Часть 8. Глава 4.

НАЧАЛО ЭРЫ МАГНЕТИЗМА

Вернуться к Оглавлению



           Быстро стал модным в светском обществе магнетизм. Затихшее
         было в конце ХУIII в. в связи с неоднократными отрицательны-
         ми заключениями французской Академии Наук и  образованной ею
         комис  сии увлечение животным магнетизмом обнаружилось с но-
         вой силой в том числе в России в  10-х  гг.  ХIХ  в.(А.А.  -
         сравним, в воспоминаниях М.И.Муравьева-Апостола: "С 1815 го-
         да,  я стал знакомиться с магнетизмом,  читая все, что о нем
         писалось").
           В 1816 г.  в Дерпте,  профессор физики Паррот отмечал, что
         "животный магнетизм вновь поднимается,  после того смертель-
         ного удара, который был нанесен ему общественным мнением".
           Помещая в том же году в своем журнале статью А.Р.  "О маг-
         нетизме",  Н.И.Греч с полным основанием полагал,  что многие
         его читатели "видели любопытные опыты над магнетизмом".
           И, если "в 1816 г. Греч еще осторожно замечал, что не име-
         ет намерения убеждать читателей в истине Месмеровой системы,
         то  двумя годами позже он уже утверждал,  что "чудесная сила
         магнетизма... не подвержена никакому сомнению".
           Страсть "толковать о магнетизме" стала,  по выражению Гре-
         ча, уделом "гостинных комнат и чайных столиков".
           Недаром, по  одному из черновых вариантов 1 главы "eвгения
         Онегина", у А.С.Пушкина юноша-Онегин среди тем светской бол-
         товни мог поддержать и такие как "о магнетизме, о Парии".
           При этом внимание широко публики привлекало не столько ле-
         чение  магнетизмом,  сколько способность магнетизеров как бы
         усыплять "магнетизируемых",  приводить их в такое состояние,
         которое,  будучи сном, позволяло им в то же время выполнять,
         подчиняясь воле магнетизера,  какие-то дествия, напоминающие
         поведение лунатиков.
           В статьях и книгах о магнетизме все чаще появляются  расс-
         казы  о лунатиках,  сомнамбулах,  "клервоянах"(ясновидящие),
         прорицателях и т.п."
           Учение о  животном  магнетизме тесно связано с именем авст
         рийского врача Ф.А.Месмера(1734-1815). А.С.Пушкин так и име-
         новал его: "Месмеров магнетизм". В теории Месмера причудливо
         сплетались и достаточно  распространенные  к  этому  времени
         сведения об электричестве, и древние поверья о ясновидящих и
         прорицателях.

           В 1766 г.  Месмер издал книгу о влиянии планет на тело че-
         ловеческое.  Он утверждал,  что орудием этого влияния служит
         некая повсеместно разлитая жидкость.
           Сначала он связывал ее с электричеством,  но затем, сочтя,
         что  ее действие в человеческом теле проявляется свойствами,
         сходными со свойствами магнита, назвал ее животным магнетиз-
         мом.
           В 1799 г.  Месмер сформулировал сущность своей доктрины  в
         27 тезисах, изложенных, правда, весьма туманно.
           Они были затем развиты его учениками и  последователями, в
         частности  в  книге  К.А.Клюге "Опыт использования животного
         магнетизма в качестве лечебного средства,  переведненной  на
         русский  язык  Д.Велланским  и названной им "vивотный магне-
         тизм, представленный в историческом, практическом и теорети-
         ческом содержании"(СПб., 1818).
           Представление о том,  как понимали животный магнетизм  его
         адепты, можно составитьь по некоторым выдержкам из сочинения
         Клюге.
           "Между небесными телами, землею и живыми существами имеет-
         ся взаимное влияние",  котрое осуществляется с помощью "тон-
         чайшей повсюду распростертой жидкости,  которая все проница-
         ет,  принимает вся впечатление движения, проводит и сообщает
         оное..."
           Это вещество действует непосредственно на нервы,  соединя-
         ется с ними, и производит в человеческом теле явления, подб-
         ные магни тным,  а именно - "полярность и уклонение", почему
         эти явления и названы животным магнетимом.  Они обладают це-
         лебным действием".

           Поскольку увлечение  магнетизмом  ширилось и продолжалось,
         то "в 1818 г. появилась даже комическая опера "vивотный маг-
         нетизм или Доктор Самоучка",  композитора Маурера, на слова,
         по-видимому, А.Шаховского.
           Опера успеха не имела:  по ядовитому замечению рецензента,
         "животный магнетизм в полном смысле совершил  над  зрителями
         свое действие", т.е. - усыпил их.
           Увлечение это было настолько велико,  что вмешалась  поли-
         ция.  По ее представлению Комитет министров в апреле 1816 г.
         вынес решение, согласно которому заниматься магнетизировани-
         ем разрешалось только врачам. Да и то с ведома полиции и под
         контролем Медицинского совета.  Но вопреки решению началства
         магнетизирование широко практиковали не только врачи.
           "В начале 1830-х гг. внимание петербургсого общества прив-
         лекали магнетические сеансы некоей  А.Турчаниново,  которая,
         по словам современников, "почувствовала в себе магнетическую
         силу лечить горбатых и коротконогих, и приехала в Петербург,
         заняться этим".
           Среди ее клиентов было много представителей петербургского
         "света". Приятельница А.С.Пушкина, А.О.Россет-Смирнова вспо-
         минала,  как  в  зиму 1831-1832 гг.  горбатая сестра ее мужа
         "лечилась у магнетизерки Турчаниновой,  у которой  перебывал
         весь город
           Известно, что глава дружественной Пушкину семьи Н.Н.Раевс-
         кий-старший также верил Турчаниново и прибегал к  ее помощи.
         Сын его,  скептический А.Н.Равеский("демон" Пушкина), хоть и
         сомневался,  но тоже побывал у нее.  Раевский-старший и  сам
         пробовал  исцелять магнетизмом и,  по словам М.И.МуравьеваА-
         постола, "многих излечил посредством магнетизма".
           Легковерное увлечение животным магнетизмом вызывало возра-
         жения со стороны некоторых врачей, но их голоса тонули в об-
         щем хоре адептов этого учения. Более того, когда в 1831 г. в
         Петербурге  объявилась холера,  растерявшиеся врачи для рас-
         познания природы этой болезни склонны были привлечь животный
         магнетизм  и  прорицания  сомнамбул(в  наше время сказали бы
         "биополе" и экстрасенсов"...)."
           Животный магнетизм получил отражение и в русской литерату-
         ре.  В журнале "Сын Отечества" в 1825 г. был напечатан пере-
         вод повести Цшокке "Ясновидящая".
           В первых же номерах "Литературной Газеты" появился отрывок
         из романа А.Погорельского "Магнетизер"
           В 1834 г.  вышел роман Н.Греча "Черная женщина", в котором
         уделено болшое внимание тому,  что трактовалось  как  магне-
         тизм.
           В одной  из черновых редакций повести Гоголя "Нос" над ко-
         торой писатель работал в 1833-1835 гг.  и которая,  в  конце
         концов  появилась в пушкинском "Современннике", упоминалось:
           "Тогда умы всех именно настроены были к чрезвычайному: не-
         давно только что занимали публику опыты  действия  магнетиз-
         ма".

           Открытий в ХIХ веке было много. Массовые увлечения "магне-
         тизмом"  закономерно  привели  к  открытию явления гипноза и
         внушения.  Разумеется, человечество пользовалось ими на про-
         тяжении тысячелетий,  но научно обосновать их попытался лишь
         Джемс Брэд (1795- 1860),  хирург из Манчестера,  разработав-
         ший, затем методику лечебного гипнотизма.
           Мистике пишел конец и был положен конец многим измышлениям
         о "тайных колдовских силах",  а силе "святого" слова и  тому
         подобном.

           В 1852 году,  в работе "Магия, колдовство, животный магне-
         тизм, гипнотизм и электробиология" Брэд писал:
           "Факиры и йоги вызывают у себя самих  экстатический  транс
         около 2400 лет,  в религиозных целях,  с помощью приема, со-
         вершенно аналогичного тому, который я рекомендовал своим па-
         циентам для их самогипнотизации,  это так называемая продол-
         жительная фиксация кончика носа или другой части  тела,  или
         просто воображаемого предмета,  в сочетании с сильным сосре-
         доточенным вниманием и при  задержке  или  замедлении  дыха-
         ния..."
           Россия, к сожалению,  как всегда,  отставала.  Лишь к 1888
         году появилась книга физиолога Бони "Гипнотизм. Исследования
         физиоло гические и психологические".  Впрочем,  начали появ-
         ляться  и  свои специалисты,  как,  например,  В.Я.Данилевс-
         кий(1852-1939), начавший заниматься гипнозом еще будучи сту-
         дентом Харьковского университетета.
           В окончательно   оформленном   виде   идея    Данилевского
         прозвучала в 1891 году. Доклад назывался "eдинство гипнотиз-
         ма у человека и животных".  Он был направлен  своим  острием
         против мистицизма, резко вспыхнувшего в те годы в России(лю-
         бопытно,  что с мистицизмом боролась и церковь,  правда, од-
         новременно, борясь и с передовыми научными направлениями).
           Данилевский прямо заявил, что прославляемые искатели "отк-
         ро  вений",  типа  средневекового  qкоба Беме и "духовидцев"
         ХУIII  века Сведенборга и Кардануса - недалеко ушли от тех ди-
         карей, что верили в возможность путешествия души, скажем, во
         сне,  в волшебную страну невидимых существ и видевших в  из-
         вестных приемах - способ попасть в эту страну.
           В работе,  опираясь на многие научно установленные  факты,
         Данилевский доказывал, что все восторженные состояния и экс-
         тазы колдунов и духовидцев, а также трансы спиритических ме-
         диумов есть не что иное,  как разнообразные формы гипноза. К
         тому же свойство это было отнюдь не  исключением  "лишь  для
         человека":  у животных встречается нечто подобное(каталепсия
         и т.п.).

           Параллельно "магнетизму" развивался "гальванизм". Одним из
         первых в России здесь оказался  агроном  и  писатель  Андрей
         Тимофеевич Болотов.
           Именно его перу принадлежала книга,  выпущенная еще в 1803
         году: "Краткия и на опыте основанныя замечания об електризме
         и о способности електрических махин к помоганию от различных
         болезней".  Фактически, это были - зачатки электрофизиотера-
         пии.
           Болотову в ту пору было уже 65 лет! Однако, познакомившись
         с действием "лейденской банки"(одного из первых  конденсато-
         ров), он страстно увлекся идеей лечения различных болезней с
         помощью "електрического потрясения".
           Это, однако,  был едва ли не последний отголосок всеобщего
         увлечения  лечения  электричеством,  которое Европа пережила
         еще в середине ХУIII века.
           В работе  своей  Андрей Тимофеевич большое внимание уделил
         непосредственно  построению  "електрических  махин(машин   -
         А.А.) вообще и устроению простейших особенно".
           Он давал   конструкции  электрической  машины,  получающей
         электричество трением, подробно описывал ее, "чтобы в случае
         оказавшейся полезности, можно было по примеру моему многим и
         другим у себя дома, без прибежища к махинистам, а при помощи
         простейших мастеровых,  как например,  столяра и слесаря, их
         делать и без больших издержек снабжать себя оными".
           Чуть позже  появился  еще  один новомодный способ лечения:
         восточные целительства,  в первую очередь - "чжень-цзю", иг-
         лоукалывание и прижигание.
           Официально, первые сведения в  России  об  рефлексотерапии
         биологически  активных  точек  были  опубликованы в в "Воен-
         но-медицинском журнале"(1828.1), профессором Медико-хирурги-
         ческой академии П.Чаруковским. Он, в частности, писал:
           "Уже гораздо прежде многие путешественники и врачи  упоми-
         нали  об  иглоукалывании,  как  весьма действенном средстве,
         употребляемом китайцами и японцами для лечения колик, ревма-
         тизмов и многих других,  особливо с болью сопряженных болез-
         ней...
           Несколько лет  назад  начали  употреблять укалывание иглой
         для излечения болезней во Франции и в Англии, и свидетельст-
         ва о его действенности,  даже в упорнейших, другим средствам
         не уступающих случаях, так благоприятны и так многочисленны,
         что я неизлишним почитаю сообщить о сем предмете моим сооте-
         чественникам,  тем более, что и сам видел явственную от него
         пользу..."
           Чаруковский и сам использовал чжень-цзю "для лечения люмбо
         -ишалгий  и мышечного ревматизма" и был доволен результатом.
           Увы, видим, почти все нынешние "сенсации в медицине" имели
         свое начало еще в Х!Х веке,  а то и ранее. Посмотрим же, что
         было далее ...

      

Next
Hosted by uCoz