Часть 6. Глава 3.

МАГИЧЕСКИЙ НЮДИЗМ

Вернуться к Оглавлению


  
           Век от века отличается.  И в  наши  дни,  когда  появились
         вдруг "свобода слова" и "гласность", многие вдруг вспомнили,
         что чело век - гол.  Гол-голешенек. Появилось изобилие изда-
         ний, разьясняющих, что такое нагота и как ею пользоваться.
           Но все новое - это хорошо забытое старое. eще в 1646 году,
         например, в Нижнем Новгороде возник тихий переполох по пово-
         ду превесьма странного царского указа:
           "...от царя  и  великого  князя Алексея Михайловича,  всея
         Руси в Нижний Новгород стольнику и воеводе нашему Глебу Пат-
         рикееву. Ведомо нам, великому государю учинилось, что в Ниж-
         нем Новгороде в торговых банях парятса всякие люди, мужики и
         жонки вместе.
           И так делают,  как бы забыв про страшный суд божий и  друг
         друга в телесном обнажении не стыдясь и родственного присво-
         ения не берегучи. a на mоскве и в иных городах мужики и жон-
         ки парятса в особых банях, а не вместе..."
           Что делать, нижегородский люд не особо "блюл" христианские
         "привозные" законы и предпочитал старые языческие обычаи. Да
         и нравом был достаточно волен,  что даже отмечал русский пи-
         сатель А.Н.Радищев в своем знаменитом "Путешествии из Петер-
         бурга в Москву"(гл.Валдаи).
           Взаимное оголение  в давние времена предпринималось неред-
         ко,  но не в селях развлечения,  как ныне, а как спесиальная
         магичес кая практика.  Основные боги древних славян были бо-
         ги, связанные с плодоношением, урожаем, родами.
           И даже  имена их "намекали" на всевозможные "интимные" че-
         ловечьи органы и "срамные" просессы, с этим связанные:
           Род творец Вселенной,  Рожаницы - богини плодородия, qрило
         - разгулявшаяся весна,  пробуждение ото спячки(яр), Купала -
         плодоносное  божество  лета,  Мокошь - плодотворящее женское
         начало,  найденная фигурка которой была в форме мужского де-
         тородного  органа.  Да и многие другие боги,  так или иначе,
         тоже связывались с оплодотворением и плодоношением,  во всей
         природе и у человека.
           Празденства были веселые и  буйные,  нередко  выливаясь  в
         настоящие оргии, что всячески преследовала христианская сер-
         ковь и что  достаточно  наглядно  показал  прекрасный  фильм
         А.Тарковского "Андрей Рублев". Народу празденства, несомнен-
         но,  нравились,  но церковь полагали,  что это  способствует
         юношей и дев "растлению". Впрочем, "голой магии" и без этого
         хватало.
           На хлебном поле совершался,  например, особый обряд, кото-
         рый уж явно должен  был  "способствовать"  хорошему  урожаю.
         "Хозяйка ложилась в поле и делала вид,  что родит, между ног
         ей клали каравай..." - отмечал  профессор  К.М.Никольский  в
         книге "История русской церкви".
           На "страстной неделе",  последней неделе "Великого  поста"
         (семь недель после Масленицы,  а Масленица за семь недель до
         Пасхи), также колдовали, чтобы хлеб родился лучше.
           "Мать-сыра-земля" в  легендах  и  сказках  приводилась как
         "женщина", поэтому весенняя пахота, и символически, и всерь-
         ез рассматривалась как...  половой акт! И плуг и борозда оз-
         начали здесь соответствующие участки тела и потому вся  "ма-
         гия" крутилась опять вокруг все того же:
           Хозяин тряс соху,  имитировал пахоту, сказывали наговор на
         скотину и домашнюю птицу. При этом голая женщина должна была
         собрать по углам тараканов, завернуть их в тряпочку и вынес-
         ти на дорогу.
           В каждом участке хозяйства нетрудно было  найти какой-либо
         предмет напомиминающий(и,  потому, символиззирующий) мужской
         плодонесущий орган.  Например, вкруг двора торчащие колья, в
         доме - помело,  в стене - гвоздь и т.п..  Поэтому,  согласно
         "магическим   принципам"   женщина-хозяйка   должна    была,
         "по-женски" как-то "ублажить" и двор,  и дом. Мужчина же по-
         добное делал "по-мужски".
           В Вятской губернии,  например, на Великий Четверг, до вос-
         хода солнца, "хозяйка дома, нагая, бежит со старым горшком в
         руке на огород и опрокидывает горшок на кол; горшок остается
         опрокинутым на колу в течение всего лета -  он  предохраняет
         кур от хищной птисы..."
           Под Костромой нагая девушка садилась, как ведьма, на чере-
         нок помела(символизиующий,  естественно,  нечто неприличное,
         фактически - "мужской орган"... избы!), и также, трижды "об_
         езжала" вокруг дома с пристройками.
           Таким образом, многие "магические" ритуалы попросту имити-
         ровали  половой акт или что-то с ним связанное.  Так,  чтобы
         хорошо родил лен,  в мешок с льняным семенем  баба  клала...
         печеные яйца,  а мужик,  "сеятель", должен был "подбрасывать
         эти яйца как можно выше,  потому что, чем выше будут подбро-
         шены яйца, тем выше вырастет и лен..."
           В другом магическом обряде голые  бабы  "обманывали  лен".
         Для этого и здесь,  при посеве,  баба раздевалась донага,  в
         наивном рассчете,  чтобы лен(живое  существо!),  видя  столь
         неприкрытую наготу, сжалился и подумал: "Эта баба бедная - у
         нее даже рубашки на теле нет,  надо будет пожалеть ее и  по-
         лучше уродиться..."
           Позже, к Х!Х веку,  народ стал постыдливее и все  подобные
         обряды  стали  исполнять в нижней рубахе.  Предназначался же
         сей ритуал для защиты скотины и хозяйства.
           Часто бывали в давние времена различные болезни,  и на лю-
         дях (эпидемии) и на животных(эпизоотии).  Часто поэтому  ис-
         полнялся  и  еще один архаический обряд - "изгнание коровьей
         смерти". Это был обряд "опахивания" села, совершаемый обяза-
         тельно женщинами,  обычно нагишом или,  позже, в одних руба-
         хах. sвязь борозды в "теле" матерери-земли и анатомии "женс-
         кого начала" была здесь несомненной...
           Одна(иногда - трое) впрягалась в соху,  другая правила,  а
         про чие,  распустив волосы,  шли следом,  потрясая кольями и
         палками,  гремя в горшки, сковороды, чугуны и заслонки. sчи-
         талось, что борозда "дает продух" для "земляной силы", хотя,
         в лучшем случае такой "кошачий концерт" мог лишь немного по-
         распугать  крыс  или  других грызунов - главных переносчиков
         чумных блох.
           Обряд проводился, когда уже все бабы окончательно отчаива-
         лись в методах лечения и потому  попадаться  навстече  такой
         пляшущей и вопящей голой толпе - не следовало: могли поросту
         убить.  Появление на пути любого мужчины означало бы "неуда-
         чу" колдовства и мужики хоронились, кто подальше. Впрочем, в
         случае неудачи, что, обычно и бывало, ее все равно "списыва-
         ли" на мужиков - кто-то подглядел и "нарушил" действо...
           И уж несомненно,  широчайшим образом использовалась нагота
         в любовных чародействах.  В одном,  например, обнаженная де-
         вушка должна,  перед рассветом,  собрать  определенные  виды
         трав.  В  дру гом - единожды,  а то и трижды голышом обежать
         деревню, колдуя на какого-то парня. В третьем - ночью или на
         рассвете пробраться,  тайком, к дому приглянувшегося и оста-
         вить что-либо у крыльца и т.д.
           "В деревнях,  что  подальше  в захолустьях,  на Тиховы дни
         иное  старинное  действо  справляют,  -   отмечал   писатель
         П.И.Мельников- Печерский("В лесах"). - o ту пору сорные тра-
         вы меж сеянной и саженной огородины разрастаются,  пора  де-
         вичьей работы приходит - гряды полоть. Но перед тем, по ста-
         рому завету, надо "гряды обегать".
           Собираются красны девицы гурьбой и в глухую полночь обега-
         ют гряды веселой веренисей.  a сами все до единой  -  в  чем
         мать роди ла.  oт того обегания - ни червь на гряды не напа-
         дет, ни лютые медвяные росы, ни солнышком овощи не припечет,
         ни дождиком их не зальет...
           Хоть действо бывает и полночью,  да на Тиховы дни  заря  с
         зарей сходится, какой горячий молодеский взор в те белые но-
         чи не разглядит голеньких красоточек?"
           А на  Святки  было  другое  голое  чудачество - гадание на
         "банника", собрата лешего, что обитает в бане. В полночь де-
         висы подбиралиь,  наклонившись,  голым задом, задрав юбки, к
         двери или к окошку бани. Считалось, например, что "если бан-
         ник прикоснется мохнатой рукой будет жених богатый, если го-
         лой рукой - бедный..."(Мифологический словарь. М., 1991).
           Разумеется, девки  знали,  что в бане заранее сидел кто-то
         из сельских парней и подобный  "магический"  ритуал  означал
         как бы своеобразной "сватанье", довольно скабрреное по соде-
         жанию...
           Гадали компанией по фигуркам из воска,  вылитым из ковша в
         холодную воду.  В одиночку же шли гадать опять-таки в  баню,
         где,  раздевшись, и дрожа от страха, склоняли каплющую свечу
         над чашкой(символы мужского и женского).  zдесь жених,  под-
         час, являлся воочию:
           "Расторопный суженый, подкупив няньку, с вечера переселял-
         ся  в баню и дожидался прихода суженой,  - отмечал известный
         русский этнограф И.П.Сахаров.  - Когда же суженая хочет  га-
         дать, он предстает ей, вручая кольсо и скрывается..."
           И, уж разумеется, "магический нюдизм" использовался в сва-
         дебном действии, перед встречей жениха и невесты.
           "Баня играет  здесь  главную  роль",  -   писала   княгиня
         Е.Р.Дашкова  и приводила красочное описание народной свадьбы
         в которой ей довелось участвовать:
           "Невеста, заливаясь  горькими слезами,  садится в передний
         угол столом, покрытом плодами и пр., жених подходит к ней и,
         одарив ее разными нарядами,  быстро исчезает, сопровождаемый
         своими товарищами в баню.  Тогда  хоровод  девушек  начинает
         петь своего рода реквием - свадебные песни.
           После этого отводят в баню невесту, окруженную ее молодыми
         подругами,  которых  собирается  от тридсати до сорока,  они
         раздевают ее в передней комнате и потом,  все еще плачущую и
         голую, вводят в самую баню.
           Раздевшись сами,  они моют,  вытирают ее,  потом  начинают
         тансевать,  бить в ладоши,  пить вино,  которое раздает одна
         eва,  сидящая с бутылкой и стаканом в руке,  а  невеста  все
         плачет.  Затем  раздается круговая песня которую подтягивают
         все, за исключением самой суженой.
           Эта сцена продолжается с час и под конес принимает вид не-
         обузданного пира. Подружки, разгоряченные вином и паром, по-
         ют  и  пляшут,  подобно вакханкам,  между тем невеста угрюмо
         молчит или плачет..."
           Что и говорить - хорошо жили наши предки!
           Особенно - женщины...

      

Next
Hosted by uCoz