Часть 6. Глава 8.

ГАДАЛКИ И ЦАРИ

Вернуться к Оглавлению



            Гадалки - лгут. Но - у гадалок, подчас, не мешало бы, все-
         таки,  справиться о делах, как семейных, так и политических.
         Не брезговали гаданием и цари.
           В период  "царствования"  Феодора Иоанновича,  в 1584-1598
         годах,  когда дела,  фактически,  вместо него  вели  другие,
         Борис  Годунов  постарался  втереться в доверие "малоумного"
         государю,  не только за счет собственных природных  качеств,
         но и с помощью "ведунов",  созывая их отвсюду.
           Их "волшебством и прелестью" добился того,  что царь Федор
         привязался  к Борису всем сердцем.  Те же ведуны предсказали
         Годунову,  как записано в Морозовской летописи,  что  тот  и
         впрямь - будет царем, но недолго - всего лишь семь лет...
           Если судить по данным летописца, Борис Годунов так выяснял
         свое будущее(цит.  по кн. Горбовский А.А. Колдуны. Целители.
         Пророки. М., Мысль, 1993):
      
           "Призвав к себе волхвов и волшебниц, и вопросил их:
           Возможно ли вам сие дело усмотрети...  могу ли  я  желание
         получити?... Буду ли я царем?
           Врагоугодницы("враг", т.е. дьявол - А.А.) ему же сказаша:
           Истинно тебе возвещаем,  что получиши желание свое. Будеши
         на cарствии Московском, только на нас не прогневайся...
           Он же им рече:
           О любимые мои гадатели!  oтнюдь не убойтесь  мене.  Ничего
         много не получите,  кроме чести и даров,  только скажите мне
         правду.
           Они же рекоша ему:
           Недолго твоего царствия будет, только седмь лет.
           Он же рече им с радостию великою и лобызав их:
           Хотя бы седмь дней, только бы имя cарское положити и жела-
         ние свое свершити!"
         
           Чтобы быть уверенным,  точно ли прорицатели являются "про-
         рицателями",  Борис  устравивал испытания.  Как древний царь
         Крез, он решил убедиться на таком примере. По приказу Бориса
         к пророчице Варваре привели жеребую кобылу, и царь спросил:
           - Что во чреве у сей скотины?
           Посмотрев на кобылу, Варвара сказала:
           - Жеребец,  ворон шерстью,  белогуб, правая нога по колено
         бела, левое ухо вполы бело.
           По знаку Бориса кобылу тотчас убили. Все оказалось верным.
           Впрочем, подтверждала   ли   эта   история   "проницатель-
         ность"(словно она видела сквозь живот кобылы) колдуньи?
           Как ни  грустно  и  ни смешно,  секрет "трюка" скрывался в
         простом знании биологии(кстати,  испытание могла назначить и
         сама колдовка, в результате, оказавшись в выигрыше), в зако-
         нах генетики, а, точнее, фенетики.
           Известный русский эволюционист Карл Францевич Рулье,  нес-
         колько веокв спустя мог проделывать такой же фокус: он сидел
         спиной  к  окну,  а выглядывавшие называли ему цвета ног или
         тела коров,  собак, лошадей. Рулье тут же говорил, какие это
         ноги,  како формы пятна и т.п.  Простейший пример можно уви-
         деть на любой пегой собаке или кошке: окраска головы по рас-
         положению пятен сильно напоминает пятна туловища...
           В 1600 г.  к бабе Дарьице,  села  Володатина  Дмитровского
         уезда" послылали,  приглашая,  для ворожбы - прямо в царский
         дворец.  "Царь Борис Федорович,  как был в правителях,  и от
         него де присл ан был дворянин Митрофаном звали,  а чей сын и
         прозвище - того не упомял, и тот же дворянин загадывал, быть
         ли Борису Федоровичу на царстве". Получалось, что - быть.
           Вообще говоря,  в дальнейшем,  фатальные неудачи  породили
         подозрительность,  чуждую Борису в лучшие времена.  cарь пе-
         рестал доверять своим советникам-боярам, подозревал в интри-
         гах  и  кознях  своих придворных и все чаще обращался за со-
         действием к проицателям, астрологам, юродивым.
           Несколько палат  во  дворце  были отведены для богомолок и
         юродивых.  oдин из них, Василий Босый по прозвищу "uродивый"
         был особенно близок царю.  eще Горсей отмечал склонность Бо-
         риса к чернокнижию.  oдин из членов польского  посольства  в
         Москве в 1600 году писал:

           "Годунов полон чар и без чародеек ничего  не препринимает,
         даже  самого малого,  живет их советами и наукой,  их слуша-
         ет..."

           Однажды Борис пригласил в Москву из Ливонии некоего немца-
         астролога.  Когда, в частности, в небе над Москвой появилась
         яркая  комета(как  напоминание  о "комете-предсказательнице"
         кончины Ивана Грозного),  царь попросил составить ему горос-
         коп.  aстролог посоветовал Борису хорошенько открыть глаза и
         поглядеть,  кому же он оказывает доверие, крепко стеречь ру-
         бежи..."
           Политика, вообще,  требовала постоянного контроля, хотя бы
         магического,  гадательного, но лучше - материального, в виде
         доноса.  По воцарении Бориса Годунова(1551-1605),  он крайне
         подозрительно  смотрел  на  окружающих его бояр,  из которых
         многие вели свой род от Рюрика,  а другие были в  родстве  с
         вымершим царским домом oпасаясь крамол, он охотно выслушивал
         доносчиков,  награждал их поместьями и деньгами и тем  самым
         поощрял  боярских  холопей  к  шпионству и ложным изветам на
         своих господ.
           Когда же  появился Лжедмитрий,  то подозрительность Бориса
         перешла всякие пределы.  По  словам  путешественника  Исаака
         Массы,  стоило человеку произнести имя Дмитрия,  как на него
         доносили, царские слуги хватали его и предавали смерти вмес-
         те с женой и с детьми: "...и вот день и ночь не делали ниче-
         го иного, как только пытали, жгли, и прижигали каленым желе-
         зом, и спускали людей в воду, под лед".

           "Тайно множество людей было подвергнуто пытке отправлены в
         ссылку,  отравлены в дороге и бесконечное число утоплены..."
         - отмечал Яков Маржарет.  Но,  чем больше людей подвергалось
         гонениям,  тем более ожесточался народ, стоявший поначалу за
         Бориса.
           Наиболее легкий способ добычи денег было - "обнести" кого-
         нибудь в государственной измене. a чтобы крепче верилось до-
         носу и чтобы спуска не было - желательно было обвинить в ча-
         рах против государева здоровья.  Таков извет и сделан был на
         бояр Романовых.
           Летописец рассказывает об этом  так:  дворовый  человек  и
         казначей боярина Александра Никитича Романова, Второй Барте-
         нев - пришел тайно к дворецкому sемену Годунову и  подобост-
         растно объявил ему:

           "Что ми царь повелит сделать над государи моими, то и сот-
         ворю! Дворецкий обрадовался и возвестил царю Борису, а Борис
         велел ему сказать многое свое жалование.  Cемен же умысли со
         Вторым и наклаша всякого коренья в мешки и повелел ему поло-
         жити в казну aлександра Никитича. Тот же Второй, сотворя та-
         ко, прииде доводить на государя своего".

           Волшебные коренья в государевой казне! Явно не быть добру!
           Последовал обыск,  коренье было вынуто, привели Романовых,
         Федора Никитича с братьями,  отдали их под стражу,  пытали и
         потом сослали в отдаленные места.
           Но, как знаем,  история Романовых на этом, фактически лишь
         началась.  В 1601-1603 годах в русском государстве случмлись
         сильные холода.  Урожай был мал.  Рожь стала дороже. Начался
         голод.
           Исчерпав запасы продовольствия,  голодающие  принялись  за
         собак и кошек,  а затем стали есть траву,  липовую кору. Го-
         лодная смерть косила население по всей стране.  Трупы  валя-
         лись по дорогам.  В городах их едва успевали вывозить в поле
         где закапывали в большие ямы.  В одной лишь Москве власти за
         время  голода  погребли  в  трех  больших  "скудельницах"(на
         братских кладбищах) сто двадцать тысяч мертвых. Правительст-
         во Бориса Годунова не жалело средств на борьбу с голодом, но
         все было напрасно.
           Угроза голодной смерти толкала отчаявшихся людей на разбой
         и грабеж.  Летописцы очень точно охарактеризовали положение,
         сложи вшееся в разгар голода,  когда "бысть великое насилие,
         много богатых домов грабили,  и  разбивали,  и  зажигали,  и
         бысть  страхование великое и умножишася неправды"...Голодаю-
         щие отбирали хлеб и тут же поедали его.  Перестали  работать
         рынки.
           Причину голода суеверные люди увидели в "гневе  божьем" на
         государство,  за то,  что держат на троне - царя-детоубийцу.
         Всюду,  все крепче ходили слухи,  что последнего  наследника
         Ивана Грозного,  Дмитрия,  убили именно по приказу Годунова.
           Малолетний царевич,  уже будучи ребенком, жестокий и злой,
         вдобавок - страдал "падучей", припадками эпилепсии и, будучи
         в Угличе, "наткнулся на ножичек" для игры в "тычку"(1591 г).
         oбвинили,  в частности, и убили, однако, некую "женку" кото-
         рая царевича "портила" колдовством.  "Падучая"  -  считалась
         проявлением "нечистой силы" и чьих-то злобных чар.
           Cудя по историческим данным Годунов был не при чем и пото-
         му яро слухи преследовал, но это еще более укрепляло народ в
         мнении о его,  Бориса,  виновности.  Требовалось чудо и  оно
         случилось. В 1602-1603 годах пошла молва о "чудесно спасшем-
         ся" царевиче Дмитрии.  И, на волне слухов, такой вскоре объ-
         явился.
           В дни в Кракове изввестный вельможа Мнишек усторил банкет,
         на  котором  были многие сенаторы и придворная знать.  zдесь
         же,  инкогнито, присутствовал и "царевич Дмитрий". Именно он
         был  героем  празденства.  Прослышав  про "Лжедмитрия" Борис
         объявил,  что  это,  всего  лишь,  монах-расстрига,   Гришка
         oтрепьев, но объснению мало кто поверил. Всем хотелось "доб-
         рого" царя, причем царя "природного", т.е. "от рода" Рюрико-
         вичей, потомка Грозного.
           Cудя по всему oтрепьев обладал характерной,  хотя и малоп-
         ривл   екательной   внешностью.   Приземистый,  гоаздо  ниже
         среднего роста,  он был непропорционально  широк  в  плечах,
         почти без талии,  с кооткой шеей. Руки его отличались редкой
         силой и были разные в длину.
           Признаком мужества русские считали бороду. На круглом лице
         oтрепьева не росли ни усы, ни борода. Волосы на были светлые
         с ры жиной,  подле носа росли две большие бородавки. Тяжелый
         взгляд маленьких глаз дополнял гнетущее впечатление. На "Рю-
         риковича" он походил довольно слабо...
           Что же делать Борису? Мощи Дмитрия привезли в Москву, но и
         это не помогло. Пришлось вновь идти к гадалкам. Путешествен-
         ник Исаак Масса,  занесший в свои записки множество московс-
         ких  слухов и сплетен,  рассказывает о "пантомиме",  которую
         устроила перед Борисом Годуновым  московская  юродивая  Еле-
         на(ей  же  приписывалось и пророчество о смерти Лжедмитрия).
         oна жила в землянке,  возле какой-то часовни вместе  с  дву-
         мя-тремя богаделками.
           В то время,  когда по Москве уже разнеслась весть о первом
         самозванце, Борис Годунов как-то посетил ее. eлена молча по-
         ложила перед ним "короткое четырехугольное бревно"  и велела
         окадить  его ладаном. Это - была загадка,  только без слов.
           "Короткое четырехугольное бревно" означает колоду, старин-
         ный долбленый гроб(до Петра досчатых, сшивных гробов на Руси
         не делали),  т.ч.  юродивая Елена, как бы предрекла Борисову
         кончину...  Впоследствии  она  же,  Елена(Олена) предсказала
         кончины Лжедмитрию,  но тот в отличие от Бориса, лишь посме-
         ялся над этим.
           Первое сражение с царским войском(50 тысяч чел.)  было под
         Новгородом.  Лжедмитрий 1 потерпел поражение,  сказались его
         неопытность и незнание правил ведения боя. oднако его войско
         скоро пополнилось, пришло еще 12 тысяч казаков, да своих ос-
         талось около 1500 человек.  Царь Борис Годунов попытался от-
         делаться  от  самозванца отравою,  подослал к нему в Путивль
         монаха с "колдовскими",  точнее,  с отравными корешками,  но
         замысел был раскрыт.
           Ничто, еще не предвещало особой беды, когда, после плотно-
         го обеда у царя вдруг хлынула носом и горлом и из ушей кровь
         и,  13 апреля 1605 года,  Борис Годунов скончался. Причина -
         зелье.
           Не помогла и "байдана",  которую он носил и  которая  ныне
         хранится в oружейной палате. oна сплетена из крупных плоских
         колец, когда-то золоченых(позолота до наших дней не сохране-
         на).  На каждом кольце была выбита надпись "с нами бог никто
         же на ны",  т.е.  "никто нас не сможет одолеть".  Увы, Борис
         Годунов оказался таким же смертным, как и все. Другие источ-
         ники утверждают, что он умер от апоплексического удара.
           Врачи определили - яд. Ныне ясно - это было убийство, но в
         те годы народ легко натолкнули на "объяснение":  Борис испу-
         гался  чудесно  "воскресшего" Дмитрия и - покончил с жизнью.
           Cамоотрава считалась по тем годам делом позорным  и  этого
         слуха оказалось довольно, чтобы расправиться с памятью о Бо-
         рисе.  Взоры всех обратились на запад.  20  июня  1605  года
         Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Народ буквально ры-
         дал от радости, толпами ползал на коле нях и именовал самоз-
         ванца "солнышком праведным".
           Увы, обман,  как рок преследовал Россию,  во все века,  во
         все эпохи...

      

Next
Hosted by uCoz