ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 23. ЛЕТЯЩИЙ ДРАКОН 1. ДРАКОН ВЗВИВАЕТСЯ В НЕБО. "Взлет Дракона" - так имено- валась одна из глав в книге Л.Н.Гумилева "История народа хунну". Правда, далее в книге более повествуется о Китае, а драконы больше не встречались, но - из песни слова не выки- нешь. Действительно, восточный дракон не только пляшет в "Танце Дракона" - на Земле и не только несется в виде "лодок Дракона" по Воде. Дракон - есть и в воздухе, ибо Дракон - живет во всех стихиях. Дракон - дух всех стихий. Дракон не был бы Драконом, если бы не умел летать. И человек не был бы человеком, если бы, веруя в драконов, не попытался бы такого летающего дракона сделать. И таких "драконов", то есть "воздушных змеев" в форме дракона или в каком-то другом виде - человек и стал делать, начиная с древнейших времен. В Японии когда-то драконов запускали даже в городах, с крыш домов. При состязаниях по запуску драконов притивники стремились отрезать дракона друг у дуга и таким образом за- воевать славу первого дракона в городе. Для этого, в опреде- ленных местах шнур обмазывался клеем, а затем посыпался тол- ченым стеклом. Скрестив шнуры, как шпаги, высоко в воздухе, можно было отрезать дракона противника. "Я слышал, что в старину делали огромные круглые драконы, для запуска которого требовалось больше ста человек, - пишет германский журналист Ульрих Макош("Япония сегодня". М.: Ге- ографгиз, 1962). - Такие драконы назывались "ван-ван". Они были диаметром в 25 метров и весом до 60 центнеров. Расскзывают, в конце XVII века атаман разбойничьей шайки Исикава похитил поавники золтых дельфинов в замке Нагоя и улетел на таком драконе". История легендарного похищения завершилась, однако, траги- чески для героя. Когда он приземлился и стал, в восхищении, рассматривать добычу, на него набросились выследившие его стражники. Экзотическая история завершилась не менее экзоти- ческой казнью: атмана разбойников заживо сварили в кипящем масле". Увлечения "драконами" но, значительно меньших размеров сохранилось и до наших дней. И, как отметил, однажды журнал Вокруг Света(1983.2), Министерство энергии каждый год тратит огромные суммы, чтобы освободить провода от случайно зале- тевших на них воздушных змеев, "драконов". 2. ДРАКОНЫ СОСТЯЗАЮТСЯ. Соревнования воздушных змеев про- водятся ежегодно во многих странах мира, но в Азии - в осо- бенности. И гигантские размеры "драконов" вовсе не ушли в прошлое. Так, в 1988 году 1-е место в состязаниях на острове Бали(Индонезия), по праву занял колоссальный 100-метровый дракон, привезенный из Сингапура. Воздушный "дракон", по названию, впрочем, не всегда был и есть "дракон" по виду. И когда, в VIII веке нашей эры дра- кон, воздушный змей, появился в Японии, то он приобрел новые формы. В каждой области страны использовался свой особый змей. В небе над Йокосукой летали "така" - ястребы, и "тонгари" - копьевые наконечники. Над Нагоей - предпочитали бумажные конструкции в виде насекомых, и - так далее. Змей, непос- редственно с обличием "дракона" символизировал благосостоя- ние, а виде черепахи или журавля - долголетие. Но змей-дракон был не только символом-пожеланиме себе и другим людям в день какого-либо крупного праздника. В Непа- ле, например, запуск такого дракона означал, фактически... молитву! Подобным же образом, как кручение мельнички или ци- лидра молитвенного барабана также символизировало, что чело- век, закрутивший барабан, приносит молитву. Это - послание богу Мачендранатху. "Осеннее небо над долиной Катманду расцвечено красными, желтыми, зелеными, белыми квадратами и треугольниками, - от- мечается в одном из сообщений журанла Азия и Африка сегод- ня"(1987.1). - Тысячи воздушных змеев поднимаются ввысь в дни окончания муссонов и начала осенней страды. Это не прос- то забава детей и подростков, хотя без них, конечно, не об- ходится. Змеев запускают серьбезные солидные люди. Они отп- равляют свои послания богу Мачендранатху. Если в апреле-мае непальцы молят его о дожде, то в сентябре-октябре просят прекратить ливни". Впрочем, традиции "моления" с помощью змеев все более станговятся простым символом. Драконов все более часто за- пускают лишь с целью показать свое уменье в их изготолвении и превосходство над другими такими же мастерами. 3. ДРАКОНЫ-КОРШУНЫ КОРЕИ. Праздник - всегда праздник, хоть на земеле, хоть высоко в воздухе. В Корее одним из самых ве- селых и любимых развлечений 15-го числа 1-го лунного месяца были запуски особого воздушного змея, "ен". В некоторых пе- реводах слово "ен" интерпретируется как "ястреб" или "кор- шун", то есть как "птица". Но это, тем не менее - драконы. Например, в словаре "Мифы народов мира" выражение "Енван" или "Енсин" означает, ни больше, ни меньше, как "царь драко- нов", персонаж необычайно распространенный в корейском фоль- клоре. Слово "ван" на Востоке, вообще, как правило, означет что-то крупное, великое. Ван Хай - "князь Хай"(повелитель Хай), Ванцзы Цяо - "царевич Цяо" и т.п. Поэтому воздушные змеи "ен" - это, при верном переводе, именно, "драконы". Трудно установить, с какого времени обычай запускать воз- душных змеев стал непременной частью новогодней обрядности корейцев. Первые упоминания о воздушном змее относятся еще к VII веку. Сохранилось, например, немало преданий и легенд, повествующих о событиях Имджинской войны(XVI в.), где расс- казано, как запуск воздушного змея помог корейцам одержать победу над врагом. В годы средневековья обычай запускать змея в середине был распространен необычайно широко. В праздничные дни его за- пускл даже сам ван, т.е. правитель Кореи. Атрибуты дракона - это именно атрибуты "правителя", что особенно сильно прояв- лялось, в частности в период Коре(X-XIV в.) Женщины запуска- ли воздушных змеев прямо из своих двориков. "Наиболее распространенная форма корейского воздушного змея - немного вытянутый прямоугольник, - сообщают "Кален- дарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год". (М.: Наука, 1985). - Его основу составляла рама из бамбуко- вых пластинок, к которой прикреплялась плотная бумага. В центре бумаги вырезали круг. Воздушного змея делали или из бумаги одного цвета или из нескольких полос разноцветной бу- маги... Делали змеев так же в форме рыбы, щита, пугала". Размеры змея зависели от силы и характера ветра в том или ином районе страны. Так, в прибрежных областях провинции Юж- ная Кенсан воздушных змеев делали очень большими, их размеры сравнивали со створками городских ворот. Достаточно характерно предназначение воздушного змея. Ког- да, на празднике, веселье достигало апогея, нити змея зачас- тую обрезали, полагая, что он унесет с собой все болезни и напасти, угрожающие людям в наступившем году. Нередко на воздушных змеях делали немудреные надписи-заклинания, напри- мер: "Уходи, несчастье. Приходи, счастье". При этом змей уносил с собой ту или иную проьбу Небесному Владыке, например, женщины просили о здоровье мужа, удачной беременности и благополучии детей. В последнем случае на те- ле "дракона" указывали конкретное имя и дату рождения ребен- ка, дабы в "небесной канцелярии" чего-либо не перепутали. 4. В НЕБЕ РУКОТВОРНЫЕ ДРАКОНЫ. В Китае история летучего дракона уходит корнями в далекое прошлое. Иногда называют достаточно точные числа - II век до нашей эры. Тогда рыбаки использовали его для отметки мест лова. В осажденных городах они могли использоваться для пересылки сообщений, и т.д. Материалами для изготовления дракона были стандартные "восточные" материалы - бамбук, шелк, бумага. По своему виду дракон и выглядел как "дракон", т.е. как летучее чудовище, с головой, лапами и хвостом. Средневековые хроники упоминают применения драконов во время сражений. Такие боевые драконы были огромных размеров. Служили они, большей частю для устрашения(подобное же из- вестно и в Византии). Например, они "сопровождали" войско во время перемещений, несомые на особых древках. Впрочем, подчас специальных драконов выпускали прямо над головами врагов. Для усиления эффекта в голове дракона дела- лись специальные приспособления, издающие, от ветра столь странные звуки, что у противника волосы становились дыбом. Такой дракон выпускал из пасти десятки стрелы, иногда горя- щих. Падая с большой высоты, каленые наконечники стрел ус- пешно пробивали доспехи, щиты и шлемы. Здесь можно заметить, что сбрасывание стрел практиковалось даже в 20-х годах, в пору гражданской войны в России. Такие стрелы, за неимением патронов, центнерами сбраывались эскад- рилиями красных авиаторов на белые дивизии и нанаосили весь- ма ощутимый урон. Видимо, поскольку удлинненая форма "дракона" оказалась, аэродинамически, не самой выгодной, в современном Китае они воздушные змеи в виде животного-дракона встрчаются относи- тельно редко. Ныне в Китае воздушные змеи приобрели назван- мие "воздушный коршун". Делали и делают змеев с больой фантазией, придавая им об- лик всевозможных реальных и мифических существ, ярко и при- чудливо раскрашенных. Наибольшей популярностью пользовались змеи в форме птиц, насекомых, "счастливых" иероглифов(Напри- мер, возносимых ввысь символов долголетия), а также, почему- то, в виде "гражданского" или "военного" чиновников. В XIX веке вошли в моду стилизованные фигуры инострацев, а в XX веке - самолеты и прочие атрибуты совремнной цивилизации. Обычай запускать воздушного змея ввысь, к Небу, по сей день, несомненно, имеет черты и другого магического обряда, о чем свидетельствует еще одно его название - "отбрасывающий беду". Воздушный змей, таким образом, символизировал пред- мет, несущий с собой вредоносные силы, от которых следует очиститься в Новый Год. Недаром, пуская змея, старались, чтобы тот взлетел как можно выше, а если змей падал на дом, то, особенно в Южном Китае, это считалось плохой приметой. Например, в Северо-Западном Китае, в прежние времена жите- ли деревень сообща изготовляли особо крупного змея, относили его на гору, пускали по ветру повыше, а затем - отрезали ве- ревку, чтобы он улетел как можно дальше от этого места. Счи- талось, что дракон - уносил всю скверну и все довольные рас- ходились по домам. А дракон улетал - свободным.


Next