Часть 7. Глава 6.

ИНТРИГИ ЧАРОДЕЙСКИЕ

Вернуться к Оглавлению



           Ярок, но короток век Петров.  Еще в 1724 году на  Галерном
         дворе,  в  присутствии  Петра  I испытывали секретное русске
         оружие, "потаенное судно" Е.Никонова, первую российскую под-
         водную  лодку,  а уже через год погиб великий император всея
         Руси. Погиб, отравленный недругами, приславшими редкие заса-
         харенные фрукты и конфеты.
           Историки считают, что это было связано с близкими финансо-
         выми разоблачениями  бывшего царского любимца, А.Меньшикова,
         "Алексашки". Минули два года и точно  такими  же  "сластями"
         была отравлена его вдова, императрица Екатерина II.
           И, чем дальше,  тем все суровнее относилось время  к  пет-
         ровскому  роду.  Петр II Алексеевич процарствовал всего три
         лета:  с 1727 по 1730 г.  Больших нововведений совешить  он,
         конечно, не  успел,  но коварного А.Меньшикова все же в Сит-
         бирь сослал.
           Пятнадцати лет  от  роду он умер от черной оспы.  Успел он
         еще убрать страшное "Лобное место" в Москве.  Оно, при Петре
         1 еще было картинно обставлено головами стрельцов, воткнуты-
         ми на кол.  Только в 1727 году сняты были виселицы и  столбы
         на  которых были тела казненных,  где "брили лбы" и клеймили
         каленым железом, где упало столько знаменитых голов.
           На трон   пришла   дочь   брата   Петра   Великого,   aнна
         Иоанновна(1693- -1740). aнна Иоанновна не имела совсем ника-
         кого образования. Вышла замуж за герцога Курляндского, вско-
         ре овдовела и сблизилас с Бироном будущим "временщиком".

           "Эта грубая, двухметровая по высоте и восьмипудовая по ве-
         су(1 пуд, напомним, 16 кг, значит, царица весила - 128 кг...
         -  А.  А.) необразованная и ленивая женщина,  все свое время
         проводила за картами,  в пирах и диких  забавах.  oколо  нее
         постоянно крутились шуты обоего пола,  расходовались большие
         средства для развлечения..." - сообщают историки.

           Мало доверяя окружающим,  императрица aнна, пугливая и по-
         дозрительная, с особенным вниманием следила за появляющимися
         в разных вотчинах, как она выражалась, "якобы святыми", т.е.
         "типическими проходимцами",  "юродивыми",  нередко,  правда,
         вещавшими  в иносказательной форме о разных тягостях и печа-
         лях народных о злоупотреблениях власти и т.д. Им она доверя-
         ла куда больше, чем официальным сообщениям.
           Действительно, при дворе матери императрицы aнны  Иоаннов-
         ны, набожной царицы Прасковьи Федоровны находилось множество
         разного рода калек и юродивых.  Историк  Татищев  посещавший
         царицу,  рассказывал, что у нее был целый госпиталь "уродов,
         юродов, ханжей и шалунов".
           Из числа  их  особенным  почетом пользовался некто Тимофей
         aрхипыч(как,  много позже - Г.Распутин у Николая II). u него
         целовали руку, просили благословения, ждали пророческих ска-
         заний и каждому его простому слову  придавали  загадочное  и
         таинственное значение:  "Тимофей aрхипыч сказал..."
           Впрочем, строптивость и самодурство царицы сам Тимофей Ар-
         хипыч выражал своеобразно,  произнося при виде Анны Иоаннов-
         ны: "Дон, дон, дон! - царь Иван Васильевич!"
           После смерти  "провидца" у царицы осталась памятная карти-
         на:  Анна Иоанновна над его гробницей.
           Татищев рассказывал, что Тимофей Архипыч его недолюбливал,
         за то,  что он не был суеверен как многие прочие и руки  его
         не целовал.  "Однажды", пишет Татищев, "перед отъездом в Си-
         бирь,  я приехал повидаться с царице. oна, жалуя меня, спро-
         сила онога шалуна, скоро ли я возвращусь?
           Он отвечал на это: "Руды много накопает, да и самого зако-
         пают"(игра слов:  "руда" - кровь и рыжеватая железная "руда"
         - геологическая порода на шахтных разработках).  "Пророчест-
         во" это, однако, как и многие другие - не сбылось...
           "Шалуны" такие,  впрочем, не только говорили пустые слова,
         но и,  подчас, пользовались вполне материальными "препарата-
         ми" и "инструмен тарием".  Большинство колдовскихуловок было
         основано  на  хорошем  знании  биологии человека и животных,
         когда с помощью правильно сделанной  "привады"(приманки) или
         "отвады"(отпугивающего чего-либо) могли,  например,  довести
         дело до свадьбы, или, скажем, развалить уже готовую семью.
           Примеров на эту тему немало. Скажем, фенолог a.И.Стрижев в
         одном селе слышал рассказ о том, как в старые времена хитрый
         знахарь отомстил досадившему ему мужику.  Знахарь натер "ве-
         рею", опорный столб у ворот - медвежьим салом и... хозяин не
         мог  ни въехать во двор на телеге,  ни ввести в него лошадь.
         Животное упрямилось,  забирало в сторону,  храпело, билось в
         постромках, взмылилась, запенилась.
           Лишь когда прислали "снять порчу",  знахарь тайком стер  с
         ворот медвежий жир и лошади мирно вошли во двор.
           Описанный прием применялся "колдунами" многократно, по са-
         мому разному поводу.  Скажем, известнй в России маг Ж.Энкос,
         работавший  под  писательским  псевдонимом   Папюс(написаший
         "Пактическую Магию" и ряд других книг) попытался таким путем
         избежать дуэли с разоблачителем магов, Жюлем Буа.
           Такой же прием привел,  скажем, писатель Валентин Пикуль в
         книге "Слово и дело", рассказывая как однажды дочь опального
         нязя Юсупова решила отомстить.
           Она застрелила отцовского любимца,  медведя,  извлекла  из
         него печень,  нарезала, высушила, растерла в порошок. После,
         на рассвете,  поскакала по улицам Москвы и рассеяла  летучий
         зверем пахнущий порошок перед подъездами,  воротами и конюш-
         нями врагов отца - Бирона,  Левенвольде,  Остермана и прочих
         соправителей и любимцев импера трицыaнны Иоанновны.
           И когда им нужно было ехать ко двору,  их лошади заупрями-
         лись,  бились в упряжи, запенились, молотили копытами, ржали
         в бешенст ве и не шли.  Боялись запаха медведя. a во дворцах
         - поднялась паника из-за колдовского "чародейства"...
           Любопытно было отношение к науке в  те  поры.  Знаменитого
         математика,  швейцарца  Леонарда  Эйлера(1707-1783) при Рос-
         сийской aкадемии заставили быть... астрологом!
           В 1740 году, когда родился император Иоанн VI Антонович(от
         племенницы царицы,  от aнны Леопольдовны и  герцога  Браунш-
         вейгского),  Эйлеру  было внезапно приказано - составить го-
         роскоп новорожденного, т.е. "предсказать" его судьбу.
           Эйлер сперва отказывался,  но принужден был подчиниться. В
         "Исторических анекдотах" А.С.Пушкин писал про гороскоп:
           "Они составили его по всем правилам астрологии,  хотя и не
         верили ей.  Заключение, выведенное ими, испугало обоих мате-
         матиков и они послали императрице другой гороскоп, в котором
         предсказывали новорожденному всякое благополучие.
           Эйлер сохранил, однако, первый, и показывал его графу К.Г.
         Разумовскому,  когда судьба  несчастного  Иоанна  aнтоновича
         свершилась..."
           Что ж,  вскоре после рождения, последний Иоанн был оторван
         от семьи,  содержался в Холмогорах,  а с 1756 г.  в крепости
         Шлиссельбург, где потерял рассудок и был убит стражей, когда
         поручик Мирович попытался его освободить...
           Дела же колдовские и вне двора двигались своим чередом.
           3 января  1737  г.  в столице Российской империи,  в самом
         серьезном и мрачном ведомстве государственной машины  само-
         державия  Канцелярии тайных розыскных дел - унтер лейб-гвар-
         дии Измайловского полка Семен Алексеев "объявил писъмо".
           Оно было адресовано самому шефу канцелярии,  aндрею Ивано-
         вичу  Ушакову,  человеку  деловому  и  занятому,  немедленно
         посвятившему,  однако, изрядное время следственным действиям
         в связи с полученным посланием.  Письмо было написано коман-
         диром Измайловского полка Густавом Бироном,  братом фаворита
         государыни Анна Иоанновны(бывший конюх). oно гласило:

           "Превосходительный господин  генерал  и кавалер ея импера-
         торского величества!
           "Милостивый государь мой, Андрей Иванович!
           Сегодня, генваря  3-го  числа  лейб-гвардии  Измайловского
         полку  лекаръ Селкрий поданным рапортом объявил,  что того ж
         полку лека рский ученик Иван Безсонов  читал  незнамо  какую
         еретическую книгу,  которая книга, купно и с писмом руки ево
         Безсонова,  подана за печатю в полковую канцелярию, а я оное
         для  надлежащего  разсмотрения при сем посылаю к Вашему пре-
         восходительству.
           В протчем  пребываю  Вашего  превосходителство милостиваго
         государя моего покорный слуга,  Густав фон Бирон.  Генваря 3
         дня 1737 году."

           Писъмо прибыло не одно - полковой фурьер  "при  том  писме
         объяв ил же запечатанный пакет,  да колодников пятъ человек,
         да в платке завязанном коренъ да траву,  да рубаху женскую,
         ворот и рукава в крови".
           В запечатанном красным сургучом пакете находиласъ  маленъ-
         кая тетрадка в восьмушку на 8 листах.  На ней корявым почер-
         ком,  неуверенной дрожащей рукой  были  записаны  заговорные
         формулы.
           Криминальная рукописная книжица была отобрана у Ивана  Ва-
         силь ева, сына Молодавкина(по отчиму - Безсонова). oказалась
         же она у него вследствие знакомства с колдуном, неким Матве-
         ем  oвчинниковым. Интерес  же Ивана Безсонова(Молодавкина) к
         колдовству был прост - Иванушка был "сексуально озабочен"!

           "...приходит де ему,  Маладавкину, на мысль, чтоб ему жить
         блудно з девками и з бабами,  да не знает де он,  где такова
         человека наити,  кто б ему мог сделать, дабы ево, Молодавки-
         на, девки и бабы любили?"

           "Колдун" же, oвчинников, тетрадь колдовских заговоров имел
         - списав у крестьянина А.Курбанова,  столь же безграмотного,
         как он сам.  Читать же заговоры Овчинников начал из-за любви
         к кабакам и постоянной нехватки денег.
           Когда, после первой "отчитанной" клиентки, он получил мзду
         (сейчас б сказали "гонорар")  "пол  хлеба,  да  часть  мяса"
         Овчинников  быстро приободрился и даже вошел во вкус,  читая
         по тетрадке заговоры  "от  призору".  Занимался  он,  также,
         "приворотом", для пущего страха требуя у "клиента" испачкан-
         ную кровью рубаху и пользуя прочие простейшие приемы, попут-
         но привлекая и совращая девок и баб.
           Как же,  чисто внешне,  происходило "приобщение" новоиспе-
         ченного колдуна к "черному" делу?
           В "чернокнижной" тетрадке из расследования 1730  года  со-
         держится текст, составленный, без особых фантазий, по образ-
         цу, которым служил православный "Чин крещения", то есть пос-
         вящение  в  христианскую  веру,  со  всеми  подробностями  и
         особенностями ритуала
           По характеру отношения к религии, независимо от того веро-
         вал ли человек в Дьявола,  в других богов или не веровал во-
         обще,  по  логике  все они отнесятся к "не-христианам"(грубо
         говоря, к "нехристям"). oднако же церковь тут же, безапелля-
         ционно  относила  всех "не-христиан" к "анти-христианам",  к
         "aнтихристу", т.е. к Дьяволу.
           Соответственно, обычный  церковный обряд крещения соблюдал
         отрицающую логику и включал,  в себя, в первую очередь отре-
         чение от Сатаны, проще говоря - "не-Бога".
           "Крещаемого" обращали лицом к западу -  признанно  к  "дь-
         явольской" стороне, и священник спрашивал его: "oтрицаеши ли
         ся Сатаны", "и всех дел его", "и всея службы его, и всех аг-
         гел его, и всего студа его".
           После положенных ответов крещаемый(или "воспиремницы")дол-
         жен был ритуально "плюнуть на беса трижды, к западу".
           Далее, теперь уже, обращаясь "просветленным" ликом на вос-
         ток, к богу, "обещаться"(богов "меняли как перчатки", точнее
         - как "место работы") новому своему богу  Христу:  "oбещаюся
         Христу, и верую во единого бога отца вседержителя..."
           Текст отречения от бога из "чернокнижной" тетрадки  предс-
         тавлял собой все обратное, т.е. - "перекрещивание".
           Первоначально полагалось - скинуть с  себя  крест,  символ
         христианства,  и  показать его отвержение,  совершив кощунс-
         твенный акт - положить крест под правую (дальнюю  от сердца,
         "нечистую") пяту.
           Затем, в соответствии с рекомендациями тетрадки, следовало
         приступить к вызову "дьяволов": стать на запад Солнца и, об-
         ратясь к Сатане, отрекаться от бога:

           "Отрекаюся я, раб имярек, от распятия Христова, и от трид-
         невного воскресения, и от всех дел его и заповедей, и не ве-
         рую в него, дую и плюю на все дела божие.
           Толко прирекаюся ко тебе,  сотоне, и ко всем делам твоим и
         заповедем, и верую в тебя творца и царя сатону и во все дела
         и заповеди твои и хощу быть сообшником  твоим  и  собеседни-
         ком".

           Далее шли аналогичные  отречения  от  богородицы,  церкви,
         апостолов, христовых праздников, от святых, угодников и т.д.
           В каждом пункте "инструкции",  не мудрствуя лукаво, повто-
         рялись формулы,  заимствованнные из... православного служеб-
         ного текста.  Тот,  кто обращался к Сатане должен  был  пол-
         ностью   порывать   все   связи  с  "христианским"  миром  и
         "прирекаться" к заповедям и  угодникам  дьявольским,  обещая
         веровать в него "творца и царя сатону".
           Насколько же  "страшны"  мниме  "дьявольские"  чародейства
         видно даже по одному примеру.  Скажем, в 1729 году Каменец-
         ким городским судом была приговорена к  ста  ударам  розгами
         крестянка Фекла Чумачиха,  за то,  что по совету неизвестной
         женщины она употребляла "чародейское средство" для излечения
         своего мужа от "гнилъца" и "болячек".
           Средство состояло в том,  что она обмакивала нож в пиво  и
         капала по лестнице приговаривая "таинственные слова".  Прав-
         да, помогло это мужу или нет - неизвестно...
           Что ж, и умные и глупые люди той эпохи в силу незнания ве-
         рили в подобные глупости.  Ныне мы стали  знать  больше,  но
         глупостей, похоже, не убавилось...

      

Next
Hosted by uCoz