Часть 7. Глава 8.

ЗАГОВОРЫ, НАГОВОРЫ

Вернуться к Оглавлению



           В начале века в обеих столицах  развелось  особенно  много
         юродивых  и других странных и полупомешанных людей,  которые
         яв лялись в церкви в "кощунных одеждах", кричали, пели и де-
         лали  разное бесчинство во время богослужения,  единственно,
         из корыстного желания обратить на себя  внимание  богомоль-
         цев и буквально заставить подать им милостыню.
           Юродствовали десятки и сотни калек,  бльных и просто  без-
         дельников, постоянно добавляя сумятицы и к без того обильной
         суматохе того времени.
           Участившиеся беспорядки  в  церквах  вызвали  недовольство
         многих священников и даже породили со стороны sвятого sинода
         следующее постановление от 14.07.1732 года:

           "Юродивых по церквам в столицах бродить не допущать, в ко-
         щунных же одеяниях в церквях не впущать, а в приличных одея-
         ниях они могут входить,  но стояли бы с должною тихостью  не
         между народом, а в удобном уединенном месте.
           А буде они станут начать каковые своеволия, и их к тому не
         попускать, и показывать за то, яко юродивые от священно-цер-
         ковнослужителей угрозительные способы".

           Следует, правда, оговориться - Синод, впрочем, преследовал
         не сколько само юродство, а сколько чисто внешние "соблазни-
         тельные" недостатки большинства юродивых.
           Меж тем дела колдовские и следственные шли  своим чередом.
         Доносы и жалобы текли широкою рекой,  не хуже чем спустя 200
         лет, в печаль-но известные "30-е" годы сталинских времен.
           В 1732  году  в  Казанскую  губернскую канцелярию поступил
         "извет" от жены посадского человека Якова  Ярова. Бдительная
         женушка обвиняла мужа в еретичестве, в хранении заговорных и
         гадательных тетрадок.
           На следствии  Яков  повинился,  что и впрямь - "отрекся от
         Христа и призывал в помощь Сатану и называл его владыкою".
           По рассказам жены,  Яков, "зашед на подволоку, где имелись
         святые образы,  поставил их ликом к стене, налив воды в ста-
         кан  и  наложив земли под бумагу,  и взяв воску в руки и над
         тою водою, и над землею, и над воском по книгам своим ерети-
         ческим  чинил  еретичество,  и  молился на запад левою рукою
         ниц".
           Подобным образом  он  вел  себя и в быту:  "ложася спать и
         вста вая, водою не умывался и святым образам не покланялся и
         крестного знамения на себе не имел" запрещал это все и жене,
         а "чрева той" ей говорил,  "ежели,  мол,  родит,  чтобы того
         младенца отдать крестить отцу ево Сатанаилу".
           Последнее у бабы вообще не укладывалось в голове и она, не
         долго думая, на собственного мужа - донесла.
           Жертвой "дьявола" здесь,  таким образом,  никто не пал, но
         уже  в  другом деле,  в 1733 году в oвручском городском суде
         семью Ярмолинских обвиняли в том,  что они публично похваля-
         лись умертвить посредством колдовства семью Верповских...
           Большие надежды  возлагал на "князя бесовского" слуга iлья
         Човпило,  сужденный в Синоде "за писменное предание  себе  з
         душою  и  телом бесу" в 1744 году (дело начато в местном лу-
         бенском суде в 1735 г.).
           Човпило был привлечен к следствию на  основании  следующей
         его неосторожной расписки перед "дьяволом":

           "Я, Илля,  записуюся князю бесовскому и всем бесам з душою
         и  с  телом на тридцать лет,  щоб они мене помоществовали во
         всем и чинили тое,  что я скажу, и в богатстве, и в стрелбе,
         и вусяком лихом и добром случаю.
           И що скажу принести и що где взять,  щоб тое все чинили ие
         воине,  и в дорозе,  и в статку, и в казанах, и в конях, и в
         пчолах.
           И у вусяком деле все тыи года,  которые у записце написано
         у моей, як один год без усякого отмовленя, и на той росписце
         сам своей кровию подписуюсь".

           В свое время,  собираясь "засватать девку", Илья был окле-
         ветан  перед своей госпожой и та запретила ему венчаться. oн
         не отступился, только еще больше захотел "взять девку".
           Желание избавиться  от  "панского гнева" ,  а также "иметь
         всякий достаток" было настолько велико, что когда ему во сне
         "небыктось" сказал:  "Встань, да не журись, да подпишись бе-
         су",  Илья,  поднявшись,  взял "папер" и перо, "расколупавши
         правой своей руки мизинный палец шпилкою, подписал тую карту
         своею кровию".
           Карту он собирался отдать бесу,  "если бы явился где",  но
         бумага исчезла:  кто-то расторропный поспешил  ее  услужливо
         доставить в полковую канцелярию. Как оказалось при расследо-
         вании,  мысль "предать себя бесу" пришла в голову Човпилы не
         впервые:  четыре года назад, по научении колдуньи Каленички,
         он действовал аналогичным образом".
           Тупая по  сути,  но  искренняя  вера в то,  что колдовство
         действительно может нанести какой-то вред,  и убеждение  что
         колдовство - есть тяжкий "грех", приводило к самосудам.
           Такой случай произошел в 1738 году в селе Гуменнец, на По-
         долии.  zдесь кресть яне, напуганные моровой язвой, заподоз-
         рили в чародействе  местного  шляхтича  Михаила  Матковского
         и... сожгли его на костре.
           Каких-либо специальных "колдовских Обществ" или неких "Ор-
         денов колдуна",  разумеется, никогда и не существовало. Кол-
         дуны были разрозненны и не терпели конкурентов.
           И, если  професия  "знахаря"(врача) переходила,  и впрямь,
         подчас,  из поколения в поколения,  то "в колдуны" шли не от
         хорошей жизни. "Вербовка" в колдуны происходила, как бы, са-
         ма собой,  когда человек,  после многих бед и длительных, но
         напасных  взываний к Богу,  разочаровывался и начинал спешно
         искать другую более надежную для себя "веру" и более  доход-
         ные способы жития.

           "Князю тьмы!  - писал в 1738 году полковой писарь  Никифор
         Куни цын.- Покорно тебя прошу о неоставлении меня обогащени-
         ем денгами,  ибо я обнищал, и дабы ты меня не оставил, прис-
         лал  бы ко мне служебников своих,  понеже я буду ваш,  когда
         буду во Иерусалиме и работат тебе завсегда готов, и отрекаю-
         ся своего бога,  точию как мне и куды повергнуть крест Хрис-
         тов. Покорным слугою Никифор Куницын".

           Дьявол, однако,  так  толком  никому и не явился.  Ни один
         колдун богатств сказочных не получил. И единственное, на что
         и впрямь были способны колдуны,  так это - разрушать, мешать
         и пакостить.
           Здесь хороши  были все тайные способы,  о которых платящий
         "заказчик",  разумеется, и не знал, доверчиво принимая внеш-
         ние театральные действа колдуна(кривлянья,  припадки, остер-
         венелые "заклинания" и прочие "ритуалы") за "способы"  вызы-
         вания и общения с нечистой силой.
           И очень любимы были яды. Уж тут-то "колдуны" не имели себе
         равных  в  знании рецептов.  В 1739 году в Олыксом городском
         суде разбиралось, например, дело по обвинению некоей Райской
         в том, что она своим колдовством якобы "умертвила" сына Анны
         Шкопелихи. И таких "умертвений" якобы "колдовством" известны
         ныне десятки.
           Не зря,  выходит, сжигали колдунов. Сжигали - как потенци-
         альных убийц.
           Но, в те годы никто и не ведал о примитивных  секретах,  о
         которых  колдуны  разумеется  никому не рассказывали.  Науки
         настоящей мало кто ведал,  даже просто в грамоте сведущих  -
         было мало читали по слогам, да и то лишь один молитвенник.
           Необразованность губила Россию, держала ее как на привязи,
         не давала ходу вперед.

      

Next
Hosted by uCoz