|
Часть 7. Глава 8.
ЗАГОВОРЫ, НАГОВОРЫ
|
|
|
В начале века в обеих столицах развелось особенно много
юродивых и других странных и полупомешанных людей, которые
яв лялись в церкви в "кощунных одеждах", кричали, пели и де-
лали разное бесчинство во время богослужения, единственно,
из корыстного желания обратить на себя внимание богомоль-
цев и буквально заставить подать им милостыню.
Юродствовали десятки и сотни калек, бльных и просто без-
дельников, постоянно добавляя сумятицы и к без того обильной
суматохе того времени.
Участившиеся беспорядки в церквах вызвали недовольство
многих священников и даже породили со стороны sвятого sинода
следующее постановление от 14.07.1732 года:
"Юродивых по церквам в столицах бродить не допущать, в ко-
щунных же одеяниях в церквях не впущать, а в приличных одея-
ниях они могут входить, но стояли бы с должною тихостью не
между народом, а в удобном уединенном месте.
А буде они станут начать каковые своеволия, и их к тому не
попускать, и показывать за то, яко юродивые от священно-цер-
ковнослужителей угрозительные способы".
Следует, правда, оговориться - Синод, впрочем, преследовал
не сколько само юродство, а сколько чисто внешние "соблазни-
тельные" недостатки большинства юродивых.
Меж тем дела колдовские и следственные шли своим чередом.
Доносы и жалобы текли широкою рекой, не хуже чем спустя 200
лет, в печаль-но известные "30-е" годы сталинских времен.
В 1732 году в Казанскую губернскую канцелярию поступил
"извет" от жены посадского человека Якова Ярова. Бдительная
женушка обвиняла мужа в еретичестве, в хранении заговорных и
гадательных тетрадок.
На следствии Яков повинился, что и впрямь - "отрекся от
Христа и призывал в помощь Сатану и называл его владыкою".
По рассказам жены, Яков, "зашед на подволоку, где имелись
святые образы, поставил их ликом к стене, налив воды в ста-
кан и наложив земли под бумагу, и взяв воску в руки и над
тою водою, и над землею, и над воском по книгам своим ерети-
ческим чинил еретичество, и молился на запад левою рукою
ниц".
Подобным образом он вел себя и в быту: "ложася спать и
вста вая, водою не умывался и святым образам не покланялся и
крестного знамения на себе не имел" запрещал это все и жене,
а "чрева той" ей говорил, "ежели, мол, родит, чтобы того
младенца отдать крестить отцу ево Сатанаилу".
Последнее у бабы вообще не укладывалось в голове и она, не
долго думая, на собственного мужа - донесла.
Жертвой "дьявола" здесь, таким образом, никто не пал, но
уже в другом деле, в 1733 году в oвручском городском суде
семью Ярмолинских обвиняли в том, что они публично похваля-
лись умертвить посредством колдовства семью Верповских...
Большие надежды возлагал на "князя бесовского" слуга iлья
Човпило, сужденный в Синоде "за писменное предание себе з
душою и телом бесу" в 1744 году (дело начато в местном лу-
бенском суде в 1735 г.).
Човпило был привлечен к следствию на основании следующей
его неосторожной расписки перед "дьяволом":
"Я, Илля, записуюся князю бесовскому и всем бесам з душою
и с телом на тридцать лет, щоб они мене помоществовали во
всем и чинили тое, что я скажу, и в богатстве, и в стрелбе,
и вусяком лихом и добром случаю.
И що скажу принести и що где взять, щоб тое все чинили ие
воине, и в дорозе, и в статку, и в казанах, и в конях, и в
пчолах.
И у вусяком деле все тыи года, которые у записце написано
у моей, як один год без усякого отмовленя, и на той росписце
сам своей кровию подписуюсь".
В свое время, собираясь "засватать девку", Илья был окле-
ветан перед своей госпожой и та запретила ему венчаться. oн
не отступился, только еще больше захотел "взять девку".
Желание избавиться от "панского гнева" , а также "иметь
всякий достаток" было настолько велико, что когда ему во сне
"небыктось" сказал: "Встань, да не журись, да подпишись бе-
су", Илья, поднявшись, взял "папер" и перо, "расколупавши
правой своей руки мизинный палец шпилкою, подписал тую карту
своею кровию".
Карту он собирался отдать бесу, "если бы явился где", но
бумага исчезла: кто-то расторропный поспешил ее услужливо
доставить в полковую канцелярию. Как оказалось при расследо-
вании, мысль "предать себя бесу" пришла в голову Човпилы не
впервые: четыре года назад, по научении колдуньи Каленички,
он действовал аналогичным образом".
Тупая по сути, но искренняя вера в то, что колдовство
действительно может нанести какой-то вред, и убеждение что
колдовство - есть тяжкий "грех", приводило к самосудам.
Такой случай произошел в 1738 году в селе Гуменнец, на По-
долии. zдесь кресть яне, напуганные моровой язвой, заподоз-
рили в чародействе местного шляхтича Михаила Матковского
и... сожгли его на костре.
Каких-либо специальных "колдовских Обществ" или неких "Ор-
денов колдуна", разумеется, никогда и не существовало. Кол-
дуны были разрозненны и не терпели конкурентов.
И, если професия "знахаря"(врача) переходила, и впрямь,
подчас, из поколения в поколения, то "в колдуны" шли не от
хорошей жизни. "Вербовка" в колдуны происходила, как бы, са-
ма собой, когда человек, после многих бед и длительных, но
напасных взываний к Богу, разочаровывался и начинал спешно
искать другую более надежную для себя "веру" и более доход-
ные способы жития.
"Князю тьмы! - писал в 1738 году полковой писарь Никифор
Куни цын.- Покорно тебя прошу о неоставлении меня обогащени-
ем денгами, ибо я обнищал, и дабы ты меня не оставил, прис-
лал бы ко мне служебников своих, понеже я буду ваш, когда
буду во Иерусалиме и работат тебе завсегда готов, и отрекаю-
ся своего бога, точию как мне и куды повергнуть крест Хрис-
тов. Покорным слугою Никифор Куницын".
Дьявол, однако, так толком никому и не явился. Ни один
колдун богатств сказочных не получил. И единственное, на что
и впрямь были способны колдуны, так это - разрушать, мешать
и пакостить.
Здесь хороши были все тайные способы, о которых платящий
"заказчик", разумеется, и не знал, доверчиво принимая внеш-
ние театральные действа колдуна(кривлянья, припадки, остер-
венелые "заклинания" и прочие "ритуалы") за "способы" вызы-
вания и общения с нечистой силой.
И очень любимы были яды. Уж тут-то "колдуны" не имели себе
равных в знании рецептов. В 1739 году в Олыксом городском
суде разбиралось, например, дело по обвинению некоей Райской
в том, что она своим колдовством якобы "умертвила" сына Анны
Шкопелихи. И таких "умертвений" якобы "колдовством" известны
ныне десятки.
Не зря, выходит, сжигали колдунов. Сжигали - как потенци-
альных убийц.
Но, в те годы никто и не ведал о примитивных секретах, о
которых колдуны разумеется никому не рассказывали. Науки
настоящей мало кто ведал, даже просто в грамоте сведущих -
было мало читали по слогам, да и то лишь один молитвенник.
Необразованность губила Россию, держала ее как на привязи,
не давала ходу вперед.
Next