СПИРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
| Back | Next | Begin |

.
<
<


           АЛТАРЬ. Алтарь,  или  жертвеник в давние времена использо-
         вался,  как нетрудно догадаться, для жертвоприношений. Позже
         он  стал применяться как декорация и,  заодно,  как средство
         вызывания(точнее, "получения")... духов!
           Фокусниками и шарлатанами использовался клубящийся дым или
         пар от сжигаемых жертвоприношений.  На этот-то дым с помощью
         "Laterna magica", "Волшебного фонаря" и проецировались изоб-
         ражения всевозможных фигур -  скелетов,  привидений,  духов.
         Одним  из первых так "вызывал духов" для "предсказаний" граф
         Калиостро(авантюрист Джузеппе Бальзамо).
           Более совершенным  аппаратом,  "фантаскопом",  пользовался
         физик,  военный разведчик-воздухоплаватель(на воздушном  ша-
         ре),   а  затем  иллюзионист  Этьен-Гаспар  Робертсон  (1763
         -1837):  В книге "Всеобщая история кино"(Ж.Садуль. т.1., М.,
         1958) очевидец описывает его сеанс так:
           "Вошел бледный худой человек и, погасив свет, сказал:
           - Граждане, я не из тех шарлатанов, которые, подобно Кали-
         остро,  претендуют на управление сверхъестественными силами,
         и опыты мои имеют исключительно научный характер. На страни-
         цах газет я обещал публике возродить к жизни  умерших,  и  я
         сделаю это.  Тем из присутствующих,  кои пожелали бы увидеть
         тени дорогих и близких им умерших, стоит сказать слово - и я
         исполню их желание.
           Наступила жуткая пауза.  Ее нарушил порывистый человек  со
         сбившимися волосами и серьезными печальными глазами. Вскочив
         на скамью, он воскликнул:
           - Так  как  официальные газеты отказали мне в просьбе поч-
         тить память Марата(французского революционера - АА),  я  был
         бы рад увидеть хотя бы его призрак!...
           Робертсон выливает на горящую жаровню два  стакана  крови,
         бутылку серной кислоты,  двенадцать капель азотной кислоты и
         туда же швыряет два экземпляра "Газеты свободных людей". Тут
         же  мало-помалу  начинет  вырисовываться  маленький мертвен-
         но-бледный призрак в красном колпаке,  вооруженный кинжалом.
         Это - призрак Марата.  Он ужасно гримасничает и исчезает..."
           Свои первые представления Э.Г.Робертсон делал в  революци-
         онном Париже,  в мрачном зале,  затянутом черной материей, с
         украшениями в виде черепов и крыльев летучих мышей, в часов-
         не заброшенного монастыря возле Вандомской площади.
           Отвлекая и настраивая  зрителей,  он  сжигал  определенные
         символические предметы,  в то время как скрытый помощник де-
         лал набросок заказанной фигуры для спрятанного фонаря-проек-
         тора.  Как  правило,  эффект  был неописуем - зрительный зал
         кричал и вскакивал,  дамы падали в обморок, а мужчины хвата-
         лись за шпаги или стреляли в ужасных призраков...
АЛФАВИТ. С середины XIX-го века с призраками стали общать- ся по-домашнему. За это уже не сжигали на кострах и церковь, относительно спиритических сеансов, с "вызыванием духов", находилась в глубоком тяжком раздумье - одобрять ли "сей промысел божий" или же "сие есть дьявольское наваждение"?! Для "общения" с"духами" население пользовалось разными способами. Чаще, просто, как и везде, вечером, в жутковатой полутьме(что было обязательным условием)садились за неболь- шой, легко покачивающийся столик, клали на него руки и ждали от этого стола "стуков". По ним-то и опознавали прибытие вызванного "духа" и начинали "разговор", задавали вопросы. Простейший способ ответа "духа" - напоминал тюремное пе- рестукивание или телеграфную "азбуку Морзе", то есть общение с помощью стуков. С "духом"(точнее, с самими собой), при этом, предварительно "договаривались": например, один удар - "да", два удара - "нет" и т.п.). Чуть позже общение с "духами" стало более "цивилизован- ным", они выражались уже с помощью слов. Для этого на листе бумаги по кругу или в строчку писались буквы алфавита. Во время сеанса один из участников показывал по очереди в буквы и все вслушивались в "поведение" стола. Еще позже, по кругу букв стали "гонять" легко скользящий стаканчик, указующий нужные буквы...
БЛОКНОТ ДЛЯ "ПИСАНИЯ ДУХОВ". Общение с "духами" в домашней обстановке - мало походило на шумно рекламируемые спирити- ческие сеансы крупных медиумов-гастролеров("посредников" в общении с "духами", сейчас в их качестве довольно бездарно выступают "экстрасенсы"-эстрадники). Сеансы такие более на- поминали представление фокусника, проводимое, вдобавок, в темноте. Среди из трюков, спиритами широко использовался такой: в блокноте писали вопрос к вызываемому умершему человеку, пос- ле чего, например, "внезапно" обнаруживали, что надпись там исчезала, но... появлялся ответ! Секрет однако был прост: блокнот был... одинаков с обоих сторон! В другом случае, зритель писал обращение к духам в блокно- те или на столе, на листе бумаги, а бумагу прятал или даже, сжигал. Тем не менее, "Медиум", т.е. "посредник" в общении с духами на сеансе, спустя какое-то время, эффектно сообщал и сам заданный вопрос и ответ, который ему сообщили "духи". Но и здесь все было элементарно: под бумагой, подстеленной на стол, или под вырываемой страничкою блокнота таилась... самая обыкновенная копировальная бумага, позволяющая дослов- но узнать все тайны участвующего в сеансе!
БЛЮДЕЧКО. Одним из наиболее распространенных сособов "об- щения с духами" по сей день является "верчение блюдечка". На блюдце, при этом проставляется черная точка, блюдце перево- рачивается и ставитв центр листа бумаги, на котором простав- лялись по кругу или полукругу - буквы. Дрожание пальцев, легкие движение рук, плеч и тела, соот- ветственно, передавались на скольжение блюдца по листу бума- ги, вызывая перемещение точки по буквам. Если начинало дос- таточно "удачно" складываться начало слова, то окончание слова и "зацепленная" за ключевое слово фраза получались уже достаточно быстро. Впрочем, "медиум" мог быть и фальшивым, в таком случае он начинал активно вести сеанс, управляя блюдечком, направляя точку специально на буквы необходимых слов. В итоге получа- лись те "ответы", которые требовались.
БУМАГА. Наивность людей прошлого века и нахальство отдель- ных спиритов, приводили, в частности, к таким экспериментам: лист бумаги клали в коробку, запечатывали, оставляли, и по- том, по вскрытии на листе бумаги обнаруживались... порою до- вольно внушительные и эмоциональные послания, направленные, как уверялось, из мира мертвых. Так, "...барон Гольденштуббе не раз беседовал с духами знаменитых умерших, - писал Жюль Буа в книге "Невидимый мир"(Тула, 1993). В течение пяти пяти лет, с 1855 по 1860 год, он запирал в ящичек лист белой бумаги, иногда клал туда карандаш, а когда вынимал бумагу, то лист был покрыт не всегда понятными знаками". Барон клал ящичек или бумагу на удобных местах кладбищенс- ких памятников или склепов, а потом обнаруживал на них над- писи и автографы всевозможных великих людей, в частности, Юлия Цезаря и императора Августа. Судя по всему барон, поп- росту, пользовался одним из многочисленных рецептов "симпа- тических чернил" известных в ту пору. В случае же, где бумага пряталась в шкатулку, секрет, как правило был в том, что на листок падала, из крышки(или, от боковой стенки) специальная вставка, закрывая одну бумагу и освобождая другую, заранее вложенную, с надписью. Подобное, увы, делали в ту пору, многие, чтобы убедить неверующих ате- истов...
ВЕРЕВКИ. Одним из известнейших "заклинателей духов" в кон- це Х!Х века был медиум Генри Слэйд, побывавший со своими спиритическими сеансами в самых разных странах. Посещал он и россию, в 1878 году навестив" Санкт-Петербург(в наше время немало подобных же гастролирующих "экстрасенсов" обещающих вылечить всех от чумы до рака, но не задерживающихся более чем на неделю...). Свою славу Слэйд завоевал, в основном, благодаря манипуля- циям с веревкой. В одном из трюков, выйдя на сцену, Слэйд вызывал из публики двух добровольных помощников. Те, подняв- шись к медиуму, крепко связывали его по рукам и ногам длин- ной веревкой, и, под конец, засвидетельствовали все много- численные узлы - восковой печатью. Затем они взвращались на места, а Генри Слэйд оставался лежать на сцене, связанным. В зале постепенно мерк свет, раздавалась дробь барабана. Когда свет вновь становился яр- ким, зрители видели медиума уже развязанным, стоящим на но- гах, держащим в руках снятую вервку с абсолютно целыми печа- тями! Слэйд, однако, уверял, что развязывался не сам, а что освобождение ему принесли... духи! Правда, впоследствии на подобных трюках освобождения и распутывания было построены выступления многих фокусников, в том числе - знаменитого ил- люзиониста Гарри Гудини.
ВЕРЕВКИ. "Духи" проделывали с веревками немало любопытных номеров, а, по сути, трюков, встречающихся ныне в пособиях для фокусников и в математических популярных книгах, связан- ных с комбинаторикой или топологией. Из первых можно назвать, скажем, книги замечательного оте- чественного иллюзиониста А.А.Вадимова(Алли-Вад), "Репертуар иллюзиниста"(М., 1967) и др.; получившего мировое признание артиста-манипулятора Арутюна Акопяна "Даю уроки волшебс- тва"(М., 1993 и др.); В.Постолатий "Веселая магия"(М.,1992) и т.п. Из вторых - некоторые головоломки Я.Перельмана и книги из- вестного популяризатора математики Мартина Гарднера(США), например, "Математические досуги"(М., 1972), "Математические новеллы"(М., 1974) и т.п(в первой, например, предлагался трюк с овобождением предмета, показанный на рисунке). Ни те, ни другие книги, разумеется к "духам" или к "парап- сихологии" никакого отношения не имеют, н трюки в них, фак- тически, те же самые, что показывали многочисленные спириты XIX века, и, даже, некоторые современные гипнотизеры и "экс- трасенсы", выдавая свой успех, разумеется, за действие "гип- ноза" или "биополя". В еще одной книге "Teufelsspiele"(Берлин, 1988), авторов Рудигера Таенса и Конрада Хааса, посвященной играм и голово- ломкам, приводится старинный фокус с освобождением от верев- ки, "party-puzzle". На запястьях одного человека затягивают- ся петли одной веревки, на запятьях второго - второй веревки, так, что свободные середины захлеснуты друг на дру- га буквой "Х"(см.рисунок). Разгадка здесь проста, хотя и оригинальна. Попробуйте освободиться! Отличная игра для влюбленных!
ВОЛОСЫ. Для того, чтобы создать таинственную обстановку, во время "вызова духов", некоторые предметы покрывали светя- щейся краской(а в более позднее время, вдобавок подсвечивали ультрафиолетом, заставляя краски светиться там, где нужно). Делали светящимися даже... волосы! В книге "Тайны чернй ма- гии"(переиздано, Рига, 1992), это описывалось так: "Взять три части простого кольд-крема и смешать в нем одну часть фосфора. Этой мазью надо натереть волосы. Они, в поть- мах будут светиться, так, что легко может привести в мисти- ческий ужас даже опытного господина". Другим подобным секретом была светящаяся маска, или, даже, светящееся... лицо! Конечно, большой "пользы" от подобной "косметики" лицу не было, но зато каков был эффект! "Надо взять 10 долей оливкового масла и 1 долю фосфора и профильтровать через песок. После этой смесью натирать себе лицо, не затрагивая глаз. Если взойти неожиданно в темную комнату, то лицо покажется всем присутствующим похожим на светящийся череп какого-нибудь призрака..."


Next