Часть 7. Глава 12.

КОГДА СУЕВЕРЬЯ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ РАЗУМ.

Вернуться к Оглавлению



           Несмотря на всевозможные "рогатки", которые ставились нес-
         пешно развивающемуся российскому просвещению,  оно, таки-та-
         ки, двиалось вперед. Правда, как уже сказано, двигалось пре-
         весьма своеобразно. Так, передовым словом науки в славянской
         греко-латинской академии был...  курс демонологии!  Там под-
         робно объяснялись и разбирались всевозможные виды  "волшебс-
         тва", средства борьбы с ними и наказания.
           В дошедших  до наших дней рукописынх лекциях академии 1706
         года имелся особый раздел,  озаглавленный  "Де  контрактибус
         диаболицис", то есть,, буквально, о... договоре с дьяволом!
           По словам неизвестного знатока черной  силы,  составившего
         записи,  колдунымогут принимать разно образнейшие обличья,
         могут с корнем вырывать могучие деревья (подразумевался, ви-
         димо,  смерч), переносить с места на место целые нивы, прев-
         ращаться во что угодно и в кого угодно, делаться невидимым и
         так далее, и тому подобное.
           Как видим, просвещенность оставляла желать лучшего, даже в
         высших кругах. Историк Татищев например рассказывал:

           "В 1714 году заяехал я в Лубны к фельдмаршалу графу  Шере-
         метьеву  и слышал,  что одна баба за чародейство осуждена на
         смерть, кото рая о себе сказывала, что в сороку(как считала-
         ось,  "любимое" превращение ведьм) и (в) дым превращалась, и
         оная с пытки в том винилась.
           Я хотя  много  представлял что (э)то неправда и (что) баба
         на себя лжет, но фельдмаршал нимало мне не внимал".

           Как и полагается,  "колдунью" - решительно уничтожили... А
         ведь это были уже - "петровские" времена!

           Петр I,  тем не менее,  с суевериями боролся совсем иначе,
         нежели его неразборчивые предшественники.  Он не любил жонг-
         леров и фокусников, терпеть не мог колдунов, и считал ложны-
         ми большинство случаев "кликания" баб.
           "Кликуши" же  к тому времени в России "расплодились" в ог-
         ромном количестве, превратившись едва ли не в статью дохода.
         Достаточно  было  притворщице забиться в судорогах в церкви,
         называя имя "испортившего" ее,  как тут же  следовал  донос,
         человека,  независимо от положения,  хватали, как "колдуна",
         начинались пытки.
           Пытки были суровы и,  под пыткой - обвиняемый, подчас, сам
         себя оговоривал. По признании им "вины", его незамедлительно
         казнили, а имущество, как положено, делили между "договорив-
         шимися сторонами" - кем-нибудь из родственников, подговорив-
         ших кликушу.  Вознаграждение "кликуше",  как говорится, было
         "гарантировано".  Бывали,  разумеется, и настоящие кликуши -
         истеричные женщины или эпилептики,  но их,  все же было куда
         как меньше.
           Очень много  жалоб  приходило,  например из небольшой Шуи.
         Петру Великому, наконец, все это надоело. В 1715 году он ве-
         лел хватать не обвиненных,  а, в первую очередь - самих кли-
         куш,  и, под кнутом, производить следствие, действительно ли
         она больна или нарочно напускают на себя "порчу".

           В объяснение такого решения в указе царя приводился случай
         в Петербурге, в 1714 году.
           Некая Варвара Логинова,  жена плотника,  начала было  кли-
         кать,  что ее испортили.  Когда же однако ее схватили и под-
         вергли допросу "с пристрастием",  то она тотчас же "расколо-
         лась", признавшись, что кричала - нарочно.
           Дело в  том,  что,  как-то  в  гостях  "испор  тившие  ее"
         подрались с ее деверем и жестоко его отдубасили. Варвара ре-
         шила отомстить и не нашла способа лучше, как заняться клику-
         шеством... |то послушило хорошим поводом гонения на кликуш и
         число их резко убавилось, сойдя почти на нет.
           Впрочем, Петр за всем уследить не мог, да и сам, все же не
         был вполне свободен от суеверий своего времени.  Это отрази-
         лось отчасти,  например в законодательстве.  Так, в Воинском
         uставе тех лет, изданном в 1716 году, предписывалось:

           "Если кто из воинов будет чернокнижник, ружья заговорщик и
         богохульный чародей, такого наказать шпицрутенами и заключе-
         ни ем в оковы, или сожжением..."

           В примечании к этой статье  говорилось,  что  сожжению,  в
         первую очередь подлежат собственно чернокнижники, входящие в
         связь с дьяволом...
           Непривычные, "не  царские" выходки государя неизменно выы-
         зывали недовольство "отцов церкви",  которая нарушение своих
         планов подавала, для простого люда, как нарушение христианс-
         кой морали.
           Петра, где больше,  где меньше,  сопоставляли с "aнтихрис-
         том" и обеспокоенному разными нововведениями населению всюду
         виделись  некие знамения,  которые истолковывались еще более
         причудливо.

           Так, в 1720 году,  27 января в sпасском nовгород-sеверском
         монастыре,  после заутрени,  на рассвете, иеромонах Порфирий
         вошел в хлебню и обьявил братии,  что "сподобил" его gосподь
         видеть на небе чудное и странное видение:

           "Пришед(ши) от заутрени и отправя(в) келейное правило, вы-
         шел я из кельи, чтоб не спать и вдруг узрел на западной сто-
         роне  - кометы.  gлядел я на нее с четверть четверти(почти 4
         минуты, т.е. - А.А.).
           Виделись мне  именно  голова.  По  одну сторону той головы
         сабля и два палаша крыжом(крестом), а третий стоймя. По дру-
         гую  сторону  головы было две ноги и две руки,  а над руками
         два месяца.
           Над месяцами  виднелись мне две звезды.  Против же головы,
         пониже ея немного,  литеры покой(буква "П").  После литеры с
         обоех сторон,  по месяцу,  дальше - крест,  особо, без меся-
         цев(типичное сложное гало,  видимо - aa).  a было то видение
         на синем небе, одними желтыми колерами порознь, а настоящего
         месяца в то время не видал..."

           Рисунок этот,  вскоре  невиданно искаженный,  широко расп-
         ространился сперва среди монахов, а потом и среди населения,
         в  разных  вариациях.  Разумеется,  вскоре последовал донос.
         Порфирия "вычислили",  взяли с поличным(он и не отпирался) и
         доставили к самому a.Меньшикову, который позже писал кабинет
         -секретарю А.В.Макарову(22.04.1720):

           "...Понеже новгородского монастыря монах, самый плут, Пор-
         фирий издал изображение,  будто он видел на небе...  а каким
         образом оное его,  плута,  вымышление, будто видение было, и
         которого числа,  - тому при сем прилагаю учиненный им,  плу-
         том, в подобии рисунок. a рисунков этих здесь, в Малороссии,
         зело размножилось у всякого чина людей..."

           Порфирия перевели в Петербург,  в Тайную канцелярию,  где,
         правда П.А.Толстой отнесся к незадачливому  монашку довольно
         снисходительно(Порфирия даже не пытали). Судьба определилась
         через год:
           "Иеромонах Порфирий,  что ныне разстрига Потап, за то, что
         он показал ложно,  будто видел на небе видение, чему и рису-
         нок учинил,  с которого в Малой России немало таковых от его
         плутовства размножилось, а его ложному плутовству верить ни-
         мало не надлежит.  И за то - сослать его в sоловецкий монас-
         тырь и держать там до его смерти,  отнюдь никуда  не  выпус-
         кая..."
           Как видим,  по отношению к колдунам времена наставали  все
         гуманнее и гуманнее...  Вопреки заявлениям некоторых "колду-
         нов" нашего времени(и это 90-е годы ХХ  века!)  "всемогущие"
         колдуны  уже тогде были бестолковыми,  безграмотными и абсо-
         лютно не опасными. Если не забывать про яды, конечно...

      

Next
Hosted by uCoz