Часть 6. Глава 12.

БЕЗ БОРИСА

Вернуться к Оглавлению



           Семейство царя Бориса погибло.  Князь И.А.Хворостинин, лю-
         бимец Лжедмитрия I,  богослов,  историк и поэт,  вспоминая о
         внезапной смерти Бориса Годунова и о 6-недельном  царствова-
         нии его зло получного сына Федора, отмечал в "Словеса дней и
         царей, и святи телей московских" различные небесные видения,
         будто бы предсказывающие кровавые грядущие события:

           "Быша знамения многа комитного указания: овогда - копейным
         образом(комета,  в виде копья - А.А.),  овогда - две луны, и
         едина едину побараше..."

           Сына Бориса,  царя Федора и его мать - убили,  попытавшись
         выдать за случайную смерть, но на выставленных напоказ телах
         слишком явно чернели следы веревки на шеях...
           Князя Василия Шуйского,  попытавшегося разоблачить  самоз-
         ванца  и  сказать  правду(он  опрометчиво бросил фразу "Черт
         это,  а не царевич!...") - приговорили к смертной казни. Все
         уже  было готово к казни,  с него содрали рубаху,  и будущий
         царь Василий рыдая просил о помиловании.
           Однако Лжедмитрий,  отличавшийся редким всепрощением отме-
         нил казнь,  вернул Шуйскому боярство и именье. pодобное бла-
         городство  затем и погубило незванного царя.  nовый царь же-
         нился(жену его Марину Мнишек считали волшебницей), распустил
         войско,  призвал в mоскву поляков, начал вести широкий образ
         жизни.
           Выбор у него,  по его словам был небольшой - либо казнить,
         либо миловать. Отрепьев предпочел второе и начал широко со-
         рить  деньгами,  награждая  друзей и подкупая врагов,  очень
         быстро промотав вся царскую казну, и без того отощавшую пос-
         ле  голодного  Борисова правления.  Многие его привычки были
         чисто католическими,  он жил ще голем,  привозил  во  дворец
         множество  женщин  и  все это пришлось не по душе и боярам и
         москвичам.
           Князь Василий  Шуйский,  до  того подобострастно служивший
         ничего не подозревающему самозванцу,  бросил  провокационный
         клич: "Поляки хотят государя убить!"
           Пока народ, не разобравшись, крушил поляков и прочих наем-
         ников, "Гришку" кинулись убивать сами же бояре.
           Князь Иван Голицын заявил,  что он уже был у Марфы  и  она
         ска зал,  что ее сын убит в Угличе, а это - самозванец(Лжед-
         митрий I - А.А.).  Толпа ворвалась к  царю  и  боярский  сын
         Гришка Валуев выстрелил в Лжедмитрия, затем его дорубили.
           Тело сперва бросили на "позорище" сунув  в  руки  дудку  и
         подбросив  рядом "харю" маску,  найденную,  как говорили,  у
         Лжедмитрия под кроватью.  nарод уверяли в том, что уродливая
         "харя" это и есть тот бог, тот идол, которому Гришка oтрепь-
         ев "поклонялся".  Тело захоронили за Серпуховскими воортами.
         Вскоре однако, пошли слухи, что с его могилою происходят ка-
         кие-то чудеса.
           Первое "чудо" случилось,  впрочем,  еще тогда,  когда тело
         убитого Лжедмитрия,  лежавшее для "позорища" на Красной пло-
         щади, было, наконец, вывезено, для сожжения. oчевидец, архи-
         епископ eлассонский aрсений рассказывал,  что  в  тот  самый
         час,  в который "повлекли труп за город", пала вся крыша Ве-
         ликих Врпри крепости(Спасские ворота - А.А.).  Кровля  ворот
         была большая,  высокая и прочная. Это, по мнению многих явно
         служило предвестником грядущих ужасных бедствий.
           Нечисто было и с могилой Лжедмитрия.  Кое-кому послышались
         громкая музыка, радостные пляски, чьи-то таинственные голоса
         и пение. Суеверы считали, что это дьявол радуется, что "при-
         шел к нему верный его слуга".  Тогда труп вырыли, сожгли его
         и смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторорну,
         откуда он пришел. Всех поляков начали бить и резать.
           Наступило недолгое(1606-1610) царствоание Василия Шуйского
         "выкрикнутого" царя-заговорщика.  Это был пожилой, 54-летний
         боярин,  небольшого роста,  невзрачный, подслеповатыйй чело-
         век,  неглупый,  но более хитрый, чем умный, "донельзя изол-
         гавшийся и изинтриговавшийся," - по выражению В.О.Ключевско-
         го,  большой любитель до наушничества и сильно побаивавшийся
         колдунов".
           О Василии Шуйском в хронографе Кубасова сказано, что он "к
         волхвованию прилежаше"; а по свидетельству Петрея(де Эрзелун
         да - А.А.),  он,  желая поддержать себя на престоле, собирал
         отовсюду колдунов и колдуний и для их ведовских дел приказы-
         вал вынимать из живых коней сердца и вырезывал плод из бере-
         менных  женщин:  когда колдуны чаровали и творили заклятия -
         царские войска одерживали верх над неприятелем, а когда ча-
         ры прекращались - в то время одолевали поляки".
           Лжедмитрия I-го В.Шуйский также,  для удобства,  обвинил в
         еретичестве, безбожии и колдовстве. Для этого он разослал по
         всему государству грамоты,  где обличал "еретика" и  "самоз-
         ванца",  "Росстригу",  который  воцарился  "бесовскою  помо-
         щию"(т.е.  при поддержке нечистой силы),  "прельстив",  т.е.
         обманув русский народ своим "чернокнижием".
           Безбожия и чернокнижия боялись сильно, еще сильнее боялись
         наказания за них,  поэтому, как всегда, быстро и охотно "по-
         верили".
           Конкуренция между боярами,  однако, не пропала. Чтобы лик-
         видировать всякую возможность появления  новых  самозванцев,
         царь Василий пошел на крайний шаг:  привез в Москву мощи ца-
         ревича Дмитрия,  Рядом с мощами положили "орешки" подкрашен-
         ные кровью,  чтобы все видели, что царевич играл "орешками"
         а не "ножичком", намекая тем на убийство.
           Подлинность мощей,  а попутно,  святость "невинно убиенно-
         го" могла доказаться только лишь чудесами.  Поэтому, в спеш-
         ном  порядке,  возле мощей были организованы чудеса "исцеле-
         ния".  Исцелялись,  разумеется подкупленные Василием  нищие.
         Когда  же  соперники  Василия  нарочно  притащили смертельно
         больного,  умирающего, то он скончался прямо рядом с мощами.
         Народ в ужасе хлынул из храма...
           Когда-то шли слухи,  что жив царевич  Дмитрий,  потом  шли
         слухи что погиб не Борис, а его двойник. Теперь же страх пе-
         ред убитым Дмитрием позволил появиться еще одному,  Лжедмит-
         рию II-му oн на удивление быстро сколотил войско и встал ла-
         герем в Тушино, почему его и прозвали "Тушинским вором".
           Три года  Москва  и Тушино стояли друг против друга,  пока
         молодой полководец М.В.Скопин-Шуйский не  разгромил  новояв-
         ленного самозванца. Лже дмития вскоре убили в Калуге, но по-
         гиб и Скопин-Шуйский,  его отравила "колдовским  зельем"  на
         пиру, дочь Малюты Скуратова...
           Пока суть да дело,  разбирались и следствия по колдовству.
           В 1606 году поданы были в Перми две любопытных жалобы: оба
         челобитчика сделали извет,  один - на крестьянина Тренку Та-
         лева, что тот напустил икоту на его жену, а другой - на под-
         са дского Семейку Ведерника, который, будто бы напустил ико-
         ту на его товарища по торговле.  oбвиняемых пытали и вкинули
         в тюрьму.
           Тренку жгли  "на  розыске"(на допросах) огнем,  и были ему
         "три встряски", а Семейку приводили к пытке два раза. Мнимые
         преступники жаловались в Москву государю - на поклеп и несп-
         раведливое истязание,  почему велено было произвести поваль-
         ный обыск.  Попы - по священству, а посадские люди и волост-
         ные крестьяне под присягою должны были показать:  пускают ли
         порчу Тренка Талев и Семейка Ведерник?

           "И буде обыскные люди очистят их, скажут, что они тем - не
         промы шляют, то немедленно отпустить их на свободу".

           Дело в том,  что томительная икота считалась нечистым  ду-
         хом, который чародеи насылают "по ветру" на ворогов и супро-
         тивников когда "бес" поселяется в человеке и мучает его.
           Что ж,  колдуны колдовали сами по себе, но война шла своим
         чередом. И никакие колдуны повлиять на это были не в силах...


      

Next
Hosted by uCoz