|
Часть 6. Глава 13.
ГАДАНИЯ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ
|
|
|
В 1689 году по челобитью князя В.В.Голицына(1648-1714) фа-
ворита царевны Софьи "пытан был в земском приказе Иван Буна-
ков, за то, что вынимал княжой след..."
В своих воспоминаниях, князь М.Щербатов заметил, что "наи
просвещеннейший муж в rоссии князь Василий Васильевич Голи-
цын(известный наперсник царевны Софии) гадателей призывал и
на месяц смотрел о познании судьбы своей. oтзыв этот подт-
верждается официальными документами.
Во время крымского похода Голицын, извещая Шакловитого о
безымянном письме, в котором писано было к малоруссам, чтоб
пребывали с крымцами в миру: "Москва де вам не верит, и
большого вашего хотят убить", - прибавляет:
"и то, чаю, ведали они по чарованью некоему".
Из деловых бумаг розыскного приказа узнаем, что Голицын
совещался с колдунами и, опасаясь, чтобы не остыла к нему
любов ь Софии, прибегал к чарам: какой-то знахарь давал ему
травы, и князь сыпал их для "прилюбления" в ествы, подноси-
мые царевне, а потом того знахаря велел сжечь в бане, дабы
не было от него проносу. Такое показание дал Сильвестр Мед-
ведев, а ему про то с казывал иконник Васька Владимиров.
Ваську взяли к допросу, пытали, и он повторил те же самые
речи. oбращалась к колдунам и прорицателям и царевна София;
для предварительного ис пытания она обыкновенно посылала их
к Медведеву, который и сам занимался астрологией, гадал по
звездам и предсказывал будущее.
Между волхвами особенным доверием пользовался Дмитрий Си-
лин (Митька Силин - А.А.) вызванный царевною из pольши ле-
чить болезненные очи царю Ивану Алексеевичу.
Года с три жил он в келье Медведева, уверяя, что умеет
глядет ь в солнце и угадывать, кому что будет, знал загова-
ривать грыжу, пособлять жене и мужу и вылечивать от болезней
живота. Силин врачевал на Москве многих, в том числе и князя
Голицына: щупал ему живот и нашел, что князь "любит чужбину,
а жены своей не любит".
Этому пришельцу Медведев открыл, что царевна хочет выйти
замуж за Голицына, Шакловитого намерена сделать первым у се-
бя правителем, а его, Медведева, патриархом, и просил пос-
мотреть в солнце: сбудется ли это?
Увы, гадание ничего хорошего не сулило.
"И Сильвестр Медведев, - сообщало "розыскное дело", - ве-
лел ему(волхву-гадателю Дмитрию Силину - А.А.) посмотреть в
солнце: "каково-де будет князь Голицын и будет ли он на
Москве царем? а он, Сильвестр, патриархом?"
И он, Силин, по тем Сильвестровым словам, ходил на Ива-
новскую колоколню Великаго двожды и в солнце всматривал. И в
солнце он видел: на великих государях венцы, по обыкновению,
на главах, а у князя Василья Голицына венец мотался около
грудей и назади и со стороны, и он, князь, стоял темен; а
fедор Шакловитой стоял повеся голову, и значило ему, что бу-
дет скорая смерть, и преж Голицына...
Затем Сильвестр Медведев велел Силину посмотреть в солнце
и гадать:
"будет ли князь Василью Голицыну счастье в походе против
крымских татар или нет?"
И Силин в солнце смотрел с молитвою: Боже мой и премилос-
тивый, Мати Божия Богородица, и Троица vивоначальная, и Ма-
хайло aрхангел и вся сила небесная, явите мне, что я заду-
мал: над князь Васильем Голицыным что буде - будет ли ему
какое добро или нет?
И в солнце значилось, что князь Василью в том счастья ни-
какова не будет, только он государскую казну истратит и лю-
дей изомнет..."
Силин ходил от Медведева и к князю, Голицыну, о чем расс-
казал под пыткою:
"Я-де к князь Василию пришел, и князь спрашивает: будет ли
он на Москве великим человеком? И я ему сказал: что ни зате-
ял и тому не сбытца, - болши ничего не будет..."
Тогда же, 07.03.1691 года и сам князь Василий Голицын дол
жен был ответствовать на вопросы "о гадательстве и ворожбе
Митьки Силина". Причем князя прямо предупрредили, что, при
его запирательстве - пытку к нему применят тут же...
Пртивоположная сторона была не лучше.
Гадали и цари-братья. Во время регентства Софьи, постель-
ничий Головкин провел, как-то, в покои Петра мурзу Ибрагима
Долоткозина и татарина Кодоралея. Они(работая, разумеется,
"на клиента"), погадали на успех будущей миссии Петра.
Пророчествуя "на письмах и по гадательной книге" они убе-
дили Петра, что ему быть на царстве одному. Это была хорошая
чисто психологическая поддержка, но, по приказу фаворита
царевны Софьи, Шакловитого, и Кодоралей и Ибрагим были схва-
чены и пытаны в застенке.
Сама же Софья попыталась выдать себя за "святую", якобы
"излечивая" возложением рук баб-кликуш. Ввремя заподозрив
подвох Петр приказал высечь кликуш кнутом, и что же? Болезнь
мгновенно самоликвидировалась!
Когда Петр начал "торжествовать над своею сестрою", Медве-
дев бежал в монастырское сельцо Микулино с тремя стрельцами;
там они виделись с волхвом Ваською Иконником и советовались
с тремя кол дунами: коновалом Бобылем, дворником oхапкиным и
портным Матвеевым.
Очные ставки с пыткою вынудили у него признание в справ
едливости всех сделанных изветов; вместе с ним пытаны Каба-
нов (дано 17 ударов), Бобыль(35 ударов), oхапкин(10 ударов);
прочие ведуны были "подыманы" только для страху При этом не-
котоые из них "объявили и свои шепты"(рассказали виды заго-
воров), а другие показывали, что никакой ворожбы не знают, а
ворожили "издеваючись". oчевидно, все преступление состояло
в суеверных попытках помощию чар и заговров призвать царскую
милость на опального боярина.
Бояре приговорили: Безобразову отсечь голову, жену его
сосл ать в Тихвинский Введенский монастырь, а двор их, по-
местья и вотчины отобрать бесповоротно. Коновалов Дорофея
Кабанова и fед ора Бобыля - сжечь в срубе.
Остальных колдунов и Щербачова бить нещадно кнутом на коз-
ле и сослать в Сибирь вместе с их женами идетьми. Казнь со-
вершилась 8 января 1690 года. Доносчики были награждены: им
выдано из описной казны Безобразова по сто рублей на челове-
ка, оба они освобождены от крепостнойй зависимости и взяты в
задворные конюхи.
Но этим дело не кончилось; оно тянулось еще около двух
лет. Розыски производились воеводами в Коломне, Касимове,
Переяславле-Рязанском и Нижнем Новгороде. Один ведун огова-
ривал другого, другой - третьего и так далее. Воевеодские
розыски были ужасны: привлеченных к делу ворожей и колдунов
пытали по нескольку раз со встряскою.
Некоторые из них винились в ворожбе на бобах, воде и день-
гах, другие же, несмотря на истязания, ни в чем не сознава-
лись и умирали под пыткою или в тюрьме до окончания
следствия. Преданы были сожжению "жидовствующие", занимашие-
ся, в частности - астрологией, так в 1689 году, за "ересь"
был сожжен не вовремя подвернувшийся иноземец Кульман.
В те времена подобное было очень обычно, и сами казни, и
колдовство, и колдун и палач воспринимали процесс как долж-
ное, пытки - как само собой разумеющееся, отрубание головы
или сожжение, как вполне "заслуженные" наказания за "запрет-
ные" дейст вия. Колдовством, на расстоянии, пытались даже
воздействовать на дела политические.
Так, в одном деле Преображенского приказа рассказывается,
как "Петрова жена Волынского, Авдотья-еретица, как была вдо-
вою, ходила в Преображенское... и вынимала след, землю, до
первого до aзовского похода, по присылки из Девичья монасты-
ря от царевны Софии Алексеевны"
Что ж, "большие" мира сего - за колдовство щедро платили,
а ведь и колдуну на что -то надо было жить...
Вернуться к Оглавлению