Часть 6. Глава 10.

"ВОЙНА" СО СКОМОРОХАМИ

Вернуться к Оглавлению



             Царь Алексей Михайлович благочинно  считал  своею  обязан-
         ностью заботиться и о "душевном спасении" своих верноподдан-
         ных. Скажем, он требовал от воевод, чтобы, в военных походах
         - заставляли они своих ратных людей исповедоваться.  Тем бо-
         лее подобная "боговерность" требовалась и от  людей  мирных,
         не служилых.
           В 1659 г. разослали по приказам повеление: всем дьякам, да
         под_ячим, да детям боярским и прочего чина людям - говеть на
         Страстной неделе.
           Дополнительно, и  в 1660 г.  указ - списки "людей неговев-
         ших" высылать в Москву, ослушникам тогда пощады не будет.
           В тот же год указано было всем, в Филиппов пост - постить-
         ся,  и в церковь ходить на каждый день.  И еще был,  скажем,
         строжайший  указ  -  в день воскресный и господские праздни-
         ки(считалось,  "грех" - работать!) не работать и работы  не
         давать никому.  В субботу - прекращать все труды, едва заб-
         лаговестят к вечерне!  За ослушание - наказание, какого чина
         ни будь.
           И не на бумаге только были  подобные  угрозы:  в  1669  г.
         стольника  князя Григория Оболенского приказал великий госу-
         дарь послать в тюрьму. За то, что в воскресенье его дворовые
         люди,  да крестьяне работали "черную работу".  Вдобавок,  он
         же, князь Григорий говорил "скверные" слова...
           Но, не работать - так что делать?  И, чтобы народ сдуру не
         удаился в исконные свои языческие обычаи - еще указ!
      
          "В воскресные,  господские праздники и (праздники) великих
         святых - приходить в церковь и стоять смирно.  Скоморохов  и
         ворожей(гадалок, колдуний - А.А.) в дома к себе не призывать.
           В первый день(года) луны не смотреть(не гадать по звездам,
         то есть - А.А.).
           В гром на реках и озерах не купаться.
           С серебра  не  умываться(тогда  считалось,  что такая вода
         "молодит" и "крепит" тело, в наши годы выяснилось, что такая
         вода бактерицидна - А.А.).
           Олову и воску не лить(когда гадали на будущее по оловянным
         или из воска фигуркам, литым в холодную воду - А.А.).
           Зернью, картами,  шахматами и лодыгами не  играть("Зернь",
         игральные кости - А.А.).
           Медведей не водить и с сучками("сучки", дрессированные со-
         баки - aa) не плясать.
           На браках(на свадьбах - А.А.) песен бесовских  не  петь  и
         никаких срамных слов не говорить.
           Кулачных боев не делать.
           На качалях не качаться(любимое,  в старину, народное разв-
         лечение на празденствах - А.А.)..
           На досках не скакать.
           Личин на себя не надевать(то есть,  всевозможных празднич-
         ных масок и костюмов - А.А.).
           Кобылок бесовских не наряжать(украшали  лошадь  лентами  и
         зелеными ветвями - А.А.).
           Если не послушаются - бить батогами и Домры, сурны, гудки,
         гусли и хари(опять, маски - А.А) искать и жечь..."

           Веселая предстояла жизнь,  что и говорить!  "uмные головы"
         си-u дели наверху,  во все времена,  право слово!  За спетую
         песню, за качание на качелях или игру в шахматы(!) могли уп-
         рятать в тюрьму.
           Это выглядело тем нелепее, что сам государь Алексей Михай-
         лович  сам был отнюдь не прочь поразвлечься с "бесовским от-
         родьем",  т.е. со скоморохами и поглазеть на их хитроумные и
         веселые "чародейства".  Например, 21.10. 1674 г. в "потешных
         хоромах" было у государя вечернее кушание. pосле кушания из-
         волили тешить себя всякими "играми".
           Тут и плясали,  и в трубы трубили, и по литаврам били, и в
         органы "немчин" (немец) играл, и в сурну и в суренки играли.
         И жаловал царь бояр и духовника, и дьяков думных. Всех пере-
         поил  царь  Алексей Михайлович и отпустил.  Народу того было
         нельзя, а царю все можно...
           Но, в миру со скоморошеством боролись отчаянно.  Более то-
         го, в преддверии мятежных крестьянских движений, возглавляе-
         мых  Степаном Разиным,  в обстановке московского восстания и
         восстаний других городов,  с целью  укрепления  православной
         веры,  впервые на битву со скоморошеством выступил сам царь.
           Царская грамота 1648 г. об искренении "бесчинств" касалась
         непосредственно - Белгорода, но была разослана по всей стра-
         не.  Скоморошество подавалось теперь не только как анти-цер-
         ковное, но и как анти-государственное явление.
           Царь отмечал,  что "в Белгороде,  и иных городах, мирские,
         всяческих чинов люди во время святого пения к церквам божиим
         не ходят",  почему и "умножилось всякое  мятежное  бесовское
         действо,  глумление  и скоморошество,  со всякими бесовскими
         играми..."
           Указ, однако, не возымел должного действия, и был разослан
         повторно, в 1652 и в 1657 году, предписывая всячески "изнич-
         тожать" скоморохов, т.е. всевозможных фокусников, жонглеров,
         певцов и танцоров.
           Здесь особо усердствовали священнослужители.  Их отношение
         к шутам(которые всегда были не прочь похихикать  над попами)
         хорошо видно на характерном столкновении,  описанном религи-
         озным фанатиком, впоследствии опальным протопопом Аввакумом.
           Летом 1648  года,  сразу после указа государева о скоморо-
         хах,  в селе Лопатицы (близь Нижнего Новгорода) где  aввакум
         был священником, он повстречался с бродячими скоморохами:

           "Приидоша в село мое плясовые медведи с бубнами,  и с дом-
         рами - скрушался Аввакум,  - и я, грешник, по Христе ревнуя,
         изгнал их,  и хари(маски - А.А.) и бубны изломал,  на  поле,
         един у многих. И мед ведей двух великих отнял, одного ушиб и
         паки ожил,  а другова отпустил в поле. И за сие меня Василий
         Петрович Шереметьев, пловучи Волгою в Казань, на воеводство,
         взяв на судно и браня много"

           Врагами скоморохов,  однако,  не были "ни с того, ни с се-
         го" только церковники и царь.  К скоморохам неважно  относи-
         лись многие власть имущие: не любили они когда их высмеивали
         острой народной шуткой.  Известна,  скажем,  челобитная царю
         aлексею  Михайловичу  от  боярина  Гаврилы Малышева,  жителя
         Курска.
           Боярин жаловался,  что  всюду  в русском государстве народ
         "сходяся на улицах и на городских полих и к кочелищам(качели
         на площа дях - aa) и на игрищах со скоморохами песни бесовс-
         кие кричат, и скакания и пляскания... чинят... a отцов своих
         духовных  и при ходских попов также и учительных людей нака-
         зания и унимания от таких злых дел - не слушают и не  внима-
         ют..."
           Любопытно, но историки считают,  что именно эта провокаци-
         онная  челобитная  послужила  основанием  для изданием царем
         указа о зап рещении скоморошества,  запрещении приглашать их
         в дома для уве селения: "скоморохов з домрами и с гусли, и с
         волынками, и со всякими игры..."
           По поимке игрецов, нарушающих данный указ, надлежало изло-
         мать, помять и сжигать их инструменты, "бесовские сосуды", а
         если и это не останавливало, то ослушников "бить батоги"(ба-
         то гами).  Невыполнение указа в третий раз влекло  за  собой
         "опалу" - ссылку в окраинные города.
           Вот так,  не мудрствуя лукаво,  расправлялись даже  с  тем
         светлым и веселым,  что еще оставалось на Руси после черного
         царствования Ивана Грозного...

      

Next
Hosted by uCoz