ЧАСТЬ 1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ АНОМАЛИКА.
| Back | Next | Begin |

.
.
1.5. ДЛЯ ВСЕХ ЛИ АНОМАЛЬНО? ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ. . Когда-то, может быть, всего лишь 100-200 лет назад морских животных было явно больше. Больше было черепах, кре- веток, рыбы, китов. Причем, китов - не только как добычи че- ловека(едва не исстребившего их на рубеже XIX-XX веков), но и китов, как добычи для... гигантских "эндемиков" - послед- них физически "выживших"(предположительно, разумеется) ги- гантских морских ящеров. Помните, 1917 год, Северное море, крейсер "Хиллари"? "Пока с "Хиллари" рассматривали морское чудовище, корабль, (он шел со скоростью 12 миль в час) обогнал его и ушел дале- ко вперед. Капитан Дин отдал команду развернуться. Крейсер описал дугу и вновь стал приближаться к животному. Когда до него осталось 1200 ярдов, грянул первый залп. Промах! 3-4 снаряда разорвалось в 20 метрах от цели. Живот- ное, казалось, игнорировало опасность, продолжая свой путь. Второй залп был не лучше первого - животное сохраняло спо- койствие. Третий залп! Один из снарядов попал в цель - столб воды взметнулся верх, чудовище бешено завертелось. Потом все стихло, и... "мы больше не видели странное существо, хотя прошли близко к тому месту, где оно находилось в последний раз"..." Итак, возможно, еще лет 100 назад подобные животные хотя и были редки, но о них ходили легенды, рассказы, их видели, в них, как видим, даже стреляли. Животное было "аномальным", но "не слишком". Ныне "аномальность" явно изменилась, "воз- росла". Значит, "аномальность" относительна?! 2. Мы уже говорили, что, изменяя любой из характерных признаков, можно "создавать" аномалии(делать НЕ-норму - изобретение, научное открытие, новый стиль в искусстве и пр.) по запаху, вкусу, геометрической форме, объему, длине и тому подобному. Но, если мы создали что-то уже "кем-то" соз- данное", то это других не удивит, не будет "аномально". Так никого не удивил деревянный "велосипед" одного самоуч- ки из Монголии, который на своем "изобретении"(истинно сво- ем!) поиехал в город, с мыслью "осчастливить человечество", и... увидел велосипед фабричный, серийный, давным-давно "НЕ- аномальный". Значит, аномальность - относительна! Вот, скажем, молния. Это, конечно же удивительное явление, яркое, ослепительное, громогласное, аномальное, но эта ано- малия-1 была вызвана аномалией-2 - наколпелением зарядов в почве и в атмосфере. Но - к такой молнии все-таки, все привыкли. Она - пугает, но не удивляет. А теперь - изменим хотя бы один признак мол- нии - форму, и пред нами очевидная аномалия - шаровая мол- ния. Возникает ситуация, подобная той, которую встречают гене- тики, фактически, своеобразная "физическая генетика"("физе- тика", ведь мы опериреум с парами "аллельных" физических признаков!). Убираем или "переворачиваем" признак для объекта(А и НЕ-А, А и КОНТР-А) и - достигаем чего-то совершенно нового. И, что характерно, изменение всего лишь одного признка может пов- лечь изменения многих других. Например, характерный признак животных - красный пигмент крови, гемоглобин, способствующий связыванию и использованию кислорода. У растений такого нет, но у них есть другой пиг- мент (кстати, структурно сходный), хлорофилл, зеленого цвте, почему большинство растений и окрашено в цвет зеленых хлоро- филоовых зерен. И вдруг, недавно, в корнях одной группы рас- тений обаруживают... гемоглоюин! Сенсация! Аномальное явле- ние! Или, такой характерный признак, как резкий вкус - у чесно- ка. Селекционеры ухитрились вывести "сладкий" чеснок! Такой вкус он имеет в сыром виде, а после кулинарной обработки - приобретает обычные свои свойства(г.Арика, Колумбия). Или - такое: можно ли представить сигреты... без дыма? По- жалуйста: современные фильтры, скажем, предприятия "Энерг-Инов"(Венгрия) позволяют курить, не вдыхая опасные дымные примеси. Или, скажем, типичнейший признак для розы - шипы! Но садо- вод Джон Оливер(Великобритания) сподобился вывести розу без всяких колючек и шипов. Аномалия? Конечно. А его коллега, в графстве Кент смог вырастить яблоню... без веток, где яблоки зреют прямо на стволе! Чудеса, да и только, аномалия за аномалией! 3. Впрочем, "аномалия" - это лишь для вновь пришедших, для впервые увидевших. Для самого же Джона Оливера такая роза без шипов давно уже НЕ аномалия. Ему понятен путь,как полу- чена ьткая форма, он знает, через что прошли его розы. Значит, аномалия - оносительна? Все зависит от степени знакомства с нею, от частоты ее появления? Ведь даже к очень красивой женщине(аномалия!) привыкает муж и начинает гово- рить ей такие гадости, о которых даже бы не подумал в первые дни своего знакомства. Условно можно считать, что, пока мужчина не понимает жен- щину, она для него - аномалия, он ее боготворит за эту не- возможность понимания. Но, с какого-то момента она становит- ся для него "прочитанной книгой"(шаблонный термин), присутствие этой женщины становится для него - нормой. Кра- сота ее перестает быть определяющим принципом взаимоотноше- ний. Да, красивая женщина - аномалия в нашем обществе, но, увы, всякая аномалия - относительна! Или, возьмите наблюдение серебристого круглого объетка вы- соко ы солнечном небе. Для летчика-профессионала это - НЕ аномалия, он узнал метеорологический шар-зонд с аэродрома и спокойно посиживает на скамеечке. Турист, неподалеку, имеет с собой бинокль, он вглядывается и видит - что это просто воздушный шар. Девчушка с веснушками и с голубыми острыми глазами ухитри- лась без бинокля рассмотреть, что это - просто, шарик. Для этих троих в небе летит ОЛО - Опознанный Летающий ОБъ- ект. Но - вот рядом сидит подслеповатая бабся с вязаньем, суе- тит ся, фотографируя "НЛО" торопыга-студентик в очках, удив- ленно сморят в небо две продавщицы, хотя и с неплохим зрени- ем, но - сроду не видевшие "шары в небе". Все они, в один голос истошно вопят: НЛО! - что означает, как помним, Неопознанный Летающий Объект, под каким обычно подразумевают, ни больше, ни меньше, как инопланетный звез- долет с "космическими пришельцами".. Что ж, с таким же успе- хом в роли "НЛО" может выступить и обычная ворона, если... мы ее "не опознаем". Увы, аномальность - относительна. 4. Обратимся, для иллюстрации к небольшой табличке. В ней: Н1 и Н2 - 1- й и 2-й наблюдатели. Если Н1=1, значит, 1-й наблюдатель опознал, отождествил объект или явление(оно вхо- дит в его "поле реализованных значений", т.е., в данном слу- чае, в его жизненный опыт). Если же Н1=0 - это означает, что ему не с чем сравнивать увиденное, он не может его идентифи- цировать и отождествить с чем-либо. Аналогично и со 2- м наблюдателем. Тогда: --------------------T-------------------T-------------------¬ ¦ ¦ 2-й отождествил ¦ 2-й НЕ-отождествил¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦ 1-й отождествил ¦ 1. Н1=1 Н2=1 ¦ 2. Н1=1 Н2=0 ¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦ 1-й НЕ-отождествил¦ 3. Н1=0 Н2=1 ¦ 4. Н1=0 Н2=0 ¦ L-------------------+-------------------+-------------------- 1 случай: оба, и 1-й и 2-й наблюдатели объект отождествили; 2 случай: объект узнан только 1-м наблюдателем(Н1=1); 3 случай: объект узнан только 2-м наблюдателем(Н2=1); 4 случай: объект не отождестлен обоими наблюдателями. Таким образом, для 2 и 3 случая аномальность и нормаль- ность оказались относительными, для 1 и 4 случая - абсолют- ными(если не учитывать возможности других наблюдателей). 5. Или - такая ситуация. Европеец - среди полуголых дика- рей. Только что закончен длительный поход. Европеец еле дер- жится на ногах, глаза застилает от усталости, но ему дают сжевать 2-3 каких-то "ягодки" и - он чувствует что стал свеж и бодр и может пройти еще столько же! Аномалия? Конечно! Но - для дилетанта-путешественник, пос- кольку для дикаря эти ягоды не в диковинку, они привычны и естественны, для него такое "чудо" - норма. Но, вот европеец решил закурить свой излюбленнй "Кэмэл", чиркает спичкой, и... новое чудо! Сбегается все племя. Все поражены: Как?! Как этот бестолковый бледнолицый смог так быстро получить огонь?! Аномалия? Конечно! Но - на этот раз уже для дикарей. Ано- малия - относительна. И еще. Почему, "энтузиасты" подчас оскорбляются, что уче- ные уделяют проблеме каких-то АЯ - мало внимания? Да, пото- му, что раз-однажды, сделав объяснение, указав разгадку, ученый не стремится через 4-5 лет вновь и вновь повторять это объснение, ведь оно "уже" сделано, все как будто решено и доказано. Но, к тому времени, спустя 4-5 лет подросли новые поколе- ния "интересующихся", которые ничегошеньки не знали про прежние доказательства и опровержения. В результате появляется "хорошо забытое старое". Круг зна- ний новичка несравненно уже, чем у специалиста(вложенные множества). Скажем, взрыв волорода в пробирке, "Пук!", для первоклассника - просто чудо! Ярчайшая аномалия, хотя бы по чисто внешнему эффекту. Но, для учителя химии это - давно привычная операция. Увы - аномалия - относительна!


Next