Часть 6. Глава 1.

ВЕК СЕМНАДЦАТЫЙ -
ВЕК СМУТЫ

Вернуться к Оглавлению




           Итак, махнула в 1584 году, звездным хвостом злая вестниса-
         комета в московском небе.
           "Это знак моей смерти!" -вскричал сарь Иван Грозный.
           Собранные по всей стране пол-сотни ворожей и колдунов ска-
         зали примерно то же самое и даже указали день.  День  насту-
         пил,  но царь  все не умирал и даже пообещал отубить головы
         всем ведунам и ведуньям.
           "Еще не вечер!" - отвечали из подвалов.
           И, в самом деле,  воспользовавшись волшебным "предсказани-
         ем" Годунов и Бельский подсыпали Ивану Грозному яда, "реали-
         зуя" пророчество.  Зелье оказалось слабым, и, когда государь
         упал без чувств,  а перепуганные слуги кинулись за доктором,
         верные и преданные Годунов и Бельский,  переглянувшись, при-
         душили Ивана,"чтобы долго не мучился"...
           Скончался, наконец,  грозный царь,  окончилось  многобедс-
         твенное его правление.  Правда,  помимо бед, правление Ивана
         IV принесло России и немалые прибытки. Было присоединено Ка-
         занское  и  aстраханское ханства,  двинулся в Сибирь упрямый
         Ермак, минула кровавая опричнина, ушла в прошлое безраздель-
         ная власть бояр.
           На престол до 1598 года вступил Феодор Иоаннович,  о кото-
         ром польский посол Сапега писал так:
           "Царь мал ростом,  довольно худощав,  с тихим,  даже подо-
         бострастным голосом(запуганный отцом,  другой же сын,  Иван,
         был убит Грозным, ударом знаменитого посоха - А.А.), с прос-
         тодушным лицом,  ум имеет скудный, или, как я слышал от дру-
         гих и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле,
         во время посольского приема, он не переставая улыбается, лю-
         буясь то на свой скипетр, то на державу..."
           Церковь новый  царь  посещал  чаще  чем дворец и за Федора
         правили другие. Казалось бы пришло самое время стране вздох-
         нуть  и  перевести  дух,  после  кровавого террора,  но - не
         тут-то было.
           Буйным вихруем  пронесся по России слух,  что в Угличе,  с
         "Петушьего камня" в полночь прокричал колдовской петух-неви-
         димка, трижды "предрекая" несчастье. уверяли, что именно так
         случилось в 1591 году,  перед убиением малолетнего  царевича
         Дмитрия,  насмешливого жестокосердого юнца, обещавшего поот-
         рубать головы многим боярам,  подобно тому, как он сам рубил
         снежным бабам, курам, кошкам и собакам.
           В городах пошли волнения.  Они усилилисья еще более  после
         внезапной смерти царя Федора,  которого, как считалось в на-
         роде(не без повода), бояре потравили колдовским "зельем".
           Со смертью Федора навсегда прекратился великий царский род
         Рюриковичей правивших Россией более 700 лет. Поскольку вмес-
         то слабоумного Федора правил,  фактически, Борис Годунов, то
         на царствование и избрали именно его, обещавшего разделить с
         народом "последнюю рубаху".
           Но холодное лето 1601 года принесло недород и страшный го-
         лод:  отчаявшиеся люди ели траву,  кору, собак, кошек, крыс.
         Многие, в последней надежде устремлялись в города, где Году-
         нов  приказал бесплатно раздавать зерно,  муку и хлеб,  но -
         ничего не спасало.  В одной лишь Москве умерло от  истощения
         120 тысяч человек. Из-за голода смешалась и торговля - народ
         тут же разбивал лавки со съестным.
           Но, при  этом,  как  показывают  современные исследования,
         хлеб в стране - был.  eго, в огромных количествах укрывали в
         монастырях.  Об этом,  однако, мало кто догадывался. Следую-
         щие, 1602 и 1603 годы принесли новый неурожай, голод, грабе-
         жи, убийства. Народ, искавший ответа в религии, нашел легкое
         "объяснение":  господь мстит государству,  за то, что держат
         на троне - губителя детей и цареубийцу Бориса.
           Надеяться было не на что,  кроме как на чудо. Тут-то и ро-
         дилась  смутная  сперва молва о "чудесном воскресении" заре-
         занного царевича Дмитрия,  "доброго  царя"  и  "избавителя".
         Связано это было и с тем, что Борис Годунов, поначалу щедрый
         и добрый,  видя,  что,  как "в трубу" улетают деньги и хлеб,
         стал очень подозрительным.
           Начались новые казни,  пытки, массовые доносы и репрессии,
         не хуже чем при Иване Грозном.
           Сам Борис, не зная уже на что опереться, стал обращаться к
         астрологам и юродивым, и, когда пришла весть о первом самоз-
         венсе,  "ожившем" Дмитрии,  то Борис отправился к  известной
         московской ворожее Елене. Та молча, но красноречиво положила
         перед ним "короткое четырехугольное" полено, намекая явно на
         гроб.  И вскоре, в 1605 году Годунов умер от удара(наступив-
         шего, видимо, вследствии отравления).
           После Бориса  оставался малолетний сын.  Фактически именно
         он становился царевичем "всея Руси".  Ему,  царевичу  Федору
         принесли  присягу.  Православные целовали крест,  клялись на
         верность.
           "Подкрестная запись"  царя  Федора  в  точности  повторяла
         текст присяги для царя Бориса.  Это был список обязательств,
         направленных,  в первую очередь, разумеется, против колдовс-
         тва.
           Подданные клятвенно обещали царице и ее детям:
           "В еде и питье,  ни в платье,  ни в ином чем лиха никакого
         не  учинить  и  не испортить и зелья лихого и коренья не да-
         вать"(т.е. ядов, потрав - А.А.),
           "И людей  своих с ведовством(колдовством - А.А.) и со вся-
         ким лихим зельем и с кореньем не посылать и ведунов не добы-
         вать на (царское) лихо".
           Когда государь куда пойдет,  то "на следу (его) всяким ве-
         довским   мечтанием  не  испортить  и  ведовством  по  ветру
         никакого лиха не насылать".
           "Лихие зелья" - это были, разумеется, яды, обычно из трав.
           Чары "на след" производились над следом человека на  доро-
         ге,  так как считалось, например, что если поразить след но-
         жом - то какая-то болезнь случится(после спесиальных  закли-
         наний, разумеется) и с оставившим след.
           Чары "на ветер" могли производиться, например с тряпкой от
         больного чумой, подвешенной "на ветер" - уже тогда знали что
         зараза приходит "по ветру"...
           Клятвы клятвами,  но, тем временем, в 1604 г. выступило из
         Львова польское  войско,  под  предводительством  Лжедмитрия
         I-го(Гришки Отрепьева). Когда скончался царь Борис и престол
         был передан сыну его Феодору и царице-вдове,  то недовольные
         Борисом - тут же подняли восстание.
           В результате Феодор и его  мать  были  задушены,  а  новый
         сарь,  "Дмитрий"  въехал в Москву,  в сопровождении польской
         шляхты и казаков.  Настала короткая пора господства польских
         панов.
           Первоначальное ожидание  справедливого  "Дмитрия"   вскоре
         сменилось еще большим недовольством.
           Ропотом народа поспешили воспользоваться бояре. oни устро-
         или заговор и 17 мая 1606 года,  не дождавшись от "государя"
         ничего радикального,  "хорошего",  Москва восстала,  а "царь
         Дмитрий"(Лжедмитрий I) был схвачен и убит.
           Жену его,  "царису", Марину Мнишек, впрямую называли в на-
         роде - "ведьмой". При взятии дворца ее спас маленький рост -
         она спряталась под юбку одной из придворных дам. В результе-
         те то, что "еретицу Маринку" не нашли - дало новую почву для
         слухов: посчитали, что "волшебница" попросту обратилась в...
         сороку,  любимую птицу ведьм(длиннохвостую, словно "сидящую"
         на помеле-хвосте), которая и "упорхнула" из царского терема.
           В царя "выкрикнули" Василия Шуйского.
           Труп Самозванца бросили на Красной Площади,  чтобы его ви-
         дели все люди. В руки ему, как дьявольскому "скомороху" сим-
         волически сунули дудку и волынку.  Так он лежал три дня. За-
         тем  тело  свезли  в  поле.  Но и мертвый Расстрига тревожил
         воображение суеверных москвичей.
           Начались байки,  что  многие люди слышали в поле,  над его
         трупом "свист, и бубны, и свирели" и прочие "бесовские игра-
         лища". Говорили, что это - Сатана радуется, что пришел к не-
         му верный его слуга.  Решили закопать труп. oднако разговоры
         о бесовском наваждении продолжались.
           И тогда проклятое пугающее тело вырыли из  земли,  сожгли,
         пепел смешали с порохом.  Сделали заряд,  заложили все это в
         пушку и высстрелили в ту сторону,  откуда пришел Самозванес.
         На этом все "стихло"...
           Итак, "рулевые" у  власти  менялись  с  калейдоскопической
         быстротой:  Федор  Годунов,  Лжедмитрий-I,  Василий Шуйский,
         Лжедмитрий-II, Владислав... Замаячил уже Лжедмитрий-III.
           Конец "смуте" положило выступление Нижнего Новгорода, изд-
         ревле "устойчивого" города,  на который  не  слишком  влияли
         столичные пертурбации и перестановки.
           Выступившее ополчения под началом земского старосты Кузьмы
         Минина  и  князя Дмитрия Пожарского(1611) положило конес за-
         силью поляков и,  с их легкой руки,  царствование перешло  к
         Михаилу  Романову,  кандидату  удовлетворительному  для всех
         партий.
           В лице Михаила появилась та долгожданная опора,  тот орга-
         низующий центр, который надолго пропал в России, после ухода
         Ивана Грозного.
           Постепенно, худо ли,  бедно ль, но начало налаживаться хо-
         зяйство,  стала "добрее" природа,  стали обращать внимание и
         на грамотность, и на науку.
           Появились переводные труды,  хотя бы для избранных:  "Кос-
         мография" Меркатора - об устройстве мира, "Селенография" Ге-
         велия - о Луне и многое другое. Тем не менее, в грамоте саря
         Федора Алексеевича на учреждение в Москве - запрещались  ес-
         тественные науки(химия, физика и пр.):
           "А от церкви возбраняемых наук, наипаче же - магии естест-
         венной  и иных,  таким не учити и учителей таковых не имети.
         aще же таковые учители где обрящутся,  и оны  со  учениками,
         яко чародеи, без всякаго милосердия да сожгутся..."
           Одновременно отчаянно продолжали преследовать всевозможных
         колдунов, гадалок и знахарей.
           Котошихин Г.К., автор книги "Россия в царствование Алексея
         Михайловича"("тишайшего") описывал, что в его время "мужиков
         за  богохульство,  церковную  "татьбу"(воровство  утвари   -
         А.А.),  волхвование, чернокнижие и ереси - сожигали живых, а
         женщинам за те же преступления отсекали головы".
           Впрочем, колдунов в смутное время "развелось" немало, даже
         в окружении царя.  Скажем,  в 1638  году  золотую  мастерицу
         Дарью Ломанову обвинили в том,  что она пепел сыпала на след
         государыни царицы("чары на след"),  с наговором, желая "уми-
         лить" царское и царицыно сердце.
           Явным чародейством, например, посчитали и простенькую "ка-
         меру-обскуру",  подобие фотоаппарата,  использованную иност-
         ранцем Олеарием для зарисовок, и непонятную книгу, найденную
         у боярина Матвеева, и лечебные травки знахарей.
           Скажем, в 1632 году,  при царе Михаиле,  запрещалось поку-
         пать у литовцев хмель, якобы "заговоренный" недоброжелателя-
         ми.
           В 1677 году "приведен был бобыль Калинка oртемьев, и внут-
         ри у него из узлов:  травы,  коренья,  табак, кость жженая с
         воском, змеи и летучие мыши..."
           Подобная находка  была  тогда  очень серьезным обвинением,
         тем более,  что после ареста,  под пыткой, люди наговаривали
         на себя немало таких "подвигов" которых никогда и не делали.
           Но, беглое  перечисление событий и случаев не дает полного
         представления.  Посмотрим же теперь эти и другие события бо-
         лее подробно...
      

Next
Hosted by uCoz