Часть 6. Глава 6.

ВЕСТИ КОЛДОВСКИЕ

Вернуться к Оглавлению


          
           По мнению типичных обитателей XVII века,  жить в миру сле-
         довало так же тихо и благочинно,  как "отцы и деды жили", не
         сдвигаясь ни на вершок. Все должно было быть ровно, гладко и
         неизменно.
           Так считали во дворцах и храмах, такому смирению учили на-
         род. Во фрагменте рукописи 1643 г. читаем:

           "Братие, не высокоумствуйте, но во смирении пребывайте.
          Аще кто речет: Веси ли всю философию?
           И ты ему р(е)цы:  eллинских борзостей не текох("не  теку",
         т.е.  не  следую греческим вольностям - А.А.),  ни риторских
         астро номий не читах,  ни с мудрыми философами  не  бывах  -
         учуся  книгами благодатного закона,  аще бы можно (было) моя
         грешная душа очистити от грех(а)..."

           Иными словами  - с мудрецами не знаюсь и не хочу,  а учусь
         лишь священным книгам, как избавить душу от греха.
           Англичанин Флетчер,  оставивший интересные записки о своем
         пребывании в mоскве, писал о местном духовенстве, поражающую
         европейцев своей закостенелостью:

           "Будучи сами невеждами во всем, они стараются всеми средс-
         твами воспрепятствовать распространению просвещения,  как бы
         опасаясь,  чтобы не обнаружилось их собственное невежество и
         нечестие.  По этой причине они уверили царей, что всякий ус-
         пех в образовании может произвести переворот  в  государстве
         и, следовательно, должен быть опасным для власти..."

           Законы наших предков были весьма  просты  и  бесхитростны.
         nежелающих  "верить" в бога,  например,  заставляли "верить"
         -силой,  всем образом жизни,  насильно и без нужды насаживая
         всюду религиозные обычаи и порядки.
           Так, в 1649 г.  вышло "Уложение государя,  царя и великого
         князя Алексея Михайловича", свод законов, в котором 1-я гла-
         ва так и называлась:  "o богохульниках и церковных  мятежни-
         ках". Первая же статья там гласила:

           "Будет кто иноверцы, какия ни будь веры, или русской чело-
         век,  возложит  хулу  на  господа бога и Спаса нашего Иисуса
         Христа,  или на рождшую его Пречистую владычицу нашу богоро-
         дицу и присно Деву Марию, или на честный крест или на святых
         его угодников: и про то сыскивать сыски накрепка.
           Да будет то(т) сыщется про то: до пряма и того богохульни-
         ка обличив, казнить сжечь..."

           Увы, если  бы  все обстояло так просто,  если казнили бы и
         впрямь сквернословов и хулиганов в церквях.  nо закон  пони-
         мался  гораздо  "шире".  Под "богохульником" понимали любого
         человека который говорил "не так",  который "не так"  посту-
         пал.  Были "грехом" музыка,  песни, танцы, игры. "Грехом" и,
         причем, "страшным грехом" считались простодушные девичьи га-
         дания на суженного. "oсобо" опасным грехом считалось собира-
         ние лечебных("колдовских"!) трав и кореньев, неумелые попыт-
         ки излечить травками себя и родных.
           Все это запрещалось.  Бог дал,  бог и взял,  -  таков  был
         закон. И умирали сотнями младенцы, лишенные повивальной баб-
         ки-акушерки,  казненной, за "ведьмовство". nельзя идти "суп-
         ротив естества",  - и, даже в Х!Х веке, когда врачи пытались
         обезболить роды,  помочь роженнице, церковь и это запрещала,
         ибо по мнению ее - именно бог дал женщине мучения за "перво-
         родный" грех праматери eвы.  Сколько же еще смертей и жизней
         должно было минуть, чтобы понял человек роль свою для людей,
         чтобы бы понял что совсем не Бог - хозяин на Земле...
           Впрочем, суеверия вкрадывались и к самим нравоучителям.
           В 1651 г.  в Москве был случай с Федором Шиловцевым. Когда
         его взяли под следствие, то на допросе он рассказал такое:

           "oтдан он (был) в Чудов монастырь, под начало черному попу
         Илье,  да с ним же сидел под началом иноземец Кроновский.  И
         он испил у того иноземца квасу,  и у него в брюхе почало шу-
         меть (яблочный квас,  сидр, "шипучка" - aa). И чает, то в те
         поры он (и был) испорчен.
           И после  того ходил он по отпуску из монастыря,  к себе на
         двор и пришед(ши) в монастырь,  учал говорить псалтырь.  И в
         те поры пред ним зашумело(НЛО!  Контакт! - сказали бы ныне -
         А.А.),  как бы пролетел ангел или бес. И ангел велел ему бо-
         городицы образ на стене снять, для того, что непригоже обра-
         зам кланяться.
           И он,  сняв со стены образ,  да крест, положил на землю.
           И крест начал вспрядывать(приподниматься,  подпрыгивать  -
         А.А.).  И  он на образ и на крест вступал ногами.  a то дело
         божье учинил он, то не просто, (а) по ангелову велению..."

           Впрочем, судя  по  всему  явившийся  ангел был отъявленным
         атеистом.  Однако сам Шиловцев, видимо, тоже не был уверен в
         существовании божества, судя по результатам допроса:

           "Когда ему сказали, что бог - невидим, мы святые иконы по-
         читаем,  а  иконная  часть  на первообразное(на Бога - А.А.)
         восходит,  то он отвечал: "Всякому человеку можно бога умани
         учам(и) видети..."

           В некоторых известных случаях чудеса с "ангелами" и  чуда-
         чества над иконами случались просто - по пьяному делу. Здесь
         же, вероятно, было что-то и с психикой бедного послушника:

           "И как он был в Чудовом монастыре под началом,  и приведен
         был в келью,  и тут стоял образ  Спасов  нерукотворенн(икона
         Христа - А.А.).  И он, Федька, начал на тот образ смотреть и
         тот образ начал претвояться разныя виды..."

           Что ж,  и  самогипноз и гипноз во все времена был известен
         человеку. Возможно, слшком впечатлительному Федору Шиловцеву
         и  показалось,  в  колеблющемся свете свечи,  то божий лик -
         оживает.  Возможно,  то же показалось и его  сопровождающим.
         Всякое бывает...
           Если всевозможные вещуны и гадалки  упорно преследовались,
         уничтожались и изгонялись,  то юродство "христа ради"(не пу-
         тать с нищими,  юродивые и нищие были - ярыми врагами  дрруг
         друга) в до петровские времена широко приветствовалось. Ска-
         жем,  при царе Алексее Михайловиче поверенным многих его за-
         мыслов  был  - юродивый Василий Босой.  После его смерти при
         царе тут же появился но вый "советник".
           Так, иностранный  наблюдатель торжественного вьезда царя в
         покоренную Вильну(30.07.1655) отмечал некоего "старичка" ко-
         торый  постоянно  был  возле  царя.  Старичок вел себя очень
         по-хозяйски:  "от ворот до дворца была  вся  дорога  устлана
         красным сукном,  а лестница - таким же бархатом.  Когда царь
         вышел из кареты, то старичок шел впереди..."
           В 1660 г.  сделан был донос на дьячка Харитонова. Донесли,
         что ходит он по полям,  собирает травки какие-то и  коренья,
         вершит  какие-то  волхвования на свадьбах,  принимает у сеья
         "vены с младенцами", сочиняя или списывая откуда-то заговоры
         от ран и на "умиление сердца сердитых людей".
           Тогдашнее правительство  и  церковыне  верхи,  видимо,  не
         очень  были уверены в "стойкости веры" рядового духовенства,
         которое постоянно отвлекалось на  всевохзможные  суеверия  и
         иноверия. В  который  раз  об "отреченных книгах"(запретных,
         проклятых) говорилось:

           "Суд же  между  божественными  писаниями - ложные писания,
         населию от еретик(ов) на пакость невежам попам  и  диаконам:
         льстивые(обманывающие  - А.А.) зборникы сельские и худые но-
         маканонцы по молитвенником у сельских и  неразсудных  попов,
         лживые молитвы,  (о) врачевальных, о трасавицах(лихорадках -
         А.А.), о нежитех(нечистой силе, мертвецах - А.А.), и о неду-
         зех (недугах,  болезнях - А.А.).
           И грамоты трасавские пишут на просфирах и на яблоцех(заго-
         воры от болезней, после съедаемые - А.А.), болести ради. Все
         убо то невежды де(ла)ют и держут у себя  (унаследованное) от
         отец и прадед(ов) и в том безумии ги(б)нут..."

           В 1669 г.  в городе Шуя разразилось очень громкое  дело  о
         колдовстве и кликушестве.  Там объявился некто Григорий Тро-
         фимов,  на которого поступили жалобы, что он, якобы, "портит
         людей",  и  что его надо за это "в срубе сжечь".  В ответ на
         запрорс,  посланный из Москвы,  от шуян  пошли  донесения  о
         "злодействам" уже не только упомянутого Трофимова, но и дру-
         гих лиц:

           "В прошлых и нынешних годах,  - говорилось в челобитной, -
         приезжали в Шую к чудотворному образу  Пресвятой  Богородицы
         Смоленской  со  многих городов и уездов,  всяких чинов люди,
         молиться - мужеский и женский пол,  и деви, а привозит с со-
         бою всяких чинов людей, различными скорбьми одержимых.
           И которые приезжие люди и шуян посадских жены и дети одер-
         жимых от нечистых духов,  страждущие, в божествуенную литур-
         гию мечтаются(забываются,  бредят - А.А.) всякими различными
         кознодейсьвы(ми).  И кличут в порче своей стороны на уездных
         людей, что де их портят тот и тот человек.
           И в прошлом году страдало от нечистого духа Шульнина,  по-
         садского человека Ивашкова,  - жена Маурина Иринка Федорова,
         а кликала в порче своей на Федьку qкимова.  И по твоему, Ве-
         ликого Государя указы,  по тое(й) Ивашкова(й) жены выкличке,
         Федька  Якимов  взят  в Суздаль и кончился злою смертию(т.е.
         умер под пытками - А.А.).
           А ныне  та  Иринка и уездные люди,  страждущие от нечистых
         духов, кличут в порчах и на иных шуян - на Ивашку Телегина с
         товаирищм(ми)".

           В заключение злополучные шуяне выражали в своей челобитной
         опасение,  "чтобы нам всем шуянам,  посадским людишкам в том
         не погибнуть, и в опале("опала", от слов "опалять", т.е. па-
         лить, жечь, сжигать - А.А.)не быть, а кто тех страждущих лю-
         дей портит - про то мы не ведаем..."
           Велика была вера в то, что все люди должны родиться одина-
         ковыми,  и одинаковыми по строению  и  по  здоровью.  Всякое
         уродство,  потому,  всякая  болезнь,  принималась как чье-то
         колдовство, порча, чародейство. И вновь находили "виновных",
         и  вновь  калились  в углях пыточные орудия,  снова вопили в
         предсмертной агонии заживо сжигаемые  в  субах  "колдуны"  и
         "колдуньи"...
           К 1670 году разраслось движение в пользу  Стеньки  Разина.
         Про Разина ходили песенные легенды,  как про могущественного
         воина и колдуна, способного освободиться из любой тьрьмы, из
         под  любых  замков.  Достаточно было ему нарисовать на стене
         тюрьмы дверь и она отворялась.  Рисовал лодку  и  -  уплывал
         прочь от сторо жей его.  По воде,  черпнутой из реки - нахо-
         дил, где находится заточенныйй его сын...
           Любопытна, что Разин распространял слух, то с ним находит-
         ся старший сын царя Алексея, который умер в 1670 году, Алек-
         сей Алексеевич.  Это придавало ему еще большую популярность,
         поскольку шел слух, что царевич aлексей aлексеевич укрывает-
         ся  от  измены бояр.  "Царевич" плыл в разинском караване на
         специальном судне, выложенном изнутри роскошным красным бар-
         хатом.
           "Стенька, - сообщал иностранный очевидец,  - пустил  слух,
         будто царевич, бежав от злодейских рук бояр и князей, укрыл-
         ся у него..." Для вящей убедительности,  по словам  того  же
         свидетеля,  Разин  держал у себя "...отрока лет 16,  потомка
         одного из пятигорских черкесских князей, которого захватил в
         плен... Сей юный князь ...принуждаем был... выдавать себя за
         высокую особу..."
           Так, в 1674 г.  в Тотьме сожгли "бабу Федосью", обвиненную
         в напускании порчи.  oна,  на пытке, "призналась" во всем, в
         чем ее обвиняли и в чем застяавляли признаться. Перед самойй
         казнью, однако, она твердо заявила, что никого не портила, а
         поклепала на себя,  именно,  не стерпя пытки.
           Неудивительно также,  что при царившем тогда суеверии нес-
         частная жертва правосудия прибегала к "чарам", чтобы обеспе-
         чить нечувствительность к боли при пытках.  eсли заключенный
         терпел,  то,  значит,  терпит "не своею" силой,  а "дьяволь-
         ской" и сразу допытывались, как терпит?
           В 1648  году  один устюжанин Ивашко-солдат,  попавшийся на
         какой-то уголовщине был уличен,  вдобавок и в "чародействе",
         когда  у  него  в обувке обнаружили положенный непонятно для
         чего - камушек.  Стали выяснять и оказалось, что Ивашку учил
         некий  разбойник,  чтобы "оттерпеться" от боли(отвлечь боль,
         например,  на неудобно лежащий камушек под пяткой,  типичный
         прием). При этом предлагался еще и особый заговор:

           "Небо лубяно,  и земля лубяна(бесчувственна, т.е. - aa), и
         как в земле мертвые не слышат ничего, так бы и такой-то(имя-
         рек) не слыхал жесточи и пытки..."

           Что ж, голь всегжа была на выдумки - хитра...

      

Next
Hosted by uCoz