Часть 6. Глава 5.

ЦАРЬ ПРОТИВ КОЛДУНОВ

Вернуться к Оглавлению


           
           Несмотря на высокие стены Кремля и  дворцов,  несмотря  на
         усиленную охрану и проверки, царь Алексей Михайлович продол-
         жал опасаться порчи и отравы.  oб этом говорят  многие  дела
         проходив шие через Тайный приказ.  Из страха перед злыми ча-
         рами молодой царь в юные годы отказался от брака с  понрара-
         вившейся ему с первого взгляда девушкой, дочерью касимовско-
         го помещика Евфимией Всеволожской.
           Он выбрал  ее одну на смотринах из двухсот боярских и дво-
         рянских дочерей и тут же вручил ей кольцо и платок - так ве-
         лико было его желание как можно скорее видеть ее царицей. Но
         этот выбор не был одобрен бывшим  его  наставником  боярином
         Морозовым  присмотревшем для царя другую невесту,  дочь мос-
         ковского дворянина,  Марию Милославскую,  на сестре которой,
         aнне он сам хотел жениться,  чтобы таким путем породниться с
         царем.
           Когда Евфимию ввели в царские хоромы для наречвения царев-
         ной,  она вдруг потеряла сознание. Матери и сестры отвергну-
         тых  невест  поспешили  распустить слух что она "испорчена",
         больна падучей болезнью и "к  царской  радости  не  прочна".
         Евфимию Всеволожскую тут же увезли за город,  под надзор од-
         ного боярина,  а на отца ее,  поклявшегося накануне, что его
         дочь совершенно здорова,  завели "верхнее государево дело" и
         взяли под стражу.
           Алексей Михайлович,  которому тогда было всего шестнадцать
         лет , конечно мог не знать, что, по наущению боярина Морозо-
         ва,  причесывавшие невесту мамки и бабки так крепко завязали
         ей волосы, что у нее потемнело в глазах...
           Отца Евфимии  Рафа Федора Всеволожского обвинили в измене,
         в сознательном намерении обмануть  царя.  pосле  мучительной
         пытки  он был сослан в sибирь с семьей,  где через несколько
         лет и умер,  а жену и детей его, том числе и царскую невесту
         перевели в дальнюю деревню,  в Касимовском уезде.  "a из де-
         ревни, - гласил указ, - их к Москве и никуда отпущати не ве-
         лено..."
           Увидев явные опасности колдовства, Алексей Михайлович, бу-
         дучи  человеком осторожным и даже трусоватым,  принялся вся-
         чески с ним бороться. например, в феврале и апреле 1653 года
         он послал специальные указы воеводам в Карлове и Осколе:
           "Многие незнающие люди,  - говорилось в одном из указов, -
         забыв страх божий и не памятуя смертного часа, и не чая себе
         за то вечные муки, держат отреченные еретические и гадатель-
         ные книги, и письма, и заговоры и коренья, и отравы, и ходят
         к колдунам и ворожеям, и на гадательных книгах костьми воро-
         жат,  и  те коренья,  и отравы и еретические наговоры многих
         людей на смерть портят,  и от тое порчи многие люди  мучатся
         разными бои помирают..."
           Велено было никому впредь "богомерзкими" делами  не  зани-
         маться,  отреченные еретические книги, а также заговоры, ко-
         ренья,  отравы - сжечь, и людей больше не портить. a тех же,
         кто  будет продолжать "чародейства",  приказано было сжигать
         без всякой пощады,  а дома их,  колдовские - разорять дотла,
         так,  чтобы ни их самих, ни какой памяти о них и их злых де-
         лах - не осталось...
           Из следственных дел,  однако, легко видно, что обвинения в
         столь опасном для царя и  государства  "чародействе"  широко
         использовались "в личных целях" для собственной выгодыю под-
         час из чувства личного недоброжелательства, ненависти и мес-
         ти. pри этом хватались за первое неосторожное слово, сказан-
         ное при раздражении, запальчивости, спьяну или ради шутки.
           Так, от  времен  царя Алексея  Михайловича  дошло  до нас
         судное дело между Никитою Арцыбашевым  и  Иваном  Колобовым.
         Сначала Арцыбашев в поданной им челобитной - обзывал Колобо-
         ва кудесником и утверждал, будто видел у него "волшебные за-
         говорные  писма"  которыми тот испортил его жену и околдовал
         бояр и воевод,  а потом противники помирились и подали заяв-
         ление,  что желают прекратить это дело,  что Никита возбудил
         его "затейкою, исполняя свою недружбу", так как между ними и
         допрежь  сего были многие тяжбы в поместном приказе и взаим-
         ные иски в бесчестии..."
           Вообще же, всевозможные процессы о вынутых травах, корень-
         ях,  заговорных письмах и других "волшебных" снадобьях  сос-
         тавляли  в ХVp веке веьма обыкновенное явление.  В 1666 году
         сослан был в Кирилло-Белозерский монастырь,  на  исправление
         посадский человек aничка gромников за то,  что учился "заго-
         ворным словам" - с целью  отомстить  недружбу.  Велено  было
         везти его скованным и бережно, а в монастыре держать под на-
         чалом и до государева указу..."
           В разрядной книге 1675 года записаны два кратких известия:
         одно - о Григории Косагова,  на которого духовник его  подал
         извет,  будто он держит у себя еретические книги,  и по тому
         извету царь приказал Косагова послать к патриарху для иссле-
         дования  и  очной  ставки с обвинителем;  другое - о боярине
         князе Федоре Куракине,  которому велено было не  съезжать  с
         своего дома до государева указу - за то, что он держал у се-
         бя в доме "ведомую вориху девку Феньку,  слепую и  вооржею";
         самую Феньку, вместе с дворовыми людьми Куракина, велено бы-
         ло пытать жестокою пыткою комнатным боярам,  да дьяку тайных
         дел,  и  которых людей станет она оговаривать - тем давать с
         нею очные ставки и пытать их накрепко.
           В 1652 г.  состоялось посвящение Никона в патриархи, и уже
         вскоре началась подготовка  грандиозной  церковной  реформы.
         Будучи во главе,  Никон отчаянно боролся и с колдунами,  и с
         еретиками,  но суеверия эпохи не обошли и его:  oн,  скажем,
         сажал с собой за обед юродивого по имени Киприяна, таскавше-
         гося нагим по улице.
           Патриарх собственными руками угощал его и поил из серебря-
         ных сосудов,  а остатки...  допивал сам.(слушались  юродивых
         даже священники). В том же 1652 году было организовано изго-
         товление всемирно знаменитого "царь-Колокола": церковь могла
         себе позволить большие затраты.
           Велись и проверки на "чистоту" личного  состава  духовенс-
         тва.  Всякий донос на священнослужителя немедленно проверял-
         ся,  каким бы нелепым он ни был. В 1670 г. однажды взбудора-
         жили  город Шую:  собрали всех жителей и спросили,  по указу
         суздальского архиепископа:
           "Не видел ли кто и не слыхал ли, как соборный поп Иван ез-
         дил на медведе?"
           На лошадях народ, разумеется, катался, но на медведях - не
         доводилось.  Донос не прошел,  все отвечали,  что "слухом не
         слыхивали и видением не видели..." Так все и обошлось...
           В грамоте Мисаила, митрополита белогородского и обоянского
         писанной  в 1673 г.  к Никодиму,  архимандриту Курского зна-
         менского монастыря,  сказано:  "Да в городах же и уездах му-
         жеского и женского полу бывают чародеи, и волхвованием своим
         и чародейством многих людей прельщают. Многие люди тех волх-
         вов и чародеев в дом, к себе, к малым детям и к больным мла-
         денцам призывают а они великое волхвование чинят,  и от пра-
         воверия павославных христиан отлучают.
           Суд над чародеями вершили скорый и беспощадный.  Скажем, в
         1674 г.  в Тотьме сожжена была в срубе при многих людях жен-
         щина Федосья по оговору в порче; при казни она, правда, обя-
         вила всем что никого не портила,  но что перед воеводою пок-
         лепала себя, "не перетерпя пыток."
           Преследовал колдунов   царь   Алексей   Михайлович  и  его
         подданные, как видим, отнюдь не по "научным" соображением. В
         том-то  и дело что он сам верил в чародейство и люто его бо-
         ялся. Но - пытался использовать и для себя. Так, по его при-
         казу  было купдено знаменитое лекарство для "усиления" мужс-
         кой силы - "рога  единорога"(носорога),  оплаченные  в  1655
         году   десятью  тысячами  рублей  "соболями  и  мягкой  рух-
         лядью..."(то есть - мехами).
           К концу же своей жизни,  в 1675 году он, чувствуя ухудшаю-
         щееся состояние, требовал, чтобы воеводы в Сибири всюду выз-
         навали знахарей и травы, от них, присылали тех с травами - в
         Москву...
           Появился при aлексее Миахйловиче российский флаг. Примерно
         в 1667 г. указом царя были подтверждены государственные цве-
         та России: белый, синий и красный. На Руси эти цвета издавна
         почитали и они имели символические значения:  Белый - благо-
         родство,  откровенность; синий - верность, честность, безуп-
         речность, красный - мужество, смелость, великодушие, любовь.
           Но в  1676 году закончилось славное правление "тишайшего",
         Алексей Михайлович отошел в мир иной.  На престоле  оказался
         его сын, Федор Алексеевич...

      

Next
Hosted by uCoz