|
Часть 7. Глава 7.
ДЕТАЛИ БИОГРАФИИ
|
|
|
Если взглянуть на биографию Петра I и его ближайших сорат-
ников, в том, что касается колдовства и кликуш, ведьм и юро-
диых, астрологов и масонов - пришлось бы писать не одну кни-
гу. Поэтому коснемся только некоторых небольших деталей.
Родился Петр I в 1672 году. По этому поводу, в работе "Ис-
тория Петра" А.С.Пушкин писал про его рождение:
"Иеромонах Симеон Полоцкий и иеромонах же Дмитрий(впос-
ледствии святой Ростовский митрополит) занимался при дворе
Алексея Михайловича астрологическими наблюдаениями и предс-
казаниями.
Первый из них предрекза девять месяцев до рождения Петра -
главные его деяния и письменно утверждал, что, по явившейся
близ mарса пресветлой звезде - он ясно видел, и как бы в
книге читал, то зачейшийся в утробе царицы nаталии Кириллов-
ны сын его (царя) назовется pетром, что наследует его прес-
тол и будет таким героем, что в славе с ним никто из совре-
менников сравниться не сможет..."
Позже, правда, из интереса, астроном Лексель, член pетер-
бургской Академии Наук, исследовал - было ли при рождении
Петра или за девять месяцев до оного какое-нибудь необыкно-
венное явление. "Пресветлой звезды близь Марса", правда, не
оказалось, но прочее стечение планет действительно соответс-
твовало "благоприятному" предсказанию, и, как считали -
предзнаменованию.
Маленький Петр оказался весьма самостоятельным и любозна-
тельным. Он немало читал, обладал хорошей памятью, но много
времени проводил и вне дворца, со своим "потешным войском",
где бегали с деревянными ружьями и саблями, стреляли капус-
той из деревянных орудий и занимались тому подобными вещами.
wырастал Петр, вырастали войска. Долбленые из колоды пушки
заменились на насто ящие, хрупкое дерево превратилось в
крепкую сталь.
В период вражды Петра с сестрою Софьей, обвинение в кол-
довстве потив царя пало на престарелого стольника Безобразо-
ва. На старика донесли его же собственные слуги, вдобавок,
предварительно его обворовавшие и бежавшие затем от него.
Доносчики сообщили, что Безобразов общался с опальным Шак-
лови тым и со всех сторон созывал к себе колдунов и вороже-
ек. Все эти ведуны, чаровники, ворожили на костях, на день-
гах и на воде, стараясь "вызнать" подобными странными
методами намерения и поступки Петра и его матери, а также -
можно ли поднять против них бунт и будет ли он успешен.
Следственные бумаги позже сообщали, что один из вызванных
волхвов, Дорошко "накупился у Безобазова напустил по ветру
тоску на царя и царицу, чтобы они сделались к нему добры и
поворотили бы его к Москве..."
Утверждали, якобы Безобразов снабдил Дорошку вином и с_ест
ными припасами, отправил его в Москву, а в провожатые дал
ему человека, специально, чтобы указать царя и царицу, кото-
рых Дорошко не знал в лицо.
Пыталась колдовать и жена Безобразова: брала семь старых
полотнянных лоскутков и велела написать на них имена царя и
царицы. Она вставила эти лоскутки в восковые свечи, вместо
светилен и разослала по церквам, приказав зажечь их перед
иконами и зорко следить, чтобы те сгорели до конца.
Поскольку оказались замешаны царственные особы, то, после
доноса взяли сразу всю теплую колдовскую компанию: Безобра-
зова, его жену, глупого ведуна Дорошку и всех прочих, побли-
зости оказавшихся волшебников. Предсказать свою судьбу они,
"почему-то", вовремя не сумели, как, кстати, и сотни других
бесславно казненных "могучих" колдунов.
Всех представили в Москву и учинили строжайший допрос, "с
пристрастием", т.е. с разнообразными вполне официальными
пытками, без которых редко какое дело тогда обходилось. Поэ-
тому повинились обвиняемые во всем, в чем можно и нельзя.
Расправились со всеми соответствующе. Безобразову - отру-
били голову. Жену пощадили - сослали в монастырь. Имущество,
разумеется, отобрали. Двух подручных колдунов - сожгли живь-
ем, на страх одним, на радость другим. Всю прочую затесавшу-
юся публику нещадно отодрали кнутом и сослали в Сибирь вмес-
те с детьми и женами. Все было - по закону...
Освободившись от влияния сестры, став полностью самовласт-
ным "самодержцем", Петр начал внедрять всякие свои законода-
тельные новинки. Но для поставки нового подчас требовалось
изменить или уничтожить старое. Петр и за это взялся с своей
неудержимой горячностью и силой. Начал он с чисто внешнего
подражания Европе - со стрижки бород и кафтанов, извечных
"утеплителей" российского боярства.
В 1699 г. на пиру в Грановитой палате царь лично, с ножни-
цами в руках обходил столы и обрезал у присутствующих, лишь
завидев, слишком длинные полы и рукава. Через несколько ме-
сяцев он выпустил и свой знаменитый указ по этому поводу.
Чтобы популяризовать странные для Руси нововведения, в
Нижнем Новгороде, например, на перекрестках улиц выставили
образцы - деревянные манекены, подобие человеческих фигур,
одетых по указанной царем форме.
Это оказалось еще более необычно и непривычно, "произвело
еще больший соблазн", поскольку деревянных болванчиков обы-
ватели приняли за... давно позабытых "кумирских богов"(идо-
лов) о которых нижегородцы слышали еще от своих прадедов.
На торгу и у церкви Николая близ воеводской избы в Нижего-
родском Кремле, где были выставлены "кумиры" собрались
большие толпы волнующихся. Все горячо высказывали предполо-
жения, что царь и бояре перешли в "басурманскую веру" и те-
перь всех заставят молиться - вот таким идолам. Кое-кто, не
мудрствуя лукаво, предлагал идолов повергнуть и "покорежить".
Любопытно, что подобное же неблагожелательное отношение,
на уровне полного непонимания, было и для первых статуй в
парках и возле домов, хотя бы относительно знаменитой антич-
ной статуи Венеры. Как так: лепные "срамные" мужики и ба-
бы... для строгого уклада Руси с ее идущими от "Домостроя"
привычками это было чересчур...
30 марта 1716 года, как уже упоминалось, Петр Первый ут-
вердил воинский устав, в котором, разумеется, не позабыли и
столь "опасное" для солдатского ремесла колдовство. В войс-
ках оно процветало вполне закономерно: солдаты(как и охотни-
ки) стремились колдовству научиться!
Чтобы: заворожить свое ружье для меткости, вражье ружье и
пулю для промаха, себя - от смерти и "поруба" саблею, врага
- для поражения и - так далее.
В уставе говорилось:
"И ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник,
чернокнижник, ружья заговоритель, суеверный и богохульный
чародей, оныи по состоянию дела в жестком заключении, в же-
лезах, гонянием шпицрутеном наказан и весьма сожжен имеет
быть.
Толкование: наказание сожжением есть обыкновенная казнь
чернокнижникам, ежели оный своим чародейством вред кому учи-
нил или действительно с дьяволом обязательство имеет.
А ежели ж он чародейством своим никому никакова вреда не
чинил, и обызательства с сатаною никакова не имеет, то над-
лежит, по изобретению дела, того наказают другими вышепомя-
нутыми наказаниями и притом церковным публичным покаянием.
Артикул 2. Кто чарордея подкупит, или к тому склонит, что-
бы он кому другому вред учинил, оный равно так, как чародей,
сам наказан будет.
Толкование: Что един чрез другого чинит, почитается так,
яко бы он сам то учинит"...
Похожие законы издавались и позже для "общего" пользова-
ния. Так, по закону Анны Иоанновны, от 25.05.1731 сожжению
был придан характер общей меры, как для колдунов, так и для
обращающих ся к ним за помощью.
Поэтому говорить(как иные авторы), что русская инквизиция
была "добрее" чем инквизиция европейская - нет ни повода, ни
смысла, тем более, что на Руси гораздо менее практиковалось
письменное протоколирование пыток и допросов в отличие от
пунктуальных европейцев, и о многих случаях мы попросту не
знаем или знаем лишь понаслшке.
В том же 1716 году Петр нанес мощный удар по юродствующим.
Власти допетровских времен не особо интересовались этим зав-
шивленным и уродливом вопросом, да и, если честно, не реша-
лись открыто выступить против этого, издревле укоренившегося
явления.
Юродивые, "убогие", страдающие, как считалось, "hриста ра-
ди", наводняли тогдашнюю Россию, наравне с тысячами нищих,
калек, слепых, погорельцев, уродов, сумасшедших и прочих,
образуя колоссальное копошашееся волосато-грязное месиво,
концентрирующееся вокруг многоисленных церквей и базаров.
Общество чувствовало тяготу от этого огромного всероссийс-
кого паразита. oщущала эту тяготу и церковь. eсли в молодые
годы Петра, при патриархе aдриане, юродивые ею уважа-
лись(так, в 1698 г. были открыты мощи Максима Московского),
то в период реформ юродству было уже отказано в праве на
существование.
Петр не стал посягать на уже канонизированных, узаконенных
церковью юродивых. Но всех ныне живущих юродством(как, кста-
ти, и баб-кликуш) он объявил "притворно беснующимися".
У сурового Петра, слово с делом не расходилось. В одном из
типичных документов той эпохи, в "oбещании, чинимом архирея-
ми, при поставлении их в сей ин"(1716 г., п.6) читаем:
"Паки обещаваюся притворних беснующих, в колтунах("кол-
тун", заболевание волос, обычно, от грязи - А.А.), босых и в
рубашках ходящих не точию наказывать, но и градскому суду
отсылать..."
Вскоре уже и сам Святой Синод, в 1737 г. приказал отыски-
вать, ловить и "отсылать в светской суд при промемориях"
всевозможных конкурентов церкви - бродячих "суеверцев", в
том числе "притворных юродцев и босых и с колтунами".
И если в XVII веке юродивых исстребляли за их прямые дерз-
кие речи, за неожиданные "пророчества" и "прозрения", то те-
перь - за сам срамной юродский облик.
"Бомжи"(люди "без определенного места жительства") не были
нужны и в старые времена...
Next