ГЛАВА 22. ПЬЮТ ЛИ ЗМЕИ МОЛОКО ?
1. Пестрая лента. Иногда полезно вспомнить классику:
"...Холмс медленно похаживал вокруг, с живейшим интересом
исследуя каждую вещь.
- Что здесь? - спросил он, тукнув по несгораемому шкафу.
- Деловые бумаги моего отчима.
- Ого! Значит, вы заглядывали в этот шкаф?
- Только раз, несколько лет назад. Я помню, там была кипа
бумаг.
- А нет ли в нем, например, кошки?
- Нет. Что за странная мысль!
- А вот посмотрите!
Он снял со шкафа маленькое блюдце с молоком.
- Нет, кошек мы не держим. Но зато у нас есть гепард и па-
виан".
Итак, "Приключения Шерлока Холмса". рассказ "Пестрая лен-
та", жутковатый дом неистового доктора Гримсби Ройлотта(А.Ко-
нан-Дойл. т.1. М.: Изд.Правда, 1966).
Что же заподозрил знаменитый сыщик?
Он заподозрил, что в несгораемом шкафу претупным доктором
была укрыта - смертельно ядовитая змея! Именно для нее и
предназначалось странное блюдечко, забытое на шкафу.
2. А пьют ли змеи? "Кобры, словно дети, обожают молоко", -
гласит лаконичный загловок крупного снимку, переданному
как-то корреспондентом агенства "Рейтер" из Индии. На ней -
наполовину высунувшаяся из плетеной корзинки кобра, с типично
расширенным шейным капюшоном, и - рука уличного заклинателя
змей с палочкой, на которую намотана тряпочка(см.напр.газе-
та-дайджест "Для Вас", 32.1994, г.Нижний Новгород).
Итак, забавная сценка. Но, что же в ней содержится оособо
необычного?
А то, что, если обратиться к любому биологу, практически
любого нашего университета, то тот безоговорочно возрахит:
"Змеи не пьют молоко!"
Некоторые могут даже добавить: "И вообще - змеи не пьют!"
Да еще высмеют Вас при этом.
Если же Вы робко пытытаетесь заметить, что, согласно этног-
рафам А.Н.Афанасьеву, И.П.Сахарову, М.Забылину, М.Н.Власовой
и прочим, в старину по избам в русских деревнях ставили ми-
сочки с молоком для ужей полозов, то ваш специалист-консуль-
татнт может вообще рассердиться, разозлиться и открыто сооб-
щить Вам свое мнение по поводу верований и суеверий, которых,
и впрямь сегодня непомерно много.
Однако же фотоснимок кобры и палочки с молочком от этого
почему-то не исчезнет. И не исчезнет крохотная приписка:
"В Индии, как известно, любят коров и змей. Одной любовью,
впрочем, сыта не будет даже кобра. Ее хозяин-заклинатель кор-
мит любимицу молочной пищей".
Итак, кто же прав - безграмотный заклинатель змей, зараба-
тывающий на жизнь уличыми змеиными представлениями, круглого-
дично зависящий от того жива змея или нет, или же маститые
профессора из столичных и не столичных институтов?
3. Вопрос поставлен. "А пьют ли змеи молоко?" Но - можно
ли сразу же сказать, "Да" или "Нет" ?
Вопросы, заданные таким образом, а форму такую используют
довольно часто, явно коварен по сути, как и сотни других по-
добных же вопросов. Существует ли Морской Змей? Есть ли на
Луне инопланетяне? Возможен ли НЛО? Вопросы такие - некор-
ректны и задаются, как правило, крайне "недалекими" людьми.
Некорректен вопрос, уже потому что на него ждут совершенно
однозначного некорректного ответа - "Да", или "Нет". Сразу
скажем: ответов на вопросы с такой "структурой" и "логикой" -
попросту, не бывает. Однако общество, "для простоты" делится,
или его насильно делят, на тех кто "За" и "Против", кто гово-
рит "Да" или "Нет". И - так далее.
И, вот тут-то поджидает Вас великолепная и извечная ловушка
репортеров. Потому что, когда скажешь "Да", то тебя, на ра-
дость всем, осмеют те, кто никогда не видел "пьющую" или "ла-
кающую" из мисочки змею. А когда, скажешь "Нет", то тебя осу-
дят и на тебя станут показывать пальцами другие: "Дурак, за-
чем же ужам в деревнях ставили блюдца с молочком"?
Однако вопросы такие нельзя ставить упрощенно. Отнюдь не
все мировые проблемы решаются дурацким поименным голосовани-
ем. Кроме черной и белой ахроматики существует хроматика -
целая радуга цветов. А это значит - сколько людей, столько...
4. Молоко и люди. Начнем издалека и, для начала, изменим
вопрос довольно коварным образом: "А пьют ли молоко - люди?"
Тут-то и выясняется, что пьют далеко не все, И происходит
это вовсе не потому, что кто-то молоко "любит", а кто-то
"нет", а по совершенно разным, подчас очень неожиданным при-
чинам. Одни - по причине испорченного здоровья, когда, скажем,
при "нулевой" кислотности желудка молоко практически не усва-
ивается, как не усваиваются и вриготовленные с молоком и на
молоке продукты. Продукт тратится впустую, а человек испыты-
вает лишь ненужные "позывы", не получая от молока никакой
пользы, как от пищи.
Во многих местах нашйе планеты, более близких к субтрпикам
и тропикам молоком возникают достаточно специфические пробле-
мы. Так, в жаркой Нахичевани, где я проработал почти три го-
да, свежего молока попросту нет как такового. Днем оно скиса-
ет за считанные минуты. Даже мороженное там продается отнюдь
не молочное, а на воде или сиропе, молока в нем - ни капли.
Но еще парадоксальнее ситуация с некоторыми племенами Юж-
ной Америки. Как показали эксперименты, у индейцев этих пле-
мен в кишечнике попросту НЕТ фермента, перерабатывающего мо-
локо! Будучи проглоченным, оно, потом, выходит обратно с со-
вершенно неизмененным составом. Единственное, что от такого
молока "перепадает" человеку - это вода, отобранная клетками,
да и то лишь при сильной жажде.
Итак, вопрос о молоке нельзя ставить столь глобально,
столь по крупному. Очевидно, что "кто-то" пьет, а "кто-то"
нет. Уже это говорит о том, что нечто подобное может быть и
со змеями.
5. Змеи и вода. Далее - еще один коварный вопрос: а, вооб-
ще, пьют ли - змеи? Разумеется, автор этих строк мог бы мгно-
венно и опрометчиво ответить: "Да, пьют!", поскольку это ви-
дел, но... ему могут и не поверить. Поэтому, хотя бы ненадол-
го, обратимся хотя бы к некоторым источникам и авторитетам.
В книге "Жизнь животных"(т.4. "Земноводные, пресмыкающие-
ся". М.: Просвещение, 1969), известный многим зоолог
Н.Н.Дроздов пишет про индийского удавчика:
"Удавалось наблюдать, как этот удавчик(как, впрочем, и
другие виды), пьет воду. Это происходит редко, но, принявшись
за питье, змея поглощает довольно много воды".
Или, в другом месте, уже про обыкновенного ужа:
"Пьют ужи, особенно в жаркие дни, очень много".
Итак, оказывается, если не "миску молока", то, во всяком
случае, мисочку воды в любой террариум со змеями надо,
все-таки, ставить. Хотя бы - "на всякий случай". Чтобы не
сдохли, или - "для влажности".
6. Молоко для слоника. Теперь зададим еще один "приближаю-
щий" вопрос. Он не менее коварен и даже... странен. А звучит
он так: Что означает для человека - "пить молоко"?
Вопрос мог бы показаться крайне нелогичным и, попросту,
спекулятивным, для "затяжки времени", если бы не одно "но".
Именно в Индии, то есть в той стране, что славится своими ук-
ротителями змей, "заклинателями"(как считалось раньше, змей
"заклинали", т.е. "уговаривали", "заговаривали" - с помощью
особых "волшебных" фраз-"заклинаний") молоко "пьют" далеко не
только люди или, предположительно, змеи, но, как решительно
утверждается, даже и... боги!
Точнее - один бог. Но, так же имеющий отношение к животному
племени и, немного,даже ко змеям. Это - Ганеша, веселый бог,
божок, со слоновьей головой и со изогнутым задорной змейкой
хоботочком.
Хоботок-змейка, так или иначе,анпоминает змееподобный фал-
лос. А от такого чисто форального сходства, в религиях, мифо-
логии, в семиотике и семантикке - недолго до аналогии смысло-
вой, а именно: к богу Ганеше приходят просить полового
счастья, счастья в ночных утехах,да и просто, в любви.
Иными словами Ганеша знаменит, фактически тем, что это вы-
ражаясь "современным" языком, бог - эротики и секса!
"Божество с головой слона считается воплощением тантричеких
мистерий, - пишут Н.Дуглас, П.Слингер. с своей суперсексуаль-
ной книге "Тайны пола. Тантра Великая культура Востока. Фило-
софия. Метод. Практика"(Минск, 1993). - Грациозная сила Бо-
га-Слона представляет собой обширную энергетическую станцию
половой энергии. Очень подвижный хобот и чувственный рот слона
наводят на мысль о мужских и женских половых органах.
Правитель полового центра, Ганеша, всегда призывается в на-
чале индуистских обрядов".
На рисунке, который приводился по этоу случаю, сидел раз-
веселый мифический человек-слон Ганеша со своей супругой
Суддхи, которая, обращала, однако большее внимание отнюдь не
на внушительный хобот Ганеши. Рисунок был снят с каменного
резного изображения, найденного в Южной Индии, XIV век. Одна-
ко сам Ганеша и полконене ему явились значительно раньше.
Тантрическая форма бога-слона символизировала, тем самым,
пробуждение половой энергии и духовных идеалов. Большие храмы
Ганеши есть по всей Индии, например, в Пури.
Однако бог Ганеша пьет молоко не в каких-то отвлеченных ми-
фах или легендах далекой древности, где боги и асуры выступа-
ют вполне реальными живыми героями, а пьет - в облике пест-
рых, разукрашенных цветами, статуэток бога-слона Ганеши.
В приподнятый хоботок его, или прямо в рот - выливают ло-
жечку жертвенного молока, символизирующего, в частности, и
семенную мужскую жидкость. И молоко... чудом - всасывается,
указывая, для верующих, что бог с забавно изогнутым змеевид-
ным хоботиком - принял жертву!
Нехитрый секрет здесь, как показывает прктика - в пористом
материале статуэток. Однако, конце 90-х годов ХХ века, подоб-
ное принятие молока статуэткой бога преподносилось шумно, как
подлинная сенсация. Итак, молоко пьют даже боги.
7. Свидетель пития. Не следует упускать из вида и еще одно
обстоятельство. Только для домашней змеи мисочка может слу-
жить местом кормления? Разумеется нет, она, как ни странно,
может казаться довольно важной приманкой уже не для самой
змеи, или "не только" для нее, а - для всерыскающих мышей и
крыс, которых, возле мисочки и отлавливает притаившаяся змея!
Потому, чтобы окончательно подытожить нашу небольшую "мо-
лочную эпопею" вернемся непосредственно к змеям. Поищем те-
перь ответ - опять в Индии. Здесь сама природа столкнула и
привела друг к другу человека и змею.
Кстати, опять-таки - из-за крыс. Змеи уничтожают крыс, ко-
торые уничтожают зерно, а значит - уничтожают людей, ибо без
зерна - не будет хлеба, не будет жизни. Поэтому здесь змей
издавна боготворили.
Но, чтобы "сойтись" со змеями - нужны "посредники", это
заклинатели змей, невосприимчивые к яду "люди-змеи". Такие
встречаются, подчас, целыми селениями. Так в деревне Майюр-
вандхе(штат Харьян) едва ли не все ее жители - профессиональ-
ные заклинатели змей.
В большинстве семей в Майюрвандхе змеи считаются чем-то
вроде домашних животных. Неудивительно, поэтому, что алеко не
безопасные рептилии становятся первыми "игрушками" даже для
самых маленьких. Но если малыши делают свои первые шаги с не-
ядовитыми змеями, то подростки уже важно расхаживают щеголяя
свисающими с плеча или шеи длинными ядовитыми "друзьями".
Накануне змеиного "юбилея", в преддверри Года Змеи-1989,
журналист Б.Зайцев сообщал в заметке "Змеи в семье"(цит. по
г.Советская Россия, 21.12.1988):
"Во многих семьях Майюравндха можно встретить не менее де-
ятка змей, причем большинство из них - ядовитые. "Мы любим
змей и считаем их членами своих семей", - говолрит Суриндер
Дхар, глава семьи изшести человек. В его доме - 11 необычных
"квартирантов", в том числе 6 кобр.
Почти каждое утро для Суриндера начинается со змеиной
"разминки". С помощью близких он вытаскивает змей из хижины
на открытую площадку и устраивает как бы "перекличку"..."
Змеи кормятся не одними только крысами. В заметке этой,
что любопытно, опять-таки упоминаются... сладрсти и молоко!
"...в различных районах страны ежегодно проводится празд-
ник "Наг панчами"("наги", "змеелюди" в древнееиндийской мифо-
логии - А.А.). Его участники считают, что змеи священны и
приносят удачу и счастье. В небольших храмах даже делают
жертвоприношения духу змей. Для настоящих же змей готовят их
любимые лакомства. Они с удовольствием едят рис, молоко и
всевозможные сладости. После угощения их отпускают на волю".
Впрочем, Индия, все-таки далеко, в Интернете же, на сайте
magrathea.chance.ru не столь давно можно было прочитать не-
большую, но крайне уместную здесь публикацию "Змеи-доярки"
датированную апрелем 2000 года:
"Жуткую картину наблюдают пастухи и доярки подсобного хо-
зяйства пассажирского автопредприятия Асбеста: буренок доят
... змеи. Ползучие твари обвиваются вокруг коровьей ноги и
прикладываются к вымени. Видимо, коровье молоко привлекает
ужей появление которых в местах выпаса пастухи объясняют по-
годными условиями. Весенние и летние дожди изрядно напитали
влагой торфяники, где сейчас находится пастбище, что способс-
твовало размножению гадов".
Итак, пьют ли змеи молоко: кто же прав, профессиональные
заклинатели змей - индийцы, китайцы, вьетнамцы, или же масти-
тые профессора европейских и американских институтов?
Вероятно, самим змеям абсолютно все равно, каков будет
этот ответ.
|