|
Часть 7. Глава 12.
КОГДА СУЕВЕРЬЯ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ РАЗУМ.
|
|
|
Несмотря на всевозможные "рогатки", которые ставились нес-
пешно развивающемуся российскому просвещению, оно, таки-та-
ки, двиалось вперед. Правда, как уже сказано, двигалось пре-
весьма своеобразно. Так, передовым словом науки в славянской
греко-латинской академии был... курс демонологии! Там под-
робно объяснялись и разбирались всевозможные виды "волшебс-
тва", средства борьбы с ними и наказания.
В дошедших до наших дней рукописынх лекциях академии 1706
года имелся особый раздел, озаглавленный "Де контрактибус
диаболицис", то есть,, буквально, о... договоре с дьяволом!
По словам неизвестного знатока черной силы, составившего
записи, колдунымогут принимать разно образнейшие обличья,
могут с корнем вырывать могучие деревья (подразумевался, ви-
димо, смерч), переносить с места на место целые нивы, прев-
ращаться во что угодно и в кого угодно, делаться невидимым и
так далее, и тому подобное.
Как видим, просвещенность оставляла желать лучшего, даже в
высших кругах. Историк Татищев например рассказывал:
"В 1714 году заяехал я в Лубны к фельдмаршалу графу Шере-
метьеву и слышал, что одна баба за чародейство осуждена на
смерть, кото рая о себе сказывала, что в сороку(как считала-
ось, "любимое" превращение ведьм) и (в) дым превращалась, и
оная с пытки в том винилась.
Я хотя много представлял что (э)то неправда и (что) баба
на себя лжет, но фельдмаршал нимало мне не внимал".
Как и полагается, "колдунью" - решительно уничтожили... А
ведь это были уже - "петровские" времена!
Петр I, тем не менее, с суевериями боролся совсем иначе,
нежели его неразборчивые предшественники. Он не любил жонг-
леров и фокусников, терпеть не мог колдунов, и считал ложны-
ми большинство случаев "кликания" баб.
"Кликуши" же к тому времени в России "расплодились" в ог-
ромном количестве, превратившись едва ли не в статью дохода.
Достаточно было притворщице забиться в судорогах в церкви,
называя имя "испортившего" ее, как тут же следовал донос,
человека, независимо от положения, хватали, как "колдуна",
начинались пытки.
Пытки были суровы и, под пыткой - обвиняемый, подчас, сам
себя оговоривал. По признании им "вины", его незамедлительно
казнили, а имущество, как положено, делили между "договорив-
шимися сторонами" - кем-нибудь из родственников, подговорив-
ших кликушу. Вознаграждение "кликуше", как говорится, было
"гарантировано". Бывали, разумеется, и настоящие кликуши -
истеричные женщины или эпилептики, но их, все же было куда
как меньше.
Очень много жалоб приходило, например из небольшой Шуи.
Петру Великому, наконец, все это надоело. В 1715 году он ве-
лел хватать не обвиненных, а, в первую очередь - самих кли-
куш, и, под кнутом, производить следствие, действительно ли
она больна или нарочно напускают на себя "порчу".
В объяснение такого решения в указе царя приводился случай
в Петербурге, в 1714 году.
Некая Варвара Логинова, жена плотника, начала было кли-
кать, что ее испортили. Когда же однако ее схватили и под-
вергли допросу "с пристрастием", то она тотчас же "расколо-
лась", признавшись, что кричала - нарочно.
Дело в том, что, как-то в гостях "испор тившие ее"
подрались с ее деверем и жестоко его отдубасили. Варвара ре-
шила отомстить и не нашла способа лучше, как заняться клику-
шеством... |то послушило хорошим поводом гонения на кликуш и
число их резко убавилось, сойдя почти на нет.
Впрочем, Петр за всем уследить не мог, да и сам, все же не
был вполне свободен от суеверий своего времени. Это отрази-
лось отчасти, например в законодательстве. Так, в Воинском
uставе тех лет, изданном в 1716 году, предписывалось:
"Если кто из воинов будет чернокнижник, ружья заговорщик и
богохульный чародей, такого наказать шпицрутенами и заключе-
ни ем в оковы, или сожжением..."
В примечании к этой статье говорилось, что сожжению, в
первую очередь подлежат собственно чернокнижники, входящие в
связь с дьяволом...
Непривычные, "не царские" выходки государя неизменно выы-
зывали недовольство "отцов церкви", которая нарушение своих
планов подавала, для простого люда, как нарушение христианс-
кой морали.
Петра, где больше, где меньше, сопоставляли с "aнтихрис-
том" и обеспокоенному разными нововведениями населению всюду
виделись некие знамения, которые истолковывались еще более
причудливо.
Так, в 1720 году, 27 января в sпасском nовгород-sеверском
монастыре, после заутрени, на рассвете, иеромонах Порфирий
вошел в хлебню и обьявил братии, что "сподобил" его gосподь
видеть на небе чудное и странное видение:
"Пришед(ши) от заутрени и отправя(в) келейное правило, вы-
шел я из кельи, чтоб не спать и вдруг узрел на западной сто-
роне - кометы. gлядел я на нее с четверть четверти(почти 4
минуты, т.е. - А.А.).
Виделись мне именно голова. По одну сторону той головы
сабля и два палаша крыжом(крестом), а третий стоймя. По дру-
гую сторону головы было две ноги и две руки, а над руками
два месяца.
Над месяцами виднелись мне две звезды. Против же головы,
пониже ея немного, литеры покой(буква "П"). После литеры с
обоех сторон, по месяцу, дальше - крест, особо, без меся-
цев(типичное сложное гало, видимо - aa). a было то видение
на синем небе, одними желтыми колерами порознь, а настоящего
месяца в то время не видал..."
Рисунок этот, вскоре невиданно искаженный, широко расп-
ространился сперва среди монахов, а потом и среди населения,
в разных вариациях. Разумеется, вскоре последовал донос.
Порфирия "вычислили", взяли с поличным(он и не отпирался) и
доставили к самому a.Меньшикову, который позже писал кабинет
-секретарю А.В.Макарову(22.04.1720):
"...Понеже новгородского монастыря монах, самый плут, Пор-
фирий издал изображение, будто он видел на небе... а каким
образом оное его, плута, вымышление, будто видение было, и
которого числа, - тому при сем прилагаю учиненный им, плу-
том, в подобии рисунок. a рисунков этих здесь, в Малороссии,
зело размножилось у всякого чина людей..."
Порфирия перевели в Петербург, в Тайную канцелярию, где,
правда П.А.Толстой отнесся к незадачливому монашку довольно
снисходительно(Порфирия даже не пытали). Судьба определилась
через год:
"Иеромонах Порфирий, что ныне разстрига Потап, за то, что
он показал ложно, будто видел на небе видение, чему и рису-
нок учинил, с которого в Малой России немало таковых от его
плутовства размножилось, а его ложному плутовству верить ни-
мало не надлежит. И за то - сослать его в sоловецкий монас-
тырь и держать там до его смерти, отнюдь никуда не выпус-
кая..."
Как видим, по отношению к колдунам времена наставали все
гуманнее и гуманнее... Вопреки заявлениям некоторых "колду-
нов" нашего времени(и это 90-е годы ХХ века!) "всемогущие"
колдуны уже тогде были бестолковыми, безграмотными и абсо-
лютно не опасными. Если не забывать про яды, конечно...
Next