|
Часть 8. Глава 3.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ АВТОМАТОВ
|
|
|
Про выдающегося нашего соотечественника И.П.Кулибина из-
вестно немало любопытных историй. oдна из них такова. На бал
к императрице известный вельможа, Нарышкин, заказал много
всяких диковин и, сред них, иностранный автомат, в виде ан-
тичного писателя Корнелия, в виде римлянина в белой тоге с
красной каймой, сидящего в кресле. Автомат этот умел "счи-
тать" деньги, "играть" в шашки и карты иделать некоторые
другие трюки.
Случилось, однако так, что прибывший автомат не заработал,
а известный театральный механик, итальянец Бригонций не су-
мев разобраться в сложном механизме куклы, гордо заявил, что
видимо механик-изготовитель скрыл какой-то секрет, если даже
он, Бригонций не может его починить!
Отчаявшийся Нарышкин случайно встретил Кулибина и пригла-
сил для починки. Кулибину довльно скоро удалось разобраться
и наладить автомат. Зашевелившийся "Корнелий" начал промыш-
лять свои диковинные трюки. Нарышкин решил разыграть Бригон-
ция и снова вызвал его "для починки автомата".
- Никто его починить не сможет! - надменно сказал Бригон-
ций - Рубите мне голову, если я вру!...
- Рубите ему голову! - раздался вдруг голос автомата,
который указал на итальянца рукой(там стоял Кулибин и управ-
лял им)
Прославленный механик побледнел и кинулся бежать.
- Бригонций, вы забыли шляпу! - кричал Нарышкин, помирая
со смеху. Куда там! Перепуганный волшебным "оживлением" ме-
ханик удирал со всех ног, только пятки сверкали...
Кулибин делал не только автоматы и часы, но и, с помощью
все возможных пиротехнических средств и изобретенного им
"химического" прожектора устраивал иллюзионные представле-
ния. Так, в 1778 году, в честь 50-летия Академии он показы-
вал на фоне вечернего неба - яркое солнце и движущуюся по
небу фигуру Аполлона. Впрочем, многие в народе еще расцени-
вали это как "чудо","колдовство и отчаянно крестились, в на-
дежде избавиться от проклятого "наваждения".
Большим успехом пользовался в свое время и "кабинет авто-
матов" Антона Марковича Гамулецкого (1753- 1850). Познако-
мившись когда-то со знаменитым Калиостро и его "магическими
сеансами" в 1780 и 1785 году, Гамулецкий был очарован его
искусством. Сперва он попытался лишь подражать, но потом, во
многом превзошел своего вдохновителя остроумием выдумки и
соверщенством конструкций..
"В начале нынешнего века на улицах Петербурга пользовался
большой известностью между жителями Столицы живой веселый
старичок, седой как лунь, всегда ходивший пешком, несмотря
ни на какое расстояние, и до самой смерти не употреблявший
никаких очков..." - писал о Гамулецком его современник.
В доме Керстена, на Почтамской улице, "постоянными труда-
ми, в продолжение нескольких лет... он успел собрать весьма
много вещей достойных внимания и устроил кабинет с разными
механическими и физическими явлениями...
Каждому посетителю... он позволял осматривать свой каби-
нет, который по справедливости можно назвать превосходя-
щим..." писал И.Пушкарев, в описании достопримечательностей
Санкт-Петербурга.
"Кабинет" в 1826 году переведенный на Большую Мещанскую
представлял довольно небольшую комнату, всего около 13 квад-
рат ных метров, куда пускали по "четыре персоны за 25 руб-
лей". Но вошедшему казалось, что он пападал в бесконечную
анфиладу огромных залов - стены были сплошь зеркальными соз-
давая впечат ление огромного зала.
Выставленные 126 бронзовых и 38 фарфоровых ваз и кубков
довершали впечатление, создавая иллюзию бесконечных рядов.
Посетителя сажали на диван, отчего автоматически начинала
звучать приятная тихая музыка, это включался музыкальный
ящик.
Далее начинались подлинная "магия". Пришедший брал в руки
"волшебную" палочку, и "взмахивая ею, сам совершал чудеса:
По его желанию все часы, расставленные по столам, останав-
ливались и снова приходили в движение. Маленькая колесница
раз_езжала по полу во всех направлениях, по желанию гостя.
dве вырезанные из бумаги фигуры танцевали под музыку на зер-
кальном столе. Названные посетителем карты сами выскакивали
ему навстречу из сосудов..."
Что ж, несмотря на высокую цену успех "механического каби-
нета" был небывалым. На улице простаивали десятки любопытс-
твующих, дожидаясь своей очереди.
В 1827 году Гамулецкий перенес свое зрелище на Невский
проспект, где оно именовалось уже "Храм очарований, иди ме-
ханический, физический и оптический кабинет г.Гамулецкого де
Колла".
Уже при входе, посетителей, поднимающихся по лестнице
встречало первое волшебство: над бархатным ковром при входе
в кабинет фигура ангела в натуральный человеческий рост па-
рила над головами входящих. Каждый мог убедиться в том, что
чудесный ангел не подпирается ни снизу, ни сбоку, ни подве-
шен сверху. Стоило ступить на площадку и ангел поднимал руку
с валторной, прикла дывал инструмент ко рту и играл, шевеля
пальцами.
"Десять лет, - лукаво пояснял Гамулецкий, - я трудился,
чтобы найти точку и вес магнита и железа, дабы удержать ан-
гела в воздухе. Помимо трудов, немало и средств употребил я
на это чудо..."
Две фигуры прислужников в человческий рост стояили и по
обе стороны двери. При появлении посетителя они приветство-
вали его, склоняя головы.
Когда посетитель располагался на музыкальном диване, откры
валась боковая дверь и входил "...араб, чистой крови африка-
нец: курчавые волосы, толстые губы, белые зубы, блестящие
глаза. oн нес поднос с напитками прямо к столу...
Хозяин берет поднос, ставит его на стол и бранит араба,
почему он сам не поставил поднос... Араб стоит неподвижно.
Хозяин берет пистолет и стреляет в араба в упор в грудь.
Гость вскрикивает, чуть не лишается чувств.
Пуля пробила грудь навылет, а человек даже не пошевелился.
Хозяин поворачивает слугу за плечо, ударяет по затылку и тот
послушно идет туда, откуда пришел..."
В кабинете все предметы вели себя как живые, и не так как
в обыденной жизни. Часы останавливались и шли, согласно при-
ка занию зрителей, и били указанное им колибчество часов.
Маятник, количеством качаний угадывал число очков. Из сосу-
дов появлялись вполне толковые ответы на заданные вопросы.
По полу, шипя, ползла змея. Из угла лаяла собака. Черная
пушистая кошка выгибала спину и мяукала. Из бронзовой вазы
появлялся амур, играющий на арфе.
zанятного было много, причем, стоит подчеркнуть, в основ-
ном это были чисто "механические" автоматы, без какой-либо
"электроники", которой в те годы попросту не было(впрочем
было и немало хитростей).
Большое впечатление производила огромная, отделанная под
бронзу голова чародея. oна стояла на зеркальном столе и явс-
твенно отвечала на вопросы, причем на том языке, на каком
был задан вопрос. Любопытно, что, по свидетельству очевид-
цев, голову можно было брать в руки и переносить куда угод-
но - она все равно отвечала на вопросы...
Писатель Одоевский, собиравший большой материал о колдовст
ве, суевериях и различных чудесных историях, рассказывалю
как его знакомый, `рлов с приятелем, познакомился, по его
просьбе с А.М.Гамулецким. После близкого знакомства он стал
упрашивать старика "предсказать ему будущее".
Тот долго не соглашался, но, в один из дней пригласил двух
друзей в комнатку, где на столе стояла ваза с водой. oколо
нее лежал темный камень.
Камень тот сам Гамулецкий назвал "турмалином"(т.е., веро-
ятно, в фокусе были использованы поляризованный свет, пос-
кольку так называемые "турмалиновые щипцы" были тогда уже
известны), и заявил, что камень этот способен "впитывать
свет", будет в воде светиться и что-нибудь может покажется.
Камень положили в вазу и друзья молча смотрели на странно
светящуюся воду. Прошло пять минут и вдруг появилось изобра-
жение - очень красивая девушка и мужчина с длинными волосами
у рояля. Прошло сколько-то времени, в вазе раздался странный
треск и все исчезло(судя по звуку - погасла свеча или отклю-
чился часовой механизм?).
Через какое-то время, рассказывал `рлов, он, действитель-
но, встретил девушку, "похожую" на ту, что показана была в
вазе. Но, "та ли" это была девушка?...
Помимо диковинок отечественных механиков, русская публика
знакомилась и с гастролерами, фокусниками и труппами, приво-
зившими свои всевозможные автоматы.
Скажем, фокусник Пинетти демонстрировал в 1800 году в Пе-
тербурге "маленького турка" - автомат, очень похожий на че-
ловека.
Позже, В 1836 году в Петербург приезжал с механическими
куклами тиролец Христиан Чугмалл (1789-1865), исполнявший
"Метаморфозы" - номер трансформации, где он, по ходу многок-
ратно и мгновенно сменял костюмы и парики, выступая во мно-
гих ролях одновременно.
Но все же, наилучшее впечатление на русскую публику произ-
вели его превосходные автоматы - "танцовщица на проволоке",
"канатоходец", "венский официант", "комичный паяц, меняющий
выражение лица" и другие.
"Самодвиги его представляют верх искусства! - писала "Се-
верная пчела"(12.12.1836). - eго фигуры непринужденными,
разнообразными движениями своих членов, отчасти даже глаз и
губ, превосходят все, что мне случалось видеть в этом роде!
- восклицал рецензент. - Маленькие акробаты и арлекины, пе-
редаваемые из рук в руки, кажутся неподвижными куклами...
Но лишь только он поставит их на канат, они оживают и яв-
ляют такую силу и такую ловкость движений, что зрители едва
могут верить глазам своим...
Куклы делают разные гримасы, наливают друг другу вино, вы-
пивают его и пр. Непонятно, каким образом наш искусник дейс-
твует извне на их внутренний механизм: все их движения про-
исходят по его велению..."
В Европе были уже известны автоматы многих известных ча-
совщиков и механиков, Вокансона, Жаке-Дро(Дроз), Майарде, де
Шампа и других. Многие эти конструкции были впервые показаны
на всемирно известной Нижегородской ярмарке, в 1896 году, в
"кабинете. чудес и искусств" профессора Бейерса.
Там была, показана, в частности, знаменитая "утка Вокансо-
на" которая переваливалась с ноги на ногу, крякала, глотала
корм и даже... "переваривала" пищу!
Утку эту, однако, в Нижнем Новгороде постигло несчастье.
Во время большого пожара на ярмарке она сильно обгорела.
Но - нет худа без добра, на фотографиях сделанных после
пожара видно, что утка отнюдь не была знаменитым "автома-
том", а... была простой марионеткой на нитях, идущих вниз, в
основание, где находилась "программа" действий утки, запи-
санная в виде выступов на медленно вращающемся барабане
(принцип "музыкальной шкатулки").
Выступы барабана толкали особые штифты, а те - тянули нуж-
ные ниточки, и уточка - наклонялась, крякала...
Все внешне сложное, увы, раньше было - просто ...
Next