Часть 7. Глава 7.

ДЕТАЛИ БИОГРАФИИ

Вернуться к Оглавлению



           Если взглянуть на биографию Петра I и его ближайших сорат-
         ников, в том, что касается колдовства и кликуш, ведьм и юро-
         диых, астрологов и масонов - пришлось бы писать не одну кни-
         гу. Поэтому коснемся только некоторых небольших деталей.
           Родился Петр I в 1672 году. По этому поводу, в работе "Ис-
         тория Петра" А.С.Пушкин писал про его рождение:
           "Иеромонах Симеон Полоцкий и  иеромонах  же  Дмитрий(впос-
         ледствии святой  Ростовский  митрополит) занимался при дворе
         Алексея Михайловича астрологическими наблюдаениями и  предс-
         казаниями.
           Первый из них предрекза девять месяцев до рождения Петра -
         главные его деяния и письменно утверждал,  что, по явившейся
         близ mарса пресветлой звезде - он ясно видел,  и  как  бы  в
         книге читал, то зачейшийся в утробе царицы nаталии Кириллов-
         ны сын его (царя) назовется pетром,  что наследует его прес-
         тол и будет таким героем,  что в славе с ним никто из совре-
         менников сравниться не сможет..."
           Позже, правда,  из интереса, астроном Лексель, член pетер-
         бургской Академии Наук,  исследовал - было ли  при  рождении
         Петра  или за девять месяцев до оного какое-нибудь необыкно-
         венное явление.  "Пресветлой звезды близь Марса", правда, не
         оказалось, но прочее стечение планет действительно соответс-
         твовало "благоприятному"  предсказанию,  и,  как  считали  -
         предзнаменованию.
           Маленький Петр оказался весьма самостоятельным и  любозна-
         тельным.  Он немало читал, обладал хорошей памятью, но много
         времени проводил и вне дворца,  со своим "потешным войском",
         где бегали с деревянными ружьями и саблями,  стреляли капус-
         той из деревянных орудий и занимались тому подобными вещами.
         wырастал Петр,  вырастали войска. Долбленые из колоды пушки
         заменились на насто  ящие,  хрупкое  дерево  превратилось  в
         крепкую сталь.
           В период вражды Петра с сестрою Софьей,  обвинение в  кол-
         довстве потив царя пало на престарелого стольника Безобразо-
         ва.  На старика донесли его же собственные слуги,  вдобавок,
         предварительно его обворовавшие и бежавшие затем от него.
           Доносчики сообщили, что Безобразов общался с опальным Шак-
         лови  тым и со всех сторон созывал к себе колдунов и вороже-
         ек.  Все эти ведуны, чаровники, ворожили на костях, на день-
         гах  и  на  воде,  стараясь  "вызнать"  подобными  странными
         методами намерения и поступки Петра и его матери,  а также -
         можно ли поднять против них бунт и будет ли он успешен.
           Следственные бумаги позже сообщали,  что один из вызванных
         волхвов,  Дорошко  "накупился у Безобазова напустил по ветру
         тоску на царя и царицу,  чтобы они сделались к нему добры  и
         поворотили бы его к Москве..."
           Утверждали, якобы Безобразов снабдил Дорошку вином и с_ест
         ными  припасами,  отправил его в Москву,  а в провожатые дал
         ему человека, специально, чтобы указать царя и царицу, кото-
         рых Дорошко не знал в лицо.
           Пыталась колдовать и жена Безобразова:  брала семь  старых
         полотнянных  лоскутков и велела написать на них имена царя и
         царицы.  Она вставила эти лоскутки в восковые свечи,  вместо
         светилен  и  разослала по церквам,  приказав зажечь их перед
         иконами и зорко следить, чтобы те сгорели до конца.
           Поскольку оказались замешаны царственные особы,  то, после
         доноса взяли сразу всю теплую колдовскую компанию:  Безобра-
         зова, его жену, глупого ведуна Дорошку и всех прочих, побли-
         зости оказавшихся волшебников.  Предсказать свою судьбу они,
         "почему-то",  вовремя не сумели, как,  кстати, и сотни других
         бесславно казненных "могучих" колдунов.
           Всех представили  в Москву и учинили строжайший допрос, "с
         пристрастием",  т.е.  с разнообразными  вполне  официальными
         пытками, без которых редко какое дело тогда обходилось. Поэ-
         тому повинились обвиняемые во всем, в чем можно и нельзя.
           Расправились со всеми соответствующе.  Безобразову - отру-
         били голову. Жену пощадили - сослали в монастырь. Имущество,
         разумеется, отобрали. Двух подручных колдунов - сожгли живь-
         ем, на страх одним, на радость другим. Всю прочую затесавшу-
         юся публику нещадно отодрали кнутом и сослали в Сибирь вмес-
         те с детьми и женами. Все было - по закону...
           Освободившись от влияния сестры, став полностью самовласт-
         ным "самодержцем", Петр начал внедрять всякие свои законода-
         тельные  новинки.  Но для поставки нового подчас требовалось
         изменить или уничтожить старое. Петр и за это взялся с своей
         неудержимой  горячностью и силой.  Начал он с чисто внешнего
         подражания Европе - со стрижки бород  и  кафтанов,  извечных
         "утеплителей" российского боярства.
           В 1699 г. на пиру в Грановитой палате царь лично, с ножни-
         цами в руках обходил столы и обрезал у присутствующих, лишь
         завидев,  слишком длинные полы и рукава. Через несколько ме-
         сяцев он выпустил и свой знаменитый указ по этому поводу.
           Чтобы популяризовать странные  для  Руси  нововведения,  в
         Нижнем Новгороде,  например,  на перекрестках улиц выставили
         образцы - деревянные манекены,  подобие человеческих  фигур,
         одетых по указанной царем форме.
           Это оказалось еще более необычно и  непривычно, "произвело
         еще больший соблазн",  поскольку деревянных болванчиков обы-
         ватели приняли за...  давно позабытых "кумирских богов"(идо-
         лов) о которых нижегородцы слышали еще от своих прадедов.
           На торгу и у церкви Николая близ воеводской избы в Нижего-
         родском  Кремле,  где  были  выставлены  "кумиры"  собрались
         большие толпы волнующихся.  Все горячо высказывали предполо-
         жения,  что царь и бояре перешли в "басурманскую веру" и те-
         перь всех заставят молиться - вот таким идолам.  Кое-кто, не
         мудрствуя лукаво, предлагал идолов повергнуть и "покорежить".
           Любопытно, что подобное же  неблагожелательное  отношение,
         на  уровне  полного непонимания,  было и для первых статуй в
         парках и возле домов, хотя бы относительно знаменитой антич-
         ной  статуи Венеры.  Как так:  лепные "срамные" мужики и ба-
         бы...  для строгого уклада Руси с ее идущими от  "Домостроя"
         привычками это было чересчур...
           30 марта 1716 года,  как уже упоминалось,  Петр Первый ут-
         вердил воинский устав,  в котором, разумеется, не позабыли и
         столь "опасное" для солдатского ремесла колдовство.  В войс-
         ках оно процветало вполне закономерно: солдаты(как и охотни-
         ки) стремились колдовству научиться!
           Чтобы: заворожить свое ружье для меткости,  вражье ружье и
         пулю для промаха,  себя - от смерти и "поруба" саблею, врага
         - для поражения и - так далее.
           В уставе говорилось:

           "И ежели  кто  из  воинских людей найдется идолопоклонник,
         чернокнижник,  ружья заговоритель,  суеверный и  богохульный
         чародей,  оныи по состоянию дела в жестком заключении, в же-
         лезах,  гонянием шпицрутеном наказан и весьма  сожжен  имеет
         быть.
           Толкование: наказание сожжением  есть  обыкновенная  казнь
         чернокнижникам, ежели оный своим чародейством вред кому учи-
         нил или действительно с дьяволом обязательство имеет.
           А ежели  ж  он чародейством своим никому никакова вреда не
         чинил,  и обызательства с сатаною никакова не имеет, то над-
         лежит,  по изобретению дела, того наказают другими вышепомя-
         нутыми наказаниями и притом церковным публичным покаянием.
           Артикул 2. Кто чарордея подкупит, или к тому склонит, что-
         бы он кому другому вред учинил, оный равно так, как чародей,
         сам наказан будет.
           Толкование: Что един чрез другого чинит,  почитается  так,
         яко бы он сам то учинит"...

           Похожие законы издавались и позже для  "общего"  пользова-
         ния.  Так,  по закону Анны Иоанновны, от 25.05.1731 сожжению
         был придан характер общей меры,  как для колдунов, так и для
         обращающих ся к ним за помощью.
           Поэтому говорить(как иные авторы),  что русская инквизиция
         была "добрее" чем инквизиция европейская - нет ни повода, ни
         смысла,  тем более, что на Руси гораздо менее практиковалось
         письменное  протоколирование  пыток  и допросов в отличие от
         пунктуальных европейцев,  и о многих случаях мы попросту  не
         знаем или знаем лишь понаслшке.
           В том же 1716 году Петр нанес мощный удар по юродствующим.
         Власти допетровских времен не особо интересовались этим зав-
         шивленным и уродливом вопросом,  да и, если честно, не реша-
         лись открыто выступить против этого, издревле укоренившегося
         явления.
           Юродивые, "убогие", страдающие, как считалось, "hриста ра-
         ди",  наводняли тогдашнюю Россию,  наравне с тысячами нищих,
         калек,  слепых,  погорельцев,  уродов, сумасшедших и прочих,
         образуя  колоссальное  копошашееся  волосато-грязное месиво,
         концентрирующееся вокруг многоисленных церквей и базаров.
           Общество чувствовало тяготу от этого огромного всероссийс-
         кого паразита.  oщущала эту тяготу и церковь. eсли в молодые
         годы  Петра,  при  патриархе  aдриане,  юродивые  ею  уважа-
         лись(так,  в 1698 г. были открыты мощи Максима Московского),
         то в период реформ юродству было уже отказано  в  праве  на
         существование.
           Петр не стал посягать на уже канонизированных, узаконенных
         церковью юродивых. Но всех ныне живущих юродством(как, кста-
         ти,  и баб-кликуш) он объявил  "притворно  беснующимися".
           У сурового Петра, слово с делом не расходилось. В одном из
         типичных документов той эпохи, в "oбещании, чинимом архирея-
         ми, при поставлении их в сей ин"(1716 г., п.6) читаем:

           "Паки обещаваюся притворних  беснующих,  в  колтунах("кол-
         тун", заболевание волос, обычно, от грязи - А.А.), босых и в
         рубашках ходящих не точию наказывать,  но и  градскому  суду
         отсылать..."

           Вскоре уже и сам Святой Синод,  в 1737 г. приказал отыски-
         вать,  ловить  и  "отсылать  в светской суд при промемориях"
         всевозможных конкурентов церкви -  бродячих  "суеверцев",  в
         том числе "притворных юродцев и босых и с колтунами".
           И если в XVII веке юродивых исстребляли за их прямые дерз-
         кие речи, за неожиданные "пророчества" и "прозрения", то те-
         перь - за сам срамной юродский облик.
           "Бомжи"(люди "без определенного места жительства") не были
         нужны и в старые времена...

      

Next
Hosted by uCoz