ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 19. ДРАКОНЫ В БОЮ 1. ДРАКОНА МОЖНО ПОБЕДИТЬ. С драконами можно биться. С Драконом, со Змеем-Горынычем, с Чудом-Юдом - сражаются самые разные смельчаки и храбрецы в сказках и мифах десятков наро- дов мира. Но, иногда, одолеть их удается только могучими ча- рами - настолько изощрен дракон в своих многочисленных бое- вых хитростях. Вот красочный и довольно протяженный образец такой волшебной схватки, в сказке "Кэндзо-победитель"(сб. "Японские сказки". Л.: 1958): "Я растерзаю тебя! - завопил дракон, и, изрыгая смертель- ное пламя, устремился на волшебника. Но тот сказал волшебное слово и превратился в могучего ве- ликана. Увидев это, дракон превратился в льва. Тогда великан вновь принял облик человека, поднял вверх золотую палочку - и из-за туч на льва посыпались острые стрелы. Зарычав от боли, лев подпрыгнул на месте и исчез. - Вы победили синего дракона! - закричал привязанный к де- реву Кэндзо. Но волшебюник не торопился радоваться. Он вынул зеркало, положил его на землю, и в зеркале отразилось все, что дела- лось за облаками. Кэндзо увидел в небе дракона, который це- лился в волшебника отравленной стрелой. Вновь поднял волшебник к небесам золотую палочку - и дра- кон свалился на землю. Но едва он прикоснулся к земле, как превратился в волка и бросился бежать. Волшебник принял об- лик тигра и понесся в погоню за волком. Тогда волк превра- тился в коршуна, а волшебник - в могучего орла. Но, в тот самый момент, когда орел настигал коршуна, кор- шун, сложив крылья, упал в траву, превратился в крота и ушел глубоко в землю. В то же мгновение орел превратился в вепря и начал разы- вать нору крота. Крот выскочил из-под земли, обратился в ка- мень и покатился вниз с горы. Тогда странник принял снова свой облик, ударил по кмню золотой палочкой - и камень раз- летелся на мелкие осколки. Но осколки эти опднялись в воздух и превратились в ядови- тых мух. Странник поднял горсть песку, подбросил его - и в воздухе оказалось множество воробьев. Воробьи набросились на мух, стали клевать их, и вскоре из всех мух уцелела только одна. Кэндзо увидел ее, когда она была уже высоко в нбе. Еще мгновенье - и она скрылась бы за облаками. Но странник дунул на тучи, и все небо покрылось паутиной. В этой паутине и за- путалась муха. Кэндзо видел, как муха билась в паутине. Но, чем больше она билась, тем сильнее запутывалась. Волшебник бросил в му- ху золотую палочку - и муха, превратившись в дракона, разор- вала паутину. Упав на землю с такой высоты, дракон разбился насмерть". Синий Дракон был побежден. Чудесный ларец с людскими бла- гами оказался в руках человека. И он, словно птиц, выпустил на свободу - Мудрость, Здоровье, Богатство, Храбрость, Зна- ние, Веселье. Выпустил, чтобы они могли прилететь к каждому. 2. ДРАКОН ПУГЛИВЕЙ ЧЕЛОВЕКА. В одной из китайских сказок тигр, дракон и человек оказались перед лицом разбушевавшейся стихии и вынуждены были сообща строить дом, фанзу. Один - натаскал деревьев, другой - хвосроста, третий - умело все это связал и устроил. Непогоду пережили благополучно и тут наиболее сильные обитатели, дракон и тигр, вздумали выжить остальных из стольудачно сооруженного жилища. Дракон принялся грозно свистеть ветром, метать кмни, тряс- ти жилицё, но перепуганные тигр и человек, тем не менее, не убежали. Тигр грозно ревел, скрежетал когятми, бил хвостом по окрестным скалам, так что трялась земля - дракон и чело- век устрашились, но из домика не вышли. Человек - поджег кровлю и, тут же тигр и с драконом в ужасе бросились какждый в свою сторону, тигр - на запад, а дракон на восток. Человек же быстро затушил огонь и остался навсегда проживать в прек- расном жилище. 3. ЗВАНИЕ ДРАКОНА. Сказка ложь, да в ней намек, - гласит мудрая пословища. Все, что присуще тигру и дракону, осмотри- тельный человек взял себе и сам это использовал. Изображения многочисленных драконов на щитах, мечах, ко- лесницах, на деталях доспехов - неизбежная и распространен- ная деталь древних времен и времен средневековья. В одних случаях драконы предназначались для запугивания противника, в других - как знак прошлой доблести, в третьих - как прос- тое хвастовство, в четвертых - как художественная деталь. Назвать воина "Драконом" автоматически означало признание его силы и смелости. Воин, называющий себя "Драконом" должен был постоянно доказывать свое прозвище в деле. Получить ор- ден с изображением дракона, или, тем более, меч с изображе- нием дракона из рук военачальника - счиалось высшей честью. Дракон, как существо, наделялся всеми выдающимися качест- вами воина - мощью, яростью, храбростью, изворотливостью. И человек принял все эти качества и даже превзошел их - своею хитростью, изобретательностью, смекалкой. 4. ПАЛЬЦЫ ДРАКОНА. Боевые возможности разынх животных, в частности, дракона и тигра, их движения, манера деражаться, общий стиль - выразились в названияхборцовых и воинских школ, в обозначениях боевых приемов, в боевых приспособлени- ях("коготь дракона" и т. п.). "Зуб дракона" - это выставленный из кулака второй сустав любого пальца. - пишет знаток восточниых единоборств А.Н.Медведев в книге "Кунг-фу"(Свердловск, Лига, 1990). - Для каждого пальца существует оотождествление с одним из пя- ти первоэлементов. Так, большой палец относится к воде, ука- зательный - к воздуху, средний - к дерев, безымянный - зем- ле, мизинец - к огню. Отсюда ударные формы "зуб дракона" называются, в зависи- мости от выставленного пальца, "огненный зуб дракона", "во- дяной зуб дракона" и т.д. Могут быть выставлены одновременно два и более суставов... "Глаза дракона" - это когда из кулака выставлены два по- лучсогнутых пальца с ударными площадями, охватывающими все наружные поверхности двух фаланг пальцев". Боевые приемы то и дело несут упоминание о драконе: 1) "Черный дракон выпускает когти" - маневр, блок ладонью; 2) Два дракона выходят из пещеры" - удары двумя локтями в стороны; 3) "Бой тигра с драконом" - двойной удар в пах и в грудную клетку; 4) "Черный дракон ыходит из воды" - ловкий переход в одну из выгодных стоек. И - так далее. 5. У-ШУ, СТИЛЬ ДРАКОНА. Некто Бай Юйфэн из Шаньси, выдаю- щийся боец и, одновременно, прекрасный теоретик, в XV веке предложил обновить и усовершенствовать традиционные "звери- ные" стили У-Шу. Это были стили Тигра, Леопрада, Змеи, Жу- равля и, разумеется, Дракона. "В стиле Дракона, направленном на пробуждение и развитие жизненной энергиии, и прежде всего на раскрепощение духа, сила, как такоая не играет большой роли. - рассказывают До- лин А.А. и Маслов А.А., авторы книги "Истоки У-Шу"(М.: 1990). - Ци(энергия - А.А.) дложна быть сконцентрирована с Средоточии(дань-тянь), тело легко и подвижно. Плечи хорошо сбалансированы и "пять органов"(сердце и четыре кончености) поддерживают четкую координацию. Во время исполнения формальных упражнений ци волнами раз- ливается по телу. Движения напоминают попеременно то взмахи крыльев, то удары лап Дракона, атакующего в воздухе или обо- ронящегося на земле. В стиле Дракона боец принимает естественную высокую стой- ку, причем руки с раскрытой ладжонтью в исходном положении перед грудью на шририне плеч напоминают лапы динозавра". Передвигаться следовало на чуть согутых ногах "змеиными" круговыми движениями малого диметра. Цель была неизменна - выйти на опасную для противника позицию и резко атаковать. Неторопливые круговые движения корпуса позволяли избрать необходимую инерцию для решительного удара рукой или ногой, необычайно эффективного и эффектного, особенно в прыжке. От- сюда и обилие романтических названий, встречающихся в этом стиле: "Дракон опускается с небес", "Дракон виляет хвостом в солнечный день" и прочие. Внезапный удар наносится различными частями рук и ног. Они сопровождались, при этом, резким выкриком на высокой ноте. Есть любопытные высказывания, что подобный выкрик мог так же воздействоать не менее эффективно, чем удар, причем, не просто психологически, запугивающе, а именно, чисто физичес- ки, действуя например, резонансно, на внутренние органы. От бойца, действующего в с иле Дракона требобвалсь филиг- ранная техника прыжка великолепная кординация движений и развитое чувство эквилибра. Дракон должен был оправдывать собственное название. 6. ДРАКОНЫ И ШАО-ЛИНЬ. Стиль Дракона был одним из многих, поддерживаемых мастерами у-шу средневекового Китая. В монас- тыре Шао-линь, знаменитой школе у-шу средневековго Китая, после многолетних тренировок, монах, выдержавший предвари- тельные экзамены, допускался в специальную галерею, снаря- женную примитивными автоматическими устройствами, способными нанести удар, который надо было отразить или от которого следовало увернуться. Пройдя все испытния и препятствия мо- нах приближался к двери, ведущей во двор. "Здесь выход преграждало последнее препятствие - железная урна, весом около 200 килограммов с раскаленными углями внутри. - сообщают авторы уже упомянутой книги "Истоки У-Шу". - Урну следовало отодвинуть, нажав предплечьями, пос- ле чего на руках оставались выжженные изображения дракона и тигра - клеймо, а заодно и диплом Шао-линя. Что касается смысла клейма, то здесь может быть много тол- кований, но в целом китайской мифологии свойственна трактов- ка дракона и тигра как двух враждующих антагонистических на- чал. Например, зеленый дракон является символом Востока, весны и жизни, а белый тигр - символ запада, угасания и смерти. В классической литературе устойчивая метафора "битва дракона с тигром означает смертельную схватку". Итак, огненное клеймо дракона на плече означало причастие к высшей силе, к силе Дракона. 7. ДРАКОН ПРОДОЛЖАЕТ БОРЬБУ. В конце XVII века китайский монастырь Шао-линь оказался одним из тайных центров сопро- тивления императорской власти. Однако в течение многих лет монастырю удавалось сохранить внешнюю видимость непричаст- ности к повстанцам, оставаясь одновремнно штабом и боевой базой заговорщиков против династии Цин. Однако маньчжурский император Канси(1662-1722) узнав о за- говоре, объявил Шао-линю беспощадную войну, а преемник довел дело до конца. Был отдан приказ сровнять с землей мятежный монастырь.Первая карательная экспедиция закончилась прова- лом. Но другой огромный отряд правительственных войск в 1723 году взял штурмом отчаянно сопротившляющйся монастырь и, в кровопролитном сражении уничтожил 128 его непокорных обита- телей. Лишь пятерым удалось скрыться. Согласно легенде, эти пятеро отчаянно спасались от пресле- дования. Погоня была уже близка и безоружным не было спасе- ния и пощады. Но вновь - спас дракон. Из земли вырос волшебный меч. На рукояти меча было изобра- жение двух драконов, борющихся за жемчужину. Надпись на мече гласила: "Свергунть Цин, восстановить Мин". В данном случае два дракона этой распространенной символики отождествляли китайцев и манчжуров, сражающися за Поднебесную(территорию Китая). С помощью волшебного меча цинские солдаты были обра- щены в бегство. Вспоследствии этим пятеро, искусные в ратном и борцовом деле монахи, стали основателями будущих боевых школ и стилей Китая. Дракон продолжал жить. Спустя некоторе время, гуляя по берегу реки монахи замети ли в воде фарфоровую курильницу. Достав ее и рассмотрев, они обнаружили все ту же символику - двух сражающихся за жемчу- жину драконов и все тот же боевой лозунг, который укрепил их в мысли о необходимости продолжить сопротивление. В дальнейшем эти меч и курильница вошли в число священных реликвий тайного общества Саньхэ-хуэй, больше ныне известно- го как "Триада" или, иначе, Союз Неба и земли(Тяньди-хуэй), общество, за которым подозреваются самые невероятные "подви- ги", от многотонной авиаконтрабанды наркотиков - вплоть до изготовления "летающих тарелок", элементарной земной разгад- ки до странности неуловимых "инопланетян". Дракон и здесь оказался "при деле". И, ни более не менее, а именно, как "Дракон" - могучий и непревзойденный, прямо- душный, и, все же, "по-восточному" коварный.


Next