|
Часть 7. Глава 5.
КОЛДУНЫ И ЗНАХАРИ
|
|
|
Если сравнить старые времена с нынешними, то не амного
ушли мы от косности и дремучести, глупости и суеверия. uвле-
каясь, например, модным ныне знахарством, забываем, что да-
леко не все приемы лечения хороши и правильны.
Иной превесьма нелепый "народный" рецепт, без проверки,
передавался из лечебника в лечебник, из уст в уста и... до-
ходил до нашего времени, публикуясь, ныне, многотысячными
тиражами в "медицинских" рекомендациях газет и журналов("со-
веты колдуна России", "народные премудрости" и т.п.). mеж
тем глупости были всякие:
В 1710 г. в Ковельском городском суде слушалось дело по
обвинению некоего Григория Козловского в неудачном лечении
"посредством чародейских приемов".
Как выяснилось на процессе, Г.Козловский имел обширную
"лечебную" практику и во всех случаях применял одни и те же
средства. Он толок в ступе полынный коренъ, какую-то траву
и... стружки с золотого червонца.
Этим "целебным" составом он "подкуривал" болного и смазы-
вал веревки которыми он обвязывал болъные органы. zатем
Козловский обрезал у больного ногти и четыре пряди волос и
все это забивал осиновым колышком в дыру, которую высверли-
вал в верхнем дверном косяке. "Чародей" Козловский был при-
говорен к штрафу и церковному покаянию.
В 1715 обвинения в наслании икоты продолжали волновать
сельское население и даже вызывали вмешательство местных су-
дов. То же воззрение распространялось на болезни, сопровож-
даеме конвульсиями, каковы(в терминах ХIХ века): "падучая" и
"виттова пляска"(пляска Святого Витта). Страдающие этими не-
дугами известны были в народе под общим назанием "кликуш".
Кликуши выкрикивали проклятия и жалобы на тех, кого подоз-
ревают в своей порче. В старину появление кликуш было вели-
чайшим несчастьем для всей сельской общины. Их болезненный
бред принимался с полным доверием и вызывал судебные пресле-
дования. История Европы помнит черные страницы инквизиции,
где сотни и тысячи людей были казнены именно по таким "кли-
каниям", якобы "порченных" людей.
"По одному оклику беснующейся бабы брали оговоренного ею
человека к допросу подвергали пыткам и вымучивали у него
признание в небывалом преступлении. Кликушество сделалось,
наконец, самым обыкновенны м и верным способом мстить за
обиды и недружбу: стоило только прикинуться кликушею, чтобы
подвергнуть своего врага страшным истязаниям и даже смертной
казни".
Сверх того, кликуши служили великолепным орудием в руках
корыстолюбивых дьяков и воевод, которые нарочно подучивали
некоторых баб оговаривать богатых людей и потом, пользуясь
обвинением, обирали чужое добро.
Немало кликуш "кликало"("агитировало") и против уарских
нововведений. Поэтому чтобы противодействовать этой нравс-
твенной заразе, Петр Великий указом своим 1715 года повелел
хватать кликуш обоего пола, приводить в приказы для розыска,
и под кнутом вызнавать - действительно ли они больны или на-
рочно накидывают на себя порчу?
В указе "для образца" был приведен вполне документальный
пример показного кликушества:
В 1714 году в Петербурге плотничья жена Варвара Логинова
стала вдруг кричать, что она испорчена. Взятая к допросу,
она вскро, однако ж, повинилась, что кричала... нарочно!
Случилось ей быть в гостях вместе со своим деверем - там
случилась ссора и деверя ее прибили.
Желая отомстить за родича, Варвара умыслила обвинить своих
недругов в порче и спустя несколько дней после драки - стала
выкрикивать дома и в церкви, раза по два и по три в неделю,
как бы в совершенном беспамятстве.
В 1716 году Каменецкий городской суд разбирал дело по об-
винению некоей Солтовской в том, что она... собирала щепки
на дворе своей соседки Фуриневичевой, якобы чтобы потом -
колдовать над щепками и таким коварным путем причинить вред
здоровью Фуриневичевой!
Последнняя, по ее словам, "спаслась" от вредных последс-
твий только тем, что немедленно окропила свой двор "святой
водой"...
В 1718 году oвручский городской суд рассмотрел аналогичную
жалобу шляхтичей(поляков) Невмержицких на своих соседей Вер-
повских и Ярмолинских, которые якобы "очаровали и завили
яровую пшеницу истцов".
"Завитками" на пшенице называли скрученные особым жгутом
колосья, обычно вдобавок политые известью. Это считалось ча-
рами на неурожай. Занятно, но в старые времена, в то же вре-
мя, нередко "завивали"... последний сноп, специально для
повшения урожайности!
В 1720 году в Южной Волыни вспыхнула эпидемия моровой яз-
вы. Внезапная напасть вызвала кривотолки. В городке Красило-
ве по этому поводу состоялось сходка жителей, которые реши-
ли, что болезнь распространяется по чьему-то "наваждению"(от
слова "навадить", "навести").
Общее внимание в связи с этим обратила на себя проживавш
ая в городке старуха Прасковья Каплуниха. Подозрение в кол-
довстве пало на Каплуниху поскольку ей было 120 лет от роду.
Книги "Рекордов Гиннесса" в те годы еще не существовало, по-
этому крайне подозрительную долгожительницу схватили и само-
судом сожгли на костре...
По указу 1722 года преступления, именуемые "волшебными",
подлежали синодальному суду(церковному, т.е., с раскаянием,
отлучением от церкви, преданием "анафеме" и т.п. - a.a.).
Но дела такого рода попадали и в светские учреждения Пре-
ображенский и Сыскной приказы, Тайную канцелярию. "Волшеб-
ные" преступления нередко рассматривались как чисто уголов-
ные, "мирские", особенно если речь шла о "наведении порчи,
скажем, по специальным заговорным "тетрадям".
Что же страшного могло содержаться, в таких "черных" заго-
ворных тетрадках?
В 1718 году, например, у саранского подъячьего Федора Со-
колова нашли тетрадь с пятью "страшного вреда" заговорами.
Один "юридический", от "неправых судей", и четыре, "сексу-
альнобытовых" - "чтобы жить с женой в совете":
"Как от холодного ветра севера знобит мир крещеный правос-
лавный и тело болое, кровь горячую и уста сахарные, також де
бы ме ня раба божия имярек остудило и охолодило от сея рабы
божия имя рек во веки веков аминь", - писалось в загово-
ре-присушке из тетради архангельского крестьянина М.Овчинни-
кова, проходящему по следственному делу в 1737 году.
"Замыкает же раб божий имярек у рабы божии имярек в белом
теле душу и ретивое сердце в тридевять немецкими замками.
oтносит ключи на синее море.
Кладет под бел-белуч камень и колдунам и в едунам на море
не бывать и сине море не пересушить и от рабы божии имярек
тоски и кручины не отведать", - молили в красочном заговоре-
присушке из тетради саранского подъячьего Ф.Соколова попав-
шего в 1729 году под следствие.
В 1723 году в Синоде рассматривалось присланное из Коломны
дело о 20-летнем Василии Воинове, oставшись в 7 лет сиротой,
Василий поначалу ходил с нищими и кормился подаянием. Затем
пробавлялся случайными заработками, устроился на завод dеми-
дова в Туле, но "прибытку было мало".
И тогда-то, по корыстному совету некоей Настасьи Карповой,
он научился ходить босым и в одной рубахе в самые лютые мо-
розы, натирая тело разогретм соком крапивы, в результате че-
го вскоре прослыл "святым".
Однако "святой"(как, и некоеторые другие такие же "свя-
тые") вел, увы, не праведный образ жизни. oбучившись кол-
довству, Василий увлекся всевозможными видами любовной магии
и применял их по любому удобному и неудобному поводу.
Забыв о христианском "незлобии" и смирении, "разлучал суп-
ружество", скажем, когда на свадьбе новобрачная нелестно о
нем отозвалась("чево де ради такова урода посадили", хотя
колдуна "полагалось" уважать...).
Напускал "демонскую силу" в дом крестьянину, не пустившему
его в баню. В таких случаях обычно пользовались всевозможны-
ми зельями и взварами, бытовой "химией", где роль "зелий"
сводилась к простым охотничьим приманкам или отвадам.
Бродя "святым" по деревням, "еретичеством своим девича по-
лу на блудное растление превратил, например, человек з
20...". Василий жил по простому, не держал при себе тайн ре-
месла обучая "колдовству" и других желающих легкой жизни.
Так, дворовую женку Лукерью(женщину, видимо, легко внушае-
мую) сделал якобы ведьмой, обучив ее "оборачиваться птицею",
"а имянно вороною и разными птицами и всякими разными зверь-
ми и скотом"
По его же заботливому "научению" сообразительная Лукерья
"испортила крестянского сына eфима до смерти", попросту го-
воря, отравила.
Кроме того Воининов утверждал, что он связан личными прия-
те льскими отношениями с "главным над всеми бесами и водяны-
ми чертями сотоной Михой"(!), потому у него в распоряжении
"водяные и воздушные демоны", "а демонские силы дано ему на
послужение сто воздушных бесов и с князем, а оному бесовско-
му князю имя Ирод бес".
Как видим, мешанина в голове у "святого" была полная - он
не имел ни малейшего представления о христианской демоноло-
гии и сочинял чистую "отсебятину".
Пресловутым "водяным демоном" он давал якобы "всякой скот
по их требованию таким образом, что когда погонят скот по-
ить, и в то число отдавал им воду для того, чтоб они его,
Василия, слушал".
Захаживал он, де, и в гости к "водяным чертям"-"во oке ре-
ке под кручею (Василий давал точное описание места) и в дру-
гих местах и з ними в доме их имел разговор"(не хуже совре-
менных "контактеров" в "инопланеятнами" из НЛО).
Он даже под мельницу к "водяным чертям" заходил- "для
уговору чтоб укрепить мельницу по прошению мельника Матфея
Васильева и за то им посулил свинью, а без уговору оные чер-
ти ему, Василию, были непослушны".
"Воздушные беси" были более сговорчивы: - бесплатно пере-
носили его "в семь часов" из Калуги в Киев "и в протчие де
городы такою ж демонскою силою был же ношен. oвогда выставя
дверь, и на той двери несут по воздуху, тако ж по изволению
ево оборачиваютца и лошадьми..."
Что ж, можно только гадать - "инопланетяне" являлись Вои-
нову, сон ли это был, или, что скорее всего - галлюцинации
от принятых "колдовских" настоев, или с перепою. Кстати ска-
зать, во все века - психически больных среди колдунов и
их детей впрямь было - весьма немало...
Next