С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА! | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 1.15. ЗОДИАК И "ЗМЕЕВИК" 1.15.1. Вот, наконец - белые березы, нежно-бирюзовое небо между стволов и убегаюая вдаль тропинка в в пышной траве. Русь. Россия. Сотни лет прошло, а здесь все та же прохлада и зеленый покой. С астрономическими и астрологическими "памятниками" на Ру- си дело обстоит достаточно сложно. Может создаться даже впе- чатление, что до средних веков ничего такого и не было вооб- ще. Крупных морей здесь не существовало, больших путешествий никто особо не предпринимал, такие сезоны, как зима, весна, лето и осень были выражены на редкость четко, поэтому боль- шой нужды в звзедных исчислениях никто и не видел. Однако, "звездный след" проявлялся и здесь, причем очень своеобразно. Примерно, в 1490 году известный новгородский архиепископ Геннадий Гонзов писал, жалуясь на нерадивых свя- щеннослужителей и многочисленных еретиков-язычников: "Да с Ояти привезли мне попа, да дьячка, и они христианаи- ну дали крест-тельник, дерево-плакун, да на кресте том - вырезан сором женской, да мужской..." В буквальном переводе это означает что бесхитростные поп с дьячком вручили крестьянину нательный крест, вырезанный из ивы, с изображенным на нем "соромом", "срамом"... интимными частями мужского и женского тела! Что было дальше с попами - история умалчивает. Впрочем, ситуация и впрямь, презанятнейшая. Крест - явно христианский символ, но детали на нем - предметы поклонения более раннего языческого культа. Древние русы, предки наши - веровали совсем в другое, нежели современные нынешние верую- щие. Иисуса Христа не было и в помине. Это лишь позже, "с земли израилевой" и "стороны византийской" дошла до Руси и обосновалась, в общем-то чужая и чуждая религия. А что же было до этого? Что носили на теле вместо креста? Чему поклонялись? 1.15.2. Разумеется же выскочтимые предки поклонялись от- нюдь не "сорому", стыдному и скрываемому, а, в его образе - символу жизни, плодотворящему "лингаму", столь возвышенному и по сей день в ряде религий Индии, да и у других народов. Христианским же божествам на Руси поклонялись и до массового "загонного" крещения, но, опять-таки - поклонялись весьма своеобразно. Своеобразие это выразилось, например, в любопытных много- численных памятниках древнерусской старины. Это - сотни "ме- дальонов" с чеканным или литым иображением. Они есть и в металле, ив камне, называясь, правда, одина- ково - "змеевики". По смыслу это были, фактически, амулеты от всяческих бед и напастей. Змеевик, как и упомянутый выше крест с "соромом" был "двоевер", то есть, совмещал в своем теле и примирял - две религии, старую и новую. На одной стороне змеевика была символика новая, пришлая, средиземноморская: например, архангел Михаил с крылышками и нимбом, или богоматерь, или Христос и т.п. На противоположной стороне была символика язычекая, оте- чественная, истинно русская: в центре - человеческое лицо, "личина" и... расходщиеся от нее - змеи! Отсюда, кстати, и возникло название "змеевик". Но - что же обозначали эти змеи? Как "змеевик" использовался? 1.15.3. На Древней Руси змеевики носили на груди. Носили - вместо креста, как самую большую и близкую себе святыню. Позже - носили и вместе с крестом или на кресте. На Севере этот символ древнейших русских верований ударжался почти до наших дней, их носили вплоть до XIX века. Змеевики относились к "защищающим" святыня, к амулетам, "наузам". "Наузами" от слова "навязывать", назывались или просто "узелки на память" на веревке или шейной ленте(порой, заговорные, "заколдованные" узелки), или повязанная на шею деревянная коробочка с "волшебным" корешком или каким-то чтимым изображением. Духовники преследовали "наузы", как символ старой русской религии и, с отнюдь не христианским "смирением" пытались всячески изжить их, запрещали, видя в этом - явно "конкурентные" верования. Судя по письменным источникам силовые меры, впрочем, помо- гали маловато. Исконные старинные обычаи и верования держа- лись в народе крепко. Что занятно, священный для европейских христиан символ, крест, здесь могли, например, повесить на... священную для язычников птицу - черного ворона. На иконке могли изображить, "дополнительно", все ту же язычес- кую "личину" окруженную змеями. И, что забавно, но художествено выполненные древнерусские змеевики, явные и несомненные символы язычества, становились подчас... главной частью некоторых чисто христианских икон! Тут жу, как говорится, из песни слова не выкинешь, бывало и такое. Так, в XVII веке, один из змееиков был вставлен в богоро- дичную икону, которая находилась в иконостасе Троицкого со- бора Троице-Сергиевой лавры. Змеевик, причем, выступал как самая почитаемая часть иконы. Разумеется, ставлен он был "лицевой", то есть христанской стороной наружу("чистой"), а отечественные почитаемые "змеюги" были обращены назад и за- маскированы(как "нечистая" сторона). Аналогично случилось с другим, уже каменным змееиком, по- даренным , согласмно описи монастырая 1641 года, самим Ива- ном IV Васильевичем(Грозным). Здесь на "язычество" и скрытый смысл симмолических змей вообще посмотрели сквозь пальцы и, в описи имущества, обозначили их попросту, как "узор"... Еще один змеевик торжественно использовался в великопост- ных богослужениях, ни более, не менее, как в качестве... "панагии", то есть небольшой(обычно круглой) иконы богомате- ри, носимой как знак высокого архирейского достоинства. И - так далее, всех несуразностей не перечтешь. 1.14.4. Что означают змеи на самих змеевиках не поясня- лось. Если надписи и были, то, в основном, в виде магическо- го призыва, заговора, мистической просьбы - хранить и спасти хозяина змеевика такого-то, типа: "Помоги рабе своей(та- кой-то)" или, конкретнее: "Помози рабу своему Андрею". И то- му подобное. Змеи в надписях не упоминались, не упоминалось и "кто" должен был помочь "рабу своему". Разобраться помогают числа - количества змей на изображе- нии. Змеиных голов насчитывалось иногда 8 или 13, но, чаще - 7 или 12, или , даже - 14. Человеку, не знакомомму с астрло- гией, это, правда, ни о чем не говорит, н во всехназванных числах звучат знакомые знаковые мотивы: 1) Семь(7). Это - число дней недели, оно же число "види- мых" светил. Солнце, Луна и пять известных в те поры планет - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. 2) Двенадцать( 12, или, даже, 13) - число знаков зодиака, то есть фактически, число "месяцев", число "рождений" Луны на протяжении солнечного года(365 : 30 = 12; 365 : 28 = 13); 3) Четырнадцат(14) - половина от числа 28, то есть полови- на лунного месяца от полнолуния до новолуния, число столь почиаемое у многих народов, впервую очередь у женщин, пос- кольку связывалось со сроками "месячных" и беременности. 1.14.5. Занятно, но, при анализе материала о змеевиках у автора этих строк сздалсь впечатление, что отечественные эт- нографы, и старых и новых поколений явно недоучитывают вер- сию об чисто астрологическом происхождении змеевиков. Поразительно, но этнографы знакомы с астрологией крайне слабо(если не сказать более точно и грубо - не знакомы вооб- ще). Нетрудно заметить, что именно из-за этого появились весьма разноречивые и порой даже забавные по наивности вер- сии того, что же обозначают искомые 12 змей. Одна такая версия утверждала что это была - голова Медузы- Горгоны, предназначенная "отпугивать" несчастья. Легенду о Горгоне(под которой мыслился самый обычный осминог), однако, в Древней Руси практически и не знали. Вторая версия с полной серьезностью убеждала, что дело здесь в легенде об одном из малоизвестных христианских свя- тых, Федоре Тифоне, спасшего свою мать от злого многоглавого дракона("тифон", "пифон" - змей). Третья, но далеко не последняя версия доверительно сообща- ла, что 12 змей, это - 12 страшных дочерей царя Ирода("дщери Иродовы"), то есть 12 погибельных болезней, лихорадок, лихо- манок-трясовиц. Поименно это были: 1) Трясея - трясущая, вызывающая озноб; 2) Огнея - насылающая жар и бред, 3) Ледея - приносящая холод и оцепенение; 4) Гнетея - что "ложится на ребра и утробу"; 5) Хрипуша - ложится на грудь, выходит харканием; 6) Глухея - влекущая глухоту; 7) Ломея - ломящая кости, особенно к непогоде; 8) Пухнея - та, что "пущает отек"; 9) Желтея - естественно, насылающая желтуху; 10) Коркуша - вызывающая корчи от боли; 11) Гледея - то есть не смыкающая глаз бессоница; 12) Невея - бредовое состояние. Веселенькая компания, что и говорить! 1.14.6. Весьма забавно, что все эти, да и другие подобные версии были как нетрудно заметить очень частные, мелкие, по- чему и малоубедительные. Здравомыслящий человек, верующий отнюдь не в 12 "дщерей Иродовых" не станет носить на груди и тщательно оберегать целый сонм из этих 12 болячек. Правда, можно возразить, что змеи были предназначены "отпугивать" те самые 12 болезней. Но, те же болезни можно "отпугивать" и чем-то иным, более ярким действенным, мрщным и спасительным. Вглядимся в некоторые статуи и изображения, уже не в Руси, поищем сходтва с изображениями на змеевиках. Вот - хорошо всем известная Статуя Свободы над Нью-Йорком, европейского, впрочем, происхождения, в "шапке с шипами". А вот - Гречес- кий бог Солнца, Гелиос, в аналогично убранстве. На головном уборе - те же остроконечные "шипы". На других изображениях такие лучи волнообразны, как "змеи". Нетрудно догадаться, что это - символическое отображнение лучей, лучей Солнца. Но вот изображение из Египта - крылатый солнечный диск. Лучей-шипов здесь нет, но есть "уреи", две жалящие кобры по бокам. Они обозначют, что лучи Солнца "жалят" смертельно, способны умертвить и ослепить своим светом. И это верно от- нюдь не только для жаркого Египта с его олслепительным солн- цем. В 1843 году бельгийский физик Планте, "для экперимен- та" довольно долго смотрел на Солнце и... ослеп! А вот и изображение головы фараона(например, знаменитая маска Тутанхамона), "сына Солнца", "солнцеликого" и его "етозарность" символизирована жалящей коброй над его челом, а то и не одной. Можно назвать много рисунков и везде есть Солнце,лучи или змеи. Многие изображения подозрительно похо- жи на камень-"змеевик". Можно назвать много рисунков и в Азии, в том числе и из Индии и Индо-Китая, где змеи в скульптурах втречаются в изоблии. И там тоже он играют не последнюю роль. 1.14.7. Солнцу-Яриле - поклонялись и древние славя- не(вспомним здесь, хотя бы, всемирно известную оперу "Снегу- рочка"). И потому не зря на "языческой" стороне змеевика вы- чеканено было именно оно - всепобеждающее, изгоняющее зло и темноту - Солнце. Тогда легко понятен смысл "змей", это - 12 солнечных месяцев, одновременно, обозначающих жалящие "как змеи" солнечные лучи. Тогда, значит, что все "змеи" вместе, фактически обознача- ют - солнечный год. И это, попросту... зодиак! Он, разумеет- ся, немного упрощен, в нем нет выделенных особым знаком зо- диака периодов, но это - настоящий древнерусский зодиак. Каждая из "змей" возможно имела собственнаое имя, имя ме- сяца, подобно все тем же "дщерям Иродовым". Фактически это были носимые с собой "годовые часики", календарь. Но здесь любопытно еще одно. Борясь со змеевиками, с изоб- ражениями солнечныхликов, как с язычеством, церковь христи- анская и не заметила, что вмсто одного "сюжета" она подсовы- вает, хоть и свой "сюжет", но - абсолютно такой же, только лишь в другой форме выраженный. Дело в том, что, как показывает современная этнография, мифология Иисуса Христа и его 12-ти апостолов была, в основе своей взята отнюдь не с жизни вполне релаьного человека, жившего когда-то. Миф о Христе ущетвовал задолго до его по- явления. Последовательность событий в легенде о Христе самым четким образом скопирована с представлений о солнечном годо- вом цикле, о "пути солнца". Так, в известном красочном двухтомнике "Мифы народов ми- ра" этнографы, черным по белому, поясняют "путь Христа", де- лят его на 12 стадий, расматривая, не более не менее, как чистую символику... годового цикла и 12 месяцев. Христос, символически и был сам - Бог-Солнце. Как у десятков народов, верящих в солнечного бога. А это означает, что на змеевике, в качестве проклинаемых духовниками, но исконно местных русских "змей"(лучей солнца) с одной стороны, и с восхваляемым христианским ликом - с другой стороны, присутствовали, фактически, два "солнца". Одно - более древнее, в виде "личины" со змеями, другое - менее древнее, в виде Христа. И то и другое - два солнца, но светящие немного по-разному для обладателя змеевика, в зави- симости от преобладания той или иной веры. Увы, но так все и было. Сколько людей погибло, за ту и другую веру, чтобы, в конце концов, чисто материально, сой- тись в одной точке на змевике: и те и другие верили - в солнце, а солнце было для всех одно...


Next