ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 2. ГРЕШНЫЕ ДРАКОНЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ 1. ЗМИЙ-ДРАКОН, АДАМ и ЕВА. В Европе дракон не пользовался популярностью во многом в связи с известной библейской ле- гендой о сотворении и грехопадении первых людей, Адама и Евы, совращенных дьяволом, принявшим облик коварного хитрого Змия, Дракона(в целом ряде перводов вместо слова "Змей" или "Змий" недвусмысленно указано - "Дракон"). . В многократно переиздававшейся дореволюционном издании "Объяснение символа веры, молитв и заповедей" (Изд.39-е. СПб.: 1910) протоиерей Г.Чельцов пишет: "Адам и Ева жили в раю. Это был прекрасный сад, данный им Богом, чтобы они возделывали и хранили его. Здесь они прово- дили вполне блаженную и счастливую жизнь, беседуя часто с Самим Богом. В раю было много разных дерев и всяких растений, но осо- бенно были замечательны там два дерева: одно называлось Дре- вом Жизни, а другое - Древом познания Добра и Зла. Вкушение плодов Древа Жизни могло предохранить человека от болезни и смерти. О Древе же познания Добра и Зла Бог сказал Адаму и Еве, чтобы они не вкушали плодов этого дерева, а ес- ли вкусят, то умрут. Но диавол прельстил их нарушить эту заповедь Божию, потому что завидовал их блаженству и желал, чтобы люди, подобно ему, лишились своего блаженства и сделались злыми и непокор- ными Богу. Он вошел в Змия и стал уверять Еву, что Бог неправду ска- зал, будто они помрут, если вкусят от плодов Древа познания Добра и Зла, напротив: если вкусят, то сами будут как боги, знающие добро и зло. Ева поверила. К тому же плоды были прекрасны на вид. Она взяла их и ела, а потом уговорила Ала- ма, и он ел. Когда Бог явился обличить их в грехе, они, вместо раская- ния, стали слагать свою вину на других. Адам сказал, что же- на, данная ему Богом, соблазнила его, а Ева сказала, что Змий обольстил ее. Бог положил им наказание, сказав Адаму, что он в поте лица будет добывать себе хлеб, пока не умрет, а Еве, что она в болезнях будет рождать детей, и изгнал их из рая..." Что же касается Дракона, Змия, то он также был наказан: "Змей, который, по народному верованию, когда-то имел но- ги, должен ходить на своем чреве и есть прах..." - пишет Г.Гече в книге "Библейские истории"(М.: 1990). Змей, таким образом, отныне был принужден ползать на брюхе, а ноги его ликвидировали, за ненадоностью. 2. ДРАКОН И БИБЛИЯ. Итак, Дракон, Змий - оказался повинен тем, что люди ныне живут не в раю. Трудно, правда, сказать, хорошо это или плохо. Во всяком случае, на гравюре Матвея Мериана "Рай", 1633 года, нередко используемой как верующи- ми, так и не верующими авторами, рай видится в виде своеоб- разного природного зверинца, запруженного зверьем так, что на рисунке буквально нет живого места. И - нет людей. Слева лежит группа величественных оленей, позади которых, сквозь рога, проглядывают слоны и верблюды, лезут на дерево к павлинам, мартышки. Справа, в явном недоумении стоит лев с поджатым хвостом. Позади него высится пара страусов и едино- роги. В центре, между львом и оленями щиплет оставшуюся травку зайчишка, лают на кого-то собаки, еще дальше - буйво- лы и аисты, и т.д. и т.п. Обезноженному Змею-Дракону в этом рисунке места, по счастью, не досталось, иначе его бы поп- росту затоптали. Тем не менее, в мифе о грехопадении, именно фаллоподобный дракон(или - драконоподобный фаллос?) оказался своеобразным связником между грехом и безгрешием, и эту полу-философскую, полу-анатомическую загадку сотни лет пытались решить очень многие, начиная от иссушения плоти и самооскопления - одних, и кончая шабашами и оргиями, после вкушения самодельных нар- котиков из шейных желез жаб и ужей - других. В связи с подобными обстоятельствами крайне любопытно поэ- тому упомянуть комментарий к понятию "Дракон", из книги "Библейская энциклопедия"(Архимандрит Никифор. М.: 1891): "Дракон - трудно решить, какое животное должно разуметь под сим названием. Не невероятно, что это есть родовое наз- вание, означающее известный класс животных, различающихся между собою какою-либо общею характеристическою чертою и од- нако из книг Пл.Иер(IV,3) и Мих.(I,8) явствует, что под этим названием разумеется какое-то особое животное, которое воет, подает сосцы и кормит своих детенышей. Впрочем, в последней цитате оно на русском переводится словом шакал" Не правда ли - крайне неожиданная находка: любимец фантас- тов и мистиков - грозный и величественный дракон на поверку оказывается... маленьким грязным шакалом?! "Слово, переведенное у пр.Исайи(XXVII, 1) левиафаном, зме- ем изгибающимся, чудовищем морским, переводится в кн.Бы- тия(I,21) словом: большая рыба, у Иова(VII, 12) морским чу- довищем, в кн.Исход(VII,9) - Змеем, и в кн.Втор.(XXXII,33) - Драконом"(в сокращениях исходного текста, "Мих" - Михаил, "Н.З" - Новый Завет и т.п. - А.А.). Вообще же здесь должно заметить. что у Греков и Римлян под Драконом разумелась большая и страшная змея, чудовище нео- быкновенной силы, величины, ядовитости, с крыльями и пастью, изрыгающей пламя, и обитающая то в морях, то на суше, осо- бенно в пустынях. В Н.З., в Апокалипсисе(XII, 3, XIII, 11) под словом Боль- шой Дракон изображаемый красным, с 7-ю головами и 10 рогами, с чрезвычайно большим хвостом, - разумеется Сатана, Змий Древний, Диавол, по объяснению самой же этой книги". Впрочем, определения, это - одно, а конкретные "свидетель- ства", это - другое. Приведем несколько известных легенд о драконах предположительно "водившихся" в Европе. 3. ЛЕГЕНДА О СИГУРДЕ. Легенды о драконах беспокоят нас в первую очередь потому, что в них остались запечатлены на редкость реалистические черты - повадки животного, способы охоты, детали анатомии и внешнего строения. В Африке, и в ряде южных стран Азии и Америки известен, например, простейший способ охоты на крокодилообразных жи- вотных. Оставив ему на песке привязанную жертву, охотник до- жидался, когда крокодил займется добычей, а потом крепко втыкал на обратной дороге несколько прочных, отлично зато- ченных клинков, в расчете, что, возвращаясь, хищник распорет себе битком набитое брюхо. Иногда, заранее вырыв, возле жертвы яму, охотник и сам забирался в нее, с оружием. Но... откуда африканский способ добычи - в скандинавских сюжетах? Например, от XIII века одним из важнейших литера- турных памятников явилась "Сага о Волсунгах", как считают, исландский вариант сюжета, получившего особую известность как известная верхненемецкая "Песня о Нибелунгах". В "Саге о Волсунгах", после целого ряда интриг и родствен- ных убийств, на свет появился юный богатырь Сигурд. И вот его-то коварный дядька Регин подговорил вступить в бой с мо- гучим змием Фавни, хранителем драгоценного клада, некогда проклятого карликом Андавари. Изломав несколько предложенных плохих мечей, Сигурд выпросил у матери сломанный надвое зна- менитый меч Грам, дарованный Сигмунду-кокунгу самим богом Одином и велел перековать его заново. И таков был меч Грам, что когда его вынули из горна, куз- нечным подмастерьям почудилось, будто пламя бьет из клинка, и готовым мечом Сигурд разрубил пополам наковальню, а затем - легко рассек мокрый ком шерсти в горном потоке. А далее события развивались просто, не хуже банального американского вестерна. Сигурд и Регин поехали в пустынные горы к той тропе, по которой обычно проползал Фафни, когда шел на водопой, причем, как гласит предание, "с тридцать локтей"(не менее 10 метров) был тот камень, на котором лежал он у воды, когда пил(далее цит. по "Зарубежная литература средних веков". М.: Просвещение, 1974): "...Тогда промолвил Сигурд: - Сказал ты, Регин, что дракон этот не больше степного змея, а мне сдается, что следы у него огромные. Регин молвил: - Вырой яму и садис в нее, а когда змей поползет к воде, ударь его в сердце и так предай его смерти: добудешь ты этим великую славу. Сигурд молвил: - Как быть, если кровь змея того зальет меня? Регин отвечает: - Нечего тебе и советовать, раз ты все пугаешься и не по- хож ты отвагою на своих родичей. Тут поехал Сигурд в пустыню, а Регин спрятался от сильного страха. Сигурд выкопал яму. А пока он был этим занят, пришел к нему старик с длинной бородой(подразумевается, что это и был всемогущественный бог Один - А.А.) и спросил, что он де- лает, и Сигурд ему сказал. Отвечает ему старик: - Это дурной совет: вырой ям побольше, чтобы кровь туда стекала, а ты сиди в одной и бей змея того в сердце. Тут старик исчез, а Сигурд выкопал ямы, как было сказано. А когда змей тот пополз к воде, то задрожала вся округа, точно сотряслась земля, и брызгал ядом он из ноздрей по все- му пути, но не устрашился Сигурд и не испугался этого шума. А когда змей прополз над ямой той, вонзил Сигурд меч под левую ключицу, так, что клинок вошел по рукоять. Тут выска- виает Сигурд из ямы той и тянет к себе меч, и руки у него - все в крови по самые плечи. И когда огромный тот змей почуял смертельную рану, стал бить головой и хвостом, дробя все что под удар попадало..." 4. ЛЕГЕНДА О БЕОВУЛЬФЕ. Храбрым героям мифов Древней Евро- пы приходилось, подчас, сражаться с животными весьма сомни- тельного происхождения. Многие авторы охотно именуют их всех - "драконами", но животные эти были очень разные: единороги, быки, львы, вепри, гидры, или, например, трехголовая химера у древнегреческого Беллерфонта, которой, позже, для эффекта, стали добавлять эпитет "огнедышащая". Такой герой, как англо-саксонский Беовульф. описанный в VII веке(Беовульф - "пчелиный волк", т.е. фактически, мед- ведь, медовед, пасечник) совершил на своем веку ряд подви- гов, в частности, избавил короля данов Хродгара - от Гренде- ля, человекоподобного чудовища, исстреблявшего его дружинни- ков, а затем убил и объявившуюся мать Гренделя, еще более страшное чудище. Интересно, что датский король Хротгар су- ществовал вполне реально, его крепость находилась на острове Зеландия, возле побережья современной Дании. После пятидесяти лет благополучного правления Беовульф со- вершил еще один и последний свой подвиг - победил дракона, который опустошал страну, будучи разгневанным(согласно ле- генде) людским "посягательством на охраняемый им древний клад". В смертельной схватке Беовульф убил дракона, но и сам получил рану, от которой уже не оправился. 5. ЛЕГЕНДА О ТРИСТАНЕ. Примерно к этому же времени(VI век) относится миф о Тристане и Изольде, где, собственно для нас интересен лишь эпизод с драконом. Согласно преданию, Ирландия когда-то подвергалась набегам свирепого дракона, и король пообещал отдать в жены прекрас- ную прицессу Изольду тому, кто сумеет убить чудовище. Трис- тан, племянник корнуоллского короля Марка, присланный в Ир- ландию, согласился на это предлложение. Ирландский придворный сенешаль и несколько других рыцарей издали показали ему логово чудовища и сами, в страхе, скры- лись. Тристан напал на дракона и, после жестокой схватки, сразил его. Предосторожности ради, он отрезал дракону язык и спрятал под доспехами, на груди(вспомним многие русские сказкис подобным же эпизодом). После чего с трудом добрел до ручья, где и потерял сознание. Расхрабрившийся сенешаль вернулся посмотреть, что сделал дракон с Тристаном, но, увидев убитого дракона, решил этим тут же воспользоваться. Он отрубил голову чудовища, привез к королю и стал требовать выдачи принцессы. Но, к тому времени был найден и Тристан. Когда его приводили в чувство и сняли доспехи, то увидели отрезанный язык дракона. Тристана тайком пронесли во дворец, и когда сенешаль гордо предъявил голову дракона, как свидетельство своей храбрости и преданности, Тристан попросил придворных посмотреть, на месте ли язык в голове дракона. Когда выяснилось, что языка нет, то после короткого замешательства, сенешаль был изгнан, а подвиг и победа Тристана были признаны всеми. 6. ДРАКОН И ДЖЕНТЛЬМЕНЫ. Так убивали драконов. Реально или нет - неизвестно. Во всех трех случаях он ен летает, а хо- дит, или даже - ползает. В предании о Сигурде, Беовульфе, Тристане, чисто биологически, можно усмотреть некое крупное позвоночное, например, "недобитого" мамонта (или, возможно, ископаемого гигантского тюленя), у которого толстый длинный хобот представлялся как змеевидная шея, уши - как крылья, бивни - как рога. Понятно, что такое животное постоянно нуждается в источни- ке пресной воды, возле которого и обитает. У него явно выра- женное туловище, в то время как у змеи, даже очень крупной - довольно сложно определить участок грудной клетки и сердца, куда предлагалось бить Сигурду, да и крови не так много. Но, в еще одной истории, принесенной из Северной Англии речь идет явно о каком-то ином животном, со змевидным телом, которое привыкло "стискивать" добычу, т.е., "теоретически", либо об удаве, либо об осьминоге. Названо оно "Ламбтонский червь"(ряде языков "червь" и "змея" звучат сходно) и на ста- ринных рисунках изображено во вполне змеевидном виде, толши- ной с ногу или руку сражающегося с ним рыцаря. В плохо датированные стародавние времена юный наследник Ламбтонского замка, Джон Ламбтон, ловил рыбу в небольшой ре- ке Вэйр. Он выловил странного мерзкого на вид "червя" и, насмотревшись на неприглядную добычу, выкинул ее в колодец. Вскоре Джона отправили учиться, а когда, спустя семь лет он приехал из дальних краев, то выяснилось, что "червь" ухит- рился выжить, вырос и сумел выбраться из колодца. Днем он преспокойно свертывался кольцами вокруг скалы, торчавшей посреди реки. Но, по ночам он переплывал реку, вы- ползал на берег и похищал местных людей и скот. Находились храбрецы, пытавшиеся сразиться со змеем, но, стоило разру- бить его на куски, как они тут же срастались снова! Правда, или нет(легенда есть легенда, это лишь "сообще- ние", а не "факт"), но Джон, чувствуя свою вину, также ре- шился сразиться со змеем. В качестве технического новшества местная колдунья порекомендовала ему снабдить щит и доспехи острыми режущими шипами и - сразиться посреди реки. Схватка состоялась. Чудовище стиснуло рыцаря, видимо, точ- но так, как обычно и делало раньше, но - тут же оказалось все изранено, за счет своих же усилий. Тем временем Джон ус- пел рассечь его на части и, вопреки всем россказням, куски тела таинственного "червя" так уже и не срослись заново... Еще один европейский Дракон - был уничтожен. Возможно, он был последний.


Next