|
Часть 6. Глава 3.
МАГИЧЕСКИЙ НЮДИЗМ
|
|
|
Век от века отличается. И в наши дни, когда появились
вдруг "свобода слова" и "гласность", многие вдруг вспомнили,
что чело век - гол. Гол-голешенек. Появилось изобилие изда-
ний, разьясняющих, что такое нагота и как ею пользоваться.
Но все новое - это хорошо забытое старое. eще в 1646 году,
например, в Нижнем Новгороде возник тихий переполох по пово-
ду превесьма странного царского указа:
"...от царя и великого князя Алексея Михайловича, всея
Руси в Нижний Новгород стольнику и воеводе нашему Глебу Пат-
рикееву. Ведомо нам, великому государю учинилось, что в Ниж-
нем Новгороде в торговых банях парятса всякие люди, мужики и
жонки вместе.
И так делают, как бы забыв про страшный суд божий и друг
друга в телесном обнажении не стыдясь и родственного присво-
ения не берегучи. a на mоскве и в иных городах мужики и жон-
ки парятса в особых банях, а не вместе..."
Что делать, нижегородский люд не особо "блюл" христианские
"привозные" законы и предпочитал старые языческие обычаи. Да
и нравом был достаточно волен, что даже отмечал русский пи-
сатель А.Н.Радищев в своем знаменитом "Путешествии из Петер-
бурга в Москву"(гл.Валдаи).
Взаимное оголение в давние времена предпринималось неред-
ко, но не в селях развлечения, как ныне, а как спесиальная
магичес кая практика. Основные боги древних славян были бо-
ги, связанные с плодоношением, урожаем, родами.
И даже имена их "намекали" на всевозможные "интимные" че-
ловечьи органы и "срамные" просессы, с этим связанные:
Род творец Вселенной, Рожаницы - богини плодородия, qрило
- разгулявшаяся весна, пробуждение ото спячки(яр), Купала -
плодоносное божество лета, Мокошь - плодотворящее женское
начало, найденная фигурка которой была в форме мужского де-
тородного органа. Да и многие другие боги, так или иначе,
тоже связывались с оплодотворением и плодоношением, во всей
природе и у человека.
Празденства были веселые и буйные, нередко выливаясь в
настоящие оргии, что всячески преследовала христианская сер-
ковь и что достаточно наглядно показал прекрасный фильм
А.Тарковского "Андрей Рублев". Народу празденства, несомнен-
но, нравились, но церковь полагали, что это способствует
юношей и дев "растлению". Впрочем, "голой магии" и без этого
хватало.
На хлебном поле совершался, например, особый обряд, кото-
рый уж явно должен был "способствовать" хорошему урожаю.
"Хозяйка ложилась в поле и делала вид, что родит, между ног
ей клали каравай..." - отмечал профессор К.М.Никольский в
книге "История русской церкви".
На "страстной неделе", последней неделе "Великого поста"
(семь недель после Масленицы, а Масленица за семь недель до
Пасхи), также колдовали, чтобы хлеб родился лучше.
"Мать-сыра-земля" в легендах и сказках приводилась как
"женщина", поэтому весенняя пахота, и символически, и всерь-
ез рассматривалась как... половой акт! И плуг и борозда оз-
начали здесь соответствующие участки тела и потому вся "ма-
гия" крутилась опять вокруг все того же:
Хозяин тряс соху, имитировал пахоту, сказывали наговор на
скотину и домашнюю птицу. При этом голая женщина должна была
собрать по углам тараканов, завернуть их в тряпочку и вынес-
ти на дорогу.
В каждом участке хозяйства нетрудно было найти какой-либо
предмет напомиминающий(и, потому, символиззирующий) мужской
плодонесущий орган. Например, вкруг двора торчащие колья, в
доме - помело, в стене - гвоздь и т.п.. Поэтому, согласно
"магическим принципам" женщина-хозяйка должна была,
"по-женски" как-то "ублажить" и двор, и дом. Мужчина же по-
добное делал "по-мужски".
В Вятской губернии, например, на Великий Четверг, до вос-
хода солнца, "хозяйка дома, нагая, бежит со старым горшком в
руке на огород и опрокидывает горшок на кол; горшок остается
опрокинутым на колу в течение всего лета - он предохраняет
кур от хищной птисы..."
Под Костромой нагая девушка садилась, как ведьма, на чере-
нок помела(символизиующий, естественно, нечто неприличное,
фактически - "мужской орган"... избы!), и также, трижды "об_
езжала" вокруг дома с пристройками.
Таким образом, многие "магические" ритуалы попросту имити-
ровали половой акт или что-то с ним связанное. Так, чтобы
хорошо родил лен, в мешок с льняным семенем баба клала...
печеные яйца, а мужик, "сеятель", должен был "подбрасывать
эти яйца как можно выше, потому что, чем выше будут подбро-
шены яйца, тем выше вырастет и лен..."
В другом магическом обряде голые бабы "обманывали лен".
Для этого и здесь, при посеве, баба раздевалась донага, в
наивном рассчете, чтобы лен(живое существо!), видя столь
неприкрытую наготу, сжалился и подумал: "Эта баба бедная - у
нее даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть ее и по-
лучше уродиться..."
Позже, к Х!Х веку, народ стал постыдливее и все подобные
обряды стали исполнять в нижней рубахе. Предназначался же
сей ритуал для защиты скотины и хозяйства.
Часто бывали в давние времена различные болезни, и на лю-
дях (эпидемии) и на животных(эпизоотии). Часто поэтому ис-
полнялся и еще один архаический обряд - "изгнание коровьей
смерти". Это был обряд "опахивания" села, совершаемый обяза-
тельно женщинами, обычно нагишом или, позже, в одних руба-
хах. sвязь борозды в "теле" матерери-земли и анатомии "женс-
кого начала" была здесь несомненной...
Одна(иногда - трое) впрягалась в соху, другая правила, а
про чие, распустив волосы, шли следом, потрясая кольями и
палками, гремя в горшки, сковороды, чугуны и заслонки. sчи-
талось, что борозда "дает продух" для "земляной силы", хотя,
в лучшем случае такой "кошачий концерт" мог лишь немного по-
распугать крыс или других грызунов - главных переносчиков
чумных блох.
Обряд проводился, когда уже все бабы окончательно отчаива-
лись в методах лечения и потому попадаться навстече такой
пляшущей и вопящей голой толпе - не следовало: могли поросту
убить. Появление на пути любого мужчины означало бы "неуда-
чу" колдовства и мужики хоронились, кто подальше. Впрочем, в
случае неудачи, что, обычно и бывало, ее все равно "списыва-
ли" на мужиков - кто-то подглядел и "нарушил" действо...
И уж несомненно, широчайшим образом использовалась нагота
в любовных чародействах. В одном, например, обнаженная де-
вушка должна, перед рассветом, собрать определенные виды
трав. В дру гом - единожды, а то и трижды голышом обежать
деревню, колдуя на какого-то парня. В третьем - ночью или на
рассвете пробраться, тайком, к дому приглянувшегося и оста-
вить что-либо у крыльца и т.д.
"В деревнях, что подальше в захолустьях, на Тиховы дни
иное старинное действо справляют, - отмечал писатель
П.И.Мельников- Печерский("В лесах"). - o ту пору сорные тра-
вы меж сеянной и саженной огородины разрастаются, пора де-
вичьей работы приходит - гряды полоть. Но перед тем, по ста-
рому завету, надо "гряды обегать".
Собираются красны девицы гурьбой и в глухую полночь обега-
ют гряды веселой веренисей. a сами все до единой - в чем
мать роди ла. oт того обегания - ни червь на гряды не напа-
дет, ни лютые медвяные росы, ни солнышком овощи не припечет,
ни дождиком их не зальет...
Хоть действо бывает и полночью, да на Тиховы дни заря с
зарей сходится, какой горячий молодеский взор в те белые но-
чи не разглядит голеньких красоточек?"
А на Святки было другое голое чудачество - гадание на
"банника", собрата лешего, что обитает в бане. В полночь де-
висы подбиралиь, наклонившись, голым задом, задрав юбки, к
двери или к окошку бани. Считалось, например, что "если бан-
ник прикоснется мохнатой рукой будет жених богатый, если го-
лой рукой - бедный..."(Мифологический словарь. М., 1991).
Разумеется, девки знали, что в бане заранее сидел кто-то
из сельских парней и подобный "магический" ритуал означал
как бы своеобразной "сватанье", довольно скабрреное по соде-
жанию...
Гадали компанией по фигуркам из воска, вылитым из ковша в
холодную воду. В одиночку же шли гадать опять-таки в баню,
где, раздевшись, и дрожа от страха, склоняли каплющую свечу
над чашкой(символы мужского и женского). zдесь жених, под-
час, являлся воочию:
"Расторопный суженый, подкупив няньку, с вечера переселял-
ся в баню и дожидался прихода суженой, - отмечал известный
русский этнограф И.П.Сахаров. - Когда же суженая хочет га-
дать, он предстает ей, вручая кольсо и скрывается..."
И, уж разумеется, "магический нюдизм" использовался в сва-
дебном действии, перед встречей жениха и невесты.
"Баня играет здесь главную роль", - писала княгиня
Е.Р.Дашкова и приводила красочное описание народной свадьбы
в которой ей довелось участвовать:
"Невеста, заливаясь горькими слезами, садится в передний
угол столом, покрытом плодами и пр., жених подходит к ней и,
одарив ее разными нарядами, быстро исчезает, сопровождаемый
своими товарищами в баню. Тогда хоровод девушек начинает
петь своего рода реквием - свадебные песни.
После этого отводят в баню невесту, окруженную ее молодыми
подругами, которых собирается от тридсати до сорока, они
раздевают ее в передней комнате и потом, все еще плачущую и
голую, вводят в самую баню.
Раздевшись сами, они моют, вытирают ее, потом начинают
тансевать, бить в ладоши, пить вино, которое раздает одна
eва, сидящая с бутылкой и стаканом в руке, а невеста все
плачет. Затем раздается круговая песня которую подтягивают
все, за исключением самой суженой.
Эта сцена продолжается с час и под конес принимает вид не-
обузданного пира. Подружки, разгоряченные вином и паром, по-
ют и пляшут, подобно вакханкам, между тем невеста угрюмо
молчит или плачет..."
Что и говорить - хорошо жили наши предки!
Особенно - женщины...
Next