|
Часть 7. Глава 9.
ПЕТРОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ
|
|
|
После Петра Великого в высших дворцах опять началась нераз-
бериха и кровавая возня вокруг трона. Дворцовый переворот
следовал за переворотом. Все средства были хороши. А уж ког-
да у госудрственного руля оказывались цартвующие женщины,
то, нередко все шло почти как в поговорке "Баба на корабле -
быть беде". Интриги тогда спутывались в плотнейший, неразре-
шимый для историков клубок.
В ноябре 1740 года состоялось свержение регента Бирона и
провозглашение регентшей - Анны Леопольдовны. Но долго она
не продержалась. Уже через год началось очередное "женское"
прваление. С 1741 по 1761 годы вступила на царствование им-
ператрица Елизавета Петровна. А далее, в 1763 года на рос-
сийском престоле появилась Екатерина II. Появилась - вместо
законного государя, которого тайно содержали в Шлиссельбург-
ской крепости.
Там он сидел "...в заперти, как дикий зверь, Иван aнтоно-
вич, внук царя aлексея, убитый Екатериной II-й, этой женщи-
ной, которая, еще покрытая кровью мужа приказала спева
заколоть узника, а потом казнить несчастного офицера, испол-
нившего это приказание", - горько писал А.И.Герцен.
Ну, а пока наверху потчевали друг друга ядами и кололи
кинжалом, народ, не посвященный во все эти интриги и все еще
нимало не просвещенный, пытался применить более "гуманные"
средства, в виде всевозможных чар, наговоров и заговоров.
Из предметов домашнего обихода магическое значение прида-
вал ось ниткам и веретену. В 1742 году в Дубенском городском
суде слушалось дело по обвинению П.Янушевской в том, что она
явилась в церковь освящать целебные травы, запрятав среди
них веретено, перевязанное красной лентой, чтобы затем упот-
реблять веретено в колдовских целях.
В 1746 году в Кременецком городском суде рассматривалась
занятная тяжба между неким Зеневичем и его женею и тестем
Саввою Нестеренко. На суде выяснилось, что дочь Нестеренко
была матерью насильно выдана замуж за Зеневича, когда ей бы-
ло всего 9 лет от роду.
Выросши, она почувствовала вполне естественное отвращение
к своему мужу, который был намного старше ее, и, порешила
расстаться с ним, прибегнув к чародейству.
Муж жаловался суду, что жена насыпает ему что-то в сапоги.
oбвиняемая не отрицала этого факта, но обьяснила суду , что
это был порошок безвредный, который должен внушить мужу отв-
ращение к жене. Суд в чародействе не слишком разбирался, но
признал, что это дело "исполнено соблазна", то есть и впрямь
возникло - не на пустом месте.
Если одним хотелось развестись, но дугим, напротив - сой-
тись. Колдуны усердно "помогали" и тут, и там. Уж, чем-чем,
а сексуальными людскими склонностями они никогда не пренеб-
регали.
В 1749 году Каменецким городским судом было возбуждено де-
ло по обвинению помещицы Ружковской в любовном чародействе:
она, якобы, околдовала приглянувшегося ей батрака Андрея и
заставила его сожител ствовать с ней, хотя Андрей несколько
раз убегал от своей госпожи.
Помощницей Ружковской по колдовству была ее служанка Евдо-
ха, которая, также, видимо была не меньше сексуально озабо-
чена красавцем Андреем. Для начала она потрясала плетнем,
поскольку колышущиеся горшки на кольях плетня - символ вос-
соединения мужской и женской силы. Затем сыпала горячие
уголья(символ мужского начала) бегала нагишом вкруг дома,
после чего пересыпала угли на собственную сорочку и прикры-
вала их горшком(опять-таки - символ женского начала).
Евдоха утверждала, что если при этом колдовстве ее потная
сорочка не загоралась, то батрак Андрей обязательно возвра-
щался к Ружковской. В общем-то это было немудрено - колдовс-
тва боялись все, и тем более, темный, запуганный батрак...
Возможно, с поздним происхождением представления о продаже
души дьяволу за деньги связана форма магических текстов и
используемых в этом направлении магии. Как сообщают специа-
листы пока неизвестны специфические языческие заговоры,
употребляемые с целью обогащения.
Причина, видимо, была проста - до появления христианства о
"Дьяволе" на Руси никто и не думал, Заметим, что и в ранних
библейских текстах "дьявола"(клеветника) попросту не сущест-
вовало. eго выдумали много позже.
Призывы к "королю тьмы" как правило, обычные по форме
письма, составленные не без влияния канцелярского стиля.
Так, "ради прибавки к жалованию" Иван Робота(дело 1749 г.)
составил следующую своеобраную расписку дьяволу:
"Темнозрачному адских пропастей началнику и служителем его
демоном вручаю душу и тело мое, ежели по моему требованию
чинит и мне споможение будут".
Но... "дьявол" и тут пренебрег возможным усердным служите-
лем и для заключения договора так и не явился.
В 1750 году возникло, например, весьма своеобразное дело о
сержанте Тулубьеве, который обвинялся в совершении любовных
чар. oбстоятельства этого дела так изложены в промемории то-
больской консистории:
"Ширванского пехотного полка сержант Василий Тулубьев,
квартируя в городе Тюмени у жены разночинца eкатерины Твери-
тиной, вступил в блудную связь с ее дочерью Ириною, а потом
ее, Ирину, насильно обвенчал со своим дворовым человеком Ро-
дионом Дунаевым но жить с ним не позволил.
Чтобы закрепить любовь и верность Ирины, он на третий день
после венца брал ее с собой в баню и творил над нею разные
чары: взяв два ломтя печеного хлеба, Тулубьев обтирал ими с
себя и с своей любовницы пот, затем хлеб этот смешал с вос-
ком, печиною, солью и волосами, сделал два колобка и шептал
над ними неведомо какие слова, смотря в волшебную книгу.
Он же, Тулубьев, срезывал с хоромных углов стружки, соби-
рал грязь с тележного колеса, клал те стружки и грязь в теп-
лую банную воду и приготовленным настоем поил Ирину. Поил ее
и вином, смешанным с порохом и росным ладаном.
Наговаривал еще на воск и серу и те снадобья заставлял ее
носить, прилепив к шейному кресту, а сам он постоянно носил
при себе ее волосы, на которыми также нашептывал.
Подобными чарами Тулубьев так приворожил(проще сказать,
запугал - А.А.) Ирину, что она без него жить не могла, и
когда ему случалось уходить со двора - бе гала за ним сле-
дом, тосковала, драла на себе платье и волосы.
Консистория определила: лишить Тулубьева сержантского зва-
ния и сослать его на покаяние в енисейский монастырь, а брак
Ирины с Дунаевым расторгнуть.
Как блудница, Ирина должна бы подлежать монастырскому зак-
лючению, "но понеже она навращена к тому по злодеянию того
Тулубьева, чародейством его и присушкою, а не по свободной
воле, - для таких резонов от посылки в монастырь ее освобо-
дить..."
Очень показетелно дело сургутского воеводы асессора aлек-
сея Жохова(1752). Во время болезни сына он принародно обь-
явил, глядя на образ Спаса, что будет горячо молится о
здоровье сына перед этим образом и верит в Спасителя.
Но, что если сын умрет, он вынесет образ на площадь и ве-
лит дат ему 50 ударов кнутом. Благодаря мастерству лекаря,
сын все-таки выздоровел, но воевода - скончался от беспре-
рывных пыток во время следствия о богохульстве...
Как свидетельствует ряд колдовских процессов hu{ в., одной
из главных причин, побуждавших обращаться к дьяволу, было
представление о том, что Сатана может обогатить того, кто
отступится от бога.
Фурьеру Кудринского батальона Петру Крылову(дело 1752 го-
да) было прекрасно известно, что "чародейство, чернокнижест-
во наи крепчайше запрещается".
Он прекрасно знал, что "наказание сожжения есть обыкновен-
ная казнь, ежели оный своим чародейством вред кому учинил
или действительно с диаволом обязательство имеет", - тогдаш-
ние Петровские Воинские aртикулы(как ныне в армии - "Строе-
вой устав") по его собственному признанию, читались "ежене-
дельно при собрании рот".
Однако это не помешало ему прислушаться к словам опытного
в своем деле колдуна Андрея Тимофеева, сказанным в довери-
тельной беседе за чаркой крепкого вина:
"Ежели де хочешь, чтоб был ты богат и знатен, то де я тебе
зделаю, толко де ты отрекись от Христа, и от богородицы, и
от всех святых, и отдайся дияволу, и напиши писмо".
Постоянно нуждающися в деньгах, Крылов с готовностью сог-
ласился пойти на богоотступничество, и, принеся собутыльнику
бумагу и чернильницу, со слов лукавого колдуна написал долж-
ную "расписку" дьяволу, а кровью подписать велено было,
"когда понадобитца".
"Како, де, ты крорвию подпишешь", - поучал колдун, - "то
де оне (дьяволы - А.А.) принесут денег во образе человечес-
ком и писмо у тебя возмут".
"Богатства и чести желаючи", Крылов читал то письмо вслух
"на один" вызывая беса "ввечеру", "в первом часу ночи" во
дворе у бани "с таковым желанием, чтоб на то чтение предс-
тавши к нему диаволи принесли денег, токмо де по прочтении
того писма тех диаволов он, Крылов, не видал".
Как и к прочим остальным "христопродавцам" дьявол к вызы-
вающему так и не явился, видимо, по причине полного своего
отсутствия в этом грешном и безгрешном мире.
Но неудача не поколебала веру Крылова в принципиальную
возможность успеха и контакта - он был согласен с Тимофее-
вым, уверявшем, что "когда Крылов писал то писмо, aндрей был
хмелен, может, де ошибся в словах и для той ошибки дияволи
ему, Крылову, и не показались..."
На всякий случай Крылов написал еще четыре письма, уже без
"ошибки" два из которых самоотверженно подписал собственной
кровью - и опять усилия не принесли желаемого результата.
Поскольку полк переходил из Нижнего Нвгорода в Москву,
Крылов, на время. вынужден был прервать не дававшуюся ему
магическую практику.
Но, вот, однажды, в праздник "впало ему... в мысль таковое
разсуждение, что протчия люди гуляют со всякими увеселени
ями, а он, Крылов, за неимением денег того веселия лишается,
и в том о неимении у себя денег размышлении - пришли ему в
память... имеющиеся у него богоотступные писма".
На сей раз он бросил письмо в омут при мельнице - доставил
его в "нечистое" по народным представлениям, место, почти "в
руки" бесам.
Когда же и после этого бесы не явились Крылову, он, на ос-
тавшемся у него письме написал кровью: "Вам, дияволом, я,
Петр - подписал рудою своею". И уточнил адрес, для чертовс-
кой бюрократии, как "на деревню дедушке": "Которое письмо
написано чернилами, в реке Яузе брошено, под мелницею".
Однако всякая решительность Крылова исчезла при первом же
- во сне! - появлении бесов. Занятно, что сновидение было
воспринято и им самим, и, впоследствии, высокопоставленными
представителями Синода, как... обвинительный факт, серьез-
ность этого события не уменьшающий!
Представшие во сне перед Крыловым бесы(шестеро, "в челове-
ческом подобии", "в солдатском платье") говорили якобы: "Дай
нам писмо, а мы де тебе денги принесли" кои де денги в том
же сновидении ему, Крылову, и показывали".
Проснувшись, Крылов пришел "в великий ужас", вспомнил об
"отвергнутом" Боге, стал читать мигом припомнившиеся псал-
мы("да воскреснет бог, да расточатся врази его.. .") и исто-
во отбивать земные поклоны перед иконой, до тех пор, пока
дьявольское видение не исчезло. oкончательно успокоил его
голос, слышанный, якобы от образа богородицы: "oбратись и
помилует тя"(в смысле - приди с повинной) .
Крылов не "братился", не воспользовался "советом" божест-
венной покровительницы , идти к священнику исповедоваться -
побоялся, но суда избежать не удалось. Письма его были най-
дены, хозяин быстро "вычислен".
Крамольные послания были доставлены не дьяволу, а в Крикс-
рехт, а далее и в Синод, где Крылова ожидало длительное су-
дебное разбирательство. Дальнейшая судьба Крылова нам неиз-
вестна: как военнослужащего, его отослали в Контору военной
коллегии.
История России и других стран богаты подобными случаями.
Вызываемый дьявол так и не являлся, не было его, дьявола. a
раз не было дьявола, которого ставили на полюсе зла, то,
увы, не было и Бога, которого ставили на полюсе добра. Но
чтобы понять это нужны были еще и года, и века, и - наука...
Next