ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 24. ДРАКОН ПРОДОЛЖАЕТ ПОЛЕТ 1. ДРАКОН И ВОИНСТВО. "Да, скифы мы! Да, азиаты мы!" - па- тетически восклицал когда-то Александр Блок в стихотворении "Скифы". Вполне возможно, что этот крупный поэт и не подоз- ревал, что одним из символов племени скифов был - дракон. В "Тактике" Флавия Арриана, датируемой 137 годом нашей эры имеется следующее свидетельство о боевых действиях скифов, древних обитателей Южной Руси(цит. по Данилевский В.В."Русс- кая техника". Л.: АН СССР, 1948): "Скифские военные значки представляют собою драконов, раз- вевающихся на шестах соразмерной длины(то есть, такой же, что и сам шест - А.А.). Они сшиваются из цветных лоскутьев, при чем головы и все тело, вплоть до хвостов, делаются напо- добие змеиных, как только можно представить страшнее. Когда кони стоят смирно, видишь только разноцветные лос- кутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра на- дуваются так, что делаются очень похожими на названных жи- вотных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящегося сквозь них". Значки-драконы подобного рода могли служить знаком-знаме- нем отдельного отряда, или князя, подобно боевому штандарту и позволяло легко различить, во время движения или битвы, где кто находится. Здесь, по-видимому, сукществует достаточ- но явная аналогия с типовыми "Змеями Горынычами" русских сказок, противниками которых ыступали русские богатыри. Змеи эти, напомним, бывали - трехглавыми, шестиглавыми и с еще большим количеством голов. 2. ДРАКОНЫ КНЯЗЯ ОЛЕГА. Стоит заметить, что изготолвение и запуск огромных воздушных змеев был вполне обычным занятием у населения многих стран, в том числе и на Древней Руси. Примечательно, что уже тем временам воздушные змеи изготов- лялись любых, не обязательно "драконовых" форм и использова- лись даже в сражениях, где могли основательно запугать про- тивника. Этим, в частности воспользовался "вещий Олег" (киевский князь Олег, ум.912) хорошо известный по стихотво- рению А. С.Пушкина. "Повесть временных лет" сообщает о штурме русами, во главе с князем Олегом главного оплота Византии, столицей которой был Царьград(Константинополь). "И повеле Олег воем своим(воинам -А.А.) колеса изделати и воставити корабля на колеса. И бывашю покосну ветру, воспяша пере, и с поля идоша к граду". "Покосный", или попутный ветер позволил поднять пару- са("воспяша пере"), и правители Византии былаи необычайно устрашаены грозной ратью, столь неожиданно, на всех парусах следующей по суше на ладьях, поставленных на колеса. Сохранился и более примечательный летописный текст, опуб- ликованный в "Древней Российской Вивлиофике"(XVIII в.). Он упоминает еще об одних "воздушных силах" использованных кня- зем Олегом при упомянутом штурме в 907 году: "Сотвори(л) кони(й) и люди(й) бумажны(х), вооружены(х) и позлащены(х) и пусти(л) на воздух на г(о)рад. Видев же (это) греци и убояшася". Итак, греки увидели над собой достаточно безобидное воз- душное "воинство", но тем не менее пришли в ужас и - сдались на милость победителя. Этим завершился победоносный поход русов, в результате чего был и заключен крайне выгодный тог- да для Руси договор с могущестенной и обширной Византией. 3. ДРАКОН В ВОЗДУШНОЙ КОЛЕСНИЦЕ. "Люди замерли. Какая кра- сота. Дракон в небе..." - звучит предельно выразительная строка восточного стихотворения. В легендах Древнего Китая не столь уж редко упоминаются боги и так называемые "небожи- тели"(фактически, жители высокогорных областей), которые не- редко используют драконов в качестве подручного транспортно- го средства. На рисунках, при этом, изображается, как правило, некая "воздушная колесника". Таким, например, пока- зан "Дух Желтой Реки"(Хуанхэ) - он едет прямо по облакам в упряжке из двух драконов. "В 320 году китайский алхимик Ко Хунг(Гэ Хун) писал, что "некоторые изготовляли воздушные колесницы". При этом он упоминал о вращающихся лопастях(клинках), "приводящих в дви- жение это устройство". Китайский рисунок такой колесницы изображает ее летящей в облаках, как своеобразный ящик, увенчанный знаменами, с си- дящими людьми, причем спереди и сзади колесница снабжена ко- лесами(см.напр. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф."Очерки исто- рии науки и техники, с древнейших времен до середины XV века". М.: Просвещение, 1993). Крупный воздушный змей вполне может поднять достаточно большой груз, в том, числе и нескольких человек. В наши дни, по газетам или в "Интернете" можно собрать не так уж мало случаев, когда простой воздушный змей случайно уносил чело- века, или же когда змея специально пытались использовать как простейшее летательное средство. Любопытно, в связи с этим, привести такой небольшой отры- вок о воздушном путешествии описанном в древнекитайской ал- химической рукописи(см. Малина Я., Малинова Р. "Природные катастрофы и пришельцы из космоса". М.: Прогресс, 1993): "После того, как в течение трех лет мы со всей серьез- ностью предавались нашим занятиям, нас посетил дух, и мы все вместе на Змее отправились на небо. Через некоторое время я наклонил голову, чтобы посмотреть на землю, которая была да- леко, очень далеко, но ее не было видно. Мы еще не достигли небесных сфер, а были уже очень далеко от земли. Змей летел довольно быстро, со вздернутой вверх головой и опущенным книзу хвостом, и мы на его спине испытывали страх и чувство опасности. Когда мы достигли неба, мы сначала ми- новали здание, где лежанки были из золота, а столы из жадеи- та(видимо, подразумевается нефрит, родственный жадеиту - А.А.) , великолепное, сверкающее, воистину роскошное место. Дух дал нам выпить чашку легкой красной жидкости, и мы тот- час же избавились от ощущения голода и жажды..." Судя по всему, "Змей" перенес людей просто в другое место, но, из-за впечатляющего полета в облаках, его участникам по- чудилось, что они - прилетели на Небо. Так или иначе, но данное описание вполне могло относиться отнюдь не к техническим достижениям Древнего Китая, а, поп- росту к... галлюцинациям при применении наркотика! 4. ДРАКОНЫ ПОД СЕДЛОМ. Но, воздушный дракон и впрямь от- нюдь не игрушка для детских забав или ритуальных игрищ, а и впрямь может служить аппаратом для полетов, а тои сражений. Достаточно его отцепить от веревки и он может стать весьма неплохим планером. Известный ученый В.В.Данилевский так пишет в книге Русская техника(Л.: АН СССР, 1948): "Русские новаторы очень рано приступили к практической ра- боте по созданию самолета. Одним из первых провел большую работу Александр Федорович Можайский. Моряк по профессии, он заинтересовался парящим полетом, изучал полет воздушного змея. С 1873 г. он пытался осущест- вить подънм при пмощи воздушного змея. Преодолев неудачи, он добился того, что в 1876 г. ему удалось совершить первые подъемы: "...два раза поднимался в воздух и летал с комфор- том". Для подъема змея его буксировали тройкой лошадей, зап- ряженных в телегу. Сообщение о полетах Можайского в 1876 г. опубликовано в "Кронштадскм вестинике" за 1877 год. Осуществив подъем человека в воздух при помощи гигантского змея, Можайский далеко опередил зарубежных деятелей. Только в 1886 г. Майо во Франции сумел запустить воздушный шар с нагрузкой, примерно соответствующей весу человека, Лишь к концу 90-х годов XIX в. Харгрэв в Австралии и Баден-Поуэл в Англии начали свои работы по подъему на змеях людей, осу- ществленному русским изобретателем еще в 1876 г.". В те же годы много и неустанно работал по развитию воз- душных змеев С.А.Ульянин, запускавший целые змейковые поезда и поднимавший людей в воздух при помощи змеев. Эти работы позволили поставить вопрос о введении змеев в армии для наб- людения и разведки. В самом начале ХХ в. В.А.Семковский и друугие провели на море весьма успешные опыты с воздушными змеями. Опыты приве- ли к заключению морских командиров: "...применение змеев весьма полезно и сравнительно безопасно в морском деле". Итак, воздушные змеи, "драконы" и впрямь могли переносить людей на себе. И переносить - не без пользы.


Next