ГЛАВА 1.7. ПОД ЗВЕЗДАМИ ИНДИИ
1.7.1. Уличный гадатель или астролог в шумной толчее Дели
или Бомбея - такое же обычное дело, как у нас газетный ки-
оск. В делах рождения и смерти, в отношениях бизнесменов и
торговцев, в делах служебных и семейных, астролог - лицо
очень значимое. В одном лице он, порой, совмещает - и успо-
каивающего психолога, и советующего врача, и хитрого полити-
ка, и смышленого экономиста. Все это, впрочем, подается под
видом "влияния звезд".
В давние времена ни один правитель не смел, скажем, ысту-
пать в военный поход, принимать бой или наступать, не посо-
ветовавшись с астрологом. Врач - не смел назваться врачом,
ежели не знал астрлогии. Впрочем, надо всегда помнить, что
под "астрлогией" раньше пониали совсем другую дисциплину, и,
прежде всего - метеорологию(о сезонных погодных явлениях) и
фенологию(о сезонных явлениях вообще). И астролог прогнозиро-
вал "летную погоду" для военных походов.
И современные врачи, без всякого обращения к астрлогии,
прекрасно знают, что состояние больных и здоровых людей
ухудшается или улучается, в зависимости от погоды или сезона
года, лунных фаз, времени суток. В давние времена же все это
смешивали с астрономией и получали некую обощенную науку.
Ясно, что зимою и летом родятся совершенно разные дети, по-
являются совершенно разные болезни, делаются поступки и т.п.
1.7.2. Все это было и в Индии. Страна эта вырастила немало
выдающихся математиков и астрономов, которые, попутно, зани-
мались и астрологией(поскольку науки раньше были почти не-
разъдинимы). Самые давние индийские сочинения на эту тему,
"сиддханты"(решения).
Они были переписаны, частично, с еще более давних рукопи-
сей. Пятая, Сурья-сиддханта(Сурья - бог Солнца в Индии)
очень-очень смахивала на "Альмагест" Птолемея, только в ин-
дийском варианте. Здесь излагались описания движения пяти
планет, лунных и солнечных затмений и всего прочего.
Многие данные, по тем временам были очень точны и важны,
но не обходилось и без глупостей. Скажем, известный матема-
тик и философ, Брахмагупта, так критиковал астронома Ариаб-
хату: "Пселдователи Ариабхаты говорят, что Землядвижется,
что если бы это было так, то камни и деревья упали бы с Зем-
ли..."
Он ошибался. Ныне мы знаем, что Земля несется вокруг Солн-
ца с огромной скоростью. К тому же - непрерывно вращается.
Глупостей было немало. Вдобавок, в древнеиндийской мифоло-
ии затмения Солнца и Луны "объяснялись" действием огромной
оотрубленной головы страшного дракона Раху. Голову эту "от-
тяпали", когда дракон, на пиру у богов, совсем "не по чину"
приложился к чаше с напитком бессмертия, амритой.
Разгневанные боги тут же отрубили глову, но... часть
"обесмерчивающего" напитка успела впитаться в пасть. Голова
так и осталась жить "сама по себе", оставаясь при этом до-
вольно вредной и агрессивной, причем, время от времени, то к
Луне. то к Солнцу.
"Среди людей есть такие, - возмущенно писал Брахмагупта, -
которые думают, что затмения не вызываются Головой. Это аб-
сурдное мнение, ибо это именно она вызывает затмения и боль-
шинство жителей мира говорят, что именно она вызывает их..."
Ариабхата же утверждал, что "Голова" тут не при чем, а что
затмения Солнца вызываются Луной, заслоняющей Солнце...
Ошибок таких было немало, и потому долгое время считалось,
что, скажем, в центре всего мира лежит - Земля(геоцентризм,
от "geos" - земля). Смену времен года, поэтому, объясняли
вращением Солнца вокруг Земли, хотя, как знаем, все происхо-
дит совсем наоборот.
1.7.3. Своеобразным, специфическим для Индии было, напри-
мер, деление недели по дням. Напомним, что по всей земле дни
недели, фактически названы по именам 7 "светил": Солнца, Лу-
на и 5 планет, видимых невооруженным глазом.
1) Воскресенье, Рави-Вала, было - днем Солнца(Рави), как и
во всем мире, Солнце, как ни странно, здесь считалось звез-
дой "неблагоприятной", видимо, из-за приносимой жары.
Согласно астрологам, Солнце наделяло человека беспокойным
характером, навевающим болезни и прочие страдания: изгнание,
тюремное заключение, потерю жены, детей и собственности.
Правда, в то время, как в "Риг-веде" бог Солнца(Сурья) воз-
величивался, как весьма благое божество. Ему посвятили целых
десять гимнов. В качестве жертвоприношения Солнцу скармлива-
ли щепку от дерева "арка". Знаком Рави служил металлический
диск, диаметром в 12 пальцев.
2) Понедельник, Сома-вара, был днем Луны(Чандра или Сома).
Луна изображалась в виде мужчины с кожей медного цвета, на
повозке, запряженной черно-белой антилопой, под красным фла-
гом. Полная Луна считалась благоприятным светилом. Полагали,
что счастливец, рожденный под Луной, будет иметь много дру-
зей, словно, лошадей, паланкин, будет могучим и почитаемым.
У него будет прекрасная пища и спать он будет на лучших
ложах. У индийских астрологов Луне посвящалось растение "па-
ласа" и обозначение в виде полумесяца, длинной с локоть. У
европейских астрлогов, заметим, Луна и Солнце несли свосем
иные функции.
3) Вторник, Мангала-вара, как и в Европе, был днем Мар-
са(раскаленного Мангала, вспомним "мангал" для шашлыков),
который отождествлялся с Картинейей, младшим сыном великого
бога Шивы. Считалось, что Марс - планета неблагоприятная и
человек, связанный с Марсом, всегда полон беспокойных мыс-
лей, будет ранен оружием и прочее.
По звездочетам выходило, что человек-Марс, рано или позд-
но, потеряет все свои земли, скот и доброе имя. Марсу посвя-
щалось растение "кхадира" и треугольник, шириною в шесть
пальцев. Здесь стандарты соблюдались твердо.
4) Среда, третий день недели, Будха-вара, был днем Мерку-
рия(Будха) и изображался человеком в желтой одежде, едущим
на льве, тоже "желтом" животном. Меркурий считался планетой
нейтральной, ни плохой, ни хорошей(как и в Европе). Поэтому
судьба рожденного под ним человека, как считалось, "зави-
сит" от других планет. Посвящали Меркурию растение "апара-
маргу" и знак - золотой лук, шириной в два пальца.
5) Четверг посвящали Юпитеру, Брихаспати, и назывался
день, естественно, Брихаспати-вара. Изображался он человеком
с желтой кожей(Юпитер светит ярко-желтым светом), восседаю-
щим на водяной лилии. Примечательно, что так же изображался
и Будда. Астрологи утверждали, что Юпитер оказывает благое
влияние.
Согласно индийским астрлогам, человек, рожденный под его
знаком - будет наделен любезным расопложением духа, обладать
дворцами, садами, землями, богат деньгами и зерном, желания
его будут удовлетворены, особенно в области религии. Брихас-
пати у астрологов обозначался предметом в форме лилии.
6) Пятнице, во всем мире посвящена Венера. То же было и в
Индии, где Венера, Шукра, давала имя пятому дню, Шукра-вара.
Звездочеты утверждали, что она - самая благоприятная из пла-
нет. Ее рисовали в виде белокожего человека(Венера светит
голубовато-белым), так же, в цветке водяной лилии.
Астрологи утверждали, что рожденный под знаком Венеры -
будет обладать способностью провидца: знать настоящее, прош-
лое и будущее. Ему обещают много жен, царский "зонт" - эмб-
лему власти. Шукру обозначали квадратным кусочком серебра.
7) Суббота, шестой день, наконец, был днем Сатурна(как и в
Европе), Сани-вара. Планета Сани была самой отдаленной и
тусклой, и потому изображалась(вспомним цвета этажей Вави-
лонской башни) человеком с черной кожей, одетым во все чер-
ное и сидящим на черном коршуне. Звездочеты охотно пугали
Сатурном, намекая, что это - самая "неблагоприятная" плане-
та, от ее влияния, согласно астрологам, и присходили все
несчастья и беды.
Человек, родившийся под знаком Сани - будет убит,
утверждали они. Его жена, сын и друзья - тоже бужут убиты,
его богатство рассеется. Сам же он будет жить во вражде и
несогласии с окружающими и испытает много страданий. Знаком
Сани служила кривая железная сабля(подобно было и в Европе,
инструмент Сатурна - серп, и коса - у символического скелета
-Смерти, Сатурн же изображался хромым или, даже, безногим,
подобно Дьяволу).
1.7.4. Любопытно, что и расположение цветов и фигуры-знач-
ки, символы планет, весьма напоминают цвета и знаки широко
рекламируемых нынешними "целителями" гипотетических центров
энергии - чакр, скопированных со старинных учений. Понятие
"чакр"(вращающихся "колес") возникло в древнеиндийской и ти-
бетской медицине, как обозначение разных отделов позвоночни-
ка "вращающихся" относительно друг друга, и употреблялось в
те годы в весьма специфическом смысле.
Ныне довольно многочисленная армия "чудодеев" от медицины,
активно подхватила это древнее учение, прикрывая ею собс-
твенную безграмотность в анатомии, физиологии, фармакологии,
физиотерапии и прочих клинических дисциплин. Шарлатаны эти
объявляют "чакры" как главную основу здоровья и болезней, не
подозревая о том, что даже древние врачи отмечали, что чак-
ры, это... чисто воображаемые абстрактные образования, при-
нимаемые ля удобства обозначения уровней тела.
Можно напомнить, нижней, Муладхара-чакре - приписывают
красный цвет, а самой верхней, Сахасрара-чакре, соответство-
вал фиолетовый или черный цвет. Чакр выделили семь. Ясно,
что если бы было открыто больше планет, стало бы и больше
жизненных центров, разноцветных чакр.
1.7.5. Впрочем, в Индии, кроме деления зодиака на 12 до-
лей, по числу знаков зодиака, существовал и лунный зодиак, и
лунное исчиление дней, и лунный год. У индусов он состоял из
27 (или же - 28) делений по линии движения Солнца(эклипти-
ки). В каждую такую "дольку"-сектор, так же попадало одно
созвездие, которые называли "накшатрами". Созвездия эти счи-
тались дочерьми Чандра, бога Луны.
Легенды собщали, что из всех своих звездных жен Чандра
особенно любил четвертую накшатру, по имени Рохини. Тогда
остальные жены(Чандра - был многоженец с гаремом) стали жа-
ловаться отцу, Дакша. Дакша попытался образумить зятя, но
все было безупешно. Тогда он в гневе проклял Чандру и...
наслал на него - чахотку!
Сильно похудев и истощившись от болезни, бог Луны раскаял-
ся, и тогда Дакша постепенно, через 15 дней(после 15 дней
болезни, от новолуния, до полнолуния) поправил его здоровье.
Иными словами, эта история, миф, иносказательно, символичес-
ки, повествовала об убывающей Луне(ее ущербе) и "зарожде-
нии" новой. Соответственно, дни месяца, как и у древних
египтян, делили на две половины - светлую, до полнолу-
ния(шукла) и темную, до новолуния(кришна).
Вообще же, древние индийцы делили Вселенную на три части:
Землю, Небо и разделяющее их пространство, заполненное воз-
духом. Между Землей и Небом постоянно шла война. Здесь, по-
середине действовали: Бваю - боги ветра, Рудра - бог грозы и
бури, и главенствующий бог, Индра, владеющий молнией, громом
и прочими разрушительными стихиями.
Индра был вожаком среди довольно-таки "пестрой" компании
богов и постоянно наводил порядок во "Вселенной", поражая
темные плохие силы с помощью "космической молнии", ваджры.
Теем самым, он весьма смахивал, одновременно, и на главного
хозяина горы Олимп, могучего Зевса-громовержца, и на нашего
Илью-пророка, катающегося по облакам и швыряющего молнии.
Все эти боги, в той или иной степени, "участвовали" в аст-
рологических прогнозах и вся эта густая звездно-мифологичес-
кая мешанина позволяла астрологу безбоязненно ссылаться, то
на Сурью, то на Чандру, то на Шиву или Индру, легко оправды-
ваясь в случае неудачи.
Однако, есть и другие астрологи, другие обычаи.
|