|
Часть 6. Глава 5.
ЦАРЬ ПРОТИВ КОЛДУНОВ
|
|
|
Несмотря на высокие стены Кремля и дворцов, несмотря на
усиленную охрану и проверки, царь Алексей Михайлович продол-
жал опасаться порчи и отравы. oб этом говорят многие дела
проходив шие через Тайный приказ. Из страха перед злыми ча-
рами молодой царь в юные годы отказался от брака с понрара-
вившейся ему с первого взгляда девушкой, дочерью касимовско-
го помещика Евфимией Всеволожской.
Он выбрал ее одну на смотринах из двухсот боярских и дво-
рянских дочерей и тут же вручил ей кольцо и платок - так ве-
лико было его желание как можно скорее видеть ее царицей. Но
этот выбор не был одобрен бывшим его наставником боярином
Морозовым присмотревшем для царя другую невесту, дочь мос-
ковского дворянина, Марию Милославскую, на сестре которой,
aнне он сам хотел жениться, чтобы таким путем породниться с
царем.
Когда Евфимию ввели в царские хоромы для наречвения царев-
ной, она вдруг потеряла сознание. Матери и сестры отвергну-
тых невест поспешили распустить слух что она "испорчена",
больна падучей болезнью и "к царской радости не прочна".
Евфимию Всеволожскую тут же увезли за город, под надзор од-
ного боярина, а на отца ее, поклявшегося накануне, что его
дочь совершенно здорова, завели "верхнее государево дело" и
взяли под стражу.
Алексей Михайлович, которому тогда было всего шестнадцать
лет , конечно мог не знать, что, по наущению боярина Морозо-
ва, причесывавшие невесту мамки и бабки так крепко завязали
ей волосы, что у нее потемнело в глазах...
Отца Евфимии Рафа Федора Всеволожского обвинили в измене,
в сознательном намерении обмануть царя. pосле мучительной
пытки он был сослан в sибирь с семьей, где через несколько
лет и умер, а жену и детей его, том числе и царскую невесту
перевели в дальнюю деревню, в Касимовском уезде. "a из де-
ревни, - гласил указ, - их к Москве и никуда отпущати не ве-
лено..."
Увидев явные опасности колдовства, Алексей Михайлович, бу-
дучи человеком осторожным и даже трусоватым, принялся вся-
чески с ним бороться. например, в феврале и апреле 1653 года
он послал специальные указы воеводам в Карлове и Осколе:
"Многие незнающие люди, - говорилось в одном из указов, -
забыв страх божий и не памятуя смертного часа, и не чая себе
за то вечные муки, держат отреченные еретические и гадатель-
ные книги, и письма, и заговоры и коренья, и отравы, и ходят
к колдунам и ворожеям, и на гадательных книгах костьми воро-
жат, и те коренья, и отравы и еретические наговоры многих
людей на смерть портят, и от тое порчи многие люди мучатся
разными бои помирают..."
Велено было никому впредь "богомерзкими" делами не зани-
маться, отреченные еретические книги, а также заговоры, ко-
ренья, отравы - сжечь, и людей больше не портить. a тех же,
кто будет продолжать "чародейства", приказано было сжигать
без всякой пощады, а дома их, колдовские - разорять дотла,
так, чтобы ни их самих, ни какой памяти о них и их злых де-
лах - не осталось...
Из следственных дел, однако, легко видно, что обвинения в
столь опасном для царя и государства "чародействе" широко
использовались "в личных целях" для собственной выгодыю под-
час из чувства личного недоброжелательства, ненависти и мес-
ти. pри этом хватались за первое неосторожное слово, сказан-
ное при раздражении, запальчивости, спьяну или ради шутки.
Так, от времен царя Алексея Михайловича дошло до нас
судное дело между Никитою Арцыбашевым и Иваном Колобовым.
Сначала Арцыбашев в поданной им челобитной - обзывал Колобо-
ва кудесником и утверждал, будто видел у него "волшебные за-
говорные писма" которыми тот испортил его жену и околдовал
бояр и воевод, а потом противники помирились и подали заяв-
ление, что желают прекратить это дело, что Никита возбудил
его "затейкою, исполняя свою недружбу", так как между ними и
допрежь сего были многие тяжбы в поместном приказе и взаим-
ные иски в бесчестии..."
Вообще же, всевозможные процессы о вынутых травах, корень-
ях, заговорных письмах и других "волшебных" снадобьях сос-
тавляли в ХVp веке веьма обыкновенное явление. В 1666 году
сослан был в Кирилло-Белозерский монастырь, на исправление
посадский человек aничка gромников за то, что учился "заго-
ворным словам" - с целью отомстить недружбу. Велено было
везти его скованным и бережно, а в монастыре держать под на-
чалом и до государева указу..."
В разрядной книге 1675 года записаны два кратких известия:
одно - о Григории Косагова, на которого духовник его подал
извет, будто он держит у себя еретические книги, и по тому
извету царь приказал Косагова послать к патриарху для иссле-
дования и очной ставки с обвинителем; другое - о боярине
князе Федоре Куракине, которому велено было не съезжать с
своего дома до государева указу - за то, что он держал у се-
бя в доме "ведомую вориху девку Феньку, слепую и вооржею";
самую Феньку, вместе с дворовыми людьми Куракина, велено бы-
ло пытать жестокою пыткою комнатным боярам, да дьяку тайных
дел, и которых людей станет она оговаривать - тем давать с
нею очные ставки и пытать их накрепко.
В 1652 г. состоялось посвящение Никона в патриархи, и уже
вскоре началась подготовка грандиозной церковной реформы.
Будучи во главе, Никон отчаянно боролся и с колдунами, и с
еретиками, но суеверия эпохи не обошли и его: oн, скажем,
сажал с собой за обед юродивого по имени Киприяна, таскавше-
гося нагим по улице.
Патриарх собственными руками угощал его и поил из серебря-
ных сосудов, а остатки... допивал сам.(слушались юродивых
даже священники). В том же 1652 году было организовано изго-
товление всемирно знаменитого "царь-Колокола": церковь могла
себе позволить большие затраты.
Велись и проверки на "чистоту" личного состава духовенс-
тва. Всякий донос на священнослужителя немедленно проверял-
ся, каким бы нелепым он ни был. В 1670 г. однажды взбудора-
жили город Шую: собрали всех жителей и спросили, по указу
суздальского архиепископа:
"Не видел ли кто и не слыхал ли, как соборный поп Иван ез-
дил на медведе?"
На лошадях народ, разумеется, катался, но на медведях - не
доводилось. Донос не прошел, все отвечали, что "слухом не
слыхивали и видением не видели..." Так все и обошлось...
В грамоте Мисаила, митрополита белогородского и обоянского
писанной в 1673 г. к Никодиму, архимандриту Курского зна-
менского монастыря, сказано: "Да в городах же и уездах му-
жеского и женского полу бывают чародеи, и волхвованием своим
и чародейством многих людей прельщают. Многие люди тех волх-
вов и чародеев в дом, к себе, к малым детям и к больным мла-
денцам призывают а они великое волхвование чинят, и от пра-
воверия павославных христиан отлучают.
Суд над чародеями вершили скорый и беспощадный. Скажем, в
1674 г. в Тотьме сожжена была в срубе при многих людях жен-
щина Федосья по оговору в порче; при казни она, правда, обя-
вила всем что никого не портила, но что перед воеводою пок-
лепала себя, "не перетерпя пыток."
Преследовал колдунов царь Алексей Михайлович и его
подданные, как видим, отнюдь не по "научным" соображением. В
том-то и дело что он сам верил в чародейство и люто его бо-
ялся. Но - пытался использовать и для себя. Так, по его при-
казу было купдено знаменитое лекарство для "усиления" мужс-
кой силы - "рога единорога"(носорога), оплаченные в 1655
году десятью тысячами рублей "соболями и мягкой рух-
лядью..."(то есть - мехами).
К концу же своей жизни, в 1675 году он, чувствуя ухудшаю-
щееся состояние, требовал, чтобы воеводы в Сибири всюду выз-
навали знахарей и травы, от них, присылали тех с травами - в
Москву...
Появился при aлексее Миахйловиче российский флаг. Примерно
в 1667 г. указом царя были подтверждены государственные цве-
та России: белый, синий и красный. На Руси эти цвета издавна
почитали и они имели символические значения: Белый - благо-
родство, откровенность; синий - верность, честность, безуп-
речность, красный - мужество, смелость, великодушие, любовь.
Но в 1676 году закончилось славное правление "тишайшего",
Алексей Михайлович отошел в мир иной. На престоле оказался
его сын, Федор Алексеевич...
Next