Часть 6. Глава 7.

ПОСЛЕ "ТИШАЙШЕГО"

Вернуться к Оглавлению



           Алексей Михайлович почил с миром,  но его "подозрительное"
         дело осталось. Колдунов и ведьм продолжали выискивть всюду.
           Эпидемия доносительства приобретала новый размах.
           "В 1677  году  приведен  был в съезжую избу бобыль Калинка
         Ортемьев,  и вынуты у него из узлов:  травы, коренья, табак,
         кость жженая с воском, змея и летучие мыши; а в распросе и с
         пытки  показал,  что  все  эти  снадобья  дал  ему   коновал
         Симон-немчин.
           Велено было пытать его вторично и  допрашивать  с  великим
         пристрастием,  и  что  он покажет - о том донести государю".
         Чем кончилось это дело, правда, неизвестно.
           Новый царь был худ телом и весь болезненен. Неудивительно,
         что к 1681 году в народе пошла молва , что царя Федора Алек-
         сеевича испортили бабы-ведуньи.  27 апреля 1682 года "объяв-
         лено было о смерти Федора,  который действительно  скончался
         через  несколько  часов(подозревали отравление)",  - отмечал
         историк А.П.Богданов. uвы, редкий царь в rоссии умирал своей
         смертью, от старости, обычно ему "помогали" в этом.
           В смерти народ винил,  разумеется,  безвестных чародеев. В
         связи с этим,  16.05.1982 года в mоскве стало неспокойно.  К
         Стрелецкому приказу явились сотни  челобитчиков,  с  нелепым
         требовани "сыскать" колдуний и наказать. В такой момент мож-
         но было указать любого человека, которым ты недоволен - тол-
         па его бы растерзала.
           Откуда-то нашелся человек,  eвтюшка mарков, который заяви-
         ли,  что  эту бабу видел и знает,  что живет та на Поварской
         улице.  Толпа кинулась по указанному адресу. Бабу схватили и
         доставили в Стрелецкий Приказ,  передав боярину, Василию Се-
         меновичу Волынскому.  Бабу звали mарфушкой,  была она  женой
         водопрорводных  дел  мастера.  При разборе,  после 32 ударов
         кнутом все равно утверждала,  что ни о каком волшебстве  она
         слыхом не слыхала и никого никогда не "портила".
           Стрельцы же утверждали,  что первую эту пытку она вынесла,
         благодаря своему "чародейству" и требовали продолжения "сыс-
         ка".  Марфушку снова побили кнутом,  поднимали на дыбу, жгли
         огнем.  Несчастная не выдержала всего этого и... скончалась.
           Доносчик Евтюшка,  через 20 лет сам хватил лиха на той  же
         почве.  Такой же наветчик,  крикнув клич-девиз, "Слово и де-
         ло!", показал после под пыткой, будто давал eвтюшка дорцовой
         постельнице два кусочка "воску наговоренного", чтобы она на-
         лепила,  где знает, да еще упоминал Евтюшка при том "имя го-
         сударево, неведомо для чего".
           Евтюшку взяли и,  не выдержав пытки он скончался в застен-
         ке.  vена  же оказалась крепче,  и на трех пытках деражалась
         упорно,  отвергнув все обвинения против мужа.  Правда  ее  и
         после  держали под стражей,  пока летом 1700 года не прибыла
         бумага из Преображенского приказа:

           "Бояре приговорили: Анютку, жену Евтюшки, освободить пото-
         му что она в том деле очистилась кровью..."

           Обвинения в  чародействе начали использовать и против быв-
         ших царских любимцев: "царедворцы донесли на боярина aртамо-
         на  Сергеевича Матвеева царю Федору Алексеевичу (царст. 1676
         -1682),  что он с доктором Стефаном читает Черную  Книгу,  и
         что Николай Спофарий обучает его и сына чернокнижию.
           Доносчиками были:  карла Захарко(карлик - А.А.)  и  лекарь
         Берло.  oб  этом Матвеев сокрушенно пишет в своей челобитной
         1677 года непосредственно к царю:

           "Как будто я у себя в домишке, в палате, с Степаном Докто-
         ром чли Черную Книгу и в то де время,  будто пришло к нам  в
         палату нечистых духов множество и говорили нам,  мне, холопу
         твоему,  и доктору Степану,  те нечистые духи в  слухе,  что
         есть у вас в избе третий человек...
           А та де Черная Книга в полдесть,  а толщиною в пальца три;
         а учил де будто по той книге меня,  холопа твоего, и сынишку
         моего, Андрюшку, Николай Спофарий".

           Впоследствии открылось, что боярин Матвеев читал лечебник,
         принятый доносчиками за...  "Черную Книгу".  В  царствование
         Михаила  Фкодоровича,  говорил боярин Матвеев,  и на боярина
         Илью Дмитриевича Милославского было подкинуто письмо,  в ко-
         тором  сказывалось,  что он у себя имеет перстень волшебного
         думного дьяка Ивана Грамотина".
           Другой подобный же процесс,  вызванный волшебными "узлами"
         (наузами) был в 1680 году.  Иноземец Зинка  Ларионов  сделал
         донос на нескольких крестьян в лихих кореньях и подал в при-
         казную избу поличного "крест медный,  да корешок невелик, да
         травки немного - завязано в узлишки у креста".
           Из числа обвиняемых Игнашка Васильев признал крест своим и
         на распросн показывал:  корень тот "девесилной,  а травка-де
         ростет в огорордах,  а как зовут ее - того он не  ведает;  а
         держит тот корешок и травку от лихорадки,  и лихих-де трав и
         коренья он не знает и за дурном не ходит..."
           По осмотру  посадского  человека qкушки Паутова оказалось,
         что корень именуется "девятины - от  сердечной  скорби  дер-
         жат(девясил),  а травишко держат от гнетенишные скорби(лихо-
         радки),  а лихого-де в том ничего  нет".
           Другой подсудимый объявил,  что ему подложили в "зеп"(кар-
         ман-А.А.) травы в то время,  как он был на  кружечном  дворе
         пьяный, в беспамятстве. Крестьян, оговоренных иноземцем Зин-
         кою пытали, а потом били батогами, чтоб впредь неповадно был
         о напиваться до беспамятства и носить при себе коренья".
           В 1682 году началось совместное царствование Ивана и Петра
         Алексеевичей,  при  регентстве царевны Софьи.  Для мальчиков
         царевичей был даже изготовлен  специальный  "двойной"  трон,
         разделенный поручнем. Впрочем, если честно сказать, трон был
         даже "тройной", третье, тайное место, для Софьи было сделано
         сзади трона.  oна давала подсказки мальчикам во время приня-
         тия решений.
           24 декабря  1684 года был издан указ о раскольниках-старо-
         обрядцах:  "статьи царевны Софьи",  составленный в годы  ее
         регентства.

           "В долгой драматичной,  порой трагической истории старооб-
         рядче  ства  ее  7-летнее правление принято считать временем
         "узаконенных" беспощадных гонений на приверженцев и ревните-
         лей "древнего благочестия".

           Указ сохранился и известен ныне в двух редакциях:
           1) Как "именный" указ от 24.12.1684 г. "o наказании рассе-
         ивающи х и принимающих ереси и расколы";  2) "Указные статьи
         о раскольниках" от 07.04.1685 г. Что же грозило православным
         русским лю дям за то, что они придерживались старинных обря-
         дов, отвегая обряды, измененные по воле царя aлексея Михало-
         вича и патриарха Никона?

           "Которые расколщики святе церкви противятся, и хулу возла-
         гают ,  и в церковь, и к церковному пению и к отцем духовным
         на испов едь не ходят, и святых тайн не причащаются, и в до-
         мы свои свяще нников со святынею и с церковною  потребою  не
         пускают,  и меж христианы непристойными своими словами чинят
         соблазн и мятеж, и стоят в том воровстве упорно:
           И тех  воров - пытать,  от кого они тому научены,  и сколь
         давно ;  и на кого станут говорить,  и о тех оговорных людей
         имать и роспрашивать и давать им меж себя очные ставки,  а с
         очных ставок - пытать;  и которые с пыток учнут в том стоять
         упорно  ж,  а покорения святей церкви не принесут - и таких,
         за такую ересь,  по трикратному у казни допросу, буде не по-
         корятся, жечь в срубе и пепел розвеять..."

           И царская власть и государственная церковь  понимали,  ко-
         нечно,  что наиболее надежный способ борьбы со "злом" - пре-
         сечение его в самом  истоке.  Иными  словами  чтобы  извести
         "раскол"(q - фактически - противление церкви и власти нынеш-
         ней) нужно прежде всего лишить его притока новых  последова-
         телей.

           "А которые люди ходили в расколщиком и сами у них перекре-
         щив  ались,  и носили детей своих крещеных,  которые в малых
         летех и в возрасте, перекрещивать, а прежнее святое крещение
         вменяли в неправое крещение...  которые покорения в том при-
         носить не учнут... тех казнить смертью".

           Разумеется особое внимание нынешняя православно-российская
         инквизиция обращала на старообрядческих прорповедников.

           "Которые люди ходили по деревням,  и людей,  которые в со-
         вершенных летех,  также и детей их,  которые в совешенных  и
         малых летех, перекрещивали и прежнее святое крещение нарица-
         ли неправым...  их исповедав и причасти, казнить смертью без
         всякого милосердия".

           Смертельно опасно было не  только  проповедовать  верность
         "старым обрядам", не только примыкать к не приемлющим "Нико-
         новы новины"(новинки ,  т.е.),  но и оказывать гонимым "рас-
         кольникам" какое-либо содействие, давать им приют.
           "Которые люди расколщиков у себя держали и чинили им поно-
         ров ку,  ведая про них... а не извещали, и видя не поимали и
         не привели...  таким за то чинить жестокое  наказание,  бить
         кнутом и ссылать в дальние городы".
           Иными словами,  ситуация складывалась  "двояко".
           С одной стороны многие старые обряды были весьма обремени-
         тельны и не нужны и ликвидировать их нужно было.
           С другой - то правительство,  и та церковь, которые были у
         власти были вольны либо изменить старый порядок, либо сохра-
         нить его. В обоих случаях производилось бы подавление силой,
         но,  в одном случае давили бы - людей, сохраня ющих старину,
         в противоположном - соблюдающих "новинки".
           Впрочем, при всей чудовищной жестокости  "указные  статьи"
         предусмотрели возможность раскаяния "вероотступников"(aa-па-
         радо кс именно в том, что они отступали не от веры, а от за-
         кона, при нятого Алексеем Михайловичем и Никоном).

           "А буде кто у казни обратятся и принесут святей церкви по-
         виновение,  и обещаются с чистым намерением так не делать: и
         таких посылать в дальние монастыри ...а буде  которые  пост-
         ричься не похотят, а жен и детей у них нет, и тем быть в тех
         же монастырех до кончины живота своего неисходно, чтобы они,
         вышед из тех монастырей, с прелестники к сообщении не учини-
         лись и на прежнюю злобу не обратились..."

           Но упаси  боже обмануть власти и отречься от "старой веры"
         ли шь на словах,  дабы уберечь себя от мучений и погибели, а
         в душе оставаться по-прежнему верным "древлему благочестию"!
           "...a буде такие люди, хотя избыть смерти, обратятся лест-
         но (т.е.отрекутся неискренне - А.А.), а после явятся в преж-
         них своих злобах,  и по правому свидетельству будут уличены:
         и так их казнить смертию без испытания" Составители "указных
         статей" пеклись не только о "чистоте" православной  веры; не
         забывали он и и "материальную" сторону дела:

           "У расколщиков, у кого объявятся дворы, и поместья, и вот-
         чины ,  и заводы, также и по расколщиках у порутчиков(у тех,
         т.е. кто помогал раскольникам - А.А.)которые ручались ведея,
         и  сосланы будут в ссылки:  и те их поместья,  и вотчины,  и
         дворы, и лавки, и промыслы, и заводы отписывать на себя... и
         продавать по цене с большою наддачею, для того, что по таким
         сыскным делам на прогоны и посылным людем в жалованье их го-
         сударськие денежные казны исходить немалое число..." (запись
         1684 года).

           Раскольничество развивалсь  своим чередом,  а великие мира
         сего занимались своими делами.  В том числе  и  колдовством.
         Так, скажем, как показывают материалы Преображенского Прика-
         за, опубликованные Новомбергским, царевна Софья находясь уже
         в Новодевичьем монастрые, прибегала к помощи некоей "aвдотьи
         -еретицы",  чтобы извести заговором Петра I-ого. Это ей было
         не впервой.
           Увы, менялись цари,  министры,  придворные,  начальники  и
         подчиненные,  менялись  эпохи,  а механика интриг оставалась
         все то же.

      

Next
Hosted by uCoz