Часть 7. Глава 9.

ПЕТРОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Вернуться к Оглавлению



           После Петра Великого в высших дворцах опять началась нераз-
         бериха и  кровавая  возня вокруг трона.  Дворцовый переворот
         следовал за переворотом. Все средства были хороши. А уж ког-
         да у  госудрственного  руля  оказывались цартвующие женщины,
         то, нередко все шло почти как в поговорке "Баба на корабле -
         быть беде". Интриги тогда спутывались в плотнейший, неразре-
         шимый для историков клубок.
           В ноябре  1740  года состоялось свержение регента Бирона и
         провозглашение регентшей - Анны Леопольдовны.  Но долго  она
         не продержалась.  Уже через год началось очередное "женское"
         прваление. С 1741 по 1761 годы вступила на царствование  им-
         ператрица Елизавета Петровна.  А далее,  в 1763 года на рос-
         сийском престоле появилась Екатерина II.  Появилась - вместо
         законного государя, которого тайно содержали в Шлиссельбург-
         ской крепости.
           Там он сидел "...в заперти,  как дикий зверь, Иван aнтоно-
         вич,  внук царя aлексея, убитый Екатериной II-й, этой женщи-
         ной,  которая,  еще  покрытая  кровью  мужа  приказала спева
         заколоть узника, а потом казнить несчастного офицера, испол-
         нившего это приказание", - горько писал А.И.Герцен.
           Ну, а пока наверху потчевали друг  друга  ядами  и  кололи
         кинжалом, народ, не посвященный во все эти интриги и все еще
         нимало не просвещенный,  пытался применить более  "гуманные"
         средства, в виде всевозможных чар, наговоров и заговоров.
           Из предметов домашнего обихода магическое значение  прида-
         вал ось ниткам и веретену. В 1742 году в Дубенском городском
         суде слушалось дело по обвинению П.Янушевской в том, что она
         явилась в церковь освящать целебные травы,  запрятав среди
         них веретено, перевязанное красной лентой, чтобы затем упот-
         реблять веретено в колдовских целях.

           В 1746 году в Кременецком городском  суде  рассматривалась
         занятная  тяжба  между  неким Зеневичем и его женею и тестем
         Саввою Нестеренко.  На суде выяснилось, что дочь Нестеренко
         была матерью насильно выдана замуж за Зеневича, когда ей бы-
         ло всего 9 лет от роду.
           Выросши, она  почувствовала вполне естественное отвращение
         к своему мужу,  который был намного старше ее,  и,  порешила
         расстаться с ним, прибегнув к чародейству.
           Муж жаловался суду, что жена насыпает ему что-то в сапоги.
         oбвиняемая не отрицала этого факта,  но обьяснила суду , что
         это был порошок безвредный, который должен внушить мужу отв-
         ращение к жене.  Суд в чародействе не слишком разбирался, но
         признал, что это дело "исполнено соблазна", то есть и впрямь
         возникло - не на пустом месте.
           Если одним хотелось развестись,  но дугим, напротив - сой-
         тись.  Колдуны усердно "помогали" и тут, и там. Уж, чем-чем,
         а сексуальными людскими склонностями они никогда не  пренеб-
         регали.

           В 1749 году Каменецким городским судом было возбуждено де-
         ло по обвинению помещицы Ружковской в  любовном чародействе:
         она,  якобы,  околдовала приглянувшегося ей батрака Андрея и
         заставила его сожител ствовать с ней,  хотя Андрей несколько
         раз убегал от своей госпожи.
           Помощницей Ружковской по колдовству была ее служанка Евдо-
         ха,  которая, также, видимо была не меньше сексуально озабо-
         чена  красавцем  Андреем.  Для начала она потрясала плетнем,
         поскольку колышущиеся горшки на кольях плетня - символ  вос-
         соединения  мужской  и  женской  силы.  Затем сыпала горячие
         уголья(символ мужского начала) бегала  нагишом  вкруг  дома,
         после  чего пересыпала угли на собственную сорочку и прикры-
         вала их горшком(опять-таки - символ женского начала).
           Евдоха утверждала,  что если при этом колдовстве ее потная
         сорочка не загоралась,  то батрак Андрей обязательно возвра-
         щался к Ружковской. В общем-то это было немудрено - колдовс-
         тва боялись все, и тем более, темный, запуганный батрак...
           Возможно, с поздним происхождением представления о продаже
         души дьяволу за деньги связана форма  магических  текстов  и
         используемых в этом направлении магии.  Как сообщают специа-
         листы  пока  неизвестны  специфические  языческие  заговоры,
         употребляемые с целью обогащения.
           Причина, видимо, была проста - до появления христианства о
         "Дьяволе" на Руси никто и не думал,  Заметим, что и в ранних
         библейских текстах "дьявола"(клеветника) попросту не сущест-
         вовало. eго выдумали много позже.
           Призывы к "королю тьмы"  как  правило,  обычные  по  форме
         письма,  составленные  не  без  влияния канцелярского стиля.
         Так,  "ради прибавки к жалованию" Иван Робота(дело 1749  г.)
         составил следующую своеобраную расписку дьяволу:

           "Темнозрачному адских пропастей началнику и служителем его
         демоном  вручаю  душу и тело мое,  ежели по моему требованию
         чинит и мне споможение будут".

           Но... "дьявол" и тут пренебрег возможным усердным служите-
         лем и для заключения договора так и не явился.
           В 1750 году возникло, например, весьма своеобразное дело о
         сержанте Тулубьеве,  который обвинялся в совершении любовных
         чар. oбстоятельства этого дела так изложены в промемории то-
         больской консистории:

           "Ширванского пехотного   полка  сержант  Василий  Тулубьев,
         квартируя в городе Тюмени у жены разночинца eкатерины Твери-
         тиной,  вступил в блудную связь с ее дочерью Ириною, а потом
         ее, Ирину, насильно обвенчал со своим дворовым человеком Ро-
         дионом Дунаевым но жить с ним не позволил.
           Чтобы закрепить любовь и верность Ирины, он на третий день
         после  венца  брал ее с собой в баню и творил над нею разные
         чары:  взяв два ломтя печеного хлеба, Тулубьев обтирал ими с
         себя и с своей любовницы пот,  затем хлеб этот смешал с вос-
         ком,  печиною, солью и волосами, сделал два колобка и шептал
         над ними неведомо какие слова, смотря в волшебную книгу.
           Он же,  Тулубьев, срезывал с хоромных углов стружки, соби-
         рал грязь с тележного колеса, клал те стружки и грязь в теп-
         лую банную воду и приготовленным настоем поил Ирину. Поил ее
         и вином, смешанным с порохом и росным ладаном.
           Наговаривал еще на воск и серу и те снадобья  заставлял ее
         носить,  прилепив к шейному кресту, а сам он постоянно носил
         при себе ее волосы, на которыми также нашептывал.
           Подобными чарами  Тулубьев  так  приворожил(проще сказать,
         запугал - А.А.) Ирину,  что она без него жить  не  могла,  и
         когда  ему  случалось уходить со двора - бе гала за ним сле-
         дом, тосковала, драла на себе платье и волосы.
           Консистория определила: лишить Тулубьева сержантского зва-
         ния и сослать его на покаяние в енисейский монастырь, а брак
         Ирины с Дунаевым расторгнуть.
           Как блудница, Ирина должна бы подлежать монастырскому зак-
         лючению,  "но  понеже она навращена к тому по злодеянию того
         Тулубьева,  чародейством его и присушкою,  а не по свободной
         воле,  - для таких резонов от посылки в монастырь ее освобо-
         дить..."

           Очень показетелно  дело сургутского воеводы асессора aлек-
         сея Жохова(1752).  Во время болезни сына он принародно  обь-
         явил,  глядя  на  образ  Спаса,  что  будет горячо молится о
         здоровье сына перед этим образом и верит в Спасителя.
           Но, что если сын умрет,  он вынесет образ на площадь и ве-
         лит дат ему 50 ударов кнутом.  Благодаря мастерству  лекаря,
         сын  все-таки выздоровел,  но воевода - скончался от беспре-
         рывных пыток во время следствия о богохульстве...
           Как свидетельствует ряд колдовских процессов hu{ в., одной
         из главных причин,  побуждавших обращаться к  дьяволу,  было
         представление  о том,  что Сатана может обогатить того,  кто
         отступится от бога.
           Фурьеру Кудринского  батальона Петру Крылову(дело 1752 го-
         да) было прекрасно известно, что "чародейство, чернокнижест-
         во наи крепчайше запрещается".
           Он прекрасно знал, что "наказание сожжения есть обыкновен-
         ная  казнь,  ежели  оный своим чародейством вред кому учинил
         или действительно с диаволом обязательство имеет", - тогдаш-
         ние  Петровские Воинские aртикулы(как ныне в армии - "Строе-
         вой устав") по его собственному признанию,  читались "ежене-
         дельно при собрании рот".
           Однако это не помешало ему прислушаться к  словам опытного
         в  своем деле колдуна Андрея Тимофеева,  сказанным в довери-
         тельной беседе за чаркой крепкого вина:

           "Ежели де хочешь, чтоб был ты богат и знатен, то де я тебе
         зделаю,  толко де ты отрекись от Христа,  и от богородицы, и
         от всех святых, и отдайся дияволу, и напиши писмо".

           Постоянно нуждающися в деньгах,  Крылов с готовностью сог-
         ласился пойти на богоотступничество, и, принеся собутыльнику
         бумагу и чернильницу, со слов лукавого колдуна написал долж-
         ную  "расписку"  дьяволу,  а  кровью  подписать велено было,
         "когда понадобитца".

           "Како, де,  ты крорвию подпишешь",  - поучал колдун, - "то
         де оне (дьяволы - А.А.) принесут денег во образе  человечес-
         ком и писмо у тебя возмут".

           "Богатства и чести желаючи",  Крылов читал то письмо вслух
         "на  один"  вызывая беса "ввечеру",  "в первом часу ночи" во
         дворе у бани "с таковым желанием,  чтоб на то чтение  предс-
         тавши  к нему диаволи принесли денег,  токмо де по прочтении
         того писма тех диаволов он, Крылов, не видал".
           Как и  к прочим остальным "христопродавцам" дьявол к вызы-
         вающему так и не явился,  видимо,  по причине полного своего
         отсутствия в этом грешном и безгрешном мире.
           Но неудача не поколебала  веру  Крылова  в  принципиальную
         возможность  успеха  и контакта - он был согласен с Тимофее-
         вым, уверявшем, что "когда Крылов писал то писмо, aндрей был
         хмелен,  может,  де ошибся в словах и для той ошибки дияволи
         ему, Крылову, и не показались..."
           На всякий случай Крылов написал еще четыре письма, уже без
         "ошибки" два из которых самоотверженно  подписал собственной
         кровью - и опять усилия не принесли желаемого результата.
           Поскольку полк переходил из  Нижнего  Нвгорода  в  Москву,
         Крылов,  на  время.  вынужден был прервать не дававшуюся ему
         магическую практику.
           Но, вот, однажды, в праздник "впало ему... в мысль таковое
         разсуждение,  что протчия люди гуляют со  всякими  увеселени
         ями, а он, Крылов, за неимением денег того веселия лишается,
         и в том о неимении у себя денег размышлении - пришли  ему  в
         память... имеющиеся у него богоотступные писма".
           На сей раз он бросил письмо в омут при мельнице - доставил
         его в "нечистое" по народным представлениям, место, почти "в
         руки" бесам.
           Когда же и после этого бесы не явились Крылову, он, на ос-
         тавшемся у него письме написал кровью:  "Вам,  дияволом,  я,
         Петр - подписал рудою своею".  И уточнил адрес, для чертовс-
         кой бюрократии,  как "на деревню дедушке":  "Которое  письмо
         написано чернилами, в реке Яузе брошено, под мелницею".
           Однако всякая решительность Крылова исчезла при  первом же
         - во сне!  - появлении бесов.  Занятно,  что сновидение было
         воспринято и им самим,  и, впоследствии, высокопоставленными
         представителями Синода,  как...  обвинительный факт, серьез-
         ность этого события не уменьшающий!
           Представшие во сне перед Крыловым бесы(шестеро, "в челове-
         ческом подобии", "в солдатском платье") говорили якобы: "Дай
         нам  писмо,  а мы де тебе денги принесли" кои де денги в том
         же сновидении ему, Крылову, и показывали".
           Проснувшись, Крылов  пришел "в великий ужас",  вспомнил об
         "отвергнутом" Боге,  стал читать мигом припомнившиеся  псал-
         мы("да воскреснет бог, да расточатся врази его.. .") и исто-
         во отбивать земные поклоны перед иконой,  до тех  пор,  пока
         дьявольское  видение  не исчезло.  oкончательно успокоил его
         голос,  слышанный,  якобы от образа богородицы:  "oбратись и
         помилует тя"(в смысле - приди с повинной) .
           Крылов не "братился",  не воспользовался "советом" божест-
         венной покровительницы ,  идти к священнику исповедоваться -
         побоялся, но суда избежать не удалось.  Письма его были най-
         дены, хозяин быстро "вычислен".
           Крамольные послания были доставлены не дьяволу, а в Крикс-
         рехт,  а далее и в Синод, где Крылова ожидало длительное су-
         дебное разбирательство.  Дальнейшая судьба Крылова нам неиз-
         вестна:  как военнослужащего, его отослали в Контору военной
         коллегии.
           История России  и  других стран богаты подобными случаями.
         Вызываемый дьявол так и не являлся,  не было его, дьявола. a
         раз  не  было дьявола,  которого ставили на полюсе зла,  то,
         увы,  не было и Бога,  которого ставили на полюсе добра.  Но
         чтобы понять это нужны были еще и года, и века, и - наука...

      

Next
Hosted by uCoz