|
Часть 7. Глава 6.
ИНТРИГИ ЧАРОДЕЙСКИЕ
|
|
|
Ярок, но короток век Петров. Еще в 1724 году на Галерном
дворе, в присутствии Петра I испытывали секретное русске
оружие, "потаенное судно" Е.Никонова, первую российскую под-
водную лодку, а уже через год погиб великий император всея
Руси. Погиб, отравленный недругами, приславшими редкие заса-
харенные фрукты и конфеты.
Историки считают, что это было связано с близкими финансо-
выми разоблачениями бывшего царского любимца, А.Меньшикова,
"Алексашки". Минули два года и точно такими же "сластями"
была отравлена его вдова, императрица Екатерина II.
И, чем дальше, тем все суровнее относилось время к пет-
ровскому роду. Петр II Алексеевич процарствовал всего три
лета: с 1727 по 1730 г. Больших нововведений совешить он,
конечно, не успел, но коварного А.Меньшикова все же в Сит-
бирь сослал.
Пятнадцати лет от роду он умер от черной оспы. Успел он
еще убрать страшное "Лобное место" в Москве. Оно, при Петре
1 еще было картинно обставлено головами стрельцов, воткнуты-
ми на кол. Только в 1727 году сняты были виселицы и столбы
на которых были тела казненных, где "брили лбы" и клеймили
каленым железом, где упало столько знаменитых голов.
На трон пришла дочь брата Петра Великого, aнна
Иоанновна(1693- -1740). aнна Иоанновна не имела совсем ника-
кого образования. Вышла замуж за герцога Курляндского, вско-
ре овдовела и сблизилас с Бироном будущим "временщиком".
"Эта грубая, двухметровая по высоте и восьмипудовая по ве-
су(1 пуд, напомним, 16 кг, значит, царица весила - 128 кг...
- А. А.) необразованная и ленивая женщина, все свое время
проводила за картами, в пирах и диких забавах. oколо нее
постоянно крутились шуты обоего пола, расходовались большие
средства для развлечения..." - сообщают историки.
Мало доверяя окружающим, императрица aнна, пугливая и по-
дозрительная, с особенным вниманием следила за появляющимися
в разных вотчинах, как она выражалась, "якобы святыми", т.е.
"типическими проходимцами", "юродивыми", нередко, правда,
вещавшими в иносказательной форме о разных тягостях и печа-
лях народных о злоупотреблениях власти и т.д. Им она доверя-
ла куда больше, чем официальным сообщениям.
Действительно, при дворе матери императрицы aнны Иоаннов-
ны, набожной царицы Прасковьи Федоровны находилось множество
разного рода калек и юродивых. Историк Татищев посещавший
царицу, рассказывал, что у нее был целый госпиталь "уродов,
юродов, ханжей и шалунов".
Из числа их особенным почетом пользовался некто Тимофей
aрхипыч(как, много позже - Г.Распутин у Николая II). u него
целовали руку, просили благословения, ждали пророческих ска-
заний и каждому его простому слову придавали загадочное и
таинственное значение: "Тимофей aрхипыч сказал..."
Впрочем, строптивость и самодурство царицы сам Тимофей Ар-
хипыч выражал своеобразно, произнося при виде Анны Иоаннов-
ны: "Дон, дон, дон! - царь Иван Васильевич!"
После смерти "провидца" у царицы осталась памятная карти-
на: Анна Иоанновна над его гробницей.
Татищев рассказывал, что Тимофей Архипыч его недолюбливал,
за то, что он не был суеверен как многие прочие и руки его
не целовал. "Однажды", пишет Татищев, "перед отъездом в Си-
бирь, я приехал повидаться с царице. oна, жалуя меня, спро-
сила онога шалуна, скоро ли я возвращусь?
Он отвечал на это: "Руды много накопает, да и самого зако-
пают"(игра слов: "руда" - кровь и рыжеватая железная "руда"
- геологическая порода на шахтных разработках). "Пророчест-
во" это, однако, как и многие другие - не сбылось...
"Шалуны" такие, впрочем, не только говорили пустые слова,
но и, подчас, пользовались вполне материальными "препарата-
ми" и "инструмен тарием". Большинство колдовскихуловок было
основано на хорошем знании биологии человека и животных,
когда с помощью правильно сделанной "привады"(приманки) или
"отвады"(отпугивающего чего-либо) могли, например, довести
дело до свадьбы, или, скажем, развалить уже готовую семью.
Примеров на эту тему немало. Скажем, фенолог a.И.Стрижев в
одном селе слышал рассказ о том, как в старые времена хитрый
знахарь отомстил досадившему ему мужику. Знахарь натер "ве-
рею", опорный столб у ворот - медвежьим салом и... хозяин не
мог ни въехать во двор на телеге, ни ввести в него лошадь.
Животное упрямилось, забирало в сторону, храпело, билось в
постромках, взмылилась, запенилась.
Лишь когда прислали "снять порчу", знахарь тайком стер с
ворот медвежий жир и лошади мирно вошли во двор.
Описанный прием применялся "колдунами" многократно, по са-
мому разному поводу. Скажем, известнй в России маг Ж.Энкос,
работавший под писательским псевдонимом Папюс(написаший
"Пактическую Магию" и ряд других книг) попытался таким путем
избежать дуэли с разоблачителем магов, Жюлем Буа.
Такой же прием привел, скажем, писатель Валентин Пикуль в
книге "Слово и дело", рассказывая как однажды дочь опального
нязя Юсупова решила отомстить.
Она застрелила отцовского любимца, медведя, извлекла из
него печень, нарезала, высушила, растерла в порошок. После,
на рассвете, поскакала по улицам Москвы и рассеяла летучий
зверем пахнущий порошок перед подъездами, воротами и конюш-
нями врагов отца - Бирона, Левенвольде, Остермана и прочих
соправителей и любимцев импера трицыaнны Иоанновны.
И когда им нужно было ехать ко двору, их лошади заупрями-
лись, бились в упряжи, запенились, молотили копытами, ржали
в бешенст ве и не шли. Боялись запаха медведя. a во дворцах
- поднялась паника из-за колдовского "чародейства"...
Любопытно было отношение к науке в те поры. Знаменитого
математика, швейцарца Леонарда Эйлера(1707-1783) при Рос-
сийской aкадемии заставили быть... астрологом!
В 1740 году, когда родился император Иоанн VI Антонович(от
племенницы царицы, от aнны Леопольдовны и герцога Браунш-
вейгского), Эйлеру было внезапно приказано - составить го-
роскоп новорожденного, т.е. "предсказать" его судьбу.
Эйлер сперва отказывался, но принужден был подчиниться. В
"Исторических анекдотах" А.С.Пушкин писал про гороскоп:
"Они составили его по всем правилам астрологии, хотя и не
верили ей. Заключение, выведенное ими, испугало обоих мате-
матиков и они послали императрице другой гороскоп, в котором
предсказывали новорожденному всякое благополучие.
Эйлер сохранил, однако, первый, и показывал его графу К.Г.
Разумовскому, когда судьба несчастного Иоанна aнтоновича
свершилась..."
Что ж, вскоре после рождения, последний Иоанн был оторван
от семьи, содержался в Холмогорах, а с 1756 г. в крепости
Шлиссельбург, где потерял рассудок и был убит стражей, когда
поручик Мирович попытался его освободить...
Дела же колдовские и вне двора двигались своим чередом.
3 января 1737 г. в столице Российской империи, в самом
серьезном и мрачном ведомстве государственной машины само-
державия Канцелярии тайных розыскных дел - унтер лейб-гвар-
дии Измайловского полка Семен Алексеев "объявил писъмо".
Оно было адресовано самому шефу канцелярии, aндрею Ивано-
вичу Ушакову, человеку деловому и занятому, немедленно
посвятившему, однако, изрядное время следственным действиям
в связи с полученным посланием. Письмо было написано коман-
диром Измайловского полка Густавом Бироном, братом фаворита
государыни Анна Иоанновны(бывший конюх). oно гласило:
"Превосходительный господин генерал и кавалер ея импера-
торского величества!
"Милостивый государь мой, Андрей Иванович!
Сегодня, генваря 3-го числа лейб-гвардии Измайловского
полку лекаръ Селкрий поданным рапортом объявил, что того ж
полку лека рский ученик Иван Безсонов читал незнамо какую
еретическую книгу, которая книга, купно и с писмом руки ево
Безсонова, подана за печатю в полковую канцелярию, а я оное
для надлежащего разсмотрения при сем посылаю к Вашему пре-
восходительству.
В протчем пребываю Вашего превосходителство милостиваго
государя моего покорный слуга, Густав фон Бирон. Генваря 3
дня 1737 году."
Писъмо прибыло не одно - полковой фурьер "при том писме
объяв ил же запечатанный пакет, да колодников пятъ человек,
да в платке завязанном коренъ да траву, да рубаху женскую,
ворот и рукава в крови".
В запечатанном красным сургучом пакете находиласъ маленъ-
кая тетрадка в восьмушку на 8 листах. На ней корявым почер-
ком, неуверенной дрожащей рукой были записаны заговорные
формулы.
Криминальная рукописная книжица была отобрана у Ивана Ва-
силь ева, сына Молодавкина(по отчиму - Безсонова). oказалась
же она у него вследствие знакомства с колдуном, неким Матве-
ем oвчинниковым. Интерес же Ивана Безсонова(Молодавкина) к
колдовству был прост - Иванушка был "сексуально озабочен"!
"...приходит де ему, Маладавкину, на мысль, чтоб ему жить
блудно з девками и з бабами, да не знает де он, где такова
человека наити, кто б ему мог сделать, дабы ево, Молодавки-
на, девки и бабы любили?"
"Колдун" же, oвчинников, тетрадь колдовских заговоров имел
- списав у крестьянина А.Курбанова, столь же безграмотного,
как он сам. Читать же заговоры Овчинников начал из-за любви
к кабакам и постоянной нехватки денег.
Когда, после первой "отчитанной" клиентки, он получил мзду
(сейчас б сказали "гонорар") "пол хлеба, да часть мяса"
Овчинников быстро приободрился и даже вошел во вкус, читая
по тетрадке заговоры "от призору". Занимался он, также,
"приворотом", для пущего страха требуя у "клиента" испачкан-
ную кровью рубаху и пользуя прочие простейшие приемы, попут-
но привлекая и совращая девок и баб.
Как же, чисто внешне, происходило "приобщение" новоиспе-
ченного колдуна к "черному" делу?
В "чернокнижной" тетрадке из расследования 1730 года со-
держится текст, составленный, без особых фантазий, по образ-
цу, которым служил православный "Чин крещения", то есть пос-
вящение в христианскую веру, со всеми подробностями и
особенностями ритуала
По характеру отношения к религии, независимо от того веро-
вал ли человек в Дьявола, в других богов или не веровал во-
обще, по логике все они отнесятся к "не-христианам"(грубо
говоря, к "нехристям"). oднако же церковь тут же, безапелля-
ционно относила всех "не-христиан" к "анти-христианам", к
"aнтихристу", т.е. к Дьяволу.
Соответственно, обычный церковный обряд крещения соблюдал
отрицающую логику и включал, в себя, в первую очередь отре-
чение от Сатаны, проще говоря - "не-Бога".
"Крещаемого" обращали лицом к западу - признанно к "дь-
явольской" стороне, и священник спрашивал его: "oтрицаеши ли
ся Сатаны", "и всех дел его", "и всея службы его, и всех аг-
гел его, и всего студа его".
После положенных ответов крещаемый(или "воспиремницы")дол-
жен был ритуально "плюнуть на беса трижды, к западу".
Далее, теперь уже, обращаясь "просветленным" ликом на вос-
ток, к богу, "обещаться"(богов "меняли как перчатки", точнее
- как "место работы") новому своему богу Христу: "oбещаюся
Христу, и верую во единого бога отца вседержителя..."
Текст отречения от бога из "чернокнижной" тетрадки предс-
тавлял собой все обратное, т.е. - "перекрещивание".
Первоначально полагалось - скинуть с себя крест, символ
христианства, и показать его отвержение, совершив кощунс-
твенный акт - положить крест под правую (дальнюю от сердца,
"нечистую") пяту.
Затем, в соответствии с рекомендациями тетрадки, следовало
приступить к вызову "дьяволов": стать на запад Солнца и, об-
ратясь к Сатане, отрекаться от бога:
"Отрекаюся я, раб имярек, от распятия Христова, и от трид-
невного воскресения, и от всех дел его и заповедей, и не ве-
рую в него, дую и плюю на все дела божие.
Толко прирекаюся ко тебе, сотоне, и ко всем делам твоим и
заповедем, и верую в тебя творца и царя сатону и во все дела
и заповеди твои и хощу быть сообшником твоим и собеседни-
ком".
Далее шли аналогичные отречения от богородицы, церкви,
апостолов, христовых праздников, от святых, угодников и т.д.
В каждом пункте "инструкции", не мудрствуя лукаво, повто-
рялись формулы, заимствованнные из... православного служеб-
ного текста. Тот, кто обращался к Сатане должен был пол-
ностью порывать все связи с "христианским" миром и
"прирекаться" к заповедям и угодникам дьявольским, обещая
веровать в него "творца и царя сатону".
Насколько же "страшны" мниме "дьявольские" чародейства
видно даже по одному примеру. Скажем, в 1729 году Каменец-
ким городским судом была приговорена к ста ударам розгами
крестянка Фекла Чумачиха, за то, что по совету неизвестной
женщины она употребляла "чародейское средство" для излечения
своего мужа от "гнилъца" и "болячек".
Средство состояло в том, что она обмакивала нож в пиво и
капала по лестнице приговаривая "таинственные слова". Прав-
да, помогло это мужу или нет - неизвестно...
Что ж, и умные и глупые люди той эпохи в силу незнания ве-
рили в подобные глупости. Ныне мы стали знать больше, но
глупостей, похоже, не убавилось...
Next