Часть 6. Глава 2.

СРЕДСТВО НАГОВОРНОЕ

Вернуться к Оглавлению




           Итак, в 1613 году наступило сарствование Михаила Федорови-
         ча  Романова.  Годы  его  правления начали понемногу вдыхать
         жизнь в прежнее серое и безысходное существование. sтали по-
         являться книги, книги научные. oфисиальную науку, пусть даже
         не очень понятную,  пытались не смешивать с простым ремесле-
         ничеством или с народными чародействами.
           Стали распространяться переводные  "лечебники".  В  старой
         книге описи дел pосольского pриказа находим такое любопытное
         указание:  в 1623 году состоявший на московской службе  гол-
         ландес Фандергин представил в pриказ какую-то статью "об ал-
         химисской мудрости и об иных делех", после чего в 1626 г. он
         же - подал записку "о высшей философской алхимеи".
           Очевидно, в Москве с большим любопытством собирали  сведе-
         ния  об "алхимии",  таинственной и соблазнительной науке,  с
         помощью которой надеялись узнать искусство  "делать золото".
           Наука русская  делала  первые шаги.  Ни с колдунами,  ни с
         серковью(которые,  пока, сражались между собой) она, разуме-
         ется,  не конкурировала, ее еще не замечали, ей не придавали
         внимания, ее, попросту, путали подчас со все тем же колдовс-
         твом.
           Само же колдовство процветало вовсю.  Скажем,  "от  порчи"
         скончалась вторая жена Михаила Федоровича. pервая его невес-
         та, Мария Хлопова "обкушалась сладким" и так себя "расстрои-
         ла",  что царь от нее отказался. В 1624 г. он женился на Ма-
         рии Долгоруковой.  Но, увы, молодая жена умерла через четыре
         месяца и в летописи тщательно отметили, что она - была "ис-
         порчена"...
           В 1625 году велено было выслать из Верхотурья в Москву пе-
         реселенца Якова, вместе с "воровским зельем". Дело было та-
         кое,  что Яков сознался, когда его, вероятно, по подозрению,
         обыскали и нашли коробку "багровой травы", три корня, да ко-
         мок чего-то,  то он сознался,  что это он получил от колдуна
         Степанки-Козьи ноги...
           К ведовству относились сурово.  Тех, у кого находили "зак-
         линания",  т.е. "волшебные" заговоры или гадальные тетрадки,
         тех,  кого  изобличали в переписывании таких тетрадок - под-
         вергали жестоким телесным наказаниям,  а сами тетрадки посы-
         лались на просмотр и уничтожение к ректору славяно-греко-ла-
         тинской академии.
           Духовенство, будучи    более    грамотным,   было   весьма
         любопытным к "антихристовым" деяниям,  особенно  на  "любов-
         но-колдовском"  фронте и с тетрадками" попадалось частенько.
           Так, в 1626 г.  ректору академии,  Гедеону,  было поручено
         "увещевать" и вразумлять иеродьякона aверкия и дворового че-
         ловека Данилова.
           У первого - были найдены какие-то "волшебные письма".
           Второй же обвинялся прямо и  непосредственно  в  сотрудни-
         честве с дьяволом,  который, будто бы и внушил Данилову "ди-
         версию" - похитить золотую ризу с образа.  Как  говорится  -
         "черт попутал"...
           В царских дворцах,  тем временем, все шло как по писаному.
         Родился в 1629 году будущий новый государь, Алексей Михайло-
         вич.  Впрочем, про невесту Михаила Федоровича, Марию Хлопову
         поговаривали, что она была "испорчена злыми людьми".
           Вообще опасались многого. При Михаиле Федоровиче, во время
         пожаров в Москве,  поймали как-то и хотели сжечь, как колду-
         на,  одного немца-живописца, за то, что нашли у него череп и
         никак не могли объяснить себе, для чего он его держит...
           В 1632 г.  псковским воеводам о литовских лазутчиках сооб-
         щали,  будто бы, в литовских городах "баба-ведунья наговари-
         вает на хмель,  который из Литвы в наши города возят,  чтобы
         тем  хмелем  на людей навесть моровое поветрие",  а потому -
         воспрещалось,  под страхом смертной казни покупать и  прода-
         вать литовский хмель.  Государь, как мог, "заботился" о здо-
         ровье приближенных.
           В 1635  году  случилось  и такое дело:  одна из придворных
         женщин,  мастерица по вышиванию золотом,  по имени  Антонида
         ~ашникова, по нечаянности выронила из кармана, сидя во двор-
         совой палате "корень, неведомо какой".
           Это возбудило подозрение на мастерису,  достигло царя. Сам
         царь тут же издал приказ,  в котором было предписано "сыско-
         вать на крепко" означенную мастерису, и окольничий Стрешнев,
         и дьяк Тараканов "сыскал", т.е. пытал незадачливую бабу...
           На пытке злосчастная ~ашникова показала, что дала этот ко-
         рень "жинка Татьяна",  для того,  чтобы муж  ~ашниковой  был
         добрее и перестал ее бить.
           Немедля привели на суд и  вышесказанную  Татьяну,  которая
         раскрыла, что корень этот называется "oбратим" и располагает
         мужа к жене любовью. Лиха же обе супротив государя и его се-
         мейства не умышляли.
           Отделались обе легко:  Чашникову с мужем сослали в Казань,
         а Татьяну, с мужем, на Чаронду...
           Бывало и так, что, трезво понимая невыгоды, допустим, тор-
         говой  конкуренции,  кто-то,  например один кабатчик обвинял
         другого в колдовстве.  Скажем, в 1636 году кабацкий откупщик
         Сенька Иванов заявил на своего недруга - кабацкого откупщика
         Петрушку Митрофанова:
           "Привез де тот Петрушка с поля корение,  неведомо какое, а
         сказал де тот Петрушка,  от того коренья будет у меня  много
         пьяных людей..."
           Немедленно "корение" было перенесено  в  съезжую  избу,  а
         Митрофанов - изловлен и посажен в тюрьму.
           Челобитчик обычно "слался" на определенных личностей. Ука-
         зывали на определенный факт, и, наконец, вообще ссылались на
         авторитет и репутацию ответчика.  oтветчик,  в свою  очередь
         "слался" на то же самое.
           При "обыске" слались на всех,  и на малых и на  "великих",
         при  этом допрашивались и "на посаде и в уезде игумны и пра-
         вославные попы и всяких чинов служилые и жилецкие люди".
           По делу "бабы ворожейки татарки" в 1630 г. к процессу было
         привлечено 36 человек!
           По делу Тимошки Афанасьева с сыном Ларькой,  в 1647 году -
         47 человек. Но это было только начало.
           В 1648 году,  по делу Первушки Петрова - 98 человек,  а, в
         том же году по делу "женки Дарьицы" - уже 142 человека!
           Сыск становился все жестче и тщательнее, и в 1649 году, по
         делу жены Анютки Ивановой - уже 402 человека.
           А, по  делу Кемая Пиамордина в 1664 году проходило... 1452
         сумских жителя!
           Что и говорить, отечественные "сыск" и "инквизиция" труди-
         лась не покладая рук...
           Весьма курьезное  дело  проходило  в  Ошмянах в 1636 году.
         oно,  с юмором было рассказано в книге  М.А.Орлова  "История
         сношений человека с дьяволом"(СПб., 1904):
           "Жид-арендатор Гошко eскевич позвал в гости  некоего  Юрку
         Воймолевича, про которого ходил слух, что он колдун и "чара-
         ми своими шкодит".
           Юрка вздумал  и с Гошком сыграть штуку:  взял чарку водки,
         при мешал туда какого-то зелья и подал ее  Гошку,  приглашая
         выпить. Жидок, зная опасную репутасию Юрка, затрясся по всем
         суставам и пролил вино.  Тогда Юрка погрозил ему,  что, мол,
         это тебе даром не пройдет.
           Гошко перед всеми присутствующими завопил, что Юрка - кол-
         дун,  что вот он теперь грозится, и чтобы все знали и помни-
         ли,  что если после того что-нибудь случится с ним,  или его
         женой, или детьми, то произойдет это - от колдовства Юрки; а
         тот смеялся и издевался над жидом.
           В эту минуту в хату вошел сын Юрки, маленький мальчик. Жи-
         да осенило внезапное вдохновение:  он вспомнил ходячее веро-
         вание, что если колдуна, в то время, как что-либо злоумышля-
         ет,  хоро шенько поколотить в присутствии его  детей,  то  -
         чары будут раз рушены..."
           Впомнив это, отчаявшийся Гошко, как петух, налетел на зар-
         вавшегося  колдуна  и начал его лупить.  Их кое-как разняли,
         Юрка ушел домой и все как будто кончилось,  но, нежданно-не-
         гаданно в тот же самый день захворал сын Гошка,  и хворь так
         его "иссушила",  что остались одни "кожа да  кости".  Гошко,
         нисколько не сомневаясь в причине, подал в суд на Юрка...
           Чем дело закончилось,  нам,  правда, остается неизвестным,
         но  запись об этой забавной истории так и осталась в городс-
         кой книге Ошмян.
           Чародеек и волшебниц опасались всюду.  Тем более - в царс-
         ком дворце.  В 1638 году, при дворе, одна из мастериц, Дарья
         Сновидова "показала" на свою подругу,  тоже мастерицу, Дарью
         Ломанову, будто бы последняя "пепел сыпала на след государы-
         ни-сарисы".
           По ходу следствия выявились  "жонки-колдуньи"  Настасьица,
         да Манька-Козмиха и другие, "которыя мужей к жонкам привора-
         живают".
           Дарья на допросе призналась, что ходила к ворожейкам, что-
         бы научиться приговору,  вроде:  "Как де соль в естве любят,
         так бы муж жену любил" или "Сколь де мыло борзо(быстро - aa)
         смоется, так бы и муж (скоро) полюбил..." и т.п.
           Всех выявленных  бабок  пытали в том,  что не имели ли они
         чего-либо против государя и его семейства?  oбвиняли в "пор-
         че" царисы Евдокии.
           Пытка была произведена огнем,  но, несмотря на такие ужас-
         ные  мучения,  нечего предосудительного не оказалось,  кроме
         вздорного нашептывания.
           На всякий случай, тем не менее, после пыток Ломанову с му-
         жем сослали в Пелым(в Сибири),  Маньку-Козлиху в  Соликамск,
         слепую Феклицу с мужем - в Вятку,  а слепую Дуньку - в Соль-
         вычегодск, всех же соприкосновенных с указанной мастерицей -
         выгнали из дворца.
           Чем же занимались упомянутые "вещие жонки": Улька, Наська-
         Черниговка,  Дунька, Феклица, Машка-Козмиха? "Чаровницы" эти
         предлагали свои услуги посредством наговоров  над какой-либо
         вещью. Так к московской чародейке Наське-Черниговке прибега-
         ли женщины,  страдавшие от побоев,  которыми  их  награждали
         мужья.
           Колдунья должна была "отымать сердца и ревность  от  мужъ-
         ев"   а когда жены жаловались на холодность мужей - приворо-
         жить их к разлюбленной жене и отнять "сердцо и ум".
           Наська наговаривали "волшебные слова" на "соль, мыло и бе-
         лила".  После -  приказывала  женщинам  мылом  умываться,  а
         белилами  -  белиться.  Соль же велено было класть в питье и
         яство мужьям. Забирала у женщин ворот рубашки и сжигала его,
         наговаривала  на пепел и - так же приказывала сыпать в питье
         мужу.
           Завораживая соль,  чародейка приговаривала:  "Как тое соль
         люди в естве любят,  так бы муж жену любил..." Над мылом уже
         упомянутое: "сколь скоро мыло с лиса смоется, столько бы муж
         жену полюбил".
           Когда сжигался ворот рубашки,  колдунья говорила: "Ка кова
         была рубашка на теле,  таков бы муж к жене был..."  Сожженый
         ворот  рубашки служил также и для умилостивления господ. Вот
         для этого-то и надобно было посыпать пеплом на  след,  когда
         господин или госпожа будут идти.
           Одна из таких жертв наивно призналась,  что, когда она ис-
         полнила все наученное над своим мужем, то муж, вместо ожида-
         емой желанной перемены к добру,  вместо  обещанных  любви  и
         ласки - так отделал, что чуть не убил ее.
           Тогда она, увидев, что от " чародейства" нет никакой помо-
         щи бросила искусно заколдованные, "наговорные" вещи...
           Увы, как показывала практика,  каждое отдельное  "колдовс-
         тво" почти всегда состояла из эффектной мишуры слов и ритуа-
         лов и  небольшого,  обычно  довольно  простого  секрета,  из
         химии, физики, биологии, психологии...

 

Next
Hosted by uCoz