ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 25. ДРАКОН - ЦАРЬ МОРЕЙ 1. ДРАКОНЫ ВЫХОДЯТ ИЗ МОРЯ. Итак, огромный "астрономичес- кий" Синий Дракон, дракон, приносящий Весну, приходил с вос- тока. Но, там же, на востоке лежал Тихий океан, лежали вос- точные моря, и именно оттуда, из вод морей, приходили уже другие драконы - драконы морские, водяные, как понятные, так и совершенно непонятные. Впрочем драконы в морях виделись не одним лишь древним китайцам. "Исайя в том же самом месте, где он говорит о левиафане (смешанный образ кита, вулкана и т.п. - А.А.), приводит так- же описание "драконов моря", - пишет В.Маршалл("Жизнь моря", СПб.: 1896). - Кацвини также рассказывает кое-что о морском драконе, который, по его словам отличался огромными размера- ми тела, как по длине, так и по толщине, обладал сверкающими глазами и широкой пастью, усаженной большим числом зубов. Он поглощает, будто бы, неисчислимое множество рыб, и все вод- ные животныя трепещут перед ним". "В средневековой хронике Иоанна Бромтонского упоминается о чуде, которое совершается приблизительно раз в месяц в Сата- лийском заливе(ныне у южного побережья Турции - А.А.)на Пам- филиском берегу, - сообщает Э.Б.Тэйлор("Первобытная культу- ра". М.: Соцэкгиз, 1939). - В облаках появляется как будто большой черный дракон(смерч - А.А.), который опускает голову в волны, тогда как хвост его кажется прикрепленным к небу. Дракон этот втягивает в себя волны с такой силой, что мо- жет приподнять вместе с ними и нагруженный корабль, и во из- бежание опасности экипаж принужден кричать и шуметь, чтобы отогр ёнать дракона. Впрочем, заключает автор хроники, неко- торые говорят, что это не дракон, а солнце, притягивающее воды, что представляется более вероятным..." Верования в то, что на корабли нападает не просто ветер, а именно - дракон, было распространено, однако же, не только в Европе. Тот же Тэйлор пишет: "Так, например, водяные смерчи, так часто появляющиеся у берегов Японии, считаются у местных жителей длиннохвостыми драконами, "взлетающими на воздух плавным, но вместе с тем стремительным движением". Китайцы полагают, что водяной смерч производитя драконом, который поднимается и опускается над водой. И хотя вследс- твие туч никому не удалось видеть одновремнно его голову и хвост, моряки и прибрежные жители, тем не менее, уверены, что видят это чудовище, когда оно поднимается из моря и опускается в него..." Итак, в море и над морем встречались и чудились - драконы. 2. ЧЕТЫРЕ МОРЯ ВОСТОКА. Если заглянуть в какой-либо доста- точно солидный труд по океанографическим исследованиям(напр. Шамраев Ю.И., Шишкина Л.А. "Океанология". Л.: Гидрометеоиз- дат, 1980), то, при внимательном его прочтении, выяснится, что на Земном шаре существует только четыре океана. Четыре. Это маленькое "школьное" открытие, способное ныне вызвать смех даже у "сухопутного" первоклассника, тем не менее стои- ло человечеству сотен и тысяч жизней мореходов всех времен и обошелся не одной охапкой хвороста под кострами еретиков, при попытках инквизиции справедливо доказать(справедливо, по ее мнению), что Земля - не круглая. Самое забавное, здесь, пожалуй, то, что никто из землян ни разу воочию не видел все четыре океана сразу. Даже из ближ- него космоса охватить взором такое огромное пространство сложновато, хотя, в то же время, практически любой первок- лассник ныне обладает маленьким, но вполне наглядным "дока- зательством" - крохотным карманным глобусиком, раскрашенным земным шариком, размером с шарик от пинг-понга. Тем, внешне, поразительнее обстоятельство, что, согласно космогонии Древнем Китае, на Земле существует четыре океана, четыре "моря" - южное, северное, восточное и западное. Поло- жение это, однако, было вряд ли добыто географическими исс- ледованиями. Трудновато это назвать и "гениальной догадкой". Нет, речь идет явно о простом совпадении символик и реалий. Но, даже понимая это, несколько обескураживает то, что че- тырьмя мировыми океанами омывается одна только Евразия, тот самый материк, на котором располагается территория Востока, значительную часть которого представляет собой - Китай. Более того, если "распрямить" Землю, обратив сферические координаты в цилиндрические, раздвинуть земли на севере и сдвинуть их на экваторе, то, выяснится, что Евразия по форме - "квадратная", или, по крайней мере - четырехугольная, как и утверждали древнекитайские философы. Тремя океанами обладают Северная Америка, вбитая, как клин между Востоком и Западом, с ее извечными "треугольными" тен- денциями и - неприкаянная Антарктида. По два океана имеют Австралия, Африка, Южная Америка. Но четыре океана есть только у Евразии: Ледовитый - на севере, Индийский - на юге, Тихий - на востоке и Атлантический - на западе. К слову сказать, открытие Америки - дело, географически, крайне подозрительное. Ее словно бы назло "сбросили" в "пус- той океан, из космоса, на пути каравелл, как из буферной па- мяти компьютера, где она "отлеживалась". Колумб плыл "откры- вать" путь в Индию и Китай, а нашел нечто совсем иное. Само же сочетание "Христофор Колумб" - скорее подходит для названия секретной военной операции или как псевдоним, пос- кольку "колумб" в действительности пишется - "колумн", т.е. колонна, столб. И сочетание "христо" - Христос и "фор" - нести, содержать(напр. электрофор, ионофор), означает, в буквальном переводе "христонесущий столп", сочетание на ред- кость выразительное, если вспомнить всю последующую историю с уничтожением индейских племен. Но - об этом в другой раз. 3. КТО ОХРАНЯЕТ ОКЕАНЫ ? Четыре гигантских моря Древнего Китая охраняли и содержали, разумеется, четыре царя-дракона, четыре лун-вана, ситуация с которыми была в 751 году даже узаконена императорским указом. Кроме того, по иерерхии дра- конов, существовали луны четырех главных рек Китая, луны главных озер и т.п. Моря оберегали: Гуан-дэ, лун Восточного моря, "увеличивающий добродетель"; Гуан-ли, лун Южного моря, "увеличивающий богатство"; Гуан-жун, лун Западного моря, "увеличивающий благосклонность"; Гуан-цзэ, лун Северного моря, "увеличивающий щедрость". Ван-луны считались братьями, старшим из которых был Гу- ан-дэ. Сестрой их была - Ао, гигантская мировая черепаха, на спине которой высились три священные горы - Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, где живут бессмертные(по одной из версий, Ао - это Японские острова). Дракон Гуан-дэ в сказках встречался чаще других морских царей, фактически, исполняя их обязанности. При этом его именовали или Дун-хай лун-ван - "Царь драконов Восточного моря или просто - лун-ван. Дракон Восточного моря подчинялся верховному богу Юй-ди, сам же считался владыкой стихий, то есть - молнии и грома, ветра и дождя. Ему подчинялись, соответственно: Дянь-му - богиня молнии, Лэй-гун - бог грома, Фэн-бо - повелитель вет- ров, Юй-ди - хозяин дождей. Перед людьми лун-ван чаще представал в человеческом виде, в облике мудрого, но простоватого старца. Он обладал несмет- ными сокровищами, скрытыми на дне, и был способен щедро ода- рить любого, кто оказал помощь или услугу ему самому или ко- му-либо из его семьи. Жилищем лун-вана был "лун-гун", т.е., буквально - "Дворец дракона", хрустальный дворец необычайной красоты. В сказке "Как у дракона в долг дворец брали" именно "драконья" его архитектура приводится как "объяснение" при- чудливых форм дворцов Древнего Китая(см.напр."Китайские на- родные сказки" М.: Госхудлит, 1957). Строитель, мастер Лу Бань попросил у царя драконов Восточ- ного моря, вынести на берег его дворец, для образца при строительстве. Лун-ван согласился, но - только на три дня. "А дворец был действительно прекрасен: красные кирпичные стены, зеленая черепичная крыша, углы которой взлетают высо- ко-высоко вверх. В главном зале восемь высоких стройных ко- лонн, двери и окна украшены резьбой, а расписные карнизы - точно морская волна. Величественен и наряден дворец царя драконов! По этому образцу и начал строить мастер Лу Бань". Но трех дней хватило лишь чтобы возвести стены. Тогда, словно ставя на прикол простую лодку, люди прибили дворец кольями к берегу("теоретически", в реальной практике, это мог быть... чей-то вынесенный на берег перевернутый корабль, "ковчег" с обломанными мачтами - "колоннами", с зелеными замшелым дном и красными бортами!). Вечером царь-дракон пос- лал войско за дворцом(т.е.начался прилив). Войско билось всю ночь, но сдвинуть дворец не могло. Настало утро. "Забеспокоились драконы, рыбы, раки и крабы, забегали вок- руг дворца. Маленький дракончик забрался на крышу, карпы шле- пали хвостами у верей, раки перелезли через стены, а крабы ползали прямо напролом. Но дворец и на чи не сдвинулся, только колокольчики звенят. В это время запел петух, и медленномедленно начало подни- маться солнце. В лучах его умер маленький дракон, что заб- рался на крышу, только голова его задралась вверх., да тело вытянулось по скату и застыло, а хвост высох и поднялся вы- соко к небу. Карпы тоже не выснели солнечного света, как би- лись, так и пристыли они к дверям, выпучив свои белые глаза. Когда совсем рассвело, учитель Лу Бань и его ученики по- дошли к дворцу, и еще красивей он им показался. Слепили они из глины драконову голову, выжгли из черепицы драконов хвост, выковали из меди дверные ручки, наподобие карпов и укрепеили все на тех же местах. И с тех пор в Китае стли строить такие дворцы". 4. ЛУН-ВАН И СУН УКУН. Могущественный лун-ван далеко не всегда мог показать свое могущество. Его легко могло обма- нуть более хитрое существо, и не только человек, а, напри- мер, кролик или - обезьяна. Таково, например, предание "Сунь Укун(Сунь Хоуцзы) устраи- вает беспорядки в небесном царстве", где есть обезьяны и драконы встречаются буквально "нос к носу". Фантастическое существо - царь обезьян Сунь Укун стал главным героем попу- лярного китайского романа "Путешествие на Запад". По одной из легенд в Восточном Китае, далеко за морями, находилась гора Хуаго, над крутыми склонами которой возвы- шался скалистый пик. Туда-то, на самую вершину пика ветер занес яйцо, из которого вылупилась необычная обезьяна(ко- му-то, разумеется, тут же почудится НЛО и инопланетяне, при- землившиеся в исключительно безопасном месте). Родившееся существо приветствовало четыре части света, из глаз его исходил блестящий, огненный свет, озарявший дворец Полярной звезды(Центральный дворец неба, т.е.). За необыкно- венную ловкость ее избрали в обезьяньем мире Царем Обезьян. Целых 18 лет царь обезьян Сунь Укун путешествовал по миру, по морям и суше и постепенно приобрел манеры и привычки лю- дей, одевался и говорил как обычный человек. Только черты лица выдавали его происхождение. Во время Дальних путешест- вий Сунь Укун познакомился с бессмертым духом по имени Пути, который научил его летать по воздуху и перевоплощаться в 72 различные формы. Возвратившись на гору Хуаго, царь обезьян обнаружил злого демона Хуньши, жестоко обращавшегося с обезьяньим стадом и немедля убил его. Затем - организовал из своих сородичей ог- ромную армию. Но, так как у царя обезьян не было достойного его оружия, он обратился с просьбой к царю драконов Восточ- ного моря подыскать ему какое -либо "водяное" вооружение. Царь драконов, по наивности, предложил всемогущий железный посох, доставленный со дна моря и обладавший магическими свойствами: он мог растягиваться до бесконечности и умень- шаться до размера иголки, которую можно было хранить за ухом. Вскоре, однако царю драконов пришлось пожалеть о своем по- дарке - с помощью волшебного посоха Сунь Укун стал наводить страх на все четыре морских царства. Тогда соседние правите- ли, устроили для царя обезьян пышное пиршество и напоили его так, что Сунь Укун, возвращаясь домой крепко заснул. Пока же он спал, царь драконов пожаловался на Сунь Укуна, Янь-вану - владыке Подземного Царства(т.е. ада, преисподней) и - спящий царь обезьян оказался в аду. Но - не тут-то было: Сунь Укун ловко выпутался. Тогда владыка Морского Царства и владыка Подземного Царс- тва, царь драконов и повелитель ада, уже совместно, - пожа- ловались на буйное поведение Сунь Укуна уже Нефритовому им- ператору, владыке Небесного Царства. Нефритовый император, чтобы образумить царя обезьян, при- нял решение назначить его смотрителем небесной конюшни. По- добное "назначение" оскорбило Сунь Укуна. Он опрокинул трон Нефритового императора, с помощью своего магического посоха открыл южные ворота неба и "самоликвидировался", по своему желанию, улетел на тучах в родные края - на гору Хуаго. Вла- дыки Морского, Подземного(земного) и Небесного царства были посрамлены в своем бессилии. 5. ЛЕГЕНДА О ТАНЦЕ ДРАКОНА. С лун-ваном, царем драконов связывают и предание о происхождении знаменитого "Танца Дра- кона", распространенного на китайских празденствах. Причиной называют то, что царь драконов(да дан) заболел. И, вот тут-то в бескрайнем море, среди тысяч обитателей вод- ного царства не нашлось ни одного лекаря, который мог бы его вылечить. Царю не оставалось ничего другого, как в облике старца отправиться к людям. Владыка морей побывал у многих врачей, но ни один так не мог определить, что у него за болезнь. Наконец дракон попал к знаменитому исцелителю, который, ощупав пульс пациента, очень удивился, обнаружив, что его сердце бьется совсем не так, как у обычных людей. Он сказал об этом старику. И тот вынужден был признаться, что перед доктором находится сам царь драконов. Врач заявил, что определить и вылечить болезнь он сможет лишь в том случае, если старик снова превратится в дракона. Хотя обычно драконы людям не показываются, но на этот раз владыка вод, чтобы исцелиться от недуга, согласился выпол- нить такое требование. В условленный день дракон появился над волнами. Врач на берегу моря осмотрел его и обнаружил, что под чешую дракона на пояснице заползла сколопендра, которая и причиняла ему сильную боль. Удалив сколопендру, исцелитель смазал мазью поврежденную чешую, и боль прошла. В знак благодарности за исцеление царь драконов обещал ниспосылать людям хорошую погоду и полное благополучие. С тех пор каждый год в день исцеления по всему Китаю исполнялся танец дракона. Занятно, что ситуация с удалением "сколопендры "из-под че- шуи" подозрительно напоминает описанный у ряда племен типич- ный способ шаманской психотерапии: чтобы доказать недоверчи- вому пациенту, что его болезнь удалена, на глазах больного из его тела врач "извлекает"(как фокусник) например, кусочек мяса, колючку, муравья, ящерицу - "причину болезни". Так, внушив(польстив) маразматическому пациенту, что он - "царь - дракон", врач мог, затем, легко исцелить его, как "дракона"! Эпизод это достаточно знаменит и не раз отражался даже в стихах, например таких, как в старинном рассказе "Золотой угорь"(Сб."Заклятие даоса". М.: Наука, 1987): "Спас Ли Юань - красную змейку, И наградой ему - супруга. За помощь дракону Сунь И получил Рецепт от любого недуга. Советуем всем: никогда не губите Диковинных странных тварей. Их гибель вам принесет несчастья, Но всегда зачтется услуга". В этом стихе оказалось сразу упоминание о двух легендах. В одной - некий Ли Юань в реке У-Цзян спас маленькую красную змейку, которая окзалась в дейсвительности маленьким драко- ном. И за это благородство владыка драконов отдал ему в жены свою дочь. А второй случай - про знаменитого древнего целителя Сунь И, или, иначе Сун Сы Мяо, котороый6 по преданию и спас водя- ного дракона, за что и получил от него три тысячи медицинс- ких рецептов. Так, с помощью дракона Сунь Сы Мяо написал знаменитую "Цянь-цзинь фан", книгу "Тысячи золотых рецептов". И - было это или не было, но так говорит легенда.


Next