|
Часть 6. Глава 12.
БЕЗ БОРИСА
|
|
|
Семейство царя Бориса погибло. Князь И.А.Хворостинин, лю-
бимец Лжедмитрия I, богослов, историк и поэт, вспоминая о
внезапной смерти Бориса Годунова и о 6-недельном царствова-
нии его зло получного сына Федора, отмечал в "Словеса дней и
царей, и святи телей московских" различные небесные видения,
будто бы предсказывающие кровавые грядущие события:
"Быша знамения многа комитного указания: овогда - копейным
образом(комета, в виде копья - А.А.), овогда - две луны, и
едина едину побараше..."
Сына Бориса, царя Федора и его мать - убили, попытавшись
выдать за случайную смерть, но на выставленных напоказ телах
слишком явно чернели следы веревки на шеях...
Князя Василия Шуйского, попытавшегося разоблачить самоз-
ванца и сказать правду(он опрометчиво бросил фразу "Черт
это, а не царевич!...") - приговорили к смертной казни. Все
уже было готово к казни, с него содрали рубаху, и будущий
царь Василий рыдая просил о помиловании.
Однако Лжедмитрий, отличавшийся редким всепрощением отме-
нил казнь, вернул Шуйскому боярство и именье. pодобное бла-
городство затем и погубило незванного царя. nовый царь же-
нился(жену его Марину Мнишек считали волшебницей), распустил
войско, призвал в mоскву поляков, начал вести широкий образ
жизни.
Выбор у него, по его словам был небольшой - либо казнить,
либо миловать. Отрепьев предпочел второе и начал широко со-
рить деньгами, награждая друзей и подкупая врагов, очень
быстро промотав вся царскую казну, и без того отощавшую пос-
ле голодного Борисова правления. Многие его привычки были
чисто католическими, он жил ще голем, привозил во дворец
множество женщин и все это пришлось не по душе и боярам и
москвичам.
Князь Василий Шуйский, до того подобострастно служивший
ничего не подозревающему самозванцу, бросил провокационный
клич: "Поляки хотят государя убить!"
Пока народ, не разобравшись, крушил поляков и прочих наем-
ников, "Гришку" кинулись убивать сами же бояре.
Князь Иван Голицын заявил, что он уже был у Марфы и она
ска зал, что ее сын убит в Угличе, а это - самозванец(Лжед-
митрий I - А.А.). Толпа ворвалась к царю и боярский сын
Гришка Валуев выстрелил в Лжедмитрия, затем его дорубили.
Тело сперва бросили на "позорище" сунув в руки дудку и
подбросив рядом "харю" маску, найденную, как говорили, у
Лжедмитрия под кроватью. nарод уверяли в том, что уродливая
"харя" это и есть тот бог, тот идол, которому Гришка oтрепь-
ев "поклонялся". Тело захоронили за Серпуховскими воортами.
Вскоре однако, пошли слухи, что с его могилою происходят ка-
кие-то чудеса.
Первое "чудо" случилось, впрочем, еще тогда, когда тело
убитого Лжедмитрия, лежавшее для "позорища" на Красной пло-
щади, было, наконец, вывезено, для сожжения. oчевидец, архи-
епископ eлассонский aрсений рассказывал, что в тот самый
час, в который "повлекли труп за город", пала вся крыша Ве-
ликих Врпри крепости(Спасские ворота - А.А.). Кровля ворот
была большая, высокая и прочная. Это, по мнению многих явно
служило предвестником грядущих ужасных бедствий.
Нечисто было и с могилой Лжедмитрия. Кое-кому послышались
громкая музыка, радостные пляски, чьи-то таинственные голоса
и пение. Суеверы считали, что это дьявол радуется, что "при-
шел к нему верный его слуга". Тогда труп вырыли, сожгли его
и смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторорну,
откуда он пришел. Всех поляков начали бить и резать.
Наступило недолгое(1606-1610) царствоание Василия Шуйского
"выкрикнутого" царя-заговорщика. Это был пожилой, 54-летний
боярин, небольшого роста, невзрачный, подслеповатыйй чело-
век, неглупый, но более хитрый, чем умный, "донельзя изол-
гавшийся и изинтриговавшийся," - по выражению В.О.Ключевско-
го, большой любитель до наушничества и сильно побаивавшийся
колдунов".
О Василии Шуйском в хронографе Кубасова сказано, что он "к
волхвованию прилежаше"; а по свидетельству Петрея(де Эрзелун
да - А.А.), он, желая поддержать себя на престоле, собирал
отовсюду колдунов и колдуний и для их ведовских дел приказы-
вал вынимать из живых коней сердца и вырезывал плод из бере-
менных женщин: когда колдуны чаровали и творили заклятия -
царские войска одерживали верх над неприятелем, а когда ча-
ры прекращались - в то время одолевали поляки".
Лжедмитрия I-го В.Шуйский также, для удобства, обвинил в
еретичестве, безбожии и колдовстве. Для этого он разослал по
всему государству грамоты, где обличал "еретика" и "самоз-
ванца", "Росстригу", который воцарился "бесовскою помо-
щию"(т.е. при поддержке нечистой силы), "прельстив", т.е.
обманув русский народ своим "чернокнижием".
Безбожия и чернокнижия боялись сильно, еще сильнее боялись
наказания за них, поэтому, как всегда, быстро и охотно "по-
верили".
Конкуренция между боярами, однако, не пропала. Чтобы лик-
видировать всякую возможность появления новых самозванцев,
царь Василий пошел на крайний шаг: привез в Москву мощи ца-
ревича Дмитрия, Рядом с мощами положили "орешки" подкрашен-
ные кровью, чтобы все видели, что царевич играл "орешками"
а не "ножичком", намекая тем на убийство.
Подлинность мощей, а попутно, святость "невинно убиенно-
го" могла доказаться только лишь чудесами. Поэтому, в спеш-
ном порядке, возле мощей были организованы чудеса "исцеле-
ния". Исцелялись, разумеется подкупленные Василием нищие.
Когда же соперники Василия нарочно притащили смертельно
больного, умирающего, то он скончался прямо рядом с мощами.
Народ в ужасе хлынул из храма...
Когда-то шли слухи, что жив царевич Дмитрий, потом шли
слухи что погиб не Борис, а его двойник. Теперь же страх пе-
ред убитым Дмитрием позволил появиться еще одному, Лжедмит-
рию II-му oн на удивление быстро сколотил войско и встал ла-
герем в Тушино, почему его и прозвали "Тушинским вором".
Три года Москва и Тушино стояли друг против друга, пока
молодой полководец М.В.Скопин-Шуйский не разгромил новояв-
ленного самозванца. Лже дмития вскоре убили в Калуге, но по-
гиб и Скопин-Шуйский, его отравила "колдовским зельем" на
пиру, дочь Малюты Скуратова...
Пока суть да дело, разбирались и следствия по колдовству.
В 1606 году поданы были в Перми две любопытных жалобы: оба
челобитчика сделали извет, один - на крестьянина Тренку Та-
лева, что тот напустил икоту на его жену, а другой - на под-
са дского Семейку Ведерника, который, будто бы напустил ико-
ту на его товарища по торговле. oбвиняемых пытали и вкинули
в тюрьму.
Тренку жгли "на розыске"(на допросах) огнем, и были ему
"три встряски", а Семейку приводили к пытке два раза. Мнимые
преступники жаловались в Москву государю - на поклеп и несп-
раведливое истязание, почему велено было произвести поваль-
ный обыск. Попы - по священству, а посадские люди и волост-
ные крестьяне под присягою должны были показать: пускают ли
порчу Тренка Талев и Семейка Ведерник?
"И буде обыскные люди очистят их, скажут, что они тем - не
промы шляют, то немедленно отпустить их на свободу".
Дело в том, что томительная икота считалась нечистым ду-
хом, который чародеи насылают "по ветру" на ворогов и супро-
тивников когда "бес" поселяется в человеке и мучает его.
Что ж, колдуны колдовали сами по себе, но война шла своим
чередом. И никакие колдуны повлиять на это были не в силах...
Next