|
Часть 6. Глава 11.
ЗВЕЗДНЫЕ НАПАСТИ
|
|
|
Но, если на земле можно было вполне доступные чудеса ка-
рать и безбожных чудодеев ликвидировать, то на чудеса не-
бесные приходлось взирать-таки, с почтением.
"В лето 1618 бысть знамение велие:
На небесах явилась над самою mосквою - звезда. Величиною
же она бяше, как и прочие звезды, светлости же она сих звезд
светлее. oна же стояше над mосквою, хвост же у нее бяше ве-
лик(комета с хвостом в небе - А.А.). И стояще на Польскую и
на Немецкие Земли хвостом. oт самой же звезды пойде хвост
узок, и от часу же нача распространятися и хвост распрост-
равшися яко на поприще.
Царь же(Михаил Федорович - А.А.) и людие все, видя такое
знамение на небесах, вельми ужасошася. Чаяху, что сие есть
знамение московскому царству и страшахуся от королевича(Вла-
дислава польского - А.А.), что в тое пору пришед под Москву.
Мудрые же люди, философы, о той звезде стаху толковати,
что та есть звезда не к погибели Московскому государству, но
к радости и к тишине.
О той де звезде толкуется: как она стоит главою над кото-
рым государством, (то) ни которова же мятежа в том государс-
тве не живет.
А на кои государства она стоит хвостом, в тех же государс-
твах бывает всякое нестроение и бывает кровопролитие многое.
И междоусобные брани и войны великие меж ними. Тако ж толко-
вание и сбысться..."
Явления были разные, подчас весьма напоминавшие современ-
ные рассказы про "контактеров" и НЛО.
В 1641 году, 16 августа, Богородица явилась некоей жене,
Фекле Спиридоновой:
"Чудо на Красной горе... Явися ей во время всемилостивый
Спас и пречистая Богородица Тифинская, с паче озера.
И почала ей, в то время наказывати, тей жене: Сказывай ты,
жена, во всем народе, чтобы всяких чинов люди молились со
слезами... и за их непослушание будет на землю камение много
испущу с небес. Молние огненные, и лица своего воображе-
ния(иконы, т.е. - А.А.) и храмов не пощажу..."
Чудо явилось не одной Фекле, а при священнике и при свиде-
телях, подписавшихся - Петруха, Иванов, Петров...
Впрочем, в подобных "видениях" не надо сразу искать "иноп-
ланетян", как это, уже в наши годы пытались делать
некоторорые энтузиасты.
В ХVII веке явление метеорных камней еще приписывали Бого-
родице и считали их ниспосланным свыше наказанием, в част-
ности, за употребление такой "нечистой травы", как табак, и
вообще, за нарушение традиций и церковных обрядов.
В 1655 году Богородица, словно инопланетянин на летающей
тарелке, вдруг явилась сельским женщинам и грозила:
"Буде станут пить табаку(курить, т.е. - А.А.), то много ка-
мение огненные испущу на землю..."
Хороший был избран способ борьбы с курением!
А одному нижегородцу, посадскому человеку, будто явилась
Богородица в том же году, с ангелами подле себя. oна держала
камень и опять-таки угрожала:
"В другой ряд, я де царю вашему(Алексею Михайловичу? - aa)
много милости своей подала. А ты де для чего в ми о преже
реченном не возвестишь:
Будет, да не послушаете меня, а грешние - ко мне веры не
покажут, и всеприясно без всякого прекословения мне молитвы
не учнут, и в среду и в пятки, (то) будешь за неизвещение -
камением убиен. a на весь мир, за безвестие - будет планида,
каменная туча, ожидайте вскоре..."
В 60-х годах ХV!! века в летописях встречаются любопытные
описания двух метеоров, появлявшихся в Белозеском уезде:
"1662 года, ноября в 22 день было тихо. Небо все чисто, а
мороз - лютый. В селе Новой Tрли, и в деревнях, по захожде-
нии солнца, явилось на небе многим людиям страшное знамение,
о каком никогда и не слыхивали...
От солнечнаго западу явилась будто бы... звезда великая, и
как молния быстро прокатилась по небу, разделяя его и протя-
нулась по небу, как змей, голова в огне, и хобот. И так сто-
яло с полчаса(метеорный след - А.А.).
И был оттуда свет необыкновенный, и в том свете, вверху,
прямо в темя человеку, показалось, будто голова, и очи, и
руки, и персты, и ноги разогнуты, точно человек, и весь ог-
ненный(светящийся след от разлетающихся частей взорвавшегося
метеора - А.А.).
И потом облак стал мутен и небо затворилось. a по дворам и
по хоромам, и по полям, на землю пал огонь, будто кужли го-
рели. Люди от огня бегали, а он, будто гонясь за ними, по
земле катался и никого не жег, и потом поднялся в тот же об-
лак.
Тогда в облаке стало шуметь и пошел дым, и заревело, как
гром, или как великий и страшный голос, и долго гремело,
так, что земля и хоромы тряслись, а люди от ужаса падали.
А всякий скот к тому огню сбегался в груду, и рты свои с
кормом зажимая, и смотрели на тот огонь, подымая за ним свои
головы кверху, рычал каждый своим голосом.
Потом с великою яростию пало на землю малое и великое ка-
мение горячее, а иное в жару рвало. a людей бог помиловал, и
скота не било. Пало на порожнее место. И снег около таял и
которое большое камение пало, и то уходило в мерзлую зем-
лю..."
В этом любопытнейшем и сложном описании так или иначе,
несмотря на сопутствующие странные явления(возможно, элект-
рические, типа шаровых молний), все-таки "пало камение" -
доказав, в очередной раз, что "космических пришельцев" под
таким описанием, все же не было, что это был всего лишь
обыкновенный метеорит...
Более сложный случай приключился в 1663 году и его очень
любят приводить, в качестве "доказательства" - современные
уфологи, то есть люди, изучающие НЛО, неопознанные летающие
объекты. (цит. по А.Щапов. "Исторические очерки народного
миросозерцания". СПб., 1904):
"1663 г. августа, в 15 день, о субботу, Белозерского уез-
да, rобозерской волости. rазных помести и вотчин люди стояли
у обедни в церкви. И как стали петь молебен, на небе учинил-
ся великий шум, и многие люди, вышед(шие) на паперть, увиде-
ли небывалое зрелище:
С северной стороны, от светлого неба, а не из облака вышел
великий огонь на Робозеро и шел на полдень, втоль озера над
водою, во все стороны, саженей по 20 и больше, а по сторонам
того пламени - синий дым, а впереди его, саженейй за двад-
цать, шли два луча, огненных ж.
Потом этого пламени не стало, и минув малый час, опять по-
яви лось и опять померкло.
И после того, в третий раз, поднявшись к западу, явился
тот же огонь, страшнее первого широтою, и, поникнув, шел на
запад (три метеора подряд, или же -"НЛО" для любителя экзо-
тики? - aa) и стоял тот огонь над Робозером, над водою, часа
с полтора, а того озера две версты, а поперек - с версту.
И как тот огонь над водою шел, и за ним невегласи(невежды,
неграмотные - А.А.), обстрашавшились, ехали в лодке кресть-
яне, и от того де огня пламенем опаляло, близь не подпусти-
ло. a в озе ре де до самого дна свет был в большой глубине,
среди озера, сажени на четыре до дна, и все они видели, как
рыба от пламени к берегу бежит, и которым местом огонь шел,
там воду палило, как ржавец поверх воды, и потом ветром по
озеру разнесло и вода стала по-прежнему..."
Чтобы предрекать подобные небесные ужасы и умело судить по
ним, что же вещают сии знамения, царь Алексей Михайлович, по
примеру западных императоров и королей решил завести себе
астролога, для чего прирглашал известного ученого и путе-
шественни ка, aдама oлеария, быть его придворным астрономом
и астрологом. По мнению современников, царь излишне "честью
великою" почитал "альманашников", как называли тогда мало-
численных еще звездочетов.
Московским староверам это, естественно, было очень не по
душе. Известный расколоучитель, Федор-дьякон, открыто упре-
кал Алексея Михайловича за то, что тот "альманашников лю-
бил". А поп Лазарь отчаянно взывал к царю в сочинении "oб
изгублении правоверных государей власти".
Он отчаянно писал:
"Царю благородный! Како времени сего не испытуешь, имеешь
у себя мудрых философов, рассуждающих (о) лице небес и зем-
ли, и звезд хвосты(хвосты комет - А.А.) аршином измеряющих.
(О) сих Спас глаголет - лицемеры быти! Яко времени неизгада-
ют!(o них Христос говорит - пройдохи! Так будущее не предс-
казывают! - А.А.)
Государь! Таковых ли в чести имаши? И различные брашна пы-
таеша? И хощеши (по) внешим их плеухам власть свою (над)
миром управити? Ни, ни!"
Но призывы не помогали. Царь очень интересовался небесными
"прогнозами". Скажем, в 1665 году летопись сообщала, что,
"на вопрошение царя и великого князя aлексея Михайловича о
чем быти в гражданстве", он получил следующее пояснение от
звездосчетца Николы Немчина: "По великому случению высочай-
ших небесных планид, Сатурна и Ювиса..."
И - далее весь прогноз, от корки до корки, в виде типично
астрологической трактовки такого небесного события как
"схождение" почти в одну небесную точку наиболее далеких Са-
турна и Юпитера, "злой" и "доброй" планет.
Увы, к огорчению церковнослужителей, нелюбимые западные
влияния и столь ненавистные астрологические символы проника-
ли, в силу своей внешней и внутренней привлекательности, в
Россию. С легкой руки Симеона Полоцкого появилась яркая кар-
тинка-композиция "Орел российский", написанная по случаю об_
явления 1 декабря 1667 года царевича Алексея - наследником
престола.
В центре этой композиции - великолепная живописная панора-
ма звездного неба с солнцем посередине. Солнце испускает 48
лучей и в каждый луч вписана одна из добродетелей, желаемых
царю aлек сею: "правдолюбие", "щедродаяние", "словопостоянс-
тво", "добро нравие", "уветливость" и прочее.
На фоне солнца же - затемняющий его огромный венценосный
двуглавый орел, со скипетром и державой(от слова "держать")
в когтях. a движется Солнце как раз по многоненавистным
значкам животных из знаков зодиака - Овен, Телец, Близнецы,
Рак и прочие...
И нельзя было уже отрубить за них голову или сжечь на
костре. Надвигалась совсем иная эпоха...
Next