Часть 7. Глава 5.

КОЛДУНЫ И ЗНАХАРИ

Вернуться к Оглавлению



            Если сравнить старые времена с нынешними,  то не  амного
         ушли мы от косности и дремучести, глупости и суеверия. uвле-
         каясь,  например, модным ныне знахарством, забываем, что да-
         леко не все приемы лечения хороши и правильны.
           Иной превесьма нелепый "народный"  рецепт,  без  проверки,
         передавался из лечебника в лечебник,  из уст в уста и... до-
         ходил до нашего времени,  публикуясь,  ныне,  многотысячными
         тиражами в "медицинских" рекомендациях газет и журналов("со-
         веты колдуна России",  "народные премудрости" и  т.п.).  mеж
         тем глупости были всякие:
           В 1710 г.  в Ковельском городском суде слушалось  дело  по
         обвинению  некоего  Григория Козловского в неудачном лечении
         "посредством чародейских приемов".
           Как выяснилось  на  процессе,  Г.Козловский  имел обширную
         "лечебную" практику и во всех случаях применял одни и  те же
         средства.  Он толок в ступе полынный коренъ,  какую-то траву
         и... стружки с золотого червонца.
           Этим "целебным"  составом он "подкуривал" болного и смазы-
         вал веревки которыми он обвязывал  болъные  органы.  zатем
         Козловский  обрезал  у больного ногти и четыре пряди волос и
         все это забивал осиновым колышком в дыру,  которую высверли-
         вал в верхнем дверном косяке.  "Чародей" Козловский был при-
         говорен к штрафу и церковному покаянию.
           В 1715  обвинения  в  наслании  икоты продолжали волновать
         сельское население и даже вызывали вмешательство местных су-
         дов.  То же воззрение распространялось на болезни, сопровож-
         даеме конвульсиями, каковы(в терминах ХIХ века): "падучая" и
         "виттова пляска"(пляска Святого Витта). Страдающие этими не-
         дугами известны были в народе под общим назанием "кликуш".
           Кликуши выкрикивали проклятия и жалобы на тех, кого подоз-
         ревают в своей порче.  В старину появление кликуш было вели-
         чайшим  несчастьем для всей сельской общины.  Их болезненный
         бред принимался с полным доверием и вызывал судебные пресле-
         дования. История  Европы  помнит черные страницы инквизиции,
         где сотни и тысячи людей были казнены именно по таким  "кли-
         каниям", якобы "порченных" людей.

           "По одному оклику беснующейся бабы брали  оговоренного  ею
         человека  к  допросу  подвергали  пыткам и вымучивали у него
         признание в небывалом преступлении.  Кликушество  сделалось,
         наконец,  самым  обыкновенны  м  и верным способом мстить за
         обиды и недружбу:  стоило только прикинуться кликушею, чтобы
         подвергнуть своего врага страшным истязаниям и даже смертной
         казни".

           Сверх того,  кликуши  служили великолепным орудием в руках
         корыстолюбивых дьяков и воевод,  которые нарочно  подучивали
         некоторых  баб оговаривать богатых людей и потом,  пользуясь
         обвинением, обирали чужое добро.
           Немало кликуш  "кликало"("агитировало")  и  против уарских
         нововведений.  Поэтому чтобы противодействовать этой  нравс-
         твенной заразе,  Петр Великий указом своим 1715 года повелел
         хватать кликуш обоего пола, приводить в приказы для розыска,
         и под кнутом вызнавать - действительно ли они больны или на-
         рочно накидывают на себя порчу?
           В указе  "для  образца" был приведен вполне документальный
         пример показного кликушества:
           В 1714  году  в Петербурге плотничья жена Варвара Логинова
         стала вдруг кричать,  что она испорчена.  Взятая к  допросу,
         она вскро,  однако ж,  повинилась,  что кричала...  нарочно!
         Случилось ей быть в гостях вместе со  своим  деверем  -  там
         случилась ссора и деверя ее прибили.
           Желая отомстить за родича, Варвара умыслила обвинить своих
         недругов в порче и спустя несколько дней после драки - стала
         выкрикивать дома и в церкви,  раза по два и по три в неделю,
         как бы в совершенном беспамятстве.
           В 1716 году Каменецкий городской суд разбирал дело по  об-
         винению некоей Солтовской в том,  что она... собирала щепки
         на дворе своей соседки Фуриневичевой,  якобы чтобы  потом  -
         колдовать  над щепками и таким коварным путем причинить вред
         здоровью Фуриневичевой!
           Последнняя, по  ее словам,  "спаслась" от вредных последс-
         твий только тем,  что немедленно окропила свой двор  "святой
         водой"...

           В 1718 году oвручский городской суд рассмотрел аналогичную
         жалобу шляхтичей(поляков) Невмержицких на своих соседей Вер-
         повских и Ярмолинских,  которые якобы  "очаровали  и  завили
         яровую пшеницу истцов".
           "Завитками" на пшенице называли скрученные  особым  жгутом
         колосья, обычно вдобавок политые известью. Это считалось ча-
         рами на неурожай. Занятно, но в старые времена, в то же вре-
         мя,  нередко  "завивали"...  последний сноп,  специально для
         повшения урожайности!
           В 1720  году в Южной Волыни вспыхнула эпидемия моровой яз-
         вы. Внезапная напасть вызвала кривотолки. В городке Красило-
         ве по этому поводу состоялось сходка жителей,  которые реши-
         ли, что болезнь распространяется по чьему-то "наваждению"(от
         слова "навадить", "навести").
           Общее внимание в связи с этим обратила на  себя  проживавш
         ая в городке старуха Прасковья Каплуниха.  Подозрение в кол-
         довстве пало на Каплуниху поскольку ей было 120 лет от роду.
         Книги "Рекордов Гиннесса" в те годы еще не существовало, по-
         этому крайне подозрительную долгожительницу схватили и само-
         судом сожгли на костре...

           По указу 1722 года преступления,  именуемые  "волшебными",
         подлежали синодальному суду(церковному,  т.е., с раскаянием,
         отлучением от церкви, преданием "анафеме" и т.п. - a.a.).
           Но дела  такого рода попадали и в светские учреждения Пре-
         ображенский и Сыскной приказы,  Тайную канцелярию.  "Волшеб-
         ные"  преступления нередко рассматривались как чисто уголов-
         ные,  "мирские",  особенно если речь шла о "наведении порчи,
         скажем, по специальным заговорным "тетрадям".
           Что же страшного могло содержаться, в таких "черных" заго-
         ворных тетрадках?
           В 1718 году,  например, у саранского подъячьего Федора Со-
         колова  нашли  тетрадь с пятью "страшного вреда" заговорами.
         Один "юридический",  от "неправых судей",  и четыре, "сексу-
         альнобытовых" - "чтобы жить с женой в совете":

           "Как от холодного ветра севера знобит мир крещеный правос-
         лавный и тело болое, кровь горячую и уста сахарные, також де
         бы ме ня раба божия имярек остудило и охолодило от  сея рабы
         божия  имя  рек  во веки веков аминь",  - писалось в загово-
         ре-присушке из тетради архангельского крестьянина М.Овчинни-
         кова, проходящему по следственному делу в 1737 году.

           "Замыкает же раб божий имярек у рабы божии имярек  в белом
         теле  душу  и  ретивое сердце в тридевять немецкими замками.
         oтносит ключи на синее море.
           Кладет под  бел-белуч камень и колдунам и в едунам на море
         не бывать и сине море не пересушить и от рабы  божии  имярек
         тоски и кручины не отведать", - молили в красочном заговоре-
         присушке из тетради саранского подъячьего Ф.Соколова  попав-
         шего в 1729 году под следствие.

           В 1723 году в Синоде рассматривалось присланное из Коломны
         дело о 20-летнем Василии Воинове, oставшись в 7 лет сиротой,
         Василий поначалу ходил с нищими и кормился  подаянием. Затем
         пробавлялся случайными заработками, устроился на завод dеми-
         дова в Туле, но "прибытку было мало".
           И тогда-то, по корыстному совету некоей Настасьи Карповой,
         он  научился ходить босым и в одной рубахе в самые лютые мо-
         розы, натирая тело разогретм соком крапивы, в результате че-
         го вскоре прослыл "святым".
           Однако "святой"(как,  и  некоеторые  другие такие же "свя-
         тые") вел,  увы,  не праведный образ жизни.  oбучившись кол-
         довству, Василий увлекся всевозможными видами любовной магии
         и применял их по любому удобному и неудобному поводу.
           Забыв о христианском "незлобии" и смирении, "разлучал суп-
         ружество",  скажем,  когда на свадьбе новобрачная нелестно о
         нем  отозвалась("чево  де ради такова урода посадили",  хотя
         колдуна "полагалось" уважать...).
           Напускал "демонскую силу" в дом крестьянину, не пустившему
         его в баню. В таких случаях обычно пользовались всевозможны-
         ми  зельями и взварами,  бытовой "химией",  где роль "зелий"
         сводилась к простым охотничьим приманкам или отвадам.
           Бродя "святым" по деревням, "еретичеством своим девича по-
         лу на  блудное  растление  превратил,  например,  человек  з
         20...". Василий жил по простому, не держал при себе тайн ре-
         месла обучая "колдовству" и других желающих легкой жизни.
           Так, дворовую женку Лукерью(женщину, видимо, легко внушае-
         мую) сделал якобы ведьмой, обучив ее "оборачиваться птицею",
         "а имянно вороною и разными птицами и всякими разными зверь-
         ми и скотом"
           По его  же  заботливому "научению" сообразительная Лукерья
         "испортила крестянского сына eфима до смерти",  попросту го-
         воря, отравила.
           Кроме того Воининов утверждал, что он связан личными прия-
         те льскими отношениями с "главным над всеми бесами и водяны-
         ми чертями сотоной Михой"(!),  потому у него в  распоряжении
         "водяные и воздушные демоны",  "а демонские силы дано ему на
         послужение сто воздушных бесов и с князем, а оному бесовско-
         му князю имя Ирод бес".
           Как видим,  мешанина в голове у "святого" была полная - он
         не  имел ни малейшего представления о христианской демоноло-
         гии и сочинял чистую "отсебятину".
           Пресловутым "водяным  демоном" он давал якобы "всякой скот
         по их требованию таким образом,  что когда погонят скот  по-
         ить,  и  в то число отдавал им воду для того,  чтоб они его,
         Василия, слушал".
           Захаживал он, де, и в гости к "водяным чертям"-"во oке ре-
         ке под кручею (Василий давал точное описание места) и в дру-
         гих  местах и з ними в доме их имел разговор"(не хуже совре-
         менных "контактеров" в "инопланеятнами" из НЛО).
           Он даже  под  мельницу  к  "водяным  чертям" заходил- "для
         уговору чтоб укрепить мельницу по прошению  мельника  Матфея
         Васильева и за то им посулил свинью, а без уговору оные чер-
         ти ему, Василию, были непослушны".
           "Воздушные беси" были более сговорчивы:  - бесплатно пере-
         носили его "в семь часов" из Калуги в Киев "и в  протчие  де
         городы такою ж демонскою силою был же ношен.  oвогда выставя
         дверь,  и на той двери несут по воздуху, тако ж по изволению
         ево оборачиваютца и лошадьми..."
           Что ж,  можно только гадать - "инопланетяне" являлись Вои-
         нову,  сон ли это был,  или, что скорее всего - галлюцинации
         от принятых "колдовских" настоев, или с перепою. Кстати ска-
         зать, во  все  века  -  психически  больных среди колдунов и
         их детей впрямь было - весьма немало...
            
      

Next
Hosted by uCoz