|
Часть 6. Глава 10.
"ВОЙНА" СО СКОМОРОХАМИ
|
|
|
Царь Алексей Михайлович благочинно считал своею обязан-
ностью заботиться и о "душевном спасении" своих верноподдан-
ных. Скажем, он требовал от воевод, чтобы, в военных походах
- заставляли они своих ратных людей исповедоваться. Тем бо-
лее подобная "боговерность" требовалась и от людей мирных,
не служилых.
В 1659 г. разослали по приказам повеление: всем дьякам, да
под_ячим, да детям боярским и прочего чина людям - говеть на
Страстной неделе.
Дополнительно, и в 1660 г. указ - списки "людей неговев-
ших" высылать в Москву, ослушникам тогда пощады не будет.
В тот же год указано было всем, в Филиппов пост - постить-
ся, и в церковь ходить на каждый день. И еще был, скажем,
строжайший указ - в день воскресный и господские праздни-
ки(считалось, "грех" - работать!) не работать и работы не
давать никому. В субботу - прекращать все труды, едва заб-
лаговестят к вечерне! За ослушание - наказание, какого чина
ни будь.
И не на бумаге только были подобные угрозы: в 1669 г.
стольника князя Григория Оболенского приказал великий госу-
дарь послать в тюрьму. За то, что в воскресенье его дворовые
люди, да крестьяне работали "черную работу". Вдобавок, он
же, князь Григорий говорил "скверные" слова...
Но, не работать - так что делать? И, чтобы народ сдуру не
удаился в исконные свои языческие обычаи - еще указ!
"В воскресные, господские праздники и (праздники) великих
святых - приходить в церковь и стоять смирно. Скоморохов и
ворожей(гадалок, колдуний - А.А.) в дома к себе не призывать.
В первый день(года) луны не смотреть(не гадать по звездам,
то есть - А.А.).
В гром на реках и озерах не купаться.
С серебра не умываться(тогда считалось, что такая вода
"молодит" и "крепит" тело, в наши годы выяснилось, что такая
вода бактерицидна - А.А.).
Олову и воску не лить(когда гадали на будущее по оловянным
или из воска фигуркам, литым в холодную воду - А.А.).
Зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть("Зернь",
игральные кости - А.А.).
Медведей не водить и с сучками("сучки", дрессированные со-
баки - aa) не плясать.
На браках(на свадьбах - А.А.) песен бесовских не петь и
никаких срамных слов не говорить.
Кулачных боев не делать.
На качалях не качаться(любимое, в старину, народное разв-
лечение на празденствах - А.А.)..
На досках не скакать.
Личин на себя не надевать(то есть, всевозможных празднич-
ных масок и костюмов - А.А.).
Кобылок бесовских не наряжать(украшали лошадь лентами и
зелеными ветвями - А.А.).
Если не послушаются - бить батогами и Домры, сурны, гудки,
гусли и хари(опять, маски - А.А) искать и жечь..."
Веселая предстояла жизнь, что и говорить! "uмные головы"
си-u дели наверху, во все времена, право слово! За спетую
песню, за качание на качелях или игру в шахматы(!) могли уп-
рятать в тюрьму.
Это выглядело тем нелепее, что сам государь Алексей Михай-
лович сам был отнюдь не прочь поразвлечься с "бесовским от-
родьем", т.е. со скоморохами и поглазеть на их хитроумные и
веселые "чародейства". Например, 21.10. 1674 г. в "потешных
хоромах" было у государя вечернее кушание. pосле кушания из-
волили тешить себя всякими "играми".
Тут и плясали, и в трубы трубили, и по литаврам били, и в
органы "немчин" (немец) играл, и в сурну и в суренки играли.
И жаловал царь бояр и духовника, и дьяков думных. Всех пере-
поил царь Алексей Михайлович и отпустил. Народу того было
нельзя, а царю все можно...
Но, в миру со скоморошеством боролись отчаянно. Более то-
го, в преддверии мятежных крестьянских движений, возглавляе-
мых Степаном Разиным, в обстановке московского восстания и
восстаний других городов, с целью укрепления православной
веры, впервые на битву со скоморошеством выступил сам царь.
Царская грамота 1648 г. об искренении "бесчинств" касалась
непосредственно - Белгорода, но была разослана по всей стра-
не. Скоморошество подавалось теперь не только как анти-цер-
ковное, но и как анти-государственное явление.
Царь отмечал, что "в Белгороде, и иных городах, мирские,
всяческих чинов люди во время святого пения к церквам божиим
не ходят", почему и "умножилось всякое мятежное бесовское
действо, глумление и скоморошество, со всякими бесовскими
играми..."
Указ, однако, не возымел должного действия, и был разослан
повторно, в 1652 и в 1657 году, предписывая всячески "изнич-
тожать" скоморохов, т.е. всевозможных фокусников, жонглеров,
певцов и танцоров.
Здесь особо усердствовали священнослужители. Их отношение
к шутам(которые всегда были не прочь похихикать над попами)
хорошо видно на характерном столкновении, описанном религи-
озным фанатиком, впоследствии опальным протопопом Аввакумом.
Летом 1648 года, сразу после указа государева о скоморо-
хах, в селе Лопатицы (близь Нижнего Новгорода) где aввакум
был священником, он повстречался с бродячими скоморохами:
"Приидоша в село мое плясовые медведи с бубнами, и с дом-
рами - скрушался Аввакум, - и я, грешник, по Христе ревнуя,
изгнал их, и хари(маски - А.А.) и бубны изломал, на поле,
един у многих. И мед ведей двух великих отнял, одного ушиб и
паки ожил, а другова отпустил в поле. И за сие меня Василий
Петрович Шереметьев, пловучи Волгою в Казань, на воеводство,
взяв на судно и браня много"
Врагами скоморохов, однако, не были "ни с того, ни с се-
го" только церковники и царь. К скоморохам неважно относи-
лись многие власть имущие: не любили они когда их высмеивали
острой народной шуткой. Известна, скажем, челобитная царю
aлексею Михайловичу от боярина Гаврилы Малышева, жителя
Курска.
Боярин жаловался, что всюду в русском государстве народ
"сходяся на улицах и на городских полих и к кочелищам(качели
на площа дях - aa) и на игрищах со скоморохами песни бесовс-
кие кричат, и скакания и пляскания... чинят... a отцов своих
духовных и при ходских попов также и учительных людей нака-
зания и унимания от таких злых дел - не слушают и не внима-
ют..."
Любопытно, но историки считают, что именно эта провокаци-
онная челобитная послужила основанием для изданием царем
указа о зап рещении скоморошества, запрещении приглашать их
в дома для уве селения: "скоморохов з домрами и с гусли, и с
волынками, и со всякими игры..."
По поимке игрецов, нарушающих данный указ, надлежало изло-
мать, помять и сжигать их инструменты, "бесовские сосуды", а
если и это не останавливало, то ослушников "бить батоги"(ба-
то гами). Невыполнение указа в третий раз влекло за собой
"опалу" - ссылку в окраинные города.
Вот так, не мудрствуя лукаво, расправлялись даже с тем
светлым и веселым, что еще оставалось на Руси после черного
царствования Ивана Грозного...
Next