Часть 8. Глава 3.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ АВТОМАТОВ

Вернуться к Оглавлению



            Про выдающегося нашего соотечественника  И.П.Кулибина  из-
         вестно немало любопытных историй. oдна из них такова. На бал
         к императрице известный вельможа,  Нарышкин,  заказал  много
         всяких диковин и,  сред них, иностранный автомат, в виде ан-
         тичного писателя Корнелия,  в виде римлянина в белой тоге  с
         красной каймой,  сидящего в кресле.  Автомат этот умел "счи-
         тать" деньги,  "играть" в шашки и  карты  иделать  некоторые
         другие трюки.
           Случилось, однако так, что прибывший автомат не заработал,
         а известный театральный механик,  итальянец Бригонций не су-
         мев разобраться в сложном механизме куклы, гордо заявил, что
         видимо механик-изготовитель скрыл какой-то секрет, если даже
         он, Бригонций не может его починить!
           Отчаявшийся Нарышкин  случайно встретил Кулибина и пригла-
         сил для починки.  Кулибину довльно скоро удалось разобраться
         и наладить автомат.  Зашевелившийся "Корнелий" начал промыш-
         лять свои диковинные трюки. Нарышкин решил разыграть Бригон-
         ция и снова вызвал его "для починки автомата".
           - Никто его починить не сможет!  - надменно сказал Бригон-
         ций - Рубите мне голову, если я вру!...
           - Рубите  ему  голову!  -  раздался  вдруг голос автомата,
         который указал на итальянца рукой(там стоял Кулибин и управ-
         лял им)
           Прославленный механик побледнел и кинулся бежать.
           - Бригонций,  вы забыли шляпу!  - кричал Нарышкин, помирая
         со смеху.  Куда там! Перепуганный волшебным "оживлением" ме-
         ханик удирал со всех ног, только пятки сверкали...

           Кулибин делал не только автоматы и часы,  но и,  с помощью
         все возможных пиротехнических  средств  и  изобретенного  им
         "химического"  прожектора  устраивал иллюзионные представле-
         ния.  Так, в 1778 году, в честь 50-летия Академии он показы-
         вал  на  фоне  вечернего неба - яркое солнце и движущуюся по
         небу фигуру Аполлона.  Впрочем, многие в народе еще расцени-
         вали это как "чудо","колдовство и отчаянно крестились, в на-
         дежде избавиться от проклятого "наваждения".
           Большим успехом  пользовался в свое время и "кабинет авто-
         матов" Антона Марковича Гамулецкого (1753-  1850).  Познако-
         мившись  когда-то со знаменитым Калиостро и его "магическими
         сеансами" в 1780 и 1785 году,  Гамулецкий был  очарован  его
         искусством. Сперва он попытался лишь подражать, но потом, во
         многом превзошел своего вдохновителя  остроумием  выдумки  и
         соверщенством конструкций..

           "В начале нынешнего века на улицах  Петербурга пользовался
         большой  известностью  между  жителями Столицы живой веселый
         старичок,  седой как лунь,  всегда ходивший пешком, несмотря
         ни  на какое расстояние,  и до самой смерти не употреблявший
         никаких очков..." - писал о Гамулецком его современник.
           В доме Керстена,  на Почтамской улице, "постоянными труда-
         ми,  в продолжение нескольких лет... он успел собрать весьма
         много  вещей  достойных внимания и устроил кабинет с разными
         механическими и физическими явлениями...
           Каждому посетителю...  он  позволял осматривать свой каби-
         нет,  который по справедливости  можно  назвать  превосходя-
         щим..." писал И.Пушкарев,  в описании достопримечательностей
         Санкт-Петербурга.
           "Кабинет" в  1826  году  переведенный на Большую Мещанскую
         представлял довольно небольшую комнату, всего около 13 квад-
         рат  ных метров,  куда пускали по "четыре персоны за 25 руб-
         лей".  Но вошедшему казалось,  что он пападал в  бесконечную
         анфиладу огромных залов - стены были сплошь зеркальными соз-
         давая впечат ление огромного зала.
           Выставленные 126  бронзовых  и  38 фарфоровых ваз и кубков
         довершали впечатление,  создавая иллюзию бесконечных  рядов.
         Посетителя  сажали  на диван,  отчего автоматически начинала
         звучать приятная тихая  музыка,  это  включался  музыкальный
         ящик.
           Далее начинались подлинная "магия".  Пришедший брал в руки
         "волшебную" палочку, и "взмахивая ею, сам совершал чудеса:
           По его желанию все часы, расставленные по столам, останав-
         ливались  и снова приходили в движение.  Маленькая колесница
         раз_езжала по полу во всех направлениях,  по желанию  гостя.
         dве вырезанные из бумаги фигуры танцевали под музыку на зер-
         кальном столе.  Названные посетителем карты сами выскакивали
         ему навстречу из сосудов..."
           Что ж, несмотря на высокую цену успех "механического каби-
         нета" был небывалым.  На улице простаивали десятки любопытс-
         твующих, дожидаясь своей очереди.

           В 1827  году  Гамулецкий  перенес  свое зрелище на Невский
         проспект,  где оно именовалось уже "Храм очарований, иди ме-
         ханический, физический и оптический кабинет г.Гамулецкого де
         Колла".
           Уже при  входе,  посетителей,  поднимающихся  по  лестнице
         встречало первое волшебство:  над бархатным ковром при входе
         в  кабинет фигура ангела в натуральный человеческий рост па-
         рила над головами входящих.  Каждый мог убедиться в том, что
         чудесный ангел не подпирается ни снизу,  ни сбоку, ни подве-
         шен сверху. Стоило ступить на площадку и ангел поднимал руку
         с валторной,  прикла дывал инструмент ко рту и играл, шевеля
         пальцами.

           "Десять лет,  -  лукаво пояснял Гамулецкий,  - я трудился,
         чтобы найти точку и вес магнита и железа,  дабы удержать ан-
         гела в воздухе.  Помимо трудов, немало и средств употребил я
         на это чудо..."

           Две фигуры  прислужников  в  человческий рост стояили и по
         обе стороны двери.  При появлении посетителя они приветство-
         вали его, склоняя головы.
           Когда посетитель располагался на музыкальном диване, откры
         валась боковая дверь и входил "...араб, чистой крови африка-
         нец:  курчавые волосы,  толстые губы,  белые зубы, блестящие
         глаза. oн нес поднос с напитками прямо к столу...
           Хозяин берет поднос,  ставит его на стол и  бранит  араба,
         почему  он сам не поставил поднос...  Араб стоит неподвижно.
         Хозяин берет пистолет и стреляет в араба  в  упор  в  грудь.
         Гость вскрикивает, чуть не лишается чувств.
           Пуля пробила грудь навылет, а человек даже не пошевелился.
         Хозяин поворачивает слугу за плечо, ударяет по затылку и тот
         послушно идет туда, откуда пришел..."
           В кабинете все предметы вели себя как живые,  и не так как
         в обыденной жизни. Часы останавливались и шли, согласно при-
         ка  занию  зрителей,  и били указанное им колибчество часов.
         Маятник,  количеством качаний угадывал число очков. Из сосу-
         дов появлялись вполне толковые ответы на заданные вопросы.
           По полу,  шипя,  ползла змея. Из угла лаяла собака. Черная
         пушистая  кошка выгибала спину и мяукала.  Из бронзовой вазы
         появлялся амур, играющий на арфе.
           zанятного было много,  причем, стоит подчеркнуть, в основ-
         ном это были чисто "механические" автоматы,  без  какой-либо
         "электроники",  которой  в  те годы попросту не было(впрочем
         было и немало хитростей).
           Большое впечатление  производила огромная,  отделанная под
         бронзу голова чародея. oна стояла на зеркальном столе и явс-
         твенно  отвечала на вопросы,  причем на том языке,  на каком
         был задан вопрос.  Любопытно,  что, по свидетельству очевид-
         цев, голову можно было брать в руки и переносить куда угод-
         но - она все равно отвечала на вопросы...

           Писатель Одоевский, собиравший большой материал о колдовст
         ве,  суевериях и различных чудесных  историях,  рассказывалю
         как его знакомый,  `рлов с приятелем,  познакомился,  по его
         просьбе с А.М.Гамулецким.  После близкого знакомства он стал
         упрашивать старика "предсказать ему будущее".
           Тот долго не соглашался, но, в один из дней пригласил двух
         друзей в комнатку,  где на столе стояла ваза с водой.  oколо
         нее лежал темный камень.
           Камень тот сам Гамулецкий назвал "турмалином"(т.е.,  веро-
         ятно,  в фокусе были использованы поляризованный свет,  пос-
         кольку  так  называемые  "турмалиновые щипцы" были тогда уже
         известны),  и заявил,  что камень этот  способен  "впитывать
         свет",  будет в воде светиться и что-нибудь может покажется.
           Камень положили в вазу и друзья молча смотрели  на странно
         светящуюся воду. Прошло пять минут и вдруг появилось изобра-
         жение - очень красивая девушка и мужчина с длинными волосами
         у рояля. Прошло сколько-то времени, в вазе раздался странный
         треск и все исчезло(судя по звуку - погасла свеча или отклю-
         чился часовой механизм?).
           Через какое-то время,  рассказывал `рлов, он, действитель-
         но,  встретил девушку,  "похожую" на ту, что показана была в
         вазе. Но, "та ли" это была девушка?...

           Помимо диковинок отечественных механиков,  русская публика
         знакомилась и с гастролерами, фокусниками и труппами, приво-
         зившими свои всевозможные автоматы.
           Скажем, фокусник Пинетти демонстрировал в 1800 году в  Пе-
         тербурге "маленького турка" - автомат,  очень похожий на че-
         ловека.
           Позже, В  1836  году  в Петербург приезжал с механическими
         куклами тиролец Христиан  Чугмалл  (1789-1865),  исполнявший
         "Метаморфозы" - номер трансформации, где он, по ходу многок-
         ратно и мгновенно сменял костюмы и парики,  выступая во мно-
         гих ролях одновременно.
           Но все же, наилучшее впечатление на русскую публику произ-
         вели  его превосходные автоматы - "танцовщица на проволоке",
         "канатоходец",  "венский официант", "комичный паяц, меняющий
         выражение лица" и другие.
           "Самодвиги его представляют верх искусства!  - писала "Се-
         верная  пчела"(12.12.1836).  -  eго  фигуры непринужденными,
         разнообразными движениями своих членов,  отчасти даже глаз и
         губ,  превосходят все, что мне случалось видеть в этом роде!
         - восклицал рецензент.  - Маленькие акробаты и арлекины, пе-
         редаваемые из рук в руки, кажутся неподвижными куклами...
           Но лишь только он поставит их на канат,  они оживают и яв-
         ляют такую силу и такую ловкость движений,  что зрители едва
         могут верить глазам своим...
           Куклы делают разные гримасы, наливают друг другу вино, вы-
         пивают его и пр. Непонятно, каким образом наш искусник дейс-
         твует извне на их внутренний механизм:  все их движения про-
         исходят по его велению..."

           В Европе  были  уже известны автоматы многих известных ча-
         совщиков и механиков, Вокансона, Жаке-Дро(Дроз), Майарде, де
         Шампа и других. Многие эти конструкции были впервые показаны
         на всемирно известной Нижегородской ярмарке,  в 1896 году, в
         "кабинете. чудес и искусств" профессора Бейерса.
           Там была, показана, в частности, знаменитая "утка Вокансо-
         на" которая переваливалась с ноги на ногу,  крякала, глотала
         корм и даже... "переваривала" пищу!
           Утку эту,  однако,  в Нижнем Новгороде постигло несчастье.
         Во время большого пожара на ярмарке она сильно обгорела.
           Но - нет худа без добра,  на фотографиях  сделанных  после
         пожара  видно,  что  утка отнюдь не была знаменитым "автома-
         том", а... была простой марионеткой на нитях, идущих вниз, в
         основание,  где находилась "программа" действий утки,  запи-
         санная в виде  выступов  на  медленно  вращающемся  барабане
         (принцип "музыкальной шкатулки").
           Выступы барабана толкали особые штифты, а те - тянули нуж-
         ные ниточки, и уточка - наклонялась, крякала...
           Все внешне сложное, увы, раньше было - просто ...

      

Next
Hosted by uCoz