ГОД ЗМЕИ | Back | Next | Begin |







            Глава 29. УДАВ И КРОЛИК, ИЛИ ПРУССАКИ - ГИПНОТИЗЕРЫ.         

            В одной из заметок 90-х годов как-то было приведено  любо-
         пытное наблюдение.  Кроликовод, занимаясь кормлением и расса-
         живанием животных,  неожиданно заметил,  что одна из клеток в
         отдалении от него "скачками" движется в сторону ближайших за-
         рослей.  Кролик, сидящий в клетке, бросался на решетку, и, от
         таких толчков, клеточка сдвигалась в сторону кустов.
            Зачем он это делает?!  Проследив направление, куда пытался
         бросаться кролик,  фермер внезапно увидел...  торчавшую среди
         листвы голову крупной змеи. Кролик "направлялся" туда!
            Итак, "змеиный взгляд",  "змеиный гипноз", отрицаемая мно-
         гими учеными ситуация "удав и кролик" - вполне реальна?
            Попытаемся разобраться с этим странным обстоятельством.


            1. Гипнотизеры с плавниками. Первый подводный кинематогра-
         фист Джон Эрнест Уиильямсон был свидетелем немлого количества
         прелюбопытнейши сцен из жизни подводного мира,  многие из ко-
         торых так и не вошли в его фильмы.  Как-то раз,  когда их съ-
         емочная фотосфера висела возле затонувшего корабоя,  где рои-
         лись стаи рыбок они увидели как из позеленевших обломков вып-
         лыл огромный групер.
           "Безобразный великан-людоед из сказки, - рассказывает Уиль-
         ямсон(цит.  по Джеймс Даган.  "Человек в подводном мире". М.,
         1965), - этот уродливый обитатель океанских глубин повернулся
         и поплыл прямо к иллюминатору фотосферы.  Его пасть  медленно
         раскрылась как зияющая пропасть.
           Чудовище однако не собиралось нападать на нас и вскоре  его
         гипнотизирующий  взгляд  устремился  на  стаю рыб сбившихся в
         кучку на расстоянии нескольких ярдов. Скользнув к ним, огром-
         ная  рыба  наметила себе жертву.  Под влиянием гипнотического
         взгляда групера одна из рыб отделилась от стаи и  лихорадочно
         заметалась, неотступно преследуемая взглядом чудовища.
           Затем огромная пасть снова открылась и рыба  вплыла  в  нее
         так же, как пассажир входит в дверь метро. Такая картина пов-
         торялась несколько раз, пока групер не насытился. Затем, мор-
         гая  и еле шевеля огромным хвостом ленивая старая рыба уплыла
         обратно в тень затонувшего корабля".
            Не будем  пока долго анализировать ситуацию.  Понятно,  и,
         причем,  понятно сразу одно,  как ни парадоксально,  но  -  в
         пасть  к хищнику сожранную рыбу загонял - страх...  быть сож-
         ранным! Взгляд  могучего великана как бы высокомерно говорил:
         "Ты уже не уйдешь.  Я все равно тебя догоню". Для кого-то это
         покажется чрезмерным "очеловечиванием"(антропоморфизмом),  но
         это - так.  Вы поймете,  в чем здесь дело,  если Вы хоть  раз
         сталкивались с реальными животными, конечно.


           2. Как покушать капибару. Другое свидетельство. Правда, уже
         с чужих слов.  В своей известной книге "Биологическая радиос-
         вязь"(1963) инженер Б.Б.Кажинский отмечает следующее:
           "В болотистых  местах  рек Южной Америки среди густых приб-
         режных зарслей водится водяная  свинка  капибара  -  довольно
         крупное животное...  Местные охотники не раз наблюдали, каким
         "странным" способом нападает на капибару огромная  змея  ана-
         конда.
           Внезапно появившись перед капибарой, анаконда высоко подни-
         мает  голову  и  пристально смотрит в глаза своей оцепеневшей
         жертвы. Затем змея совершает молниеносный бросок на капибару,
         также  молниеносно  обвивает ее кольцами своего могучеготела,
         душит и мнет,переламывая ей кости,  а потом проглатывает  ее,
         начиная с головы".
            Капибара - грызун крупный,  с большими долотообразными зу-
         бами.  Если  ее схватить за ногу,  она млжет сильно искусать,
         хватать следует только с головы.  Видимо, это - причина такой
         своеобразной отработанной веками тактики анаконды. В Африке и
         Азии нечто полдобное  происходит  при  ловле  питоном  мелких
         обезьян,  которые оцепеневают при одном лишь виде змеи. Прав-
         да, кости удавы и питоны, как правило, не ломают, они "стяги-
         вают" жертву, но не "мнут" - проглоченные сломанные кости мо-
         гут лишь повредить змее.


           3. Околдованные змеем.  А вот что рассказывает многоопытный
         путешественник В.Пеппиг,  проделавший долгий трудный путь че-
         рез тропические леса и горы("Через Анды к Амазонке".  М.: Ге-
         ографгиз, 1960):
            "Индейцы Мексики и теперь твердо уверены в том,  что боль-
         шой боа может заворожить охотника и тот якобы не может  сдви-
         нуться с места, если кто-нибуль не подоспеет и не рассеет вы-
         дыхаемую змеей струю воздуха, вернув волю завороженному.
            Некоторые охотники  считают,  что  маленьких  зверей  змеи
         действительно околдовывают.  Я сам был свидетелем такого слу-
         чая близ Учисы на Уальяге.  Большая змея в каких-нибудь  чет-
         верть часа расправилась с застывшей на месте лягушкой,  кото-
         рая не могла спастись бегством,  и,  в конце концов, словно в
         отчаянии, прыгнула навстречу змее, что и решило ее участь".
            Вряд ли  в  данном случае змея "очаровывала" лягушку своим
         дыханием. Вероятно, животные просто застыли, выжидая дальней-
         ших действий  друг  друга(неподвижный  объект  не  возбуждает
         пресмыкающихся).
           Однако замечение насчет "струи воздуха" довольно любопытно.
         Можно сколько угодно называть гипноз -  "гипнозом",  но  одно
         название ничего не объясняет, ибо "гипноз" должен иметь некое
         "материальное обоснование".  И здесь, когда речь идет о пред-
         полагаемо выдыхаемом  веществе,  пусть  даже  и распыленном в
         воздухе(аэрозоль), это может, внезапно, оказаться интересней-
         шей реальностью,  пусть даже и весьма своеобразной.  Упускать
         такой вариант из вида - нельзя,  хотя,  разумеется, не надо и
         строить на этот счет особых иллюзий,  нужно - доказательство.
           А речь идет о нашем предположении, гипотезе, что, поскольку
         яд ряда змей,  как известно,  содержит сильные  нейротоксины,
         то,  "теоретически", даже у неядовитых змей могут сохраниться
         определенные железистые выделения рта.  Такие выделения могут
         способствовать, хотя и в малой степени, выделению подобных по
         действию нейротоксинов,  обладающих,  если не убивающим, то -
         угнетающим,  усыпляющм, или, как говорят в просторечьи - "за-
         вораживающим", "очаровывающм",  "околдовывающим"   свойством.
         Они делают "околдованного" практически безвольным, т.е. физи-
         ологически - расслабленным, безразличным к себе, сонным.
           Таким образом,  "гипноза", как некоего "чисто психического"
         свойства здесь нет и в помине,  речь идет о чисто  химическом
         "дистанционном" воздействии, об особой(подчеркнем, всего лишь
         предполагаемой нами!)биохимии тела  хищника  и  о  физиологии
         сенсорных систем жертвы. Но так ли все это?


            4. Чудом спасенный. Эльгот Лендж приводит любопытную исто-
         рию,  связанную  с темой змеиного гипноза.  Добытчик каучука,
         Хосе Перрейра плыл на челноке по течению реки  домой.  Порав-
         нявшись  с небольшой бухтой,  он услышал звуки,  показавшиеся
         ему странными.
           Решив, что это какое-то крупное животное,  пришедшее на во-
         допой,  Перрейра бесшумно подвел челн к берегу, привязал и, с
         ружьем наготове,  тихо выбрался. однако никакой ожидаемой до-
         бычи он не обнаружил.
            Он продложил  свой путь в челноке,  вдоль по течению реки,
         но снова и снова прислушался.  Ничего позрительного как будто
         бы не было(далее цит. по Акимушкин И.И."Причуды природы". М.:
         Мысль, 1981):
            "Он не мог объяснить,  что с ним происходит, но его неодо-
         лимо тянуло обратно на берег...  Перрейра снова привязал челн
         к той же ветке и взобрался на то же место.  Ему было очень не
         по себе,  но  он не увидел ничего,  что могло бы его встрево-
         жить...
            Он вторично  сел  в челн,  не будучи в состоянии объяснить
         таинственную силу,  которая влекла его в это мрачное,освещен-
         ное  луной  место на темном предательском берегу.  Но едва он
         отплыл на несколько шагов, как им овладело то же желание вер-
         нуться, и он не мог ему противиться.
            Перрейра не понимал,  что с ним происходит.  Он был совер-
         шенно трезв, лихорадки у него не было две недели, а физически
         и умственно он был здоров...  И,  тем не менее этот  здоровый
         смелый мужчина совершенно пал духом, закрыл лицо руками и за-
         рыдал, как ребенок, оставленный в темной комнате".
            Итак, кто-то  преследовал Перрейру.  Преследовал невидимо,
         казалось бы, не физически, а чисто психологически, но и этого
         было достаточно.  Нечто похожее, некий "невидимый страх" воз-
         никал, например, в нескольких описанных случаеях со спелеоло-
         гами,  когда  те начинали "чего-то бояться",  как выяснялось,
         фактически,  ударов сообственного сердца, отдающихся в тишине
         исследуемой пещеры.  И здесь "кто-то",  так же, в тишине ночи
         словно бы "подстраивался" к Перрейре,  входил с ним "в  резо-
         нанс", случайно или нарочно.
            "К счастью,  трое рабочих из Флоресты возвращались этой же
         дорогой домой,  и,  плывя мимо бухты, услышали с берега плач.
         Они остановились и окликнули.  Хосе с трудом объяснил им, что
         он не в состоянии сойти с того места, где находится, и что на
         него напал смертельный страх.
            Тогда товарищи взвели курки ружей  и  подплыли  к  берегу.
         Здесь они  увидели  как раз под корнем дерева,  где сидел нес-
         частный, голову чудовищного водяного  удава,  глаза  которого
         были пристально устремлены на жертву.  Змея находилась в нес-
         кольких футах от Хосе, но он не видел ее. Удава убили, и чары
         гипноза были рассеяны..."


           5. Выражение змеиного лица.  Чарльз Дарвин, выдающийся анг-
         лийский ученый, в книге о своем увлекательном пятилетнем кру-
         госветном    путешествии     так     писал     про     поводу
         Trigonocephalus"треугольно-головой",  одной  из змей Аргенти-
         ны:(цит.  по "Путешествие натуралиста вокруг света на корабле
         Бигль". М.:-Л.: АН СССР, 1941):
            "Выражение лица  у  этой  змеи  отвратительное и свирепое.
         Зрачки представляют вертикальную щель(у змей это признак ядо-
         витости - А.А.) в пестрой меднокрасной радужной оболочке. Че-
         люсти у основания очень широки,а нос  выдается  вперед  треу-
         гольником. Мне  никогда  не случалось видеть ничего более бе-
         зобразного, исключая, разве некоторых вампиров.
            По всей вероятности,  это отталкивающее впечатление проис-
         ходит оттого,  что  относительное расположение черт лица нес-
         колько напоминает человеческие черты, и таким образом мы луч-
         ше можем судить об их безобразии".
            Свирепый вид  змеиного лика не одинок.  "Свирепость" может
         быть придана чему угодно.  Так,  на одном из диков инструмен-
         тальной  группы "Iron Maden" изображены пирамиды и древнееги-
         петские сфинксы.  Глазницы их скошены совершенно не так как у
         исторических прототипов,  создавая зловещее и мрачное выраже-
         ние, "соответствующее" музыке и тестам этой группы.
            В некоторых американских мистических фильмах(типа "Полтер-
         гейст" и пр.) кинорежиссеры, показывая дом или замок, нарочи-
         то формируют его архитектуру так,  чтобы он напоминал челове-
         ческое лицо,  причем лицо с неопределенно мрачным или  злове-
         ще-злым выражением.  Это вносит в триллер дополнительную тре-
         вожную нотку и создает "нужный" колорит.
            Некое подобное  "одушевление"  делали и делают дизайнеры с
         капотом отдельных "характерных" автомобилей.  Аналогичные ре-
         шения  преподносят художники-графики в оформлении приемников,
         магнитофонов и плеейров, составляя колонки в виде глаз "стре-
         козы" или "вериной морды" или "лица" человека.  Тенденция эта
         переходит на гаховые плиты,  стиральные машины,  телевизоры и
         т.п., создавая тот или иной "имедж"(образ) продукции.
            В итоге даже неодушевленные предметы приобретают симпатич-
         ные или наоборот, например, высокомерно-срашащие черты.
            Любопытно здесь,  что  очень вероятно,  и сама "взирающая"
         змея непроизвольно оказывается во власти геометрии лица чело-
         века.  Человек,  у которого лицо обладает резко и четко выра-
         женными чертами,  напоминающими  видовые  особенности  "лица"
         данной  змеи,  возможно может оказать значительно более выра-
         женное действие,  нежели человек,  черты лица которого  более
         расплывчаты и не смахивают на "змеиные".
            Возможно, отчасти именно к этому можно отнести  такое  не-
         большое сообщение(цит. по г.Советская Россия, 13.11.1991):
            "Факир и укротитель змей Лал  Бахадур  Кауль  из  Амритса-
         ра(Индия) довольно успешно успокаивает крупных ядовитых змей.
         В присутствии многочисленных  зрителей  он  своим  "огненным"
         взором успокоил разъяренную корллевскую кобру. То же самое он
         успешно проделыает и с другими ядовитыми змеями: кобрами, на-
         ями, зеленой и черной мамбой".


           6. Свойство  взгляда.  Разумеется,  насчет  "гипнотического
         взгляда"  здесь  сказать  что-либо трудно.  Автору этих строк
         приходилось имет дело и с живыми и с мертвыми змеями и особой
         их  "гипнотичности" ощущать как-то не приходилось.  Состояние
         того,  что для змей называют "гипнозом", это, скорее свойство
         ситуации внезапной встречи с чем-то страшащим,  и,  возможно,
         неотвратимым.
           Более близким примером такого "гипнотического" свойства бу-
         дет,  вероятно, взгляд неподвижно лежавшей крупной собаки(или
         другого хищника), который заметил Вас и которого заметили Вы.
         С того как ваши взгляды встретились, нужно решаться - уйти, с
         риском преследования или продолжить движение, с риском напад-
         ения, что одинаково опасно.
           Аналогичная ситуация,  кстати,  нередка  и для криминальных
         элементов, бросив "тяжелый взгляд" в сторону идущего далеко в
         стороне слабовольного человека(ребенка, девушки), он, тем са-
         мым как бы "подзывает" его к себе.
           Имея дело с собакой - лучше начать пятиться,  сохраняя нап-
         равление лица к ней. Похожий прием забавно использовали в Ин-
         дии,  против тигров в сельской местности - на шапочках и кур-
         точках детей рисовали человеческие лица,  в  результате  чего
         число нападений резко уменьшилось.  В некоторых местностях, с
         обилием агрессивно настроенных птиц,  типа чаек,  крачек или,
         даже, простых ворон, с успехом использовали подобный же метод
         - "вторые глаза" или "лицо" на верхушке шапочки.


            7. Таракан-гипнотизер.  Слова о гипнозе "удава и кролика",
         "ужа и лягушки",  "хищника и жертвы" звычат  довольно  убеди-
         тельно  тогда,  когда и впрямь есть огромный удав и маленький
         кролик, крупный хищник и мелкая жертва. Однако, как выясняет-
         ся, эффект "гипноза" наблюается и для полностью противополож-
         ных ситуаций!
            Иными словами,  "жертва" может оказаться несравнимо  боль-
         шей, нежели "хищник",
            Довольно "глупый" пример на эту тему,  возможно, "проходи-
         ли" и Вы сами.  Он довольно своеобразен и кому-то может пока-
         заться, даже, не вполне правдоподобным. Но сказать о нем сто-
         ит. Много лет назад я обнаружил, что, иногда, выйдя на кухню,
         при совершении каких-то дел,  они делаются словно бы  "из-под
         палки",  так, как будто кто-то сидит рядом и посмеивается над
         вашими неудачами, когда падает ложка, гремит тарелка и т.п.
            Я попытался  разобраться  со  своими ощущениями и выяснил,
         что, в целом ряде случаев виноваты "залетные",  т.е. забежав-
         шие от соседей... рыжие тараканы, "пруссаки"! Входя на кухню,
         для выполнения какого-лбио дела,  Вы непроизвольно  замечаете
         таракана,  но,  приступая к своему занятию, еще не осознаете,
         что за он Вами вполне реально наблюдает!
            Его наклоненная  треугольная  головка  и  склоненные набок
         усики,  измененная,  для удобства, ориентация туловища тут же
         говорит о том, что он Вас заметил. Вас раздражает это "наблю-
         даение",  но...  Вы еще не осознали(!) того, что Вы "увидели"
         нахальное насекомое.  Ваше внимание с этого момента словно бы
         ДЕЛИТСЯ НАДВОЕ.
           Для наглядности это можно даже изобразить своеобразным век-
         торным "параллелограммом сил".  Вектора-стрелки в нем отобра-
         жают тенденции,  направления мотиваций - в этологии,  науке о
         поведении  животных  это  именуется   как   "амбивалентность"
         (см.напр.Р.Хайнд. "Поведение животных". М.: Мир, 1974).
           Вместо того  чтобы  стопроцентно погрузиться в мытье ложек,
         тарелок и т.п.,  Вы начинаете совершать раздраженные движения
         в сторону(или - от) таракана, и - все еще НЕ осознавая, поче-
         му Вы  это делаете.  В результате "равнодействующая сил" идет
         ни на таракана, ни на моющуюся ложку, а... в сторону! Возмож-
         ный итог - ложка с грохотом падает не туда, куда надо.
            Вы так и можете произвести серию не слшиком удачных  дейс-
         твий, и  уйти,  не  заметив даже шевелящего усиками виновника
         Ваших конфузов. Фактически, он и впрямь "смеется" на Вами.
            Примеры же с относительно небольшой змеей и крупной  жерт-
         вой известны. Вот, например, один из них.
            Американские туристы Джон Гельфрейх и Отто Бутесхуде путе-
         шествовали по сельве штата Мату-Гросу в  Бразилии.  Заночевав
         как-то на берегу реки Шингу, они утром стали готовить завтрак.
            Бутесхуде ушел  за  водой  и почему-то долго не появлялся.
         Обеспокоенный Гельфрейх отправился на поиски и увидел  его  у
         самой воды(цит. по г.Советская Россия, 21.09.1991):
            "Отто медленно шел к густому кустарнику,  движения у  него
         были как  у  робота,  голова  неподвижно направлена в сторону
         кустарника. Проследив направление его взгляда, Гельфрейх уви-
         дел голову змеи, торчащую из куста. Реакция Джона была молни-
         еносной:  выстрелом из пистолета он сразил змею.
            Отто вздогнул и нервно засмеялся.  Потом рассказал: у воды
         почувствовал на себе чей-то взгляд,  а что было  потом  -  не
         помнит".
            Итак, "гипноз" был налицо. Но - никто никого не съел. При-
         чем, любопытно, нечто подобное рассказывали и о крокодиле.


            8. Усталость вместо гипноза.  Рассматривая подобную же си-
         туацию  професор П.А.Мантейфель в хорошо знакомой старым зоо-
         логам книге "Рассказы натуралиста",  так пишет в очерке  "Ле-
         генда  о змеином гипнозе" про одно наблюдение весной(цит.  по
         М.: Просвещение, 1955):
            "...лениво квакали зеленые лягукшки. Вдруг раздался гром-
         кий жаобный стон,  и в этот же миг, высоко прыгая над травой,
         устремились к сухому берегу десятки лягушек, а за ними, подняв
         желтые головы, быстро погнались крупные ужи.
            Чем дольше  прыгали  лягушки,  тем  короче  становились их
         прыжки.  Одна из них была близко от меня, она ывбилась из сил
         и не скакала,  а только ползла. Раздвигая траву и ощупывая ее
         раздвоенным языком,  уж приближался к ней.
           Увидев блестящие глаза ужа, лягушка повернулась к нему, из-
         дала жалобный крик и тут же была схвачена за ногу. Но не всех
         постигла  такая участь,  многие добрались до ближайшего более
         глубокого водоема и схоронились там в ил, избежав дальнейшего
         преследования.
            Паническое бегствро из болота началось после того, как за-
         метившая подбиравшегоя ужа первая лягушка издала как бы "крик
         ужаса", означающий "сигнал опасности".  Я подумал,  не потому
         ли сложилась легенда о чарующем  взгляде  змей,  что  человек
         присутствовал лишь в конце драмы,  после длительной погони за
         совершено изнуренной жертвой?"


            9. Приманка - не гипноз.  Уже "под занавес"  приведем  еще
         одно  немаловажное мнение.  Это - профессиональный ловец змей
         А.Д.НЕдялков, которого мы уже не раз цитировали. В книге "На-
         туралист в поиске"(М.:  Мысль, 1977) он излагет свои наблюде-
         ния за ужами и лягушками:
            "Однако эта лягушка не орала, как все, а издавала какие-то
         утробные звуки,  вроде "урр-урр-урр!" Меня это  заинтересова-
         ло... Она урчала и осторожно подбиралась к основанию куста, а
         там, свернувшись кольцом,  лежал крупный уж...Присмотревшись,
         увидел,  что  он время от времени выбрасывает из сомнутых губ
         раздвоенный язычок...  лягушка опять урчала и  подбиралась  к
         нему.  Она не прыгала,  а осторожно переставляя лапы,  ползла
         так, как солдаты ползают по-пластунки...
            Вдруг уж  метнулся  к лягушке и пастью ухватил ее за конец
         морды..."
            Наивную лягушку  наблюдатель освободил,  животные разбежа-
         лись, но ситуация такая заинтересовала:
            "С тех  пор я,  заслышав утробное урчание лягушки,  каждый
         раз шел смотреть,  что она там делает, и почти каждый раз об-
         наруживал охоящегося ужа.  Если лягушка замечала меня, то она
         удирала. Если нет, то, как правило, попадала в пасть ужа.
            Не думаю,  чтобы  уж  гипнотизировал  лягушку,  - замечает
         А.Д.Недялков. - Скорее всего  она  замечала  его  шевелящийся
         язычок, принимала  этот язычок за червяка,хотела съесть этого
         червяка и сама становилась добычей ужа.  Если бы уж  действи-
         тельно гипнотизировал  лягушек,  то  они не замечали бы моего
         приближения..."


            Итак, разные случаи, относительно разные мнения, но общее,
         все-таки то,  что  всюду  присутствует  охватывающий   жертву
         "страх", чувство психического и, главное, мышечного бессилия.
         Чисто физиологически это связано со многими факторами, но, на
         "макроуровне" речь, по нашему мнению, видимо, идет о довольно
         простом - об кратковременном прекращении дыхания(апноэ) и за-
         медлении  деятельности сердца,  воникающие когда жертва ВДРУГ
         замечает опасность. Шок!
            Два этих  фактора  почти  моментально  "выводят  из строя"
         мозг, а затем и мышцы, которые перестают полноценно снабжать-
         ся кислородом.  Наступает затуманивание сознания,  полусонное
         состояние, тело деревенет или, наоборот, расслабляется. А да-
         лее  -  животное  или  человек начинают действовать уже чисто
         рефлекторно, рассудочная деятельность кончилась.
            В таком кратковременном "кислородном  голодании",  "сбойке
         дыхания"(как у боксеров на ринге),  на наш взяглд,  и кроется
         причина знаменитого и столь эффектного "змеиного гипноза".


Next