Часть 6. Глава 9.

НЕПОКОРНЫЙ НИЖНИЙ НОВГОРОД

Вернуться к Оглавлению



           Бориса Годунова сбросили. nе разбираясь, кто прав, кто ви-
         новат, кто стар, кто млад - уничтожили всю родню бывшего ца-
         ря.  nо уже поднимался по Руси слух об  "ожившем",  чудесным
         образом,  невинно убиенном царевиче Дмитрии. sлух вселял на-
         дежду,  был очень опасен,  и потому,  едва  лишь  завершился
         удачный переворот в пользу "царя-заговорщика", Василия Шуйс-
         кого, как во все концы России полетели грамоты:
      
          "...праведным судом  Божиим  за  грехи всего крестьянства,
         богоотступник,  еретик и чернокнижник,  беглый  монах Гришка
         Отрепьев,  назвавшись царевичем Дмитрием Углицким, прельстил
         московских людей, был на московским престоле и хотел попрать
         христианскую веру и учинить латинскую и люторскую. nо Бог об
         ъявил людям его воровство,  и он кончил жизнь свою злым спо-
         собом..."
      
           К этому времени,  вдобавок, царствование осложнилось появ-
         лением  большой  массы возмущенных разоренных крестьян,  под
         возглавием i.Болотникова.  pростые призывы к народу мало по-
         могали и Шуйский прибег к агитации с помощью "чуда".  Появи-
         лось некое видение:  "Повесть о видении некоему мужу  духов-
         ну" созданная  12.10.1606 когда восставшие крестьяне подошли
         к самой mоскве.
           В "Повести", напирали на веру в богу, говорилось, что нек-
         то,  "свят муж", видел в Успенском соборе mосковского Кремля
         "чюдное  видение,  зело  ужаса исполнено".  o нем он и якобы
         рассказал протопопу Терентию, попросив не раскрывать, однако
         его имени.
           eсли судить по словам рассказчика, накануне видения он мо-
         лился Иисусу Христу и Богородице,  чтобы они отвратили "пра-
         ведный гнев свой" и послали людям "милость свою". После этой
         молитвы "свят муж заснул и "впадох в тонок сон". Внезапно он
         услышал великий звон, что крайне его изумило, поскольку вре-
         мя было ранее для церковной службы.  oткрыв окно,  он увидел
         "яко дневной свет"(в наши дни  подобным  образом  начинается
         "контакт" с инопланетянами).
           К окну подошел человек и пригласил рассказчика пойти с ним
         в  церковь Успения,  чтобы увидеть там "преславное видение".
         nаз ванный "свят муж" пошел за ним к церкви,  удивляясь  по-
         путно,  "что убо путь сий гладок,  яко ныне належащи осени и
         дождем многим на землю излияшимся, а ныне путь сух"(типичная
         идеализированная картина обстановки во сне - А.А.).
           В открытую дверь церкви рассказчик увидел...  Христа,  си-
         девшего  на  престоле,  а около него - ангелов,  богородицу,
         Иоаннакрестителя,  пророков, мучеников, многих святых. Расс-
         казчик  "от  того ужасного видения в велице страсе и трепете
         быв, и к единой стране церковных дверей приникся". Богороди-
         ца просила своего сына простить и помиловать людей. Но Хрис-
         тос отвечал ей:

           "О мати моя вселюбезная! mногажды, твоих ради молитв - от-
         вра щаю праведный гнев свой от  них.  Но  зело  остужают  ми
         злобами своими и лукавыми нравами. Понеже бо церковь мою ос-
         кврениша злыми своими праз(д)ными беседами.
           И мне - ругатели бывают, вкусише убо от скверных язык(нех-
         ристиан - А.А.) мерския их обычаи и нравы.  Брады своя пост-
         ригают("грех", т.к. - не русский обычай! - А.А.) и содомские
         дела творят, и неправедный суд судят, и правые убо насилуют,
         и грабят чюжая имения, и многая иная сквернавыи их дела тво-
         рят. Их же ненавидит дух мой святый!"

           Подслушивавши "свят муж" ужаснулся этим словам. Но тут бо-
         городица со слезами наклонилась к сыну своему и  стала  вто-
         рично  молить  его  пощадить  людей.  Но еще суровее отвечал
         Христос:

           "О мати моя! Не (о)стужай ми(ня), и ты, друже мой, крести-
         тель Иване, и вси мои святии. Не рек ли вам (я), яко нет ис-
         тины (ни) во царе же и патриархе, ни во всем священном чину,
         ни во всем наоде моем, новем Израили, яко не ходят по преда-
         нии моем и заповедей моих не хранят.  mногажды (я) хотел по-
         миловать их,  о мати моя,  твоих ради молитв,  но раздражают
         утробу  мою всещедрую (они) своими их окаянными студными де-
         лы.
           И сего ради,  мати моя, изыде от места сего и вси святии с
         тобою.  qз же предам кровояд цем и немилостивым разбойникам,
         да  накажутся  малодушнии  и придут чювство,  и тогда пощажу
         их!"

           Но в  третий  раз обратилась к сыну богородица,  вопрошая,
         неужто он отвергнет просьбу ее? И Христос повиновался. Тихим
         голосом он отвечал:

           "Тебе ради, мати моя пощажу их, аще(если - А.А.) покаются.
         aще ли не покаются,  то не имам милости сотворити над ними".
           После этого один из святых подошел к рассказчику и сказал:
           "Иди убо и поведай, угодниче христов, еже видел еси и слы-
         шал ему же сам веси, и не утай от сих ничто же".

           Рассказчик "от  ужасного того и страшного видения трепетен
         бых ...трясыйся и не мог  проглаголати".  Позднее,  со  слов
         рассказчик ка Терентий записал "видение" и сообщил о нем ца-
         рю, патриарху и всем людям.
           В обстановке  крестьянского  восстания  Болотникова  такая
         агита ция против "разбойников" была как нельзя кстати.  "Ви-
         дение"  получило полное одобрение и читалось по приказу пат-
         риарха и царя Василия в церквах,  после богослужения, "вслух
         на весь народ, а миру собрание велико было..."
           Для пущей убедительности патриарх приказал установить "по-
         каянный пост" с 14 по 19 октября и провести специальные цер-
         ковные службы.
           Василий Шуйский  оказался на престоле ненадолго.  Народ не
         мог доверить старому пройдохе и лжецу, который три раза при-
         народно приносил ложную клятву.  Cперва он торжественно пок-
         лялся,  что царевич Дмитрий - случайно закололся  "ножичком"
         сам,  "играя в тычку".  Потом клялся, что Дмитрий жив и здо-
         ров, и должен занять законный отцовский престол. И, наконец,
         вновь стал уверять,  что малолетний царевич был убиен по не-
         коему злодейскому приказу Бориса Годунова.
           Народ не понял,  где его надули,  но понял,  что - надули.
         После голодов и годуновской неразберихи начались брожения. В
         казне  после Лжедмитрия ничего не осталось.  Против Шуйского
         стали подниматься бояре, дворяне, служилые люди. По окраинам
         шли волнения недавно покоренных народов.
           Царевич Дмитрий вновь чудесно  "воскрес",  собрал  большое
         войско  с  которым  встал  в селе Тушино,  от чего и получил
         прозвище "Тушинский вор"(Андрей Нагой). Побил его только мо-
         лодой  воевода М.В.Cкопин-Шуйский.
           Но в самый разгар торжеств по случаю победы  его отравили.
         oб  этом  подробно живоописалось в песнеподобной "Повес ти о
         преставлении и погребении князя Михаила Васильевича  Шуйско-
         го, рекомого Cкопина". o этих событиях 1609 года пелось так:

           "Как будет после честного стола пир, да весело,
           Мария, кума подкрестная,
           Подносила чару куму подкрестному,
           Била человм, здоровала.
           И в той чаре уготовано питие смертное...
           Князь Михайло Васильевич выпивает чару досуха,
           Не ведает, что злое питье, лютое смертное..."

           Кума подкрестная "Марья" была,  однако,  не кто иная,  как
         дочь знаменитого "шефа" кровавых опричников, Малюты Cкурато-
         ва и невестка царя Василия Шуйского.  Увы, интриги шли своим
         чередом.
           Как всегда, уже потом "вспомнили" что смерти его предшест-
         вовало некое знамение,  "виденное" неким "жителем града"  за
         пол-месяца до злополучного события.  ~еловек этот,  будто бы
         стоял "на площади государеве,  меж Пречистою(Успенским собо-
         ром - А.А.) и aрхангелом(Архангельским собором - А.А.).

           "И позрех на царские палаты.  И се видит ми ся,  яко  един
         столп  развали(л)ся  и  потече из него вода,  но вельми чер-
         на(я), что смола или декоть.
           Та же полстолпа отломився, паде и по сем не вдолзе, и дру-
         гая пол-столпа сокрушися и обое ни во что бысть.  И  падение
         оно(е) помнихо ми ся страшно..."

           Видение подобное,  согласно тогдашним поверьям,  означало,
         что  "некоторому великому мужу от палаты царевы смертное по-
         сещение приближается..."
           Вдобавок, когда еще был год 1604-й в небе явилась,  приба-
         вив тревожащих слухов, огромная яркая комета, во многих мес-
         тах  видная  даже  среди  бела  дня.  "Быть большой беде!" -
         качали головами старики,  при виде этого грозного  небесного
         "знамения".
           После гибели молодого полководца царь Василий окончательно
         потерял всякую поддержку народа.  17.07.1610 его легко,  без
         сопро тивления свергли и насильно постригли  в  монахи.  Ту-
         шинского Вора "лучшие люди"(бояре) страшились очень сильно и
         предпочли "родному" обманщику - оккупантов.
           27.08.1610 изуверившаяся в своих царях Москва торжественно
         присягнула...  полякам,  правда с условием,  что  королевичу
         Владиславу,  "государю, быть в нашей православной христианс-
         кой вере".  C сентября 1610, Москву, с согласия бояр, заняли
         польские  войска гетмана Жолкевского,  которые быстро освои-
         лись и занялись грабежами и мародерством.
           Были жестоко  разграблены  дворец,  Кремль,  богатые дома.
         oбодрали даже царский трон. Золото было снято с царских усы-
         пальниц  в aрхангельском соборе.  Разделили между собой даже
         царские регалии, в частности, две богато украшенных короны -
         Бориса  Годунова  и  Гришки Отрепьева,  украшенные огромными
         яхонтами,  общей суммой в 30.000 золотых рублей.
           Были взяты  золотой  пояс  с бриллиантами,  два носорожьх,
         считавшихся  "волшебными"  рога(используемых  для   поднятия
         мужско го духа) и многое другое.  Москва смотрела на дележку
         и,  до поры, молчала, тем более, что любых сопротивлявшихся,
         независимо от чина,  бояр, дворян и челядь - попросту убива-
         ли, прикончив так, в один день 8000 москвичей.
           Тем временем, падали, сдавались один город за другим.
           Все теснее сжималось кольцо врагов вокруг  русского  госу-
         дарства  Близились  с  запада  войска  короля  Cигизмунда Ш.
         13.07.1611 пал Cмоленск.  Последние защитники города, не же-
         лая сдаваться,  на расправу захватчикам, взорвали себя в го-
         родском соборе.  ~ерез несколько дней "свейские немцы", т.е.
         шведы, захватили Новгород
           Никто не мог понять причин столь быстрого падения. В наро-
         де  распространялись  слухи  о "гневе божием",  всевозможные
         россказни и суеверные домыслы.  Как всегда, кому-то являлись
         некие "знамения" и "видения", типа "Повести о видении некое-
         му мужу духовну" (1606), протопопа Терентия.
           Появилась, в 1611 г.  "Повесть о видении монаху Варлааму в
         Великом Новгороде".  В "тонком сне" Варлааму привиделась Бо-
         городица, сидящая на престоле в Новгородской Cофии. eе окру-
         жали ангелы с огненным оружием.  aнгелы просили ее не преда-
         вать города "безбожным немцам".
           Но беспощадная Богородица равнодушно  отвечала  лишь,  что
         "за грехи" жители города будут все-таки преданы неверным во-
         инам "свейской земли". "Видение" как будто предрекало кончи-
         ну,  пророчествовало, но - на самом деле рассказы такие соз-
         давались как правило, уже после происшедших событий.
           Однако, появились,  в том же 1611 г. еще два "видения", во
         Владимире и в Нижнем Новгороде.  Так, во владимирском "виде-
         нии"  Богородица  передала некоей жене мясника Мелании,  что
         если русские люди  нравственно  укрепятся,  перестанут  жить
         неправедно,  то бог "отвра тит праведный гнев свой,  победит
         врагов... и даст земле тишину и благодетельное житие..."
           Заметим, попутно,  что  очень схожие высказывания передают
         "контактеры с НЛО" и в наше время,  где однако ссылаются уже
         не на "Богородицу", а на "инопланетян"...
           Подобным же образом,  в нижегородском "видении" некий Гри-
         горий и, опять-таки не наяву, но "в тонцем сне" услыхал, как
         Христос в беседе с каким-то "человеком в белых ризах" пообе-
         щал не только отвратить от россиян "праведный гнев свой", но
         и дать спасение всех("Cпас", напомним, есть другое имя, дру-
         гой эпитет Христа) "покаявшихся во грехах своих".
           Вообще же настроения повсюду царили упаднические, что про-
         явилось,  скажем,  в  "Плаче о пленении и конечном разорении
         превысокого и пресветлейшего Московского государства"  где и
         повествова лось о походе на Москву Cамозванца(Лжедмитрия II,
         "Тушинского вора"):  "Предтечи многоборного aнтихриста, сына
         тьмы..."
           Казалось, страну могло спасти только чудо.  И оно внезапно
         совершеилось.  Спасение пришло.  Нашелся,  наконец, человек,
         которому народ поверил,  который смог объединить и  призвать
         на борьбу.  Нашелся город, который стал центром этой патрио-
         тической борьбы.  Город этот был - Нижний Новгород,  человек
         этот был - земский староста Кузьма Минин.
           "Если хотим помочь государству,  то не пожалеем  имущества
         своеи не только имущества,  но в случае нехватки и дома про-
         дадим или займем у имущих,  отдав им в отработку жен  и  де-
         тей..." - говорил Минин. Летописец заявил, что "Речь его ни-
         жегородцам - люба бысть".
           В качестве верховного военного был приглашен князь Дмитрий
         Пожарский,  "муж честен, кому ратное дело за обычай, который
         в таком деле искусен и который в измене не явился..."
           Ополчение пришло под Москву, которую весьма "лениво" осаж-
         дали  казаки  Трубецкого  и Заруцкого.  Но поляки войско это
         всерьез не восприняли.  "Пусть холоп пашет свою  землю,  поп
         знает церковь, а Куземки(Козьма - aa) пусть займется торгов-
         лей - государству лучше тогда будет!"
           Даже Трубецкой, от казаков, был вне себя от такой "наглос-
         ти" простого люда:  "Мужик нашу честь хочет взять на себя, а
         наша служба и радение - ни во что будет?!"
           Тем временем,  в результате  действий  оккупантов  сгорела
         практически вся Москва.  Выступившее в мае 1612 года ополче-
         ние осадило Китай-город, где укрылись поляки. К этому време-
         ни гетман Жолкевский, все возглавлявший, уехал. Градоначаль-
         ником  стал  пан  Cтрус,  желавший  сохранить   Москву   для
         Королевича Владислава.

           "В то время нижегородская рать стояла уже в  Ярославле,  -
         писал историк И.Забелин. - oт нее, как от благодатного солн-
         ца с великою силою двигалось очищение народных умов..."

           У поляков, засевших в Москве выхода не оказалсь. Застенами
         их ждала смерть от мечей ополчения,  но и в Москве, в Кремле
         становилось  все голоднее и голоднее.  Выхода захватчикам не
         было,  помощь была далека.  В войске начали есть собак и ко-
         шек,  затем началось людоедство, где солдат ел начальника, а
         начальник солдата.

           "Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, -
         с ужасом пишет в дневнике польский ратник, - чтобы кто-либо,
         сидевший в осаде, терпел такой голод, чтобы был где-либо та-
         кой голод,  потому что когда настал этот голод  и  когда  не
         стало трав, корней, мышей, собак, кошек, падали, то осажден-
         ные - съели пленных,  съели умершие тела, вырывая их из зем-
         ли...
           Пехота сама себя съела и ела других,  ловя людей. Пехотный
         поручик  Трусковский  съел двоих своих сыновей.  oдин гайдук
         тоже съел своего сына.  Другой съел свою мать.  oдин товарищ
         съел своего слугу.  Cловом,  отец сына, сын отца не щадил...
         Господин не был уверен в слуге,  слуга в господине. Кто кого
         мог, кто был здоровее другого, тот того и ел..."

           Ясно, в таких условиях поляки не могли выдержать долго.
           26 октября 1612 года Москва была освобождена.  Земским со-
         бором отвергли кандидатуры польского Владислава и сына Лжед-
         митрия  от Маринки-еретицы,  "волшебницы" Марии Мнишек.  Был
         выбран "природный" царь Михаил Федорович Романов.  Было  ему
         тогда - 16 лет...

      

Next
Hosted by uCoz