СПИРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
| Back | Next | Begin |

.
<
<



           КОЛОКОЛЬЧИК. Во многих сеансах, проводимых, естественно, в
         полной темноте,  вдруг начинал "сам собой"(так сказать,  "по
         воле"  духов) звонить колокольчик,  стоявший,  до этого,  на
         столе. Руки медиума при этом блокировались сидящими рядом.
           Секреты здесь могли быть самыми разными.  Один из простей-
         ших - тот, что одна рука "медиума", в действительности, была
         совершенно свободна. Участники сеанса же, сами того не зная,
         придерживали ведущего сеанс не за две,  а за... одну и ту же
         руку или ногу!
           Свободной же рукой "медиум" в полной  темноте  мог  делать
         что угодно,  в том числе - звонить в колокольчик, бросать на
         стол "запрашиваемые" предметы,  касаться присутствующих спе-
         циальной  перчаткой(рукой "мертвеца") и делать тому подобные
         вещи.
           Так, известная  писательница и основательница "Теософского
         Общества" Блаватская Е.П.  для получения "хрустального  зво-
         на" колокольчиков во время сенаса, пользовалась бубенчиками,
         спрятанными в... свой пышной прическе!
ЛЕВИТАЦИЯ МЕДИУМА. Угасание спиритизма было связано не только с всевозможными разоблачениями, но и с появлением... самой обычной лампочки накаливания! Дело в том, что мгновенно зажечь свет в комнате и, тем бо- лее, в огромном зрительном зале, при керосиновом или газовом (не говоря уж о свечном) освещении было, практически, невоз- можно. Этим-то и пользовались десятки шарлатанов-спиритов, успевавшие вовремя укрыть ненужные свидетельства своей дея- тельности. Темнота позволяла имитировать многие сложные процессы, в частности, левитацию, то есть "летание" человека. Сидящие свидетели ощущали, при этом, касание ботинок "парящего" ме- диума до своей головы, и, вытянув, в испуге руку, могли "и, впрямь" оущтить вытянутые горизонтально полу две ноги в бо- тинках и брюках. Граф А.К.Толстой, в одном из писем так описывал сеанс с левитацией известного в те годы медиума Д.Д.Хьюма(цит.по Сб."Из области таинственного". Сост.Г.Дьяченко., М., 1900): "Нас было, я. Боткин(писатель - АА), жена Юма, г-жа Миллер -Гибсон(жена кабинет-министра), одна дама-компаньонка и по- том Штейнбок. Прежде всего были явления, которые тебе известны. После этого продолжали в полутьме: вся мебель задвигалась, перед- винулась; один стол стал на другой; диван стал посреди ком- наты, колокольчик гулял по всей комнамте и звонил в воздухе и т.д. Потом произвели полную темноту(электричества еще не было, быстро включить свет и разоблачить обманщика было невозмож- но, почему, в частности спритизм и "удержался" именно лишь до... появления электрического освещения! - А.А.). Фортепиано заиграло само собой, браслет был снят с руки госпожи Гибсон и упал на стол, испуская лучи света(на сеансе участники, нередко, держались за руки, но медиум и его по- мощники, обычно "выгадывали" себе одну руку свободной, для всякого рода фокусов, как здесь - АА). Юм был поднят в воздух, и я щупал его ноги, пока он летал над нашими головами..." Что ж, трудно сказать, каким способом обмана воспользовал- ся Хьюм в данном случае, но один способ известен совершенно достоверно. Те "ноги" которые щупал зритель в действитель- ности были две... руки! На них-то расторопный "медиум" и на- девал два своих ботинка!
ЛЕВИТАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ. Известен целый ряд физических эффек- тов, создаваемых разными устройствами, когда предмет "леви- тирует", то есть - висит в воздухе. Этого можно достигнуть магнитным и электростатическим отталкиванием или притягива- нием, струей воздуха, используя сверхпроводники, ультразву- ковой сиреной и другими способами. Теоретически, многие та- кие эффекты мог бы воспроизвести и... человеческий организм! Однако, на сеансах спиритизма, где все эффекты "списыва- ли" на появление "духов"(душ умерших) все достигалось, под- час гораздо проще. Использовались элементарные нитки и веревочки, подставки, вытащенные из тайных карманчиков кронштейны, штырьки, линей- ки, телескопические(раздвижные) удлиннители и тому подобное. Устройство такое могло быть спрятано в костюме, в заранее подготовленной мебели и, даже... в пищеводе! У известного медиума 80-90-х годов XIX века, Евзапии Пал- ладино это описывали так(цит. по Хэнзел Ч. Парапсихология. М.,1970): "В тусклом свете стоявший перед ней стол поднимлся в воз- дух, из кабинета(позади нее, за портьерой - АА) выплывали различные предметы, портьеры надувались, словно паруса, му- зыкальные инструменты, помещенные в кабинете, издавали раз- личные звуки, невидимые руки духов касались обследователей". Впрочем, все "чудеса" Евзапии, происходящие, в основном, лишь в темноте, оказались... прекрасно выполннными трюками. Раскрыть их удалось, лишь с помощью фокусников и тайных наб- людателей, подползающих в темноте к столику на сеансе. Один из них, профессор психологии Джозеф Ястров(Вискон- синский ун-т, США) писал о "левитации" предметов: "Вскоре, после того, как свет был притушен, она выпростала левую ногу сзади из-под платья и быстро лягнула портьеру ка- бинета, что заставило ее вздуться в сторону зрителей. Она проделала это несколько раз с такой смелостью, что, лежа под стульями, я не мог поверить, что люди, сидящие за столом, этого не замечают. Затем медиум протянула левую ногу назад в кабинет, вытащи- ла из-за портьеры столик с различными предметами и с силой опрокинула его на пол слева перед кабинетом. Там он и лежал, в то время как медиум несколько раз его пинала. В другой раз медиум выбросила столик пинком из-за портьеры и так ловко жонглировала им на кончике носка, что создавалось полное впечатление, будто стол парит в воздухе..."
МАГНИТОФОН. С некоторых пор для общения с "духами", а, точнее выражаясь, с душами давно умерших людей, стали приме- нять и... магнитофоны! Одним из таких энтузиастов, по приме- нению радиоэлектриноки для "общения с мертвыми" стал худож- ник и режиссер Фридрих Юргенсон(Швеция). По его словам, 12.7.1959 года он отправился в лес, в ок- рестности Стокгольма, с целью - записать голоса певчих птиц. Вернувшись, он услышал не только пение птиц, но и неизвестно откуда взявшиеся человеческие голоса. Юргесон утверждал, что, в наушниках услыхал... голос своей покойной матери: "Фридель, крошка моя... Фридель, ты слышишь меня?" Перемотав пленку назад, художник убедился, что голос пов- торил ту же фразу. В результате Юргенсон сделал сенсационное предположение, что это.. голоса с "того" света! Впрочем, от "потусторонних" голосов стали открещиваться даже многие парапсихологи. И, по мнению, высказанному в со- лидном двухтомном "Мюнхеновском курсе парапсихологии"(М., 1992) получение кого ряд посланий весьма прблематично и вряд ли возможно...
"МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ" ДУХОВ. Вызывание "духов" оказалось делом настолько доходным, а количество спиритических кружков в Ев- ропе так резко возросло, что, с некоторых пор, среди лжеме- диумов началась конкуренция. Каждый старался найти способы эффектнее поразить публику, привлечь побольше зрителей. Поэ- тому помимо "манифестаций духов", многие гастролеры стали прибегать к временной..."материализации духов"! Роль "духа" при этом играли не только проволочные каркаси- ки, с натянутой марлей, измазанные светящейся краской, но и... самые натуральные актеры. Чаще всего, правда, роль "ду- ха" играл сам медиум, поскольку в темноте сеанса(что было непременным условием), различить, подчас, где "дух", а где медиум(его, подчас, сажали за занавеску) было невозможно. Именно таким способом был получен "дух Кэти Кинг", который ухитрился водить за нос даже знаменитого физика В.Крукса. Но, рано или поздно, все должно было закончиться скандалом. По этому поводу Ф.Смит и Р.Стемман в книге "Тайны загробной жизни" (М.,1993) писали так: "Январским вечером 1880 года материализованный "дух" по имени Мари вдохновенно кружил по комнате, пением и танцами услаждая группу гостей, в числе которых были и весьма из- вестные люди. Вдруг один из них резко схватил "Мари" за руку. "Эфирное существо" стало отчаянно вырываться и отбиваться кулаками. Сеанс прервался, включили свет, и - о, ужас! - "Мари" оказа- лась медиумом в ночной сорочке! Пикантность ситуации состояла и в том, что жертвой столь позорного разоблачения оказалась... та самая Флоренс Кук, чья очаровательная "материализация" по имени Кэти Кинг нес- колько лет назад разгуливала под ручку с сэром Уильямом Круксом!"
МАЯТНИК. Одним из весьма распространенных инструментов, для общения с духами служил маятник - любой предмет на нити. Покачивания маятника ныне служат для радиэстезисто и экстра- сенсов для определения "нездоровых(геопатогенных) участков комнаты и местности", поиска воды и кладов, "больных участ- ков" на теле человека и животных и т.п. Покачивания маятника - один из простейших экспериментов на идеомоторные движения, т.е. движения, возникающие непрои- зольно, при мышлении о каком-либо виде движений. Например, если положить перед собой яркую линейку, то ее расположение влияет на движения руки: если линейка положена вдоль - рука начинает совершать неприметные продольные клебания и маятник колеблется - вдоль. Если же линейка(или полоса на бумаге) расположена поперек - возникали поперечные движения. Впрочем, такие покачиваняи маятника когда-то служили для определения... присутствия на сеанса вызванного "духа"!
МЕБЕЛЬ. На многих сеансах, в полной темноте, начинала вдруг, "сама собой" двигаться... мебель! Эффекты эти описы- вались неднократно, и лишь много позже, после ряда разобла- ченйи выяснились те простейшие приемы которыми пользовались медиумы, в основном ногами - поддевая коленом под крышку стола, носком ноги под ножку стола или кресла, лягая и пиная тот или иной предмет не хуже простого деревенского осла...
МЕДИУМ. "Медиумом", от слова "медиа", середина, называли человека-посредника в общении с "духами"(хотя, теоретически, "медиумом" может быть и животное, и какой-либо предмет). Те- оретически "медиумом" должен быть человек или устройство, особо чувствительное к каким-то обычно неощутимым факторам. В какой-то мере можно считать, что аналогом "медиума" XIX века служат "сенситивы" и "экстросенсы" века ХХ-го. С одной обязательной оговоркой: "медиум" должен был ощущать присутс- твие "духа". "Экстрасенс" - рангом ниже, он просто, должен быть более чувствителен("extra" - сверх, "senso" - чувство- вать), чем окружающие. Заметим, попутно, что "лечить" экстрасенс, исходя из наз- вания, попросту не может! Он "должен" только "чувствовать", может быть только диагностом, "ощущателем"("сенс" - ощуще- ние, чувство). Для лечащего человека, лечащего каким-то сво- им излучением, которое у него выше нормы и способно лечить, предлагались совсем другие названия: экстра -индуктор(индук- ция), экстра-рад(радиация) и т.п. Экстрасенс же - лечить не может!


Next