ГОД ЗМЕИ | Back | Next | Begin |







            ГЛАВА 6.  ОТ УРЕЯ ДО УРОБОРУСА          

            1. Урей.  Змея и сама по себе,  "вся", и взятая по частям,
          "кусками", не раз предназначалась для обозначения каких-либо
          философских глобальных понятий, явлений или процессов.
            Значенитое "летучее солнце" Древнего Египта неизменно нес-
          ло на себе пару кобр. Изображение это. как правило представ-
          ляет  солбой золотой или красный "солнечный" диск,  по бокам
          от которого раскинуты два  огромных  птичьих  крыла.  Крылья
          эти,  разумеется:модно рассатривать как простой способ древ-
          них "объяснить", почему Слонце "парит" словноьорел в небе.
             Однако, практика   показала,  что  секрет  "поддеривающих
          солнце" крыльев может быть значительно более заниателен. Де-
          ло в том,  что,  в зависимости от сезона активности, солчная
          корона может иметь минимум два облика.  Первый  -  абсолютно
          "взлохмаченное" светило. Второй - в точности напоминающий...
          крылья!
            По бокам  от  светила,  в  окружении крыльев изображались,
          справа и слева еще и две кобры,  обозначающие "разящую" нас-
          мерть силу сверкающего Солнца.
            Точно такие же "разящие" кобры, "уреи" охватывали и свиса-
          ли с дисков-головных уборов на иображенияхъ самых разных бо-
          гов Древнего Египта.
            Точно такие  же  смертоносные  "уреи" венчали поодиночке и
          группами головы египетских фараонов и цариц,  жрецов и жриц.
          Детали исполнения подчас настолько тонки и точны,  что пере-
          путать змею попросту невозможно,  это,  несомненно -  кобра,
          причем того  самого  вида,  который  обитает в дельте Нила и
          глубже, к сердцу Африки.


            2. Змеечеловек Абраксас. Первые изображения появляются еще
         в амулетах и геммах Древнего Рима, затем они пропадают и воз-
         рождаются к концу средних веков,  в трудах некоторых  алхими-
         ков(илл.  см.напр. в В.Бауэр, И.Дюмон, С.Головин. "Энциклопе-
         дия символов". М.: Крон-Пресс, 1995 и пр.).
            Что же такое был "абраксас" и что он выражал?
            Внешне это была фигура человека,  часто в птичьей гловой и
         крыльями  вверху,  но  с змеиными или даже с рыбьими хвостами
         внизу. В одной руке старнного существа, как правило, находил-
         ся щит,  в другой - меч, копье, факел или кнут. Фигура такая,
         казалосьбы "ни к селу,  ни к городу", плдчас сопровождала не-
         корые труды "философов"(так именовали алхимиков, ищущих "Фит-
         лософский камень"). Змееподобные ноги занимали, почас, добрую
         половину всего иображения.
            Причина появления  таких  фигур  как "абраксас" в античные
         времена и в средневековье таилась не столь уж глубоко.  Чело-
         вечество  еще  только  начнало  отрабатывать систему условных
         символик.  Общего для всех "языка" математики, физики и химии
         практически еще не существовало. Эо приводило к взаимному ха-
         осу,  подозрительности,  непониманию.  Обман легко можно было
         выдать за правду, а ошибкупринять за реальность.
           Для того, чтобы показать процессы "добычи золота" алхимику,
         например,  требовалось уметь либо описать все словесно(к чему
         он отнюдь НЕ стремился),  либо - составить формулу или схему.
         Поскольку большой стргости в ученых трудах до Декарта(де Кар-
         та, "Картезия"), фактически не было, то изобильно использова-
         лись самые красочные образные конструкции.
            Конструкции эти, однако, несмотря на пестроту, при блиэай-
         шем рассморении,  оказывались всего лишь... необычайно замас-
         кированным аналогом декартовых кордоинат!
           Иными словами,  десятки  и сотни условных схем,  поражающих
         ныне воображение мистика,  были лишь изощренным подобием осей
         кординат, известных любому школьнику!  То есть,  напомним для
         неграмотных,  осей абсцисс и ординат,  Х и Y,  пересеченных и
         делящих лист на четыре части,  квадранта, в каждом из которых
         рассматриавемый объект получал совершенно определенные свойс-
         тва.
            Так, если отображать в таких  осях  метеосводки(погоду  за
         день), то за Х - можно принять температуру,  за Y - атмосфер-
         ное давление.
           Тогда: 1) жаркий день с высоким давлением даст точку в пра-
         вом верхнем квадранте;  2) холодный день с низким давлением -
         можно отметить в левом нижней четверти, и - так далее.
            Нетрудно видеть,  что  "в  координатах  абраксаса"(где Х -
         щит-меч,  Y - крылья-хвост) можно проделать  точно  такие  же
         построения.
           Тогда: 1) четверть рисунка, где сочетаются "Крылья х Меч" -
         там жара и высокое давление;  2) четверть. где "Змеиный хвост
         х Щит" - там холод и низкое давление!
           Трактовка такая звучит несколько упрощенно и "разочаровыва-
         юще", но она, к сожалению(или к счастью) - верна!
            Забавно, что,  видимо, именно от понятия "a-bracsas" роди-
         лось такое знаменитое понятие,  как "абракадабра", означающее
         некую непонятность,  подобную запутанным речам в рукописи ал-
         химика. Заклинание "a-brak-ad-abra",  фактически обозначало -
         "сверху вниз и снизу-вверх", т.е., попросту, "цикл"!


            3. Годовая змея-зодиак Сераписа.  Весьма любопытно  выгля-
         дят, например, статуи бога Сераписа, божества, появившегося в
         своеобразый "переходный" момент, в эллинистический(греческий)
         период истории Древнего Египта.
           Огромный храм Сераписа располагался в западной части  знае-
         нитого города Александрия,  Серапис был,  фактически,  создан
         "специально",  для единения культур  египтян  и  греков,  ядл
         смягченияотношений между ними.
           Серапис был новым богом и главным покровителем Александрии.
         В  нем как бы слилсь образы нескольких богов.  Это были черты
         египетского Осириса и греческого Зевса.  Серапису поклонялись
         более чем в сорока больших храмах.
            Но главным местом почитания Сераписа была, все-таки - Але-
         касндрия. Здесь в Серапиуме стояла его огромная статуя с гла-
         зами из драгоценных камней и с мерой зерна  на  голове,  знак
         того, что  Египет был житницей,  а Александрия - его морскими
         воротами во все окружающие страны.
            Статуи Сераписа  были  достаточно схематичны - снизу вверх
         тело этого бога обматывала змея,  обозначающая время. Участки
         тела этой  змеи обозначали отдельные периоды года.  Чтобы еще
         более выделить это обстоятельство, вдоль тела змеи располага-
         ли лепные или чеканные фигурки знаков зодиака, в точной совей
         последовательности: Овен, Телец, Близнецы, Рак и пр. Так "те-
         чение" змеи было "течением" времени, "течением" года.
            Характерно, что  аналогичное "обматывание" змеей можно ви-
         деть и для целого ряда других божеств.  Митры,  Нут и прочих,
         бога  с  подобными же функциями - отражением звездного неба и
         года, мирового пространства и времени.
            Обмотанный змеей посох, например, посох бога врачей Аскле-
         пия - так же обозначал некоторые функции времени(змея  делала
         всего один оборот). Похож по смыслу был кадуцей бога почтарей
         и торговцев Меркурия с двумя змеями и другие посохи и жезлы.


           4. Космический змей Уроборус(Оуроборус, Ауроборус).
           Слова "аура",  "аер", "ореол", "аурум", "аурикула", "урей",
         "ауроборус" и многие другие имеют сходное происхождение.  Од-
         нако,  в каждом из этих слов как бы отражено совершенно опре-
         деленное, индивидуальное сочетание признаков.
            1)  Воообще говря "урина" - это... моча!  Золотисто почти
         "по-меиному" сверкающая струйка падающей или струящейся по 
         земле мочи, извивается тоже как самая натуральная змея. Судя
         по звуковому сходству "змеиные" корни в этом слове есть! 
            2) "Аурум"(химический символ - Au) - золото.  Оно желто по
         цвету,  оно блестко и ярко. Оно встречается в виде небольших,
         опдчас причудливой формы амлродков.
            3) "Аурикула" - ушко,  ухо. Причудливая извитость уха явно
         отражена в названии. Оно "похоже" на золотой самородок.
            4) "Аер" - воздух. Туманный, светятщийся, прозрачный, "из-
         вито" колеблющийся, например, в виде пара и облаков.
            5) "Ауреол" - дугообразное сияние вокруг фиугры, например,
         в туманную погоду, если человек встает против солнца.
            6) "Аурора" - утренняя заря, богиня утреней зари. Занятно,
         что  если  представить слово как сумму "Аеро-Ра",  где "Ра" -
         бог солнца древних  еипетян,  то  возникнет  сочетание  "воз-
         дух-солнце", "срлнечный вохдух", т.е.именно - заря!
           7) "Урей" - внчающий головы богов и фараонов,  вполне  воз-
         можно,  очень близок!  Это - "змея",  "золотая", "изогнутая",
         венчающая голову "солнечного" фараона - сына Солнца!
           8) "Ауроборус" - замкнутая в цикл,  "кусающая свой хвост",
         черно-белая  змея  из  античных алхимческих и астрологических
         рукописей. "Ауро-борус" - сложное слово.  Как  уже  показано,
         "Ауро" - это нечто "светлое" и "изогнутое". Слово же "борус".
         "бора", "бореальный" обозначало холод, север, тьму.
           Искаженное назввание "Уроборус"  становится,  тогда,  легко
         понятным. Оно,оказывется,  переводится буквально,  как  "чер-
         но-белый", обозначая весенне-летние жар и свет, которые пере-
         ходят в осенне-зимние холд и тьму. И все это - в одном цикле,
         в кольце тела знаменитой символической змеи.
           Оборот тела Уроборуса обозначал,  таким образом, некий вре-
         менной и пространственный цикл, то есть... год и зодиак!
           Много позже,  получив свой статус символа круга, года, цик-
         ла, вечного коловращения, и вообше, вечности, Уроборус участ-
         вовал в самых разнооборазных схематиках, ухитряясь объединять
         даже трудносовместимые, казалось бы, символики.
           Так, на эмблеме Теософского общества хвост и голова  Уробо-
         руса замыкались на древнем индийском знаке огня,  "свастике".
         В кольце же его тела лежал  шестиконечник  иудейской  "звезды
         Давида" -  пересечение  двух разнонаправленных треугольников,
         белого и черного, как единение мужского и женского начал.
           В самом же центре звезды располагался древнеегипетский сим-
         вол жизни,  крест "ангх". В итоге получалсь крайне своеобраз-
         ная "каша" из символов разных времен и народов, особенно сво-
         еобразно выглядящая после времен Второй  мировой  войны,  где
         две символики,  свастика и звезда, входящие в теософскую эмб-
         лему, боролись, фактически, друг против друга.


           5. Змея и богиня Нут. Многие древние "змеиные" изображения,
         рисунки и схемы,  содержащие в себе змей, расшифровываются на
         удивление интересно и содержательно.
           Вот, например, казалось бы относительно простой: чисто "де-
         коративный" для современного взгляда сюжет времен  XXI-й  ди-
         настиии,  в  Древнем Египте(см.  напр."Энциклопедия символов,
         знаков, эмблем".  М.: Локид-МИФ, 1999), "божество восходящего
         солнца в кольце Уроборуса, на двух львах".
           В центре - женщина, сидящая в клоьце змеи.
           Змея, кусающая свой хвост,  "уроборус", означает цикл вре-
         мени,  годовой цикл.
           По бокам от этой змеи-кольца  -  руки,  так  иногда  кратко
         изображали богиню Нут,  богиню звездного неба, ночи и женщин.
         Фактически, кольцо-змея и руки вместе обозначали зодиак, т.е.
         годовое движение солнца по кругу созвездий звездного неба.
           Кольцо змеи  покоится  в рогах Тельца(или,  скорее - Овна).
         Фактически - это отображение весны,  начала  светового  года,
         "начала  движения" Солнца,  когда светлое время с каждым днем
         прибывает все более и более.
            Наконец, вся "конструкция" покоится на двух львах.  Лев  -
         желтый,  "солнечный"  зверь,было еще одним намеком на Солнце,
         и, попутно, на то, что наивысшую "власть" солнце имеет именно
         под знаком Льва, летом, в промежуток июня и августа.
           В итоге весь рисунок выражал,  хоть и примтивно, но - некую
         мощную астрономческую концепцию.  Он,  фактически,  обозначал
         типичный рисунок из школьного учебника астрономии, а именно -
         годовой круг Солнца. Змея времени вращалась в нем вечно!


Next