|
Часть 8. Глава 4.
НАЧАЛО ЭРЫ МАГНЕТИЗМА
|
|
|
Быстро стал модным в светском обществе магнетизм. Затихшее
было в конце ХУIII в. в связи с неоднократными отрицательны-
ми заключениями французской Академии Наук и образованной ею
комис сии увлечение животным магнетизмом обнаружилось с но-
вой силой в том числе в России в 10-х гг. ХIХ в.(А.А. -
сравним, в воспоминаниях М.И.Муравьева-Апостола: "С 1815 го-
да, я стал знакомиться с магнетизмом, читая все, что о нем
писалось").
В 1816 г. в Дерпте, профессор физики Паррот отмечал, что
"животный магнетизм вновь поднимается, после того смертель-
ного удара, который был нанесен ему общественным мнением".
Помещая в том же году в своем журнале статью А.Р. "О маг-
нетизме", Н.И.Греч с полным основанием полагал, что многие
его читатели "видели любопытные опыты над магнетизмом".
И, если "в 1816 г. Греч еще осторожно замечал, что не име-
ет намерения убеждать читателей в истине Месмеровой системы,
то двумя годами позже он уже утверждал, что "чудесная сила
магнетизма... не подвержена никакому сомнению".
Страсть "толковать о магнетизме" стала, по выражению Гре-
ча, уделом "гостинных комнат и чайных столиков".
Недаром, по одному из черновых вариантов 1 главы "eвгения
Онегина", у А.С.Пушкина юноша-Онегин среди тем светской бол-
товни мог поддержать и такие как "о магнетизме, о Парии".
При этом внимание широко публики привлекало не столько ле-
чение магнетизмом, сколько способность магнетизеров как бы
усыплять "магнетизируемых", приводить их в такое состояние,
которое, будучи сном, позволяло им в то же время выполнять,
подчиняясь воле магнетизера, какие-то дествия, напоминающие
поведение лунатиков.
В статьях и книгах о магнетизме все чаще появляются расс-
казы о лунатиках, сомнамбулах, "клервоянах"(ясновидящие),
прорицателях и т.п."
Учение о животном магнетизме тесно связано с именем авст
рийского врача Ф.А.Месмера(1734-1815). А.С.Пушкин так и име-
новал его: "Месмеров магнетизм". В теории Месмера причудливо
сплетались и достаточно распространенные к этому времени
сведения об электричестве, и древние поверья о ясновидящих и
прорицателях.
В 1766 г. Месмер издал книгу о влиянии планет на тело че-
ловеческое. Он утверждал, что орудием этого влияния служит
некая повсеместно разлитая жидкость.
Сначала он связывал ее с электричеством, но затем, сочтя,
что ее действие в человеческом теле проявляется свойствами,
сходными со свойствами магнита, назвал ее животным магнетиз-
мом.
В 1799 г. Месмер сформулировал сущность своей доктрины в
27 тезисах, изложенных, правда, весьма туманно.
Они были затем развиты его учениками и последователями, в
частности в книге К.А.Клюге "Опыт использования животного
магнетизма в качестве лечебного средства, переведненной на
русский язык Д.Велланским и названной им "vивотный магне-
тизм, представленный в историческом, практическом и теорети-
ческом содержании"(СПб., 1818).
Представление о том, как понимали животный магнетизм его
адепты, можно составитьь по некоторым выдержкам из сочинения
Клюге.
"Между небесными телами, землею и живыми существами имеет-
ся взаимное влияние", котрое осуществляется с помощью "тон-
чайшей повсюду распростертой жидкости, которая все проница-
ет, принимает вся впечатление движения, проводит и сообщает
оное..."
Это вещество действует непосредственно на нервы, соединя-
ется с ними, и производит в человеческом теле явления, подб-
ные магни тным, а именно - "полярность и уклонение", почему
эти явления и названы животным магнетимом. Они обладают це-
лебным действием".
Поскольку увлечение магнетизмом ширилось и продолжалось,
то "в 1818 г. появилась даже комическая опера "vивотный маг-
нетизм или Доктор Самоучка", композитора Маурера, на слова,
по-видимому, А.Шаховского.
Опера успеха не имела: по ядовитому замечению рецензента,
"животный магнетизм в полном смысле совершил над зрителями
свое действие", т.е. - усыпил их.
Увлечение это было настолько велико, что вмешалась поли-
ция. По ее представлению Комитет министров в апреле 1816 г.
вынес решение, согласно которому заниматься магнетизировани-
ем разрешалось только врачам. Да и то с ведома полиции и под
контролем Медицинского совета. Но вопреки решению началства
магнетизирование широко практиковали не только врачи.
"В начале 1830-х гг. внимание петербургсого общества прив-
лекали магнетические сеансы некоей А.Турчаниново, которая,
по словам современников, "почувствовала в себе магнетическую
силу лечить горбатых и коротконогих, и приехала в Петербург,
заняться этим".
Среди ее клиентов было много представителей петербургского
"света". Приятельница А.С.Пушкина, А.О.Россет-Смирнова вспо-
минала, как в зиму 1831-1832 гг. горбатая сестра ее мужа
"лечилась у магнетизерки Турчаниновой, у которой перебывал
весь город
Известно, что глава дружественной Пушкину семьи Н.Н.Раевс-
кий-старший также верил Турчаниново и прибегал к ее помощи.
Сын его, скептический А.Н.Равеский("демон" Пушкина), хоть и
сомневался, но тоже побывал у нее. Раевский-старший и сам
пробовал исцелять магнетизмом и, по словам М.И.МуравьеваА-
постола, "многих излечил посредством магнетизма".
Легковерное увлечение животным магнетизмом вызывало возра-
жения со стороны некоторых врачей, но их голоса тонули в об-
щем хоре адептов этого учения. Более того, когда в 1831 г. в
Петербурге объявилась холера, растерявшиеся врачи для рас-
познания природы этой болезни склонны были привлечь животный
магнетизм и прорицания сомнамбул(в наше время сказали бы
"биополе" и экстрасенсов"...)."
Животный магнетизм получил отражение и в русской литерату-
ре. В журнале "Сын Отечества" в 1825 г. был напечатан пере-
вод повести Цшокке "Ясновидящая".
В первых же номерах "Литературной Газеты" появился отрывок
из романа А.Погорельского "Магнетизер"
В 1834 г. вышел роман Н.Греча "Черная женщина", в котором
уделено болшое внимание тому, что трактовалось как магне-
тизм.
В одной из черновых редакций повести Гоголя "Нос" над ко-
торой писатель работал в 1833-1835 гг. и которая, в конце
концов появилась в пушкинском "Современннике", упоминалось:
"Тогда умы всех именно настроены были к чрезвычайному: не-
давно только что занимали публику опыты действия магнетиз-
ма".
Открытий в ХIХ веке было много. Массовые увлечения "магне-
тизмом" закономерно привели к открытию явления гипноза и
внушения. Разумеется, человечество пользовалось ими на про-
тяжении тысячелетий, но научно обосновать их попытался лишь
Джемс Брэд (1795- 1860), хирург из Манчестера, разработав-
ший, затем методику лечебного гипнотизма.
Мистике пишел конец и был положен конец многим измышлениям
о "тайных колдовских силах", а силе "святого" слова и тому
подобном.
В 1852 году, в работе "Магия, колдовство, животный магне-
тизм, гипнотизм и электробиология" Брэд писал:
"Факиры и йоги вызывают у себя самих экстатический транс
около 2400 лет, в религиозных целях, с помощью приема, со-
вершенно аналогичного тому, который я рекомендовал своим па-
циентам для их самогипнотизации, это так называемая продол-
жительная фиксация кончика носа или другой части тела, или
просто воображаемого предмета, в сочетании с сильным сосре-
доточенным вниманием и при задержке или замедлении дыха-
ния..."
Россия, к сожалению, как всегда, отставала. Лишь к 1888
году появилась книга физиолога Бони "Гипнотизм. Исследования
физиоло гические и психологические". Впрочем, начали появ-
ляться и свои специалисты, как, например, В.Я.Данилевс-
кий(1852-1939), начавший заниматься гипнозом еще будучи сту-
дентом Харьковского университетета.
В окончательно оформленном виде идея Данилевского
прозвучала в 1891 году. Доклад назывался "eдинство гипнотиз-
ма у человека и животных". Он был направлен своим острием
против мистицизма, резко вспыхнувшего в те годы в России(лю-
бопытно, что с мистицизмом боролась и церковь, правда, од-
новременно, борясь и с передовыми научными направлениями).
Данилевский прямо заявил, что прославляемые искатели "отк-
ро вений", типа средневекового qкоба Беме и "духовидцев"
ХУIII века Сведенборга и Кардануса - недалеко ушли от тех ди-
карей, что верили в возможность путешествия души, скажем, во
сне, в волшебную страну невидимых существ и видевших в из-
вестных приемах - способ попасть в эту страну.
В работе, опираясь на многие научно установленные факты,
Данилевский доказывал, что все восторженные состояния и экс-
тазы колдунов и духовидцев, а также трансы спиритических ме-
диумов есть не что иное, как разнообразные формы гипноза. К
тому же свойство это было отнюдь не исключением "лишь для
человека": у животных встречается нечто подобное(каталепсия
и т.п.).
Параллельно "магнетизму" развивался "гальванизм". Одним из
первых в России здесь оказался агроном и писатель Андрей
Тимофеевич Болотов.
Именно его перу принадлежала книга, выпущенная еще в 1803
году: "Краткия и на опыте основанныя замечания об електризме
и о способности електрических махин к помоганию от различных
болезней". Фактически, это были - зачатки электрофизиотера-
пии.
Болотову в ту пору было уже 65 лет! Однако, познакомившись
с действием "лейденской банки"(одного из первых конденсато-
ров), он страстно увлекся идеей лечения различных болезней с
помощью "електрического потрясения".
Это, однако, был едва ли не последний отголосок всеобщего
увлечения лечения электричеством, которое Европа пережила
еще в середине ХУIII века.
В работе своей Андрей Тимофеевич большое внимание уделил
непосредственно построению "електрических махин(машин -
А.А.) вообще и устроению простейших особенно".
Он давал конструкции электрической машины, получающей
электричество трением, подробно описывал ее, "чтобы в случае
оказавшейся полезности, можно было по примеру моему многим и
другим у себя дома, без прибежища к махинистам, а при помощи
простейших мастеровых, как например, столяра и слесаря, их
делать и без больших издержек снабжать себя оными".
Чуть позже появился еще один новомодный способ лечения:
восточные целительства, в первую очередь - "чжень-цзю", иг-
лоукалывание и прижигание.
Официально, первые сведения в России об рефлексотерапии
биологически активных точек были опубликованы в в "Воен-
но-медицинском журнале"(1828.1), профессором Медико-хирурги-
ческой академии П.Чаруковским. Он, в частности, писал:
"Уже гораздо прежде многие путешественники и врачи упоми-
нали об иглоукалывании, как весьма действенном средстве,
употребляемом китайцами и японцами для лечения колик, ревма-
тизмов и многих других, особливо с болью сопряженных болез-
ней...
Несколько лет назад начали употреблять укалывание иглой
для излечения болезней во Франции и в Англии, и свидетельст-
ва о его действенности, даже в упорнейших, другим средствам
не уступающих случаях, так благоприятны и так многочисленны,
что я неизлишним почитаю сообщить о сем предмете моим сооте-
чественникам, тем более, что и сам видел явственную от него
пользу..."
Чаруковский и сам использовал чжень-цзю "для лечения люмбо
-ишалгий и мышечного ревматизма" и был доволен результатом.
Увы, видим, почти все нынешние "сенсации в медицине" имели
свое начало еще в Х!Х веке, а то и ранее. Посмотрим же, что
было далее ...
Next