Часть 6. Глава 13.

ГАДАНИЯ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ

Вернуться к Оглавлению



           В 1689 году по челобитью князя В.В.Голицына(1648-1714) фа-
         ворита царевны Софьи "пытан был в земском приказе Иван Буна-
         ков, за то, что вынимал княжой след..."
           В своих воспоминаниях,  князь М.Щербатов заметил, что "наи
         просвещеннейший муж в rоссии князь Василий Васильевич  Голи-
         цын(известный  наперсник царевны Софии) гадателей призывал и
         на месяц смотрел о познании судьбы своей.  oтзыв этот  подт-
         верждается официальными документами.
           Во время крымского похода Голицын,  извещая Шакловитого  о
         безымянном письме,  в котором писано было к малоруссам, чтоб
         пребывали с крымцами в миру:  "Москва де  вам  не  верит,  и
         большого вашего хотят убить", - прибавляет:
           "и то, чаю, ведали они по чарованью некоему".
           Из деловых  бумаг  розыскного приказа узнаем,  что Голицын
         совещался с колдунами и,  опасаясь,  чтобы не остыла к  нему
         любов ь Софии,  прибегал к чарам: какой-то знахарь давал ему
         травы,  и князь сыпал их для "прилюбления" в ествы, подноси-
         мые царевне,  а потом того знахаря велел сжечь в бане,  дабы
         не было от него проносу.  Такое показание дал Сильвестр Мед-
         ведев, а ему про то с казывал иконник Васька Владимиров.
           Ваську взяли к допросу,  пытали, и он повторил те же самые
         речи.  oбращалась к колдунам и прорицателям и царевна София;
         для предварительного ис пытания она обыкновенно  посылала их
         к Медведеву,  который и сам занимался астрологией,  гадал по
         звездам и предсказывал будущее.
           Между волхвами  особенным доверием пользовался Дмитрий Си-
         лин (Митька Силин - А.А.) вызванный царевною из  pольши  ле-
         чить болезненные очи царю Ивану Алексеевичу.
           Года с три жил он в келье  Медведева,  уверяя,  что  умеет
         глядет ь в солнце и угадывать,  кому что будет, знал загова-
         ривать грыжу, пособлять жене и мужу и вылечивать от болезней
         живота. Силин врачевал на Москве многих, в том числе и князя
         Голицына: щупал ему живот и нашел, что князь "любит чужбину,
         а жены своей не любит".
           Этому пришельцу Медведев открыл,  что царевна хочет  выйти
         замуж за Голицына, Шакловитого намерена сделать первым у се-
         бя правителем,  а его,  Медведева, патриархом, и просил пос-
         мотреть в солнце: сбудется ли это?
           Увы, гадание ничего хорошего не сулило.

           "И Сильвестр Медведев,  - сообщало "розыскное дело", - ве-
         лел ему(волхву-гадателю Дмитрию Силину - А.А.)  посмотреть в
         солнце:  "каково-де  будет  князь  Голицын  и будет ли он на
         Москве царем? а он, Сильвестр, патриархом?"

           И он,  Силин,  по тем Сильвестровым словам,  ходил на Ива-
         новскую колоколню Великаго двожды и в солнце всматривал. И в
         солнце он видел: на великих государях венцы, по обыкновению,
         на главах,  а у князя Василья Голицына венец  мотался  около
         грудей и назади и со стороны,  и он,  князь,  стоял темен; а
         fедор Шакловитой стоял повеся голову, и значило ему, что бу-
         дет скорая смерть, и преж Голицына...
           Затем Сильвестр Медведев велел Силину посмотреть  в солнце
         и гадать:

           "будет ли князь Василью Голицыну счастье в  походе  против
         крымских татар или нет?"

           И Силин в солнце смотрел с молитвою:  Боже мой и премилос-
         тивый,  Мати Божия Богородица, и Троица vивоначальная, и Ма-
         хайло aрхангел и вся сила небесная,  явите мне,  что я заду-
         мал:  над  князь  Васильем Голицыным что буде - будет ли ему
         какое добро или нет?
           И в солнце значилось,  что князь Василью в том счастья ни-
         какова не будет,  только он государскую казну истратит и лю-
         дей изомнет..."

           Силин ходил от Медведева и к князю,  Голицыну, о чем расс-
         казал под пыткою:

           "Я-де к князь Василию пришел, и князь спрашивает: будет ли
         он на Москве великим человеком? И я ему сказал: что ни зате-
         ял и тому не сбытца, - болши ничего не будет..."

           Тогда же,  07.03.1691 года и сам князь Василий Голицын дол
         жен был ответствовать на вопросы "о гадательстве  и  ворожбе
         Митьки Силина".  Причем князя прямо предупрредили,  что, при
         его запирательстве - пытку к нему применят тут же...
           Пртивоположная сторона была не лучше.
           Гадали и цари-братья.  Во время регентства Софьи, постель-
         ничий Головкин провел,  как-то, в покои Петра мурзу Ибрагима
         Долоткозина и татарина Кодоралея.  Они(работая,  разумеется,
         "на клиента"), погадали на успех будущей миссии Петра.
           Пророчествуя "на  письмах и по гадательной книге" они убе-
         дили Петра, что ему быть на царстве одному. Это была хорошая
         чисто  психологическая поддержка,  но,  по приказу фаворита
         царевны Софьи, Шакловитого, и Кодоралей и Ибрагим были схва-
         чены и пытаны в застенке.
           Сама же  Софья  попыталась выдать себя за "святую",  якобы
         "излечивая" возложением рук  баб-кликуш.  Ввремя  заподозрив
         подвох Петр приказал высечь кликуш кнутом, и что же? Болезнь
         мгновенно самоликвидировалась!
           Когда Петр начал "торжествовать над своею сестрою", Медве-
         дев бежал в монастырское сельцо Микулино с тремя стрельцами;
         там  они виделись с волхвом Ваською Иконником и советовались
         с тремя кол дунами: коновалом Бобылем, дворником oхапкиным и
         портным  Матвеевым.
           Очные ставки с пыткою вынудили у него  признание  в  справ
         едливости всех сделанных изветов;  вместе с ним пытаны Каба-
         нов (дано 17 ударов), Бобыль(35 ударов), oхапкин(10 ударов);
         прочие ведуны были "подыманы" только для страху При этом не-
         котоые из них "объявили и свои шепты"(рассказали виды  заго-
         воров), а другие показывали, что никакой ворожбы не знают, а
         ворожили "издеваючись".  oчевидно, все преступление состояло
         в суеверных попытках помощию чар и заговров призвать царскую
         милость на опального боярина.
           Бояре приговорили:  Безобразову  отсечь  голову,  жену его
         сосл ать в Тихвинский Введенский монастырь,  а двор их,  по-
         местья  и  вотчины отобрать бесповоротно.  Коновалов Дорофея
         Кабанова и fед ора Бобыля - сжечь в срубе.
           Остальных колдунов и Щербачова бить нещадно кнутом на коз-
         ле и сослать в Сибирь вместе с их женами идетьми.  Казнь со-
         вершилась 8 января 1690 года.  Доносчики были награждены: им
         выдано из описной казны Безобразова по сто рублей на челове-
         ка, оба они освобождены от крепостнойй зависимости и взяты в
         задворные конюхи.
           Но этим  дело  не  кончилось;  оно тянулось еще около двух
         лет.  Розыски производились воеводами в  Коломне,  Касимове,
         Переяславле-Рязанском и Нижнем Новгороде.  Один ведун огова-
         ривал другого,  другой - третьего и так  далее.  Воевеодские
         розыски были ужасны:  привлеченных к делу ворожей и колдунов
         пытали по нескольку раз со встряскою.
           Некоторые из них винились в ворожбе на бобах, воде и день-
         гах,  другие же, несмотря на истязания, ни в чем не сознава-
         лись  и  умирали  под  пыткою  или  в  тюрьме  до  окончания
         следствия. Преданы были сожжению "жидовствующие", занимашие-
         ся,  в частности - астрологией,  так в 1689 году, за "ересь"
         был сожжен не вовремя подвернувшийся иноземец Кульман.
           В те времена подобное было очень обычно,  и сами казни,  и
         колдовство,  и колдун и палач воспринимали процесс как долж-
         ное,  пытки - как само собой разумеющееся,  отрубание головы
         или сожжение, как вполне "заслуженные" наказания за "запрет-
         ные" дейст вия.  Колдовством,  на расстоянии,  пытались даже
         воздействовать на дела политические.
           Так, в  одном деле Преображенского приказа рассказывается,
         как "Петрова жена Волынского, Авдотья-еретица, как была вдо-
         вою,  ходила в Преображенское...  и вынимала след, землю, до
         первого до aзовского похода, по присылки из Девичья монасты-
         ря от царевны Софии Алексеевны"
           Что ж,  "большие" мира сего - за колдовство щедро платили,
         а ведь и колдуну на что -то надо было жить...

      

Вернуться к Оглавлению
Hosted by uCoz