Часть 6. Глава 11.

ЗВЕЗДНЫЕ НАПАСТИ

Вернуться к Оглавлению



              Но, если  на  земле можно было вполне доступные чудеса ка-
         рать и безбожных чудодеев ликвидировать,  то на  чудеса  не-
         бесные приходлось взирать-таки, с почтением.
      
          "В лето 1618 бысть знамение велие:
           На небесах явилась над самою mосквою -  звезда.  Величиною
         же она бяше, как и прочие звезды, светлости же она сих звезд
         светлее.  oна же стояше над mосквою, хвост же у нее бяше ве-
         лик(комета с хвостом в небе - А.А.).  И стояще на Польскую и
         на Немецкие Земли хвостом.  oт самой же звезды  пойде  хвост
         узок,  и  от часу же нача распространятися и хвост распрост-
         равшися яко на поприще.
           Царь же(Михаил  Федорович - А.А.) и людие все,  видя такое
         знамение на небесах,  вельми ужасошася.  Чаяху, что сие есть
         знамение московскому царству и страшахуся от королевича(Вла-
         дислава польского - А.А.), что в тое пору пришед под Москву.
           Мудрые же  люди,  философы,  о той звезде стаху толковати,
         что та есть звезда не к погибели Московскому государству, но
         к  радости  и к тишине.
           О той де звезде толкуется:  как она стоит главою над кото-
         рым государством, (то) ни которова же мятежа в том государс-
         тве не живет.
           А на кои государства она стоит хвостом, в тех же государс-
         твах бывает всякое нестроение и бывает кровопролитие многое.
         И междоусобные брани и войны великие меж ними. Тако ж толко-
         вание и сбысться..."

           Явления были разные,  подчас весьма напоминавшие современ-
         ные рассказы про "контактеров" и НЛО.
           В 1641 году,  16 августа,  Богородица явилась некоей жене,
         Фекле Спиридоновой:

           "Чудо на  Красной горе...  Явися ей во время всемилостивый
         Спас и пречистая Богородица Тифинская, с паче озера.
           И почала ей, в то время наказывати, тей жене: Сказывай ты,
         жена,  во всем народе,  чтобы всяких чинов люди молились  со
         слезами... и за их непослушание будет на землю камение много
         испущу с небес.  Молние огненные,  и лица  своего  воображе-
         ния(иконы, т.е. - А.А.) и храмов не пощажу..."

           Чудо явилось не одной Фекле, а при священнике и при свиде-
         телях, подписавшихся - Петруха, Иванов, Петров...
           Впрочем, в подобных "видениях" не надо сразу искать "иноп-
         ланетян", как   это,   уже   в  наши  годы  пытались  делать
         некоторорые энтузиасты.
           В ХVII веке явление метеорных камней еще приписывали Бого-
         родице и считали их ниспосланным свыше наказанием,  в  част-
         ности,  за употребление такой "нечистой травы", как табак, и
         вообще, за нарушение традиций и церковных обрядов.
           В 1655  году Богородица,  словно инопланетянин на летающей
         тарелке, вдруг явилась сельским женщинам и грозила:

           "Буде станут пить табаку(курить,  т.е. - А.А.), то много ка-
         мение огненные испущу на землю..."

           Хороший был избран способ борьбы с курением!
           А одному нижегородцу,  посадскому человеку,  будто явилась
         Богородица в том же году, с ангелами подле себя. oна держала
         камень и опять-таки угрожала:

           "В другой ряд, я де царю вашему(Алексею Михайловичу? - aa)
         много милости своей подала. А ты де для чего в ми  о  преже
         реченном не возвестишь:
           Будет, да не послушаете меня,  а грешние - ко мне веры  не
         покажут,  и всеприясно без всякого прекословения мне молитвы
         не учнут,  и в среду и в пятки, (то) будешь за неизвещение -
         камением убиен. a на весь мир, за безвестие - будет планида,
         каменная туча, ожидайте вскоре..."

           В 60-х годах ХV!!  века в летописях встречаются любопытные
         описания двух метеоров, появлявшихся в Белозеском уезде:

           "1662 года,  ноября в 22 день было тихо. Небо все чисто, а
         мороз - лютый.  В селе Новой Tрли, и в деревнях, по захожде-
         нии солнца, явилось на небе многим людиям страшное знамение,
         о каком никогда и не слыхивали...
           От солнечнаго западу явилась будто бы... звезда великая, и
         как молния быстро прокатилась по небу, разделяя его и протя-
         нулась по небу, как змей, голова в огне, и хобот. И так сто-
         яло с полчаса(метеорный след - А.А.).
           И был оттуда свет необыкновенный,  и в том свете,  вверху,
         прямо в темя человеку,  показалось,  будто голова,  и очи, и
         руки,  и персты, и ноги разогнуты, точно человек, и весь ог-
         ненный(светящийся след от разлетающихся частей взорвавшегося
         метеора - А.А.).
           И потом облак стал мутен и небо затворилось. a по дворам и
         по хоромам,  и по полям, на землю пал огонь, будто кужли го-
         рели.  Люди от огня бегали,  а он,  будто гонясь за ними, по
         земле катался и никого не жег, и потом поднялся в тот же об-
         лак.
           Тогда в облаке стало шуметь и пошел дым,  и заревело,  как
         гром,  или как великий и страшный голос,  и  долго  гремело,
         так, что земля и хоромы тряслись, а люди от ужаса падали.
           А всякий скот к тому огню сбегался в груду,  и рты свои  с
         кормом зажимая, и смотрели на тот огонь, подымая за ним свои
         головы кверху, рычал каждый своим голосом.
           Потом с  великою яростию пало на землю малое и великое ка-
         мение горячее, а иное в жару рвало. a людей бог помиловал, и
         скота не било.  Пало на порожнее место.  И снег около таял и
         которое большое камение пало,  и то уходило в  мерзлую  зем-
         лю..."

           В этом любопытнейшем и сложном  описании  так  или  иначе,
         несмотря на сопутствующие странные явления(возможно,  элект-
         рические,  типа шаровых молний),  все-таки "пало камение"  -
         доказав,  в очередной раз,  что "космических пришельцев" под
         таким описанием,  все же не было,  что это  был  всего  лишь
         обыкновенный метеорит...
           Более сложный случай приключился в 1663 году и  его  очень
         любят  приводить,  в качестве "доказательства" - современные
         уфологи,  то есть люди, изучающие НЛО, неопознанные летающие
         объекты.  (цит.  по А.Щапов.  "Исторические очерки народного
         миросозерцания". СПб., 1904):

           "1663 г.  августа, в 15 день, о субботу, Белозерского уез-
         да, rобозерской волости. rазных помести и вотчин люди стояли
         у обедни в церкви. И как стали петь молебен, на небе учинил-
         ся великий шум, и многие люди, вышед(шие) на паперть, увиде-
         ли небывалое зрелище:
           С северной стороны, от светлого неба, а не из облака вышел
         великий огонь на Робозеро и шел на полдень,  втоль озера над
         водою, во все стороны, саженей по 20 и больше, а по сторонам
         того пламени - синий дым,  а впереди его,  саженейй за двад-
         цать, шли два луча, огненных ж.
           Потом этого пламени не стало, и минув малый час, опять по-
         яви лось и опять померкло.
           И после того,  в третий раз,  поднявшись к западу,  явился
         тот же огонь,  страшнее первого широтою, и, поникнув, шел на
         запад (три метеора подряд,  или же -"НЛО" для любителя экзо-
         тики? - aa) и стоял тот огонь над Робозером, над водою, часа
         с полтора, а того озера две версты, а поперек - с версту.
           И как тот огонь над водою шел, и за ним невегласи(невежды,
         неграмотные - А.А.),  обстрашавшились, ехали в лодке кресть-
         яне,  и от того де огня пламенем опаляло, близь не подпусти-
         ло.  a в озе ре де до самого дна свет был в большой глубине,
         среди озера,  сажени на четыре до дна, и все они видели, как
         рыба от пламени к берегу бежит,  и которым местом огонь шел,
         там воду палило,  как ржавец поверх воды,  и потом ветром по
         озеру разнесло и вода стала по-прежнему..."

           Чтобы предрекать подобные небесные ужасы и умело судить по
         ним, что же вещают сии знамения, царь Алексей Михайлович, по
         примеру западных императоров и королей  решил  завести  себе
         астролога,  для  чего  прирглашал известного ученого и путе-
         шественни ка,  aдама oлеария, быть его придворным астрономом
         и астрологом.  По мнению современников, царь излишне "честью
         великою" почитал "альманашников",  как называли тогда  мало-
         численных еще звездочетов.
           Московским староверам это,  естественно,  было очень не по
         душе.  Известный расколоучитель, Федор-дьякон, открыто упре-
         кал Алексея Михайловича за то,  что тот  "альманашников  лю-
         бил".  А  поп  Лазарь отчаянно взывал к царю в сочинении "oб
         изгублении правоверных государей власти".
           Он отчаянно писал:

           "Царю благородный!  Како времени сего не испытуешь, имеешь
         у себя мудрых философов,  рассуждающих (о) лице небес и зем-
         ли,  и звезд хвосты(хвосты комет - А.А.) аршином измеряющих.
         (О) сих Спас глаголет - лицемеры быти! Яко времени неизгада-
         ют!(o них Христос говорит - пройдохи!  Так будущее не предс-
         казывают! - А.А.)
           Государь! Таковых ли в чести имаши? И различные брашна пы-
         таеша?  И  хощеши  (по)  внешим их плеухам власть свою (над)
         миром управити? Ни, ни!"

           Но призывы не помогали. Царь очень интересовался небесными
         "прогнозами".  Скажем,  в 1665 году летопись сообщала,  что,
         "на  вопрошение  царя и великого князя aлексея Михайловича о
         чем быти в гражданстве",  он получил следующее пояснение  от
         звездосчетца Николы Немчина:  "По великому случению высочай-
         ших небесных планид,  Сатурна и Ювиса..."
           И - далее весь прогноз,  от корки до корки, в виде типично
         астрологической  трактовки  такого  небесного  события   как
         "схождение" почти в одну небесную точку наиболее далеких Са-
         турна и Юпитера, "злой" и "доброй" планет.
           Увы, к  огорчению  церковнослужителей,  нелюбимые западные
         влияния и столь ненавистные астрологические символы проника-
         ли,  в силу своей внешней и внутренней привлекательности,  в
         Россию. С легкой руки Симеона Полоцкого появилась яркая кар-
         тинка-композиция "Орел российский", написанная по случаю об_
         явления 1 декабря 1667 года царевича Алексея  -  наследником
         престола.
           В центре этой композиции - великолепная живописная панора-
         ма звездного неба с солнцем посередине.  Солнце испускает 48
         лучей и в каждый луч вписана одна из  добродетелей, желаемых
         царю aлек сею: "правдолюбие", "щедродаяние", "словопостоянс-
         тво", "добро нравие", "уветливость" и прочее.
           На фоне  солнца  же - затемняющий его огромный венценосный
         двуглавый орел,  со скипетром и державой(от слова "держать")
         в  когтях.  a  движется  Солнце  как раз по многоненавистным
         значкам животных из знаков зодиака - Овен,  Телец, Близнецы,
         Рак и прочие...
           И нельзя было уже отрубить за  них  голову  или  сжечь  на
         костре. Надвигалась совсем иная эпоха...

      

Next
Hosted by uCoz