ГОД ЗМЕИ | Back | Next | Begin |







            Глава 19. ЗМЕИНЫЕ КЛУБКИ, В СКАЗКАХ И ВООЧИЮ                  

            В какие-то моменты жизни очень многие животные, обитающие,
         казалось  бы  совершено  разрознено и отдельно друг от друга,
         начинают собираться в стаи,  стада, скопища, кучи, скопления.
         Собираются божьи коровки и клопы-солдатики,  собираются тара-
         каны и пчелы, собираются змеи и птицы, ежи и зайцы,
            Причины сбора млгут быть разными, это - брачный сезон, на-
         ходка  выгодного  теплого участка,  запах какого-то растения,
         время ухода в зимнюю спячку, ночевка и т.п.
            Скопления "копошащихся" змей и на рисунке,  и на экране, и
         в воображении  -  выглядят достаточно впечатляюще.  Если это,
         вдобавок, происходит наяву, то для некоторых людей такое зре-
         лище выглядит не только отвратительно,  но попросту ужасающе,
         потому что,  без должной сноровки и впрямь сложно разобраться
         в намерениях сразу нескольких деятков змей(совет - следите за
         головами!). Поэтому подобным эпизодом или кадром стараются не
         пренебрегать писатели и современные кинорежиссеры.

            1. Немного приключений.
           "Давайте веревку! - кричал молодец, взобравшийся на дерево.
         Он очень добивался чести приготовить виселицу.
            - Держи! - кричали ему снизу.
            Тот уже  протянул руку,  чтобы поймать веревку,  когда все
         увидели, что он внезапно схватился за горло.  Он кричал и де-
         лал усилия, чтобы удержаться, но завертелся и тяжело грохнул-
         ся на землю.
            Крик ужаса  вырвался  у его товарищей,  когда они увидели,
         что змея сине-стального цвета обвивает  его  своими  кольцами,
         как металлическим тросом, и впивается в него сей своей отвра-
         тительной широко раскрытой пастью.
            И в  ту  же  минуту из листвы огромного дерева поллышалось
         шипение разъяренных пикаколу".
            Любители приключенческих книг наверняка узнали один из уз-
         ловых  моментов действия в книге "Похитители бриллиантов" Луи
         Анри Буссенара(цит.  по изд.  Рига, "Лиесма", 1992). Писатель
         этот, как и Фенимор Купер,  Жюль Верн или Майн Рид немало пу-
         тешествовал сам,  и потому сравнительно неплохо знал  экзоти-
         ческую  природу тропиков,  подчас даже несколько "злоупотреб-
         ляя" этим знанием ради организации какого-либо особо  занима-
         тельного эпизода.
           В данном случае можно, вскользь, заметить, что, обычно, у
         "кусающих" ядовитых  змей  "не принято" обвивать свою жертву.
         Так делают лишь питоны и удавы,  и то,  лишь с более  мелкой,
         чем они добычей.
            "...Шипение все  усиливалось,и  вскоре показался авангард:
         медленно извиваясь и шурша чешуей, змеи скользили по лианам и
         спускались с дерева вниз... Они не спеша тянулсь одна за дру-
         гой,  смотрели холдными и неподвижными глазами на факелы,  со
         странной  быстротой  двигали  своими  раздвоенными язычками и
         время от  времени останавливались,  сворачивалоись в клубок и
         снова растягивались в всю длину.
            Шум под деревом,  которое они облюбовали,  сначала испугал
         их,  но завороженные светом факелов,  они постепенно станови-
         лись смелей. Несколько штук уже достигли земли. Высоко подняв
         головы,  они  ползли по направдению к факелам,  не переставая
         шипеть, точно скликали всю родню".


            2. Удавы и баобабы.  Но,  все же художественное произведе-
         ние,  да ещеприключенческое,  для того и служит,  чтобы сюжет
         постоянно играл всеми красками,  хоть солнечной радугой, хоть
         океанской волной, хоть переливами змеиной чешуи. Для красного
         словца писатель способен втиснуть на ветки дерева целые тонны
         змей и даже найдет оправдание тому. зачем они там собрались.
            Однако, есть  ли  такие  "змеиные  деревья" на самом деле?
         Оказывается есть, и, даже не столь малом количестве. Вот одна
         из достаточно современных ситуаций.
           Она произошла в 1989 году,  т.е.,  "как раз" в год Змеи.  В
         Кении  на  одной  из ферм в местечке Мпекетни произошло целое
         сражение местных крестьян с пятеркой крупных питонов. Вообще,
         как правило, африканцы стараются не иметь дела с этой крупной
         змеей,  и даже неаказывают тех,  кто без существенных  причин
         убил питона,  Но здесь случай оказался иной(см.напр. г.Соевт-
         ская Россия, 12.04.1989):
           "...когда Амос  Мбугуа обнаружил на стволе старого баобаба,
         растущего на его огороде сразу нескольких 6-метровых питонов,
         решил  во что бы то ни стало изгнать пришельцев со своей тер-
         ритории.Храбрый фермер позвал из соседней деревни  подмогу  и
         вступил в опасную схватку.
           Воруженные убинками и мачете,  крестьяне одержали  нелегкую
         победу. В дупле баобаба они обнаружили огромное гнездо, в ко-
         тором находилось 140  одномеячных  питончиков  и  59  змеиных
         яиц".
            Такова Африка сказках и в реальности.  Но, как оказывается
         и  в  местах  "не столь отдаленных" от нас можно встретить не
         менее впечатляющие ситуации.


            3. Гипноз или привада?  Было или не было, но довольно сво-
         еобразный  рассказ  приводит  А.Горбовский  в  книге  "Тайная
         власть. Незримая сила" (М.: Общество по изучению тайн и зага-
         док Земли, 1991):
            "Вспоминаю в  этой  связи  рассказ  одного  бурята о своем
         родственнике шамане. Когда наступил 1937 год, год сталинского
         террора и шаманов стали арестовывать, расстреливать  или  ссы-
         лать, этот  шаман  решил  не ждать своей очереди.  Он бежал и
         скрылся в тайге в заимке в гиблом змеином месте.
            Там сложил избу из бревен и стал жить охотой,  надеясь пе-
         реждать страшное время.  Но кто-то,  очевидно,  выдал  его  и
         осенью  в  сентябре рано утром за ним приехали четверо воору-
         женных на лошадях. Пятую лошадь вели для него.
            Он только присвистнул так  тихо-тихо,  рассказывал  бурят,
         громко в тайге свистеть нельзя. Не полагается. И со всех сто-
         рон к нему поползли змеи.  А там страшные змеи  водятся.  Как
         по-русски называются,  не знаю.  Обычно у змей укус смертелен
         только весной,  а у этих круглый год.  Сползлись к нему  змеи
         обвили всего. Не человек а клубок шевелящийся.
           "Ну, говорит, берите меня теперь".
            Они назад, назад, стали пятиться к коням а он на них идет,
         "Берите!" Не помнят,  как ускакали.  Я знаю, как это было, не
         от  него самого.  Сам он ничего не говорил об этом.  Шаман не
         рассказывает о себе.  Мне сотрудник органов говорил,  один из
         этих четырех. Потом у них большие неприятности были из-за то-
         го, что не привезли его.
            Начальник кричал,  "Надо было стрелять!  Почему не стреля-
         ли!" Они говорят,  "Приказа не было.  Сказано  было,  аресто-
         вать".  Он хотел в трибунал их передать, это верный расстрел.
         Но не успел,  начальника этого самого забрали, так и забылось
         все.  И больше шамана этого родича моего не трогали.  Забыли.
         Так ом и выжил".
            Трудно сказать, было ли такое или нет. По некоторым чертам
         подобный эпизод более напоминает ситуацию действий  "гипноти-
         зера", чем  "заклинателя"  или "дрессировщика".  Забавно,  но
         нечто отдаленно подобное проделал в детстве автор этих строк.
           Когда, как-то на сеновале,  соседский, более сильный, маль-
         чишка стал чересчур донимать, я схватил валявшийся в сене ка-
         кой-то обрывок толстой рыжей веревки и затряс  у  него  перед
         глазами,  с криками "Змея! Змея!" Мальчишка в страхе заорал и
         кубарем скатился с сеновала, спрыгнув с трехметрововй высоты.
         Позже он всем доказывал, что я и впрямь угрожал - змеей.


            4. Изгнанные змеи.  Необычайно интересный перечень историй
         о змеях и "колдунах"(да и не  только),  подобных  только  что
         упомянутой,  про  "шамана",  можно почерпнуть в такой,  очень
         своеобразной, во многом просто неповторимой книге, как "Мифо-
         логические  рассказы русского населения Восточной Сибири"(Но-
         восибирск,  Наука, 1987), в основе которой лежат тексты расс-
         казов,  собранных  безвременно  ушедшим фольклористом В.П.Зи-
         новьевым(1942-1983).
           Приводимые там истории касаются,  фактически, обычной охот-
         ничьей "привады" и "отвады" змей  от  какого-то  места,  чаще
         всего - сенокоса.  Самое здесь любопытное, это - однотипность
         приемов "колдуна" или "доки"(знатока,  умельца),  в описаниях
         разных людей.
            "И вот был случай в Золотой [Пади].  - сообщает рассказчик
         в истории N335. - Там прииски были, золото мыли. И мужики его
         попросили(изгнать змей - А.А.)! Он шел мимо, они его попроси-
         ли. Он сказал:
            - Давайте, я изделаю!
            Но и действительно изделал.  Поставил колушек, прутик взял
         в руку.  Помахал - сама большая пришла, начала крутиться вок-
         руг колушка, а за ней все пришли, в комок свились, шипели-ши-
         пели...
            Он махнул  прутом - она пошла вперед,  и те за ей.  Увела.
         Ушли и не стало".
            Сказка или  быль,  но  очень сходные описания приводятся и
         далее.  Иногда они значительно более подробны. Правда, зачас-
         тую, рассказы идут со "вторых" и даже "третьих" слов(N336):
            "Вот он, говорит, потом, этот старик, значит, утром встает.
            - Ну, разжигай костер, - говорит(ниже, слово "говорит" как
         "гыт" - А.А.).  - А там косогорчик такой, кустарничек мелкий.
         Он, гыт, взял ножик, пошел в этот кустарничек, срезал тонень-
         ку осиночку, таку длиной вот, завострил. И вот вышел, где вы-
         косили,  на кошенину,  перва начертил ей кружок, этой осиноч-
         кой, и в серединку воткнул, говорит, эту осиночку. Тепериче я
         смотрю: че будет это? Его спрашиваю:
            - Ты че, деда, делаешь?
            - Ладно, подожди, сам увидишь, че будет.
            Я вот смотрю:  оне,  гыт,  с разных сторон, эти змеи, - их
         прямо, гыт, вот, как россыпь кака - катятся все к этой палоч-
         ке со всех сторон, только трава шумит! Бегут..."


            5. Змеи на колу.  Теоретически,  пресловутый "колушек" мог
         быть,  тайком от рассказчика обмазан шкурой крупной самки-га-
         дюки.  В таком случае,  протащив шкуру волоком по кустам, или
         поболтав ее в воде, спирту или, например, разжиженной смоле -
         можно провести по лесу след,  по которому приползут многочис-
         ленные самцы.
           Это, возмжоно,  отчасти объясняет еще  один  рассказ,  где,
         чтобы  "увести"  змей с обширного участка "колдун",  котороум
         было заплачено,  обошел по лесу  около  60-ти  километров(!),
         после чего змеи и впрямь, если верить - "ушли"(рассказ N338).
            В рассказе N338 вновь появляется странный "колушек":
            "...А его созвали, как только приехали туды. Он кол поста-
         вил. Ково он делал,  че делал. Так ить все(артиели же большие
         были: там и девки,  они варят,  ребяты, копны возят, мужики),
         они все разбежались,  как змеи на кол на этот поперли! Не то,
         что внизу навились, - до самого верху залезли! А потом он ко-
         во-то сказал - ни одной не стало. И выкосили".
            Кроме волшебного "колушка" иногда  в  рассказах  и  впрямь
         участвовало ведерко смолы(N337):
            "Его специально возили(старика - А.А.) - тут у нас богатый
         был, Шмакотин, выше нас косили - специально его привозили.
            Дык он вот что: ведро смолы поставит, ково-то махает рукой
         - они(змеи - А.А.) повалят в эту смолу!  Залезет, вылезет - и
         пошла. Не будет тут сроду, коси, сколь хошь!"
            Действия змей, как ни странно, описаны логично: стремясь к
         "змеиному" запаху в ведре - гадюка ползла в ведро,  но, изма-
         завшись там в смоле - стремилась попросту спастись! После че-
         го - погибала,  поскольку не могла уже ничего поймать склеен-
         ной не раскрывающейся пастью.
            Впрочем, иногда,  вместо  "колышка" или "ведра со смолой",
         колдун навлекал змей на себя,  подобно тому,  как это сообща-
         лось  про  несостоявшийся арест шамана в книге А.Горбовского,
         Очень сходно описание в рассказе  N345.  Правда,  про  данный
         рассказ трудно сказать - реальное ли было это сползание змей,
         или попросту "дока" воспользовался "гипнозом",  который неко-
         торые из них и впрямь применяли:
            "Он тихо свистнул,  вот эдак:  фью!...  Колына,  Марина...
         всех назвал.  Ок, как мама, трава-таки прямо - ш-ш-ш - шумит.
         Шумит!  Я думаю, ни ветру, ниче нет, а че ж это так трава шу-
         мит.  Ой, они как оттуда...
           Палка така(кол - А.А.) тоньше руки,  была, так они таку ка-
         тушку намотали, одна на другую... И он стоит, и они его с ног
         до головы,  вот это вот так.  И в ухи повтыкались,  и сюды, в
         рот, и в нос, и в глаза... А он стоит".

            Такое "колдовство",  основано,  однако,  на хорошем знании
         змеиной биологии.  А иногда,  возможно, на гипнозе. Ведь люди
         поддаются внуению порой так легко...


Next