ЧАСТЬ 1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ АНОМАЛИКА.
| Back | Next | Begin |

.
.
1.8. СПОБОБЫ СОЗДАНИЯ СЕНСАЦИЙ. 1. Интерес ко многим известным ныне "аномалиям" часто на- чинался с простой газетной сенсации. Понять законы появле- ния, жизни и исчезновения сенсации, поэтому, не менее важно. Сенсации - основа для выживания многих газет, журналов, ре- портеров. Поэтому искать сенсации "просто так" сейчас могут только в захолустье, какие-либо начинающие дилетанты, либо тупицы, у которых газета "вылетает в трубу" спустя 2-3 года. Старые же "редакционные волки" ищут сенсацию вполне нап- равленно, согласно вполне конкретным законам своей науки - "сенсационики", подсылая, скажем, фоторепортера, тайком, в бассейн известной кинозвезды, где она любит купаться обна- женная, или высиживая по несколько суток с "дальнобойным" телеобъективом на крыше, напротив ресторана, с целью поймать в объектив вставную челюсть зевающего министра, за пивом. Итак, искать сенсации - это еще не все. Их можно активно и направленно создавать. Для этого, как уже упомянуто, есть целый ряд правил, некоторые из которых мы можем привести. 2. Первое правило: "Как можно дальше". Хорошо. когда уди- вительное событие, например о человеке с глазами на пятках, принесено откуда-то издалека, например, из трпических лесов далекой Бразилии, с Занзибара или Мадагаскара. Сенсацию старательно упрятывают подальше. Примеров не счесть: "Сфинкс" на Марсе; цивилизация инопланетян на Сириу- се(со слов догонов из Северной Африки); пирамиды на дне оке- ана; летающая тарелка в толще пирамиды Хеопса; инопланетный корабль под Крещатиком в Киеве и т.п. Все это "на вскидку" вырванные из памяти имевшие место газентные сенсации. Как можно дальше, глубже, невозможнее. Чтоб - не достать, не доказать. А сослаться - всегда можно! Вот под пирамидой - лежит НЛО(подразумевается "летающая тарелка"). Лежит, и все, а ломать - нельзя... 3. Второе правило: "Неуловимки". Нетрудно заметить, что очень многие объекты, усиленно появляясь из года в год(осо- бенно, до 90-х годов в сезон подписки), тем не менее остают- ся вечно "неуловимыми". Это приводит критиков к мысли об искусственности проблемы, хотя, возможно, какие-то являения и впрямь имели место. Поп- робуй, докажи, висело или не висело НЛО, в 3 часа 10 минут ночи над одеялом гражданина Сироткина? Но он-то утверждает, что - было! Вот оно, "доказательство" - одеяло сплошь покры- тое "облучением"... 4. Третье правило: "Невидимки". Как видим, оно близко только что названному. Фактор, объект, существо, вещество, явление происходит - невидимо. Причем, подчас, даже обнару- живается "некто", с важным званием "титулованный экстра- сенс", кто это все "невидимое" - видит! Прямо, как в сказке Ганса Христиана Андерсена "Новое платье короля". С отсутс- твием оного. Разумеется, появление частых шарлатанов, с веселыми глаз- ками и фартовыми усиками, с разведенными вширь руками, как у врущего рыболова, "гинирирующего беополе"(подобных неграмот- ностей - не счесть в резах самих же "феноменов"), приводит, рано или поздно к тому, что и сама проблема(интересная, су- ществующая) может начать рассматриваться, как, целиком - шарлатанская! 5. Четвертое правило: "Куча-мала". Этот способ применяется не так уж редко, и, обычно теми, кто лбио не хочет тратить время на поиски нового или логические ходы в анализе старо- го. Проще - списать что-то откуда-то, нагромоздив все это в кучу. Разбираться никто не станет, а дело сделано. Так поступают либо простые "барышники", для которых важен лишь гонорар, либо искренне верующие дилетанты. Куча-мала характеризуется изобилием внешних эффектов и абсолютной структурной несвязанностью. 6. Пятое правило. "Объяснение необъясненным". Яркий пример здесь - попытка "объяснить" перемещение по берегу гигантских статуй(есть до 20 м!) с острова Пасхи. Объяснили - телекине- зом! То есть способностью человека "мыслью" что-то двигать. Не будем вдаваться в дискуссию, но три закона Ньютона из школьной физики, надо немного помнить. И современные "теле- кинетики" в лучшем случае ухитряются катить(при строгом контроле) легонький целлулоидный шарик, сдвигать спичесный коробок или пластиковые стаканчики(как Н.Кулагина, в одном из телефильмов). Статуи же двигали без "телекинеза" - руками и веревками, причем, как показал инженер Павел Павел(Чехос- ловакия) и путешественник Тур Хейердал(Норвегия), даже - стоя! 6. Шестое правило: "Давно это было". Отодвигание и "спря- тывание" сенсации производится не в пространстве, а во вре- мени. Это тоже неплохой прием. Вот знали, "раньше" маги, как получать золото, а ныне, великие химики - не знают! А?! Правда, про кусочки золота, заранее подложенные в тигель, умалчивают. 7. Седьмое правило: "Пусть ученые ищут". Проблема перекл- дадывается на плечи неких несуществующих специалистов, кото- рые(как почему-то подозревают дилетанты) только тем и зани- маются, что "отлавливают" космических пришельцев и общаются с экстрасенсами. 8. Восьмое правило: "Уйти в микроуровень". Вот, скжем, нашли замечательное объяснение многих явлений - "микролепто- ны"!. То, что к "лептонам" относятся, например, самфые обыч- ные электроны, об этом предпочитают не вспоминать. А вот за- то "слепить" что-то из "микролептонов - куда загадочнее! 9. Девятое правило: "Мнение авторитета". Нетрудно видеть, что, в современных сенсационных заметках то тут, то там мелькают имена крупных ученых. Но... вовсе не потому, что они занимаются проблемой аномальных явлений! Представьте, что симпатичная длинноногая корреспонденточка является в научно-исследовательский институт, и, отрывая специалистов от работы задает им внезапный, "в лоб", вопрос: Вот, недавно, в городе Бумске, из окна 5-этажного дома выле- тала ведьма. Утверждают - ее видело трое жителей. Что вы мо- жете сказать по этому поводу?" Бедный профессор, который никогда не бывал в Бумске, ес- тественно, или с порога отметает "ведьмин полет"(выдуманный журналистом же), чем доказывает "косность науки"; либо... начинает позорно лавировать и "вилять", чем показывает "бес- силие современной науки"... В обоих случаях конкретный ответ симпатичную журналисточку мало волнует. И в газетах появляется очередная статья, типа "Ведьма над площадью. Население Бумска в панике. Мнение уче- ных: блеф или сенсация?!" И - все. Жареный факт готов: "Утка" с яблоками! Блюдо по- дано. Все довольны, облизываются и... просят добавки!


Next