азии, особенно ки- тайские, изобилуют драконами. Этими сказочными причудливыми животными расписана посуда, колонны дворцов. Чаще всего у дракона длинное извивающееся, покрытое чешуей тело, четыре когтистые лапы, четырехпалые, а порой и пятипалые, зубчатый длинный гребень вдоль всего тела, и хвост, явно рыбий - ло- паточкой, или "веником". Возле рта бахрома с длинными, как у сома, усами. Есть и рога. Подчас имеются крылья. Полное ос- нащение для боевых действий на земле, воде и в воздухе. Великолепные изображение дракона в Китае можно было уви- деть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелис- ках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги). В испарениях, поутру поднимающихся с земли, древние китай- цы видели очертания взлетающих драконов, которые принимали вид облаков. Облака-драконы возили на себе духов и бессмерт- ных небожителей. В Китае до сих пор сохраняется верование (разумеется, у определенной части населения), что небо - это обиталище драконов, а облака - их могучее дыхание, в клубах которого чудовища прячутся, из них ловят Солнце или Луну. 3. ДРАКОНА ЗОВУТ НА ПРАЗДНИК. Дракон дарил воду и потому, самыми изощреннейшими ритуалами, Дракону всячески "показыва- ли", что о НЕМ помнят и заботятся, и, что если ОН позаботит- ся о людях, то и они вновь позаботятся о НЕМ. На праздниках несколько десятков человек проносили длинный бамбуковый остов дракона, оклеенный цветной бумагой или шел- ком. Дракону делали золотистые или синие глаза, серебряные рога украшали красными кисточками, длинная зеленая борода и открытая пасть со свисающим красным языком. Освещенный разноцветными фонарями, он выглядел величест- венным и красивым. Такого дракона торжественно проносили по главным улицам города или поселка. Это дракон был добр. Ник- то не станет тратить шелк и краски на злого духа, разве что, чтобы его задобрить. Как правило перед драконом - символом облаков, приносящим дождь, несут, словно приманку перед ослом - большой и ярко раскрашенный шар. У этнографов мнения по поводу происхожде- ния этого шара расходятся. Одни называют его - солнцем, дру- гие - луной, третьи, чтобы не конкретизировать - жемчужиной. Что же могло напоминать "жемчужину" в небе? Наблюдения древних за небом и попытки объяснить, например, такие удивительные явления, как падение метеоров или пролеты комет приводили к попыткам объяснить видимую ими в небе фи- гуру - огненное ядро, за которым несется огромный светящийся хвост. Именно так могла появиться легенда о небесном драконе, пытающемся схватить пылающую "жемчужину", которую весьма недвусмыслено изображали всю в язычках пламени Известный американский этнограф и китаевед К.А.Вильямс пи- сал так(цит. по "Энциклопедия восточного символизма". М.: Золотой век, 1996): "Круглый красный предмет, который казался неотъемлемой принадлежностью драконов, по-разному трактовался как солнце, луна, символ катящегося грома, как эмблема двойственности природы, как зерно силы - потеря которого сопровождается убылью силы, - или как "ночная сияющая жемчужина", которую профессор Гайс определял как алмаз или рубин. Символом китайского оружия, начиная с императора Хана, и вплоть до времен династии Чинг, была пара драконов, сражаю- щихся за обладание этой жемчужиной". 4. ДРАКОН ПРИХОДИТ НА ПРАЗДНИК. Праздник Нового Года в Ки- тае завершался, достигая своей наивысшей точки в период празденства Первой Ночи(Юаньсяо), проходившей в середине 1-го месяца, т.е. в период полнолуния. Празденство Первой Ночи именовали также Праздником Фонарей, потому что он соп- роваождался исключительно широкой ночной иллюминацией из маслянных светильников всевозможнейших форм и расцветок. "В праздник фонарей одним из самых любимых китайцами представлений был "Танец Дракона". Истоки его теряются в глубине веков. Во всяком случае, еще в период правления ди- настии Хань ыжным элементом новогодних празденства были "шествия рыб и драконов". Группы любителей изготовляли из материии и бумаги и пруть- ев чешуйчатое тело чудовища и устрашающую морду с усами, ро- гамит горящими зелдеными глазами и красным языком в зубастой пасти, изнутри мкет был озарен свечами. "Дракона приводили в движение люди, державшие его на бам- буковых шестах. Впереди несли золотистый матерчатый шар, изображающий солнце, которое драокн - символ облаков - ста- рался проглотить, - пишут авторы книги "Календарные обычаи народов Восточной Азии. Новый Год. М.: Наука, 1985. - Когда процессия с чудовищем шествовала по улице, ее участникам вы- носили из домов деньги, завернутые в красную бумагу, а дра- кон в ответ "кланялся" дарителям". Зачастую зрители бросали в дракона хлопушки и шутихи, а лди, скрывавшиеся за его чешуей, в свою очередь изображали нападение чудовища на толпу. Эта, отнюдь не безопасная игра продолжалась до тех пор, пока дракон не разваливался. В Юго- Западном Китае шествие с драконом так и называли "сожжение дракона". Во многих районах существовал обычай - после окончания празденств "мыть дракона": тело дракона приносили к реке и бросали в воду его бумажную оболочку, сохраняя его "кости" - деревянный каркас. И сожжение и "мытье" дракона были своеоб- разными "очистительными" обрядами. Поскольку дракон был символом плодородия, огонь, зажженный от огня горевших в нем свечей, вносили в дома, что дложно было способствовать рождению мужского потомства. В Гуандуне женщины, желавшие родить сына, бросали в дракона зерна. Усы дракона сжигали, а пепел съедали, как чудодейственое сна- добье. Подобные же игры проводились и с изображениями львов, играющих с шаром, но, в отличие от шествий с драконом, "ль- вы", могли даже входить в дворы и дома. 5. ТАНЕЦ ДРАКОНА. Итак, Дракон был непременным спутником и участником всех народных гуляний. Именно в честь дракона 5-го числа по лунному календарю(конец июня - начало июля) проходил праздник начала лета, летнего солнцестояния("дуань у цзе" или "дуань ян цзе"). Поскольку дракон водится в воде и питает водой целебные травы, то двери домов украшались душистыми букетами трав. К одежде детей и к косичкам подвешиались амулеты с толченой травой. На стенах комнат вывешивались талисманы - заклина- ния, изображающие гибель пяти "основных вредоносных су- ществ": зеленой лягушки, ящерицы, многоножки, паука и змеи". Любимым зрелищем и развлечением в городах в этот день был уже упомянутый "танец дракона". Россов, наблюдавший в 1900 г. за "танцем дракона" в Порт-Артуре, подробно описав уви- денное, заключал, что иностранец под наплывом необычайных впечатлений впадает как бы в состояние экстаза. Ему кажется, что он находится перед сонмом чертей и ведьм, исполняющих увлекательный дьявольский танец и вся феерическая картина "представляется непостижимым очарованием". Дракон вечно жив, жив и танец дракона. Вот некоторые впе- чатления очевидца(02.1984 г., г.Мэйсян, провинция Гуандун) где отмечался Праздник фонарей. На землю спустилась ночь. Вскоре должен был появиться потревоженный дракон и вот ги- гантское представление началось: На площадь выбежало несколько десятков по пояс юношей, размахивающих горящими факелами. За ними - группа парней, бьющих в гонги и тарелки. Им на смену - еще одна, люди с длинными бамбуковыми шестами, на которых висело по связке хлопушек. Все это - лишь прелюдия, подобно всевозможных бан- дильеро и пикадорам в знаменитой испанской корриде. Эти люди как бы очищают путь дракону. И вот на площадь выплывает сначала маленький дракон. Он то лежит, то скачет вслед за парнями по кругу площади. После третьего круга(ри- туал важен), на площадь из "логова" неторопливо и бесшумно "выполз" громадный главный дракон. "Дракон состоит из звеньев, начиненных множеством само- дельных фейерверочных ракет и хлопушек. Разукрашенный гро- мадный дракон с высоко вздернутой головой, размахивая хвос- том, описывает по площади круги. Его ведет к центру большая колонна людей, которые крутят во все стороны горящие факелы, то и дело взрывая хлопушки. Движения юношей, что несут на своих шестах грозного драко- на, удивительно согласованы между собой, и это сказочное чу- довище извивается всем телом, как живое. Вдруг раздается взрыв, и из раскрытой пасти дракона извергается поток огня, а с его головы дождем сыплются фейерверочные искры. Так на- чинается это необыкновенное зрелище горящего дракона, пере- носящее нас в сказочный мир Дракона". Представление развивается неуклонно, эффектно и стреми- тельно. "Гигантский дракон мечется и скачет, а огонь охватывает одно его звено за другим, пока не загорается все тело. - пишет очевидец. - Все это происходит под удары гонгов и та- релок, оглушительный треск хлопушек и свист ракет, от кото- рых вот-вот, кажется, расколется ночное небо, а зрители при- ходят в еще больший восторг. Обнаженные по пояс парни, не обращая внимания на февраль- ский холод и искры, с еще большим пылом делают свое дело, и дракон с рыком и · ревом мчится по площади. Его 30-метровое туловище так и сверкает вспышками ракет и хлопушек. В ночном воздухе и облаках дыма летают искры: красные и золотые, зе- леные и синие, голубые и фиолетовые. Поистине волнующее зре- лище! Вся площадь тонет в буре восхищенных возгласов". Это - добрый дракон. Это - свой дракон. Это - Дракон людей.


Next