ГОД ЗМЕИ | Back | Next | Begin |







            Глава 8. ЗМЕИ И КРОКОДИЛЫ, КАК ТРАНСПОРТ АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ?         

            1. Слон на воздушном шаре.  Экзотических видов  транспорта
         на  свете  существует  немало,  а  способов  применения этого
         транспорта и того больше.  Писатели-фантасты в этом отношении
         ипробовали  все  возможные  и невозмжные варианты.
           Вспомним, например,  "Пять недель на воздушном шаре"  вели-
         колпную приключенческую повесть, "анонс" и "премьеру" появле-
         ния великого писателя, где французский фантаст Жюль Верн, как
         это ему свойственно,  всячески ипользовал для движения сюжета
         животных и природные явления(цит. по Собрание сочинений. т.1.
         М.: Правда, 1985):

            "В траве действительно что-то двигалось,и  вскоре  из  нее
         показалось нечто продолговатое и извивающееся.
            - Змея! - закричал Джо.
            - Змея! - повторил Кеннеди, заряжая карабин.
            - Да, нет же, это - хобот слна! - возразил доктор.
            - Что ты, Самуэль, неужели это слон?
            И Кеннеди прицелился.
            - Подожди, Дик, подожди.
            - Подумайте только, Животное взяло нас на буксир и тащит!
            - И,  представь, милый Джо, тащит туда, куда нужно, - зая-
         вил Фергюссон.
            Слон подвигался вперед довольно быстро. Вскоре он добрался
         до лужайки, где его можно было рассмотреть. По его гигантско-
         му росту  доктор  признал в нем самца прекрасной породы.  Его
         беловатые бивни, удивительно краисво изогнутые, были не мень-
         ше восьми футов в длину.  Между бивнями и засел крепко-накре-
         пок якорь..."

            Итак, якорь воздушного шара самым чудесным образом, вопре-
         ки каким-либо принципам  теории  вероятности,  "нашел"  клыки
         слона, который начал траспортировать" шар "туда, куда нужно".


            2. Верховая кобра. Приведенный этот отрывок со слоном, ко-
         торого спутали со змеями - выбран нами не слуйчано,  а с пря-
         мым намеком:  можно ли змей исопльзовать в качестве...  трас-
         порта?!
           Использовать змею,  множество змей или огромного Змея в ка-
         честве "транспортного  средства" сумели герои довольно многих
         сказок.  На Змеях-Горынычах или Гигантских Драконах - ездили,
         плавали  и  летали.  Известный наш русский сказочный богатырь
         Никита-Кожемяка ухитрился, например, запрячь огромного змея в
         плуг и вспахать на нем целое поле.
            В древнеиндийском сборнике нравоучительных историй "Панча-
         тантра"("Пять корзин" мудрости) есть, например, довольно сво-
         еобразная сказка о состарившейся черной кобре,  по имени Ман-
         давиша.  Она уже сильно ослабела от голода и. раздумывая, как
         же ей добывать  пищу,  сочинила  весьма  оригинальный  план.
           Пробравшись к пруду,  где водилось множество лягушек,  она,
         однако, не принялась,  как всега их  ловить,  а  притворилась
         будто очень растеряна.  Какая-то из лягушек подплыла на безо-
         пасное расстояние и с любопытством спросила(цит.  по  "Панча-
         тантра". М.: Худлит, 1972):

            "- Тетушка! Почему ты не ищешь себе пищу, как вегда?
            Змея ответила:
            - Дорогая!  Кая я могу, преследуемая судьбой, думать о пи-
         ще? Этой ночью,  ища себе еды для вечерней трапезы,  я пусти-
         лась в погоню за лягушкой.  Увидев меня, она в страхе за свою
         жизнь скрылась среди брахманов, погруженных в чтение вед, и я
         никак не могла ее отыскать.  На берегу пруда сидел сын одного
         из этих брахманов.  Я укусила его в большой  палец,  подумав,
         тчо это - лягушка.
           Мальчик тотчас отошел в небытие,  а его убитый  горем  отец
         проклял меня:  "Злодейка!" Ты погубила моего невинного сына -
         таскай же теперь на себе лягушек,  питаясь тем, что они дадут
         тебе изсострадания. Вот я и явилась сюда, чтобы возить вас на
         себе!
            Тогда лягушка передпла ее слова всем другим.  а они, обра-
         дованные, пошли к царю лягушек Джалападе и рассказали ему обо
         всем. Тот подумал: "Вот чудеса! - и вместе со своими советни-
         ками поспешно вылез из пруда и забрался на капюшон Мандавиши.
            И все остальные лягушки, молодые и старые,залезли на спину
         змеи. К чему много слов?  Те, которым не хватило места на спи-
         не, бежали вслед за меей.  А  Мандавиша,  рассчитывая  поесть
         вволю, показывали им всевозможные приемы ползания.
            Но вот на следующий день,  заумав обмануть лягушек, Манда-
         виша поползла медленно-медленно. Видя это, Джалапада спросил:
            - Дрогая  Манадавиша!  Почему ты сегодня везешь нас не так
         быстро, как вчера?
            Мандавиша сказала:
            - О божественный! Я голодна, и у меня нет сил.
            Тогда тот сказал:
            - Дорогая! Поешь маленьких лягушат!..."

            Так хитрая змея добилась своей цели.  Добилась - благодаря
         крайне нетипичному своему поведению - она стала возить!


            3. Животные как транспорт.  О том,  что в качестве  двига-
         тельного средства можно использовать любую живую силу,  чело-
         вечество задумывалось уже довольно давно. В ходе "искусствен-
         ного отбора",  однако, было отобрано лишь несколько видов жи-
         вотных. В Старом Свете - Европе, Азии, Африке, это были - ло-
         шади, ослы, буйволы(волы), верблюды.
           В Новом Свете, то есть в обеих Америках - опять-таки, лоша-
         ди и ламы.  Ни могучие зубры или бизоны,  ни грозные носороги
         или  бегемоты - не пригодились.  Они оказались слишком опасны
         для человека,  слишком дики и непокорны.
           Теоретически, могли  быть использованы гигантские ящер,  но
         они - так и не должили до наших дней, благодаря то ли падению
         астероида, то ли мировому оледенения,  то ли эпидемии или ка-
         ким-либо иным катаклизмам и бедствиям.
           Пресловутые же "черные камни Ики" доктора Кабреро,  в одной
         из латиноамериканских стран, где, на некоторых были изображе-
         ны люди, верхом на динозаврах, еще в 70-х годах признаны под-
         делкой, сделанной с помощью самой обыкновеной бормашины(рису-
         нок сделан тонкими линиями на гладкой поверхности камня).
           Правда. на одной из средневековых миниатюр к  полухудожест-
         венному произведении "Александрия" герой ее,  Александр Маке-
         донский(литературный) восседает на некоем животном, очень по-
         хожим на черную антилопу гну,  но,  это,  видимо,  была всего
         лишь "попытка" - обуздать невиданное доселе существо, своеоб-
         разное  оригинальничание  великого храбреца(если такой эпизод
         вообще существоал в его не столь уж долгой жизни).


            4. Змеи и моторки. Ползти змея может не столь уж быстро. И
         здесь  применять ее в качестве "транспорта" вряд ли будет вы-
         игрышно. Но змеи очень неплохо плавают. А крупные змеи плава-
         ют очень даже быстро.
           "...Амиго, расскажите приехавшему сеньору вашу  историю  на
         Уачи - обращается хозяин к своему гостю(цит. по Оливье Пекке,
         из ж."Вокруг Света", 1968.9).
           - Охотно. Я только что купил себе лодку - ходкое судно, от-
         личный мотор - и решил опробовать ее на озере. С собой я зах-
         ватил двух подростков-индейецв,  из тех, что обычно прислужи-
         вают мне. Мы сделали круг и уже возвращались, как вдруг маль-
         чики с воплями указывают мне на что-то.
           Я смотрю туда и вижу,  как по направлению к нам с  большой
         скоростью  движется  что-то черное.  поднимая почти метровую
         волну. Я не успел рассмотреть, что это было, но могу сказать
         одно:  ни  одно  животное и ни одна рыба не способна поднять
         такую волну.  Откровенно говоря, мне было не до смеха. Я уже
         решил, что пробил мой час.
           Он широко улыбнулся и развел руками.
           - Но,  как видите, я перед вами. Все обошлось. Правда, по-
         том, еще два или три раза я видел,  заводя мотор,  у  берега
         эту громадную сикури - метров пятнадцать-двадцать,  не мень-
         ше. Ее беспокоил шум от мотора, так я полагаю..."
            Итак, речь шла про "сикури",  огромную анаконду,  или,  во
         всяком случае,  про некую змею,  очень сходную с крупной ана-
         кондой.  Так или иначе, но, в любом случае поражает не это, а
         то,  что змея смогла,  сумела, весьма легко догнать и настичь
         моторную ложку с хорошим новым мотором.
            Раскручивая свой "вододвижитель",  свой огромный хвост, не
         хуже "архимедова винта" змея развивала не доступную, казалось
         бы,  для змей - скорость.  Но,  может быть это просто истории
         дошлых репортеров?


            5. Звери в астрологии.  В качестве  образца  использования
         животных, как транспортных средств, полезно, видимо, привести
         семерку астральных (звездных) божеств,  характеризующих  семь
         "светил", известных в античные и средневековые времена: Солн-
         це, Луна и пять видимых простым глазом планет - Меркурий, Ве-
         нера, Марс, Юпитер, Сатурн.
           Известны десятки  изображений  "колесниц"  того  или  иного
         "астрального" божества, того или иного "светила", запряженных
         совершенно определенными животными:
            У Солнца  -  в виде красивого крепкого юноши,  в колеснице
         были впряжен прекрасные сильные кони.
            У Луны - коляску везли особые женщины - парки.
            У Меркурия,  бога путешествущих тлрговщец и почтальонов  -
         быстрые как ветер почтовые голуби.
            У Венеры - обычно это была пара неразлучных лебедей.
            У Марса,  воина в доспехах, с мечом, щитом и, боевым бара-
         баном,  колесница была запряжена - волками. Цветовая ассоциа-
         ция  красной  планеты Марс и кровожадных волков(кровь - крас-
         ная) была достаточно явной.  Впрочем,  практика показала, что
         на собачьих упряжках действительно можно прекрасно ездить.
            У Юпитера - гигантские могучие орлы.
            У Сатурна,  на  десятках известных астрлогических гравюр и
         миниатюр в колесницу Сатурна впряжены или крылатые  "драконы"
         или же бескрылые огромные змеи!
            Занятно, при этом то,  что уже в очень давние времена само
         "транспортное средство"  выглядит  очень по-разному.  У одних
         божеств это - самая обычная повозка,  коляска,  каталка.  А у
         других - нечто странное,  выглядящее как настил, помост, пло-
         тик. Однако, что если эти впрямь - плотик?!
            Запряженные "драконы" вполне могли быть реальными крокоди-
         лами,  удавами или питонами(слово "дракон" в  Древней  Греции
         иобозначало - питона). Но эти пресмыкающиеся получали несрав-
         ненные преимущества движения только в одной стихии - в  воде.
           Именно здесь  они могли бы быть полезны,  увелекая за собой
         лодку, тем более что тенденция нырять у таких существ выраже-
         на не столь уж сильно.
            Занятно, что таинственные плотики с драконами изображались
         отнюдь не только для божеств.  Не одном старинном рисунке Ме-
         дея, собирающаяся отмстить предавшему ее Ясону,  уносит своих
         детей(чтобы убить)  именно на такой плотик.  В него запряжены
         два стилистически изображенных дракона  -  с  крлыльями  и...
         с ушами. Но, что если в древности и впрямь умели использовать
         огромных змей в качестве простого "мотора" для лодки, исполь-
         зовать как своеобразную "водяную лошадь"?


            6. Скорости змеиные.  Большую ли скорость  разовьет  змея?
         Выгодно ли это?  Обратимся к еще двум примерам,  правда не из
         далекого античного мира Европы,  а из отнсительно близких со-
         бытий Южной Америки.  Торговец Реймнд Зима(Португалия) из го-
         рода Фаро на реке Ямунди(приток Амазонки,  06.07.1930) раска-
         зывал так:,

           "...я поднимался  вверх  по  Ямунде в сопровождении жены и
         подростка,  который управлял мотором лодки. Когда спустилась
         темнота, мы увидели огонек на правом берегу.  Решив, что это
         - тот дом, который мы разыскивали, я направил на него лодку и
         зажег фонарь.
           С удивлением мы обнаружили,  что огонек приближается к нам
         с неправдоподобной скоростью.  Следом за его приближением на
         лодку натолкнулась огромная волна,  так, что нас чуть не пе-
         ревернуло. Моя жены закричала от страха.
           Вокруг лодки стали появляться изгибы гигантской  змеи.  Но
         животное быстро  оставило в покое наше каноэ и устремилось к
         противоположному берегу.
           В этом  месте Амазонка имела в ширину около километра.  Жи-
         вотное неслось с невероятной скоростью, а волны, расходящиеся
         от него,  не могли быть сравнены с волнами здешних пароходов.
         В любую секунду наше  13-метровое  каноэ  могло  перевернуть-
         ся..."
            Итак, скорости крупных змей сравнимы с  моторным  катером.
         Но, может быть добавить более надежного свидетеля?

           "Вторая моя встреча с гигантским змеем произошла 29 октября
         1929  года,  -  пишет известный в Латинской Америке священник
         отец Виктор Хейнц(цит. по Б.Эйвельманс."Следы невиданных зве-
         рей".  М.: Ред.ж."Вокруг света", 1994). - Я возвращался рекой
         из Алемкера в 7 часов вечера, когда жара немного спала. К по-
         луночи мы были недалеко от устья Пиабы.  Внезапно экипаж, ох-
         ваченный непонятным ужасом, принялся грести к берегу.
           - Что случилось? - крикнул я.
           - Там - огромное животное! - ответил мне взволнованный го-
         лос.  В  этот момент я различил бурлящий звук,  напоминающий
         шум парового двигателя, а затем увидел, на высоте нескольких
         метров  над  водой два зеленоватых фонарика,  похожих на те,
         которые зажигают на мачтах речных пароходов.  Тогда я закри-
         чал:
           - Остановитесь,  это пароход!  Гребите в ту сторону, чтобы
         он не наскочил на нас!
           - Это не пароход! - ответили мне. - Una cobra grande!
           Застыв от страха,  мы смотрели на приближающееся чудовище.
         Оно удалялось от нас с другому берегу.  Чтобы пересечь реку,
         ему потребовалось около минуты, тогда как мы потратили бы на
         это раз в 10-15 больше времени..."

           Змея, судя по всему, отнюдь не охотилась на людей. Она бро-
         салась  в  погоню,  явно возбужденная видом длинной лодки или
         звучанием ее мотора.  Но, по счастью, выяснив, что имеет дело
         не  с самкой и не со вторгшимся на его территорию противником
         "гигантский змей" убирался восвояси.


            7. Убивает ли Гор крокодила? Итак, скорость у крупной змеи
         вполне достаточна для использования.  Но - можно ли управлять
         огромным удавом или крокодилом? Дрессируются ли они, и вообще
         - приручаются ли?
            Судя по всему вопрос этот попросту не стоит. Ручные питоны
         и удавы  по странам Азии и Африки исчисляются сотнями и тыся-
         чами.  Своих хозяев они понимают допольно неплохо.  В  цирках
         эти крупные змеи демонстрируют даже простейшие номера, запол-
         зая,  например, "туда, куда надо". А как быть с историческими
         свидетельствами "применения", есть ли они?
            "Гор Бехдетский убивает  крокодила",  -  лаконично  гласит
         приписка к одному очень характерному рисунку сразу в несколь-
         ких исторических книгах и на страницах "Интернет".
            На нем - небольшая лодка  в  которой  стоят  два  жреца  в
         птиьях масках. Тот, что стоит на носу, упирает тонкое копьецо
         в голову небольшого крокодила,  плывущего чуть впереди лодки,
         тем же курсом и... подвязанный двумя веревочками.
            Контекст рисунка любопытен еще и тем, что его, подчас ста-
         рательно пытаются связать с другой,  совершенно самостоятель-
         ной легендой об Георгии Прбедоносце, Егории Храбром, побежда-
         ющем змия.  И - произвести "еГОРия" и "ГеОРгия" от древнееги-
         петского "ГОРа"(Хора).
            Однако, рисунок выглядит до подозрительного мирно.  Поэто-
         му, рассудим, не торопясь, мог ли на древнеегипетском рисунке
         быть и впрямь изображен "убиваемый" крокодил?
            Нильский крокодил,  достигшающий ныне до 7 метров. а в бо-
         лее ранние эпохи,  даже до до 9-10 метров, разумеется, извеч-
         ный хищник.  Когда  он нападает на человека - его уничтожают.
         Когда нужна его шкура - его приканчивают. Когда хотят его мя-
         са - его убивают.
           Но, тем не менее, в древности, крокодила неизменно относили
         к "святым" животным,  "святым", то есть таким, убийство кото-
         рых запрещено и, более того, жестоко каралось. Крокодилы были
         едва ли не первыми такими святыми животными в Древнем Египте,
         где обожествлялись также кошки, быки, бараны, ибисы.
            Именно крокодилы,  согласно верованиям древних  египтян  и
         приносили драгоценную воду столь нуждавшимся в ней земледель-
         цам.  Ежегодно именно паводок Нила приносил на поля плодород-
         ный ил и урожай.  Нил - нес воду, восход звезды Сотис(Сириус)
         - предрекал приход воды,  крокодилы активизирующиеся к павод-
         ку, "следовательно", ее "приносили" эту другоченнцю влагу.
            Согласно свидетельству историка Древней  Греции  Геродота,
         который посетил  Египет  в V веке до н.э.,  в храмовых парках
         были специальные мраморные бассейны,  в которых  целым  днями
         нежились огромные крокодилы.  Что поразило историка, так то -
         что на толстых лапах неуклюжих животных блестели крупные  зо-
         лотые  браслеты,  на голове сверкали прицепленные украшения с
         драгоценными камнями.
            В особо отведенное время на больших серебряных блюдах жре-
         цы разносили крокодилам пищу - окорока диких зверей и...  жа-
         реных  куропаток!  В результате подобного обращения крокодилы
         делались совершенно ручными.  Когда такой  храмовый  крокодил
         умирал,  его  бальзамировали  помещали в священное хранилище.
         Мумии крокодилов не раз находили во вскрываемых гробницах.
            По всей логике, на упомянутом рисунке жрец, в маске птице-
         ликого Гора,  стоя в лодке,  отнюдь не убивает крокодила, тем
         более - привязанного на веревочку.  Он...  правит им! Правит,
         подобно тому как извозчик правит лошадью!  И здесь,  заметим,
         возможно, далеко не случайно некоторые водные животные имено-
         вались в старину именно как "водяная лошадь".  Вполне возмож-
         но, что для этой цели они и применялись!
           Именно так,  специальным  "багориком"  управляют  погонщики
         слонов огромным животным.  Легкое движение острия  -  "тычок"
         дает слону понять,  что надо идти вперед,  а движение крючком
         "назад" - сдерживает животное. Толкнули справа - животное по-
         ворачивает налево,  толкнули слева - наоборот.  Просто, и по-
         нятно, даже для слона или крокодила.
            Возможно, и Медея правила точно таким же способом. Ей было
         даже легче. Ведь змей в ее плотик было впряжена пара!


Next