ЧАСТЬ 2. ЛОГИЧЕСКАЯ АНОМАЛИКА.
| Back | Next | Begin |

.
.
2.5. ПОИСК БЛИЖНЕГО ЗВЕНА 1. Книги о АЯ, как правило, весьма эффектны по содержанию. Они "возбуждают" воображение, эмоции, подобно лихому ков- бойскому боевику. Но... фильм прошел, а в голове ничего не осталось, кроме двух-трех многозначительных фраз главного героя, типа: "Спокойно, Мэшэм, это - мой краснокожий..." Аналогично и книги об АЯ. Они активно действуют на наше во- ображение "крутым" сюжетом сообщения, яркой картинкой фантазера-художника и сенсационным "выводом" какого-нибудь оченого "комментатора", ни разу в жизни не имевшего дела с аномалиями, и потому чрезмерно острожничающего или, напротив, подчеркнуто востроженного. Увы, но на одних АЯ никакой логичной(научной) картины не построишь. Это - обрывки, куски самых эффектных моментов. Ха- рактерно, что одиночное АЯ можно изобразить как звено "а<-...", с окончанием, и - без начала! "а" - внешний эффект, яркий, внезапный, удивительный(НЛО летит! Морской Змей плы- вет!) Многоточие здесь - выражает отсутствие объяснений: Почему, откуда взялось явление "а"?! Как, за счет чего оно возникло? Кто или Что его породило? Нет ответа. Многоточие. Но, раз есть "хвостик", значит есть и то, что за "хвостик цепляется". Есть, есть, есть, и это самое главное, что оно ЕСТЬ физически, причина, которая это самое АЯ вызвала! Ее-то эту причину и важно отыскать(Схематически это можно отобразить так - см.сх.1б). -----------------T-----------------T-------------------------¬ ¦ ¦ Одно следствие ¦ Много следствий(АЯ) ¦ +----------------+-----------------+-------------------------+ ¦ Одна причина ¦ а1 <-- b1 ¦ a1,a2,a3 <--- b1 ¦ +----------------+-----------------+-------------------------+ ¦ Много причин ¦ a1 <-- b1,b2,b3 ¦ a1,a2,a3 <--- b1,b2,b3 ¦ L----------------+-----------------+-------------------------- Умение найти такое "предыдущее", "предшествующее", "обуслов- ливающее" звено - великое умение самых выдающихся сценаристов, писателей, изобретателей, полководцев и других талантливых ло- гиков всех времен. Проиллюстрируем: 2. Вот - динозавры. Как известно даже первоклассинику, "динозаврики" вымерли давным давно. Вымерли - норма. Прогно- зируем аномалию: Выжили! Итак, звено в схеме 1а - нами реализовано. Выжили! Живы! Но... теперь надо достроить причину выживания! Звено "b"! И тут-то сценарист Голиивуда, писатель-фантаст или теоретик- ученый начинают рассматривать возможные ситуации: b1 - "откормился" на помойке возле некого научно-исследова- тельского интитута. Был обычным псом-дворнягой, а стал ... огромным чудовищем! Пошкодил по всему городу, но, в конце фильма - стал снова дворнягой(предлагаем сюжет режиссерам!); b2 - "самосинтезировался", на той же медико-биологической "помойке" из отходов лабораторий. b3 - "прилетел" с другой планеты. b4 - "провалился" в "дыру" во времени, "дыру" в пространстве. b5 - сохранился с далеких времен, в виде яйца, зародыша, клетки, или, даже, целиком, где-то в толще породы; b6 - выращен в некоем специальном "парке юрского периода". b7 - создан на военной базе, как некое "биооружие" против партизан в тропических странах. И - некоторые другие, не столь многочисленные версии. 3. Нужен другой пример? Пожалуйста. Допустим, речь идет о "снежном человеке". Кто он, как он, откуда?! На человека он не похож. Если верить сообщениям(а сообщения, напомним, не факты), то он - огромный, неимоверно сильный, волосатый, всегда появляется, когда и не ждешь. Это - внешние проявле- ния АЯ, т.е. конечное звено "a<-..." . И, внезапно, обнаруживаем, что версии его появления весьма сходны с версиями обнаружения "динозавра". Итак, увидели "снежного" человека(звено конечное, "a<-..."), каковы же при- чины такого появления(звено предыдущее, "a<---b<---...")? b1 - Это "пришелец" с другой планеты, из других миров; b2 - это убежавший экземпляр из коллекции инопланетян; b3 - "Проснулся". Сохранялся в вечной мерзлоте. b4 - "Мутант". Бывший алкоголик, выпивший "что-то не то"; b5 - "Урод". Рожден женщиной из химической лаборатории; b6 - Рожден человекрообразной обезьяной; b7 - Создан злобными военными учеными "за кордоном" в ка- честве захватчика далеких планет. И - так далее. Повторимся, нетрудно заметить, уже сейчас, что многие версии начинают повторяться: повторилась "инопланетная" версия; пов- торилась версия "злобных ученых"; повторяется версия "сохран- ности" и т.п. 4. Еще что-нибудь маленькое и "аномальненькое"? Попробуем. Вот - явление "полтергейста". Если это не шалости детей и кошек, то это выглядит, если верить описаниям, как передви- жение предметов по квартире(полтергейст подозрительно тяго- теет к "домашней" обстановке), иногда - как некие свечения и т.п. Таковы внешние проявления полтергейста, т.е. a1, a2....a n. Какие здесь версии объяснения? Т.е. звенья b1, b2 и прочее? b1 - полтергейст - есть направленные действия пришельцев из других миров; из "параллельного" пространства; из прош- лого или из будущего. И - т.д.; b2 - полтергейст есть действия злобных людей: соседа-изоб- ретателя; ученых с военной базы в "буржуйской" стране; чудачества сумасшедшего ученого-преступника, посаженно- го "на зону" за сексуальные извращения; колдовство не- коего мага из средних веков. И - т.п. b3 - действие неизвестных физических полей, которые "так уж сложились" в данном участке пространства; b4 - действие неких известных или неизвестных животных, рас- тений, микробов, веществ... 5. И - так далее, и тому подобное. Можно посмотреть еще что-нибудь? Давайте, например - шаровую молнию(ШМ). С ней, по накатанной дорожке уже проще: b1 - причины появления чисто физические. ШМ - газовое обора- зование, некоего редко образующегося газа; некое элект- рическое явление; следствие химической реакции и пр. b2 - ШМ - проделки инопланетян. Это их микрокорабль; это - сам инопланетянин; это тест для землян. И - пр.; b3 - ШМ - происки внешних врагов. Это - шпионский аппарат; ШМ - свойство колдунов и "экстрасенсов", они "умеют" испускать огненные шарики, используя это в качестве ору- жия(как в хорошо известных комьютерных играх, типа "Wolfenshtein", "Doom-2", "Eretik" и других). b4 - ШМ - это проявления былых времен; b5 - ШМ - одинокая ветвь эволюции, "огненное" существо. 6. И, еще раз - так далее, и тому подобное. Как видим, в перечисленных нами случаях, можно, попросту, составить таб- личку "наиболее общих объяснений". Проставляя, например, по вертикали аномальные явления, а по горизонтали - простейшие способы их объяснения, сценарист Гол- ливуда или ученый-теоретик могут не утруждать свой ум поисков неких "версий", потому что большинство их уже лежит перед гла- зами, будучи уложено в таблицу. -------------------------------------------------------------¬ ¦ ------T---T---T---T---T---T---T---T---T--------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ b1¦ b2¦ b3¦ b4¦ b4¦ b5¦ b6¦ b7¦ ... ¦ ¦ ¦ +-----+---+---+---+---+---+---+---+---+--------+ ¦ ¦ ¦ a1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ... ¦ ¦ ¦ +-----+---+---+---+---+\¦/+---+---+---+--------+ ¦ ¦ ¦ a2 ¦--------------->a2b4 ¦ ¦ ¦ ... ¦ ¦ ¦ +-----+---+---+---+---+---+---+---+---+--------+ ¦ ¦ ¦ a3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ... ¦ ¦ ¦ +-----+---+---+---+---+---+---+---+---+--------+ ¦ ¦ ¦ ... ¦...¦...¦...¦...¦...¦...¦...¦...¦ ... ¦ ¦ ¦ L-----+---+---+---+---+---+---+---+---+--------- ¦ L------------------------------------------------------------- Подобные таблицы уже служат науке. Примеры? Вот: 1) таблицы Вейча в логике; 2) морфологические таблицы Цвикки в изобретательстве; 3) сетка Пеннета в генетике; 4) Периодическая таблица Д.И.Менделеева в химии; 5) диаграмма Герцшпрунга-Рессела в астрофизике; 6) таблицы "гомолгических рядов" В.И.Вавилова в биологии. И - так далее. Воистину, это - таблицы открытий!


Next